Государство - (лекции)

Государство - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Тема 10. Форма государства: понятие, признаки, структура
    § 1. Понятие "форма государства" и ее элементы

Вопрос об устройстве государства, то есть о том, из каких составных частей оно состоит, каковы способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, - это вопрос о взаимосвязи содержания понятия "государства " и формы выражения этого содержания.

Какое значение для обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: в монархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическом или недемократическом? Оказывается, самое прямое, поскольку это определяет объемы свободы человека, его возможности реализовать свои таланты и способности.

И форма подчас существенно влияет на содержание деятельности государства: очевидно, что в республиканской Германии 30-х гг. , когда у власти был А. Гитлер, свободное развитие личности оказывалось невозможным по сравнению с монархическими по форме Швецией, Норвегией, Бельгией.

"Форма дает бытие вещи", - утверждали римские юристы. И были правы, справедливо полагая, что содержание вещи неотделимо от ее внешней формы. Человек воспринимает окружающий мир через цвет, запах, форму. Этими внешними признаками одна вещь отличается от другой. Содержание института государства составляет идея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненных праву.

Однако эта целостность может выражаться в различных формах. Знаменитый французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) рассматривал государство как целостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и об ! чаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннего единства.

Единство элементов государства основано на фундаментальном законе или принципе. Для каждой формы государства этот принцип будет своим. "Как для республики нужна добродетель, - замечал он, - а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх". Следовательно, понятие "форма государства" позволяет рассматривать государство как целостность, состоящую из отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется.

От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет) она опирается, во многом зависит ее эффективность. Впервые на зависимость эффективности деятельности государства от его формы обратили внимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так, Аристотель классифицировал формы государ

    74

ства по двум критериям: 1) по количеству правящих и 2) по целям правления (служит ли оно общему благу или частным интересам).

На основе этих признаков он выделял чистые (совершенные) формы и несовершенные. К чистым формам, где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию (от греч. monos - один и arche - правление, власть, то есть единоличное правление); аристокра

_ тию (от греч. aristos - лучшие из лучших и kratos - власть, авторитет, то есть правление лучших); политику или республику (от лат. res publicum -общественное дело), где власть находится у большинства, которое выбирает правителей.

К несовершенным формам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (от греч. tyrannis, то есть лицо, насильственно захватившее власть и правящее с помощью принуждения); олигархию (от греч. oligos немногочисленный и arche - власть, то есть правление узкой группы лиц) и демократию (от греч. demos - народ и kratos -власть, правление, то есть правление народа).

Однако в дальнейшем понятие "форма государства" не стали ограничивать лишь тем, как организована государственная власть, но стали учитывать и то, как она осуществляется, распределена на территории государства.

Итак, форма государства является понятием, которое раскрывает устройство государственной власти с различных сторон. Во-первых, оно указывает на субъект власти, то есть носитель этой власти. Им выступает государство в лице своих органов. Во-вторых, оно выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т. п. ). В-третьих, понятие "форма государства" определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства. Наконец, форма государства указывает на методы реализации власти. Следовательно, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государа, венного режима. Все вместе три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти. Форма правления определяет способ формирования органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной властей, а также роль населения в их формировании. Форма государственного устройства указывает на территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образова

    _< ниями).

j Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью | которых осуществляется государственная власть и, следовательно, каким I' образом государство реализует свои функции.

    I
    I75

Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее формирования, распределения и реализации. Государственная власть: понятие, свойства и методы осуществления Что общего во взаимоотношениях пассажира и контролера, ученика и учителя, детей и родителей, гражданина и государства? Их объединяет то. что взаимодействия между ними основаны на отношениях господства и . подчинения. Указанные отношения являются разновидностью властных отношений.

Властные отношения представляют собой отношения неравных сторон: одна сторона субъект власти - навязывает свою волю другой - объекту власти - и та подчиняется. Это происходит тогда, когда, возможности участников властных отношений неодинаковы, что позволяет одной стороне влиять на другую. Следовательно, под властью понимается способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и т. п. вопреки их сопротивлению. Эта способность основана на ресурсах, то есть возможностях власт-зуюшего субъекта: знаниях, богатстве, силе, авторитете, насилии, нормах права, убеждении.

С момента возникновения человеческого общества власть была тем фактором, который упорядочивал взаимоотношения людей, придавал им целесообразность, смысл, позволял ограничивать животный эгоизм чело-зека. Первоначально источником властных отношений было естественное неравенство людей: одни из них были более умные, хитрые, ловкие, сильные, а другие - нет. Первые подчиняли себе вторых.

Затем источником властных отношений стало имущественное (появление бедных и богатых) и социальное (появление классов) неравенства. Субъекты власти - имущие классы - для навязывания своей воли неимущим классам используют государственную власть. Она согласовывает разнородные интересы людей, стремится выражать или групповые, или общезначимые интересы, опираясь на государственное принуждение. Его отличие от принуждения вообще состоит в том, что государственное принуждение основано на организованной силе.

В качестве ресурсов государственного принуждения выступают: государственный аппарат, вооруженные силы, правоохранительные органы (суд, прокуратура, тюрьмы, полиция, спецслужбы и т. п. ), право. Государство определяет правила поведения и взаимоотношений в обществе, обеспечивает их общеобязательное соблюдение, нейтрализует неправомерное поведение, лишая свободы правонарушителей. Конечно, нельзя не отметить, что государственная власть кроме принуждения опирается в своих действиях и на убеждения, и на интерес. Эти ресурсы использует преимущественно демркратическое государство, в котором государственная власть стремится быть не только легальной, то 76

есть законно избранной, но и легитимной, то есть пользоваться доверием и поддержкой у населения. Доверие к государственной власти возникает тогда, когда она стремится осуществлять насущные интересы общества, реагировать на его запросы.

Признаками государственной власти, отличающими ее от партийной, религиозной, экономической и т. п. властей, являются: 1) суверенитет государственной власти (то есть верховенство над иными видами власти и независимость от других государств); 2) легальность; 3) легитимность; 4) единство государственной власти; 5) разделение властей; 6) право на легитимное насилие (то есть. законно избранная власть при осуществлении принятых решений вправе опираться на принуждение) и т. п.

Для того чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся потребности населения, государственная власть должна быть разумно организована. Насколько она разумно организована и устроена, и показывает понятие "форма правления".

    § 2. Форма правления и ее разновидности
    Понятие "форма правления"

Форма правления является одним из главных элементов формы государства. Это наиболее консервативный элемент, который трудно поддается изменениям. Форма правления - это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между ними и степень участия населения в их создании.

Еще в период рабовладения возникли две формы правления, которые сохранились до настоящего времени, приобретая современный вид: монархия и республика. Различия между ними состоят в 1) способах организации органов верховной государственной власти (выборы, назначение, престолонаследие). Данный признак формы правления определяет 2) степень участия населения Б их формировании. Кроме того, они различаются и 3) принципами взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти.

    Монархия и ее разновидности

Монархия - это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству.

Юридическими признаками монархии являются: 1) существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно; 2) престолонаследие как способ передачи верховной власти; 3) монарх правит по собственному усмотрению, а не от имени народа; 4) юридическая безответст-' венность монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, за них несут ответственность министры, которые действуют от имени монарха.

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена; и конституци

    77

онными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента. Монарх обладает и законодательными полномочиями. Он может распустить парламент в случае несогласия с его решениями.

Обычно дуалистические монархии возникали в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент - зародившейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871 - 1918 гг. В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и т. п. , монарх "царствует, но не правит". Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Правительство несет ответственность за принимаемые решения перед парламентом. В отдельных странах, например Испании, монарх - не только символ нации, не только представляет страну на международной арене, но и выполняет функцию главнокомандующего. Однако серьезного влияния на внутриполитическую жизнь он не оказывает, поскольку все его повеления должны быть одобрены парламентом и согласованы с правительством.

    Республика и ее разновидности

Республика представляет собой форму правления, при которой органы верховной власти избираются населением на определенный период.

Юридическими признаками республики являются: 1) выборность высших органов государственной власти; 2) срочность, то есть органы верховной власти избираются на определенный срок; 3) осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению; 4) юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения; 5) власть функционирует на принципе разделения; 6) гарантированность прав человека и гражданина.

Современные республики бывают трех видов: парламентарные, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).

В президентской республике, примером которой являются США, существует жесткое разделение властей. Президент, избираемый народом, одновременно является главой государства и главой правительства. Правительство назначается президентом с согласия парламента и ответст

    78

венно перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Президентская республика как форма правления может быть эффективной в чрезвычайных условиях, когда бывает особенно необходимой сильная исполнительная власть для оперативного решения возникающих проблем.

В парламентской республике правительство формируется победившей на выборах партией (иЛи коалицией партий), то есть партией, которая располагает большинством мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Власть президента ограничена, поскольку он выбирается парламентом. Президент является главой государства и по конституции имеет право назначать правительство. Однако на практике правительство формируется партией или партиями, победившими на выборах. Хотя конституции парламентских республик наделяют президента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению правительства.

Достоинством парламентской республики является единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы.

Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. Так, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (где примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парла-'>_ менте не могут договориться о единой программе действий. Президентско-парламентская республика (эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т. п. ) отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль ее парламента существенно ограничена по сравнению с французским.

Президентско-парламентскую республику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики).

С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он f является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает |' отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства Г- премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые

    ! '
    I' 79
    # _ '"
    Р;

выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения резолюции порицания (вотума недоверия) им.

    § 3. Форма государственного устройства и ее
    разновидности
    Понятие "форма государственного устройства"

Государство представляет собой территориальную организацию общества. Иначе говоря, . государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Эти граждане могут исповедовать различные религии, говорить на несхожих языках, иметь различную культуру, обычаи. Да и государства представляют собой уже не маленькие древнегреческие полисы с населением 6-10 тыс. человек, а занимают более обширные территории с населением на несколько порядков больше.

При достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность в ее делении на территориальные, единицы (штат, земля, кантон, край, область, район, губерния, уезд), которыми можно было бы эффективно управлять. Для этого в территориальных единицах создаются органы управления.

Однако поскольку эти единицы вместе образуют территорию государства, тс возникает необходимость в распределении властных полномочий между центральными и местными органами управления.

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражают понятие "форма государственного устройства".

Так, например, США прошли определенные этапы территориальной организации. После получения независимости (1776) Соединенные Штаты (в США входило 13 штатов) развивались за счет колонизации западных земель. Когда на землях Запада население достигало "5 тыс. свободного мужского населения дееспособного возраста", "% соответствующая территория должна была созвать "генеральную ассамблею" для того, ly чтобы помогать назначенному губернатору управлять ею. Но когда население дости-; | гало "60 тыс. свободных лиц", Конгресс должен был принять территорию в качестве g нового штата "на равных правах с прежними штатами". Так постепенно современные || США стали состоять из 50 штатов. Таким образом, форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию власти, выражающей характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами.

Взаимоотношения между государством как- целым и его составными частями могут строиться на трех принципах: а) унитаризма (от лат. unus _ один, единое); б) федерализма (от лат. fedus - союз, верность союзу) в) конфедерализма (от лат. confederatio - сообщество). Трем этим принципам территориальной организации соответствуют три формы государственного устройства.

    80
    Унитарное государство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать