Государство - (лекции)
p>Другая типология государств - она называется цивилизационная1 - основана на учете в развитии государства не экономического фактора - формы собственности, а культуры: системы ценностей (коллективизм или индивидуализм, свобода или равенство), мировоззрения, моральных норм, стандартов поведения. Они могут поощрять или блокировать развитие государства.

В этом случае выделяют восточный и западный типы государства, а также древние, средневековые и современные государства. Они различаются господствующими в них системами ценностей, представлениями о мире, идеалами, на которых основаны государства и его институты. Однако поскольку критерии выделения самих цивилизации в силу различных подходов к пониманию культуры слишком размыты, то непросто бывает определить конкретные типы государства. Авторы данной классификации чаще всего в описании процесса исторического развития государства возвращаются к его классовой характеристике.

Соотношение государства и общества как критерий типологии государств Недостатки изложенных выше классификаций типов государства в основном обусловлены недооценкой его общесоциальной роли. Эта роль проявляется в том, в какой мере государство учитывает интересы всего общества, конкретной личности и способствует их реализации, то есть выступает в качестве механизма реализации общезначимых интересов. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества, то есть от того, кто кому служит - государство обществу или наоборот, различают полицейское государство, правовое государство и социальное государство.

Общество представляет собой взаимодействие людей, преследующих свои частные интересы. Эти интересы различны, иногда противоположны, поэтому часто сталкиваются друг с другом. Потребность в согласовании частных и групповых интересов и на их основе выражение всерб-щего интереса привели к созданию государства. Оно выступает политической организацией общества, непосредственно не совпадающей с населением и состоящей из системы учреждений государственной власти,

'Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.

    - 88

административного аппарата (чиновников) и принудительных учреждений (полиция, суд, карательные органы, вооруженные силы).

Следовательно, государство является политической формой существования общества, а содержание этой формы определяет само общество. Однако характер взаимодействия государства и общества на протяжении истории человечества не был простым.

В древности государство создавалось людьми для общего блага: обуздания собственного животного эгоизма и страха, защиты от внешних врагов, обеспечения правопорядка и личной безопасности, организации производственной деятельности человека. Но постепенно государственный аппарат - особый слой людей, занятых управлением (как это было в _ странах Востока), или класс богатых собственников (на Западе) - начинает использовать государственную власть для удовлетворения групповых интересов. Государство отождествляется с организованным меньшинством собственников или управленцев, которое подавляет бесправное большинство. Их узкоклассовый интерес выдается за всеобщий, а благо государства провозглашается целью общественного развития. Государство в лице монарха, императора в этом случае выступало в роли господина, дарующего своим гражданам некоторые права и свободы. Всесилие государственной власти опиралось на ее божественное происхождение. Этот тип государства можно, назвать полицейским. Он существовал долгое время в странах Востока, государствах Западной Европы. Переход в XVII - XVIII вв. общественного сознания от религиозного к светскому позволил снять покрывало святости с власти монарха. Государство перестали рассматривать как результат божественного промысла, а стали понимать как договор свободных граждан, создающих его для удовлетворения общезначимых потребностей.

В качестве главной задачи создаваемого общественного договора выдвигается гарантирование естественных прав человека: права на жизнь, свободу, собственность, стремление к счастью, принадлежащие ему в силу факта рождения. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. в Англии. США и Франции стали воплощать идею правого государства в жмзнь.

Однако лишь наличие зрелого гражданского общества (то есть сообщества свободных личностей, способных самостоятельно, без вмешательства государства соблюдать разумные формы человеческого общежития, которые не ущемляют индивидуальности) смогло на практике превратить государство в средство удовлетворения интересов всего общества.

Сегодня социальный прогресс зависит не только от государства, но и от развитого гражданского общества, которое является его реальной основой. Как справедливо отмечал лауреат Нобелевской премии американский экономист М. Фридмен: "Общество таково, каким его делаем мы сами.... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина". 89

Однако провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательства государства в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе. Надежды на то, что эти принципы в условиях рыночного хозяйства автоматически приведут к процветанию в промышленно развитых странах, не сбылись.

Это было связано с тем, что правовое государство взяло на себя только функции "ночного сторожа", то есть обеспечение физической безопасности, правопорядка и индивидуальной свободы и не вмешивалось в экономическую и социальную сферы. Однако рынок (с его конкуренцией) привел к концентрации ресурсов и богатства у имущих классов и отсутствию достойных условий жизни у большей части общества, что вызвало потребность в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики.

Социальное государство стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования путем распределения материальных и духовных благ на основе принципов социальной справедливости. Социальное государство берет на себя заботу и ответственность за развитие общества, поощряя при этом повышение эффективности производства, индивидуальную ответственность, частную собственность, конкуренцию. Достойные условия человеческого существования, равные возможности участия населения в управлении производством, государством стали реальностью лишь в 60-е гг. XX в. в развитых странах. § 2. Типы государств

    Полицейское государство: понятие и признаки

Полицейское государство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. Его разновидностями могут быть названы восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV - XVIII вв. ), тоталитарные государства XX в. в Германии, Италии, Испании, Португалии, Японии, СССР. Необходимость создания полицейского государства была основана на тезисе о неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом становится государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которого является обеспечение блага народа. "Нация во Франции, - отмечал король Людовик XIV, - не составляет самостоятельного тела, она целиком заключается в особе короля". Одяако всеобщее счастье и благополучие можно достичь лишь благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, определению того, что ему следует делать и от чего следует воздержаться, что является злом. "Народу, - по мнению немецкого императора Фридриха Великого (1152 -1190), - как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".

В осуществлении столь благородной цели как счастье народа считались все средства хороши. Для ее достижения устанавливалась всеобъем 90

люшдя опека чиновничества и полиции над всем населением. Описывая работу такого государства, французский историк А. Токвиль замечал: "Чтобы всем руководить в Париже.... необходимо было изобрести тысячи способов контроля. Размеры переписки уже громадны, а медленность административной процедуры так велика, что я никогда не встречал случая, когда приход получал бы разрешение починить колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи просьбы". Государство вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя ее. Так, в Пруссии (XVIII в. ) закон предписывал, как следует изготовлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо выпить во время крестьянского застолья, какое приданное должно быть дано новобрачной и т. д. Тайная полиция отправляла на смерть тысячи людей без суда и следствия, шпионство и доносы носили массовый характер. Деятельность полицейского государства не регулировалась правовыми нормами, она определялась целесообразностью, то есть тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Людовике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжались ими высшие сановники. Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное тюремное заключение. Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в "винтик государственного механизма", в его неотъемлемую часть и не мог существовать самостоятельно. По мнению одного из теоретиков полицейского государства Ж. -Ж. Руссо, "если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом (то есть государством), а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным".

Следовательно, полицейское государство характеризуется чрезмерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы.

Наибольшего развития теория полицейского государства нашла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство является разновидностью полицейского, оно возникло в 30-е гг. XX в. Сущность тоталитарного государства можно выразить словами лидера итальянских фашистов Б. Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства". Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне государства.

Установление "тотального государства" (которое контролирует все: мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое раздирают постоянная борьба и конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями.

    91

В этих условиях происходит концентрация всей полноты государственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматривают как спасителя нации. Под этим предлогом запрещаются все политические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статьи, гарантирующие права человека. Характерной чертой "тотального государства" является массовый террор в отношении политических противников режима и всех несогласных с ним. Так, если в Италии при Муссолини (в 1927 - 1933 гг. ) по политическим мотивам было вынесено 329 смертных приговоров, то в Германии при Гитлере (с 1933 по 1939 г. ) - уже 10 тысяч.

Несмотря на отрицательные черты, полицейское государство создает предпосылки для перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего, это выражается в утверждении единства и целостности государственной власти, в преодолении политической и экономической нестабильности.

    Правовое государство: понятие и признаки

Догадки о том, что государственная власть не должна иметь неограниченный характер, что ее всесилие следует ограничить правом, высказывались еще в древности. Так, древнегреческий философ Платон писал: "Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Однако идея связанности государства правом получает последовательное развитие лишь в XVII - XVIII вв. в трудах европейских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идеи полицейского государства. Теория правового государства исходит из идеи естественных, неотчуждаемых прав, прис щих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство путем общественного договора. Тем самым подчеркивается первичность интересов и прав человека над государством. Среди естественных прав английский философ Дж. Локк особо выделял право собственности: "Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности".

Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею. Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает право на

    92

достойную жизнь, право каждого "быть господином самому себе", свобод-_ но избирать жизненные цели и достигать их.

Третьим из классических естественных прав является право на свободу. проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: "разрешено все, что не запрещено законом".

Наряду с признаками, присущими любому государству (публичная власть, территория, государственный суверенитет и т. п. ), правовое государство обладает рядом специфических черт.

Во-первых, правовое государство отличает полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: "Все, что не дозволено власти, ей запрещено". Прежде всего это . касается личных прав граждан: тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения, право на личную неприкосновенность и т. п.

В случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированность целого ряда прав, например таких как право на труд, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и часто является не реальной, а декларируемой.

Во-вторых, реальность прав и свобод обусловлена тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Он означает, что только народ является источником государственной власти. Если правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить его.

"Источник всякого суверенитета, - говорится во французской Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1798 года), - зиждется.... в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации". Иначе говоря, государственная власть находится на службе у общества, которое обладает правом формирования правительства для реализации своих естественных прав.

В-третьих, средством обеспечения прав и свобод граждан является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Один из авторов теории разделения властей французский мыслитель Ж. Л. Монтескье так обосновывал его необходимость: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть 93

соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем". Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная (правительство) - обеспечивает их реализацию, а судебная власть - контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения... В-четвертых, правовое государство характеризуется верховенством права во всех сферах, жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом: "все, что не запрещено, то разрешено".

В-пятых, взаимная ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия -граждан. Тем самым государство берет на себя , обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и личность ответственна перед государством, если нарушает предписание правовых норм и в отношении ее применяется государственное принуждение.

    Социальное государство: понятие и признаки

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой та. :ой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства на земле могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где у большинства населения имеется высокий уровень жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ и др.

    Среди признаков социального государства отметим следующие:

1) социальное государство характеризуется достойным человека уровнем жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости

    94

двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый, здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т. п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать