Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области
онкретизировать знания учащихся о специализации и кооперировании производства;

Научить школьников вести краткие записи на ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, выбирать данные для составления схемы последовательности производственного процесса, характеризовать внутриотраслевые межотраслевые связи предприятия по сырью и готовой продукции.

Подготовка учителя к экскурсии включает посещение предприятия, отбор производственных объектов для изучения их школьниками, составление плана экскурсии с обязательными вопросами и заданиями для учащихся. Данную экскурсию предусмотрено провести работнику данного предприятия, но перед экскурсией учителю необходимо проинформировать экскурсовода о целях и задачах экскурсии, выявить основные вопросы, на которые следует обратить внимание. Подготовка учащихся к экскурсии на предприятие машиностроительной индустрии предусматривает повторение основных понятий и терминов (специализация, кооперирование, факторы размещения и др.)

Перед началом экскурсии учитель знакомит учащихся с ролью и значением машиностроительного комплекса Курской области, сообщает цели и задачи экскурсии.

Целесообразно разбить класс на бригады, каждая из которых получит задание по сбору данных об одном цехе, а также собрать образцы сырья и готовой продукции. Также все учащиеся должны зафиксировать в своих дневниках сведения об истории возникновения предприятия, трудовых ресурсах, сырьевой базе, специализации предприятия, структуре внутриотраслевых и межотраслевых связей, перспективы развития предприятия и его социальном развитии.

Ход экскурсии.

Перед выходом на территорию завода учащиеся на плане местности находят место, где расположен завод, делают оценку его положения по отношению к транспортным путям, водным объектам и другим предприятиям. Затем на территории предприятия, в классе производственного обучения, для учащихся организуется лекция следующего содержания: история возникновения предприятия, современная оценка географического положения предприятия, основные стадии производственного процесса, структура предприятия, основные поставщики сырья для производства продукции, специализация предприятия, производственно-территориальные связи предприятия по готовой продукции с другими предприятиями данной отрасли; последовательность осмотра цехов и отделов, основные правила техники безопасности, требования к поведению учащихся во время экскурсии. Изложение материала должно сопровождаться показом материалов и образцов готовой продукции.

Перед входом в каждый цех сообщается название цеха, его назначение и основные особенности технологического процесса, напомнить задания, которые должны выполнить учащиеся по бригадам, а также вспомнить о технике безопасности и правилах поведения на производственных объектах. При изложении материала необходимо акцентировать внимание учащихся на основных этапах технологического процесса. После посещения цеха делается вывод и подводится итог работы данного участка. В заключение экскурсии можно осмотреть производственное сооружение на территории предприятия, а также провести итоговую беседу.

Вопросы итоговой беседы.

1. Какие цеха мы с вами посетили?

Что является сырьем производства подшипников?

Какие вспомогательные материалы используются в технологическом процессе?

Перечислить основных поставщиков металла предприятию.

Какие виды подшипников выпускает предприятие?

Где используются подшипники?

Охарактеризуйте географию поставок подшипников.

Что включает в себя понятие «себестоимость», «рентабельность»?

Чем объясняется снижение рентабельности продаж подшипников?

Каковы перспективы развития предприятия?

какое влияние оказывает производственный процесс на здоровье рабочих?

Какое воздействие оказывает завод на экологическую обстановку в г. Курске?

Какие мероприятия проводятся на заводе для улучшения экологической обстановки в г. Курске?

После проведения экскурсии необходимо провести обработку информации экскурсии в виде схемы последовательности производственного процесса, схемы связи предприятия по сырью и готовой продукции можно составить диаграммы, графики, оформить коллекции. Материалы, полученные в результате экскурсии, можно использовать на уроках по изучению географии России и географии Курской области. Такую экскурсию можно использовать в профориентационных целях, так как школьники ходе экскурсии получают представление об основных профессиях на предприятии. Особый интерес с точки зрения профориентации представляется практика «защиты» учениками той или иной специальности на предприятии. В результате учащиеся получают полное и наглядное представление о различных специальностях, что способствует конкретизации их профессиональных интересов.

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Особенности содержания политехнического образования в современных условиях

Социально-экономическое условие развития общества тесно связано с человеческим фактором. В связи с этим актуальной является задача существенного улучшения трудового воспитания, политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в труде.

Политехническое образование (от греческого поло - много, многое и texvn - искусство, мастерство) - это образование, дающие знания о главных отраслях и научных принципах производства и вооружающее общетехническими умениями, необходимыми для участия в производительном труде.

Политехническое образование - один из важнейших элементов процесса воспитания всесторонне развитых членов общества.

Политехническое образование не следует отождествлять с профессиональным. Давая широкую общетехническую подготовку к производительному труду, политехническое образование создает условия для свободного выбора профессий и вместе с общим образованием служит основой для профессионального образования. Но политехническое образование не обеспечивает овладения какой - либо определенной профессией, поэтому для участия в сложном труде на производстве и достижения необходимого уровня его производительности недостаточно быть политехнически образованным, знать только общие научные основы производства и обладать обобщенными трудовыми умениями. Необходимо, кроме того, овладеть специальными знаниями и навыками в какой-либо профессии в таком объеме, который требуется для надлежащей производительности труда, чем выше уровень общего и политехнического образования, на котором базируется профессиональное обучение, тем более высокую квалификацию можно дать работнику, тем быстрее он овладеет профессией.

Так как политехническое образование готовит учащихся к труду на будущем производстве, то при отборе объектов и процессов для изучения в современной общеобразовательной школе учитывается не только их важность и широта внедрения в главной отрасли производства сегодня, но и перспективность. Содержание политехнического образования должно определять не только объем политехнических знаний и умений, но также и уровень политехнического развития учащихся.

Педагоги и психологи делают попытки определить функции (способности), подлежащие развитию (техническое мышление, трудовая сноровка, творческий, рационализаторский подход к труду и т.д.), разработать объективные методы измерения уровня развития этих функций; наметить типы технических, технологических и организационно-экономических задач, которые должны быть включены в содержание политехнического образования

Политехническое образование осуществляется многообразными путями. Наиболее полно и органично политехническое образование можно проводить на уроках естественно-научного цикла. В процессе преподавания математики, физики, химии, биологии, географии и др. общеобразовательных дисциплин, не нарушая их логики, раскрываются естественно-научные основы производства, даются некоторые сведения о его главных отраслях, о достижениях технического прогресса, прививаются многие политехнические умения: измерительные, вычислительные, экспериментальные, выращивание растений, уход за животными и др. В качестве объектов изучения используются образцы промышленной техники (детали и узлы машин, механизмы, измерительные приборы), образцы сырья и готовой продукции, сельского хозяйства, модели, макеты. Демонстрируются производственно-технические и сельскохозяйственные фильмы, диафильмы, картины, таблицы, схемы, диаграммы, показывающие применение законов науки в производстве.

Большое значение для непосредственного ознакомления учащихся с производством имеют экскурсии на фабрики, заводы, в совхозы, колхозы, на электростанции, стройки и т.д. Для привития политехнических умений и развития технического мышления производятся лабораторные работы, практические и графические работы, составляются и решаются задачи с производственным содержанием.

Однако, многие знания по технике, технологии и организации производства, а также трудовые умения не могут быть даны на уроках физики, химии, биологии, географии, не нарушая их специфики и логики. Поэтому в учебный план кроме основных наук о природе и обществе включаются также и основы наук о производстве, (представленные в разные периоды развития советской школы) такими учебными предметами как труд, машиноведение, электротехника, основы промышленного производства, основы сельского хозяйства (растениеводство, животноводство), механизация, организация и экономика производства.

Важная роль в расширении политехнического кругозора учащихся всех классов, в развитии интереса к технике и агрономии, в формировании творческих и технических способностей отводятся внеклассной работе: техническому изобретательству и рационализаторству, конструированию приборов, моделей, приспособлений, облегчающих труд, туризму, устройству вечеров техники, олимпиад и викторин.

В настоящее время в учебных планах 1-9 классов предусмотрено трудовое обучение. В школьных учебных мастерских учащиеся 5-9 классов приобретают политехнические знания и умения в области механической обработки древесины, металла, а также по машиноведению и электротехнике.

Политехническое образование в старших классах средней образовательной школы должно прежде всего расширять политехнический кругозор учащихся, углублять их представление об общих научных основах и главных отраслях производства.

Делать это необходимо, стремясь к расширению задачи развития индивидуальных способностей учащихся к практической деятельности в той или иной области.

3.2. Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть? » один из главных для каждого молодого человека, от его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта. Вначале существования человечества этот опыт передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства повышались требования к человеку, что вызвало необходимость разработки научных основ подбора работников на различные профессии.

В нашей стране уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации молодежи. Разработкой научных основ профориентации занимались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Жацкий, А.С. Макаренко и др.

Подготовка подрастающего поколения к осознанному выбору профессии и рассматривается как условие ее всестороннего и гармоничного развития. Осуществляется она в тесном единстве и взаимодействии с идейно-политическим, нравственным, трудовым, умственным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, т.е. со всем учебно-воспитательным процессом.

Ведущая роль в создаваемой государственной системе профориентации отводится общеобразовательной школе, учителю. Именно учитель призван, учитывая современные требования к человеку труда, помочь подросткам не только овладеть общетрудовыми и профессиональными умениями и навыками, но и правильно выбрать профессию, в которой лучше смогут реализовать свои способности и интересы и принести большую пользу обществу.

Помочь молодежи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, призвана система профориентации. Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор подбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание (см. схему №1).

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежат осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.

Схема №1.

Системы профессиональной ориентации молодежи

Проф. просвещение

Проф. активизация

Проф. консульта ция

Проф. отбор подбор

Проф. адаптация

Проф. психо-диагностика

Проф. воспи тание

Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии: чем больше знает молодой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности и т.д., тем осознаннее будет его выбор.

В связи с многообразием профессий очень сложно рекомендовать какие-то конкретные профессии или отрасли народного хозяйства для пропаганды в школе по классам и вряд ли целесообразно. Можно отметить лишь некоторые направления профессиональной пропаганды - это формирование любви к любому виду трудовой деятельности, ознакомление вначале с простыми профессиями, а затем к более сложным в зависимости от возраста и знаний учащихся, с учетом потребности народного хозяйства страны и конкретного региона на ближайшие 10-15 лет. Важно также, чтобы пропаганда была глубокой по содержанию, обладала силой эмоционального воздействия, поднимала престиж непопулярных в глазах молодежи профессий (сферы обслуживания, коммунального хозяйства, легкой промышленности, некоторых сельскохозяйственных специальностей).

На развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности, большое влияние оказывает целенаправленно осуществляемое трудовое обучение и общественно-полезный труд учащихся. Не просто теоретическое знакомство с широким кругом многообразных профессий, но и овладение некоторыми знаниями и умениями, необходимыми для получения наиболее массовых специальностей, приобщения к жизни производственных коллективов позволяют учащимся сознательно подойти к выбору профессии. Целенаправленность трудового обучения и воспитания школьников обеспечивает формирование их профессиональных идеалов соответственно тенденциям развития общественного производства каждого экономического района и страны в целом.

Но для эффективности данной деятельности особое внимание важно уделять индивидуальной работе с учащимися: необходимо каждому найти определенное занятие, максимально соответствующее его личным качествам и возможностям.

В этой весьма серьезной и ответственной деятельности велика роль преподавателя трудового обучения.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультацией.

Профессиональная консультация имеет целью установления индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций: справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу и учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующие, целью которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии школьником, они рассчитаны на длительный период времени, предполагают систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения; медицинские, имеющие целью выявление состояние здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой области деятельности, которой будут соответствовать психофизиологические данные избирающего.

Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы, в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При этом, если у претендента данный вид профессиональной деятельности обнаруживается отсутствие хотя бы одного профессионального важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Наоборот, подлинный гуманизм заключается в том, чтобы оградить молодого человека от нежелательных, возможно серьезных последствий стихийного отбора.

При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий, отвечающий определенным установленным нормативам уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы из развития.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующие данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать