Государство - (лекции)
p>Естественно, что современные парламенты существенно отличаются от своих средневековых "родителей". Оксфордский словарь английского языка так определяет законодательный орган: "Группа лиц, наделенных полномочиями разрабатывать законы страны или штата". Однако это не полное определение, поскольку парламент выполняет и другие фзтжции.

Прежде всего, парламент - это представительный орган общества, он представляет интересы рахчичных групп населения и функционирует как "глаза, уши и голос" народа. Через своих представителей (парламентариев), которых народ избирает на выборах, общество уполномочивает их осуществлять государственную власть на благо общества. Таким образом, в механизме государства парламент обладает верховенством. Как замечал Дж. Локк: "Законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".

Кроме того, парламент обладает законодательной властью, то есть правом обсуждать и принимать законы, посредством которых парламент определяет перспективы развития общества.

Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор и контроль за правительством, включая принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных органов в парламентских формах правления. Конечно, кроме названных функций, законодательные органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, то есть выразить им недоверие. Исполнительные органы власти

Правительство олицетворяет исполнительную (административную) власть, которая, по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной. По своему происхождению термин "административный" берет свое начало от лат. administratio (управлять, служить для.... ).

    102

Исполнительная власть в лице правительства носит конкретный и предметный характер, что отличает ее от законодательной. Правительство обладает большими возможностями, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи; органы безопасности и т. п. Оно осуществляет текущее управление делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в различных странах называются по-разному: правительство - в России, Чехии; кабинет - в Японии, на Украине; государственный совет - в Китае; федеральный совет - в Швейцарии и т. п.

Причем в некоторых странах правительства как такового нет. Например, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а кабинет, который объединяет их всех, не является коллегиальным органом, решений не принимает, а только их обсуждает. В этом случае министры выступают в качестве советников президента по вопросам, входящим в их компетенцию. Подобное положение правительства характерно для президентских форм правления.

В парламентских формах правления положение правительства иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Обычно кабинет министров выполняет роль связующего звена между законодательной и исполнительной ветвями власти. По сути, он представляет собой руководящее ядро правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных министров, несу их коллективную ответственность за деятельность правительства. В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако следует отметить, что в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно ' руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и избранному на месте) должностному лицу - губернатору, префекту.

Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.

    Судебная власть

Поскольку в обществе существуют различные интересы, то они сталкиваются. С целью разрешения этих конфликтов и споров были учреждены суды. Они (и никто кроме них) отправляют правосудие, являются арбитром в спорах о праве. Одной из главных целей деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой на

глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны, и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин.

Суды независимы, что означает независимость в принятии решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной властей: Так, например, девизом Верховного Суда США является лозунг: "Равное правосудие в рамках закона".

Каждая страна создала свою судебную систему, на формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции народа, его культура. Ток, судебная система Франции состоит из обычных судов, которые разбирают гражданские и уголовные дела; и административных судов, занимающихся делами, связанными с деятельностью государственных органов, должностных лиц. На вершине судебной системы Франции находится Кассационный (Верховный) Суд. Он -обладает верховенством в вопросах толкования гражданского и уголовного права. Кассационный (Верховный) Суд разделен на пять коллегий, которые разбирают дела в области семейного, торгового, социального, уголовного права и права собственности. В каждой коллегии - 15 судей во главе с председателем. Верховный Суд не обладает правом пересмотра дел, он может лишь признать решение недействительным и направить дело на новое рассмотрение в другой суд. Несмотря на национальные особенности, судебные системы различных стран используют одни и те же принципы: самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах своей компетенции; равенства всех перед законом и судом; гласности судопроизводства; состязательности судопроизводства; презумпции невиновности; права обвиняемого на защиту и т. п.

Среди правоохранительных органов, наряду с полицией, органами безопасности, внешней разведки, особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме этого органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых затрагиваются интересы государства.

Глава государства: место в системе органов государственной власти Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства. Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях - монарх. Конечно, современные монархи уже не напоминают своих предше-' ственников. Институт монархии в развитых странах Запада (Швеции,

    104

Дании, Норвегии, Бельгии, Испании, Великобритании) сохранился как дань традиции. Формально он облачен значительными полномочиями: обладает правом созыва и роспуска парламента, назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и обнародования законов, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженных сил. Однако на практике большинство этих функций выполняют премьер-министры. Сами же монархи ведут светскую жизнь и являются, по большей части, символом государства. Однако из этого правила есть исключения.

    у? :

j Ток, испанский монарх Хуан Карлос I активно участвует в политической жизни |; страны. "Я такой же, как и вы, - любит повторять Его Величество, обращаясь к гражда-щ нам, - только работаю королем. Работа как работа, просто название громкое". Это Ы говорит о скромности монарха. На самом деле Хуан Карлос I сыграл очень важную g роль в истории Испании после смерти диктатора Франко в 1975 г. Через два дня по-fe еле смерти диктатора Испании Баамонде Франко (1892 - 1975), единолично правив-|; шег"о страной с 1939 по 1975 г. , парламент восстановил монархию в Испании и ут-; : вердил Хуана Карлоса Мария де Бурбон правителем страны.

_ Молодому монарху удалось избежать гражданской войны, которую не смог пре _ дотвратить в 30-х гг. его отец - граф Барселонский. В 1981 г. Хуан Карлос I предотвратил вооруженный мятеж, заставив войска вернуться в казармы. "Корона символ '-; единства и жизнеспособности страны, - заявил молодой король, - не допустит никаких

_', , акций со стороны людей, которые хотят силой прервать демократический процесс". Народ поддержал короля. Согласно конституции, монарх является главнокомандующим, его персона неприкосновенна и никому не подотчетна. Однако король добро

_ вольно поставил над собой парламент и закон. Без подписи председателя конгресса : или премьер-министра его указы не могут вступить в силу. Хуан Карлос I - единствен-\. ный из европейских монархов, который ежегодно представляет в финансовые органы декларацию о доходах и'исправно платит налоги.

: Монарх прекрасно образован, окончил Кембриджский университет, владеет шестью языками. Он заядлый спортсмен (один из лучших фехтовальщиков Европы, имеет . черные пояса по дзю-до и каратэ, яхтсмен), пилотирует суперсовременные истребите-, ли. В генеалогическом древе его жены - королевы Софии (матери троих детей) значат

: ' ся семь русских царей. "Я всегда считала главным, - призналась королева Испании,

_> привить своим детям чувство ответственности, которое, думаю, включает в себя мно-; ; гое: интеллект, строгую мораль, профессионализм, волю, благородство и честность".

В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. Он наделен рядом полномочий: представляет страну во взаимоотношениях с другими странами, принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; обнародует международные договоры и соглашения; является главнокомандующим вооруженными силами страны; может наложить вето на закон, принятый парламентом, и вернуть его на вторичное рассмотрение. В некоторых странах, как, например, в России, президент имеет право распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.

    105
    Тема 13. Государство в политической системе
    § 1. Политическая система: понятие, структура, функции
    Понятие "политическая система"

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, происходящих под воздействием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме того, изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное воздействие на различные стороны жизни общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

Понятие "политическая система" используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне. Существует широкое понимание политической системы, когда под ней имеется в виду совокупность всех общественных структур (как государственных, так и негосударственных), так или иначе участвующих в политической жизни. По определению американского ученого Г. Алмонда, политическая система включает, помимо политических институтов, социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Наряду с этим узкое понимание политической системы включает в нее только институционально организованные образования: государство, политические партии, общественные организации.

Термин "политическая система" был введен в политике-правовую науку в 50 - 60-х гг. XX в. Сам этот факт отражал нарастающее понимание системного характера политики. До того времени для описания вла

    106

стных отношений обычно использовалось понятие "тип правления", а чуть позже "система правления". Но ученые, оперировавшие этими понятиями, обычно сводили политику к деятельности государства и его органов, выделяя их в качестве главных субъектов властных отношений.

До определенного момента такое объяснение всех устраивало, так как оно в известной мере отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление автономной, самостоятельной личности с правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство и создавать для этого политические организации (партии, движения). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации.

Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики, господствовавших в науке прежде. Но была и более важная причина введения системного подхода в политическую науку - она состояла в поиске универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды. ; 1 Понятие "система" ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи м (1901 - 1972) в 20-х гг. XX в. для обозначения процессов обмена веществ между клет-? > кой и внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых ь элементов, как целостность, состоящую из "элементов, находящихся во взаимодейст-; i; вии". Отношения взаимозависимости означают, что если один элемент системы изме-V нился, то изменяется и вся целостность. Система развивается благодаря тому, что реа-i" гирует на сигналы извне и на требования своих внутренних элементов. 'ч Понятие "система" в изучение общества привнес Т. Порсонс (1902 - 1979). Он г представил общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в от-л-! ношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социаль-% ной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на 1 требования, которые исходят к ней изнутри или извре, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Так, адаптацию общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет экономическая подсистема. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений входят в функцию политической подсистемы. Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации поведения личности. Наконец, интеграция общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляются духовной подсистемой.

Основателем системного подхода в политической науке принято считать Д. Истона, по определению которого политика есть "волевое распределение ценностей". Оно осуществляется политической системой, которую можно рассматривать как совокупность взаимодействий по поводу распределения ресурсов и ценностей. С этой точки зрения политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функ-ционироьания власти в обществе.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.

    107

С одной стороны, политика рассматривалась как относительно самостоятельная сфера, состоящая из взаимосвязанных элементов и выполняющая функции распределения ресурсов и побуждения к принятию этого распределения в качестве обязательного большинством общества.

С другой стороны, политика является частью более широкой целостности общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Следовательно, полагал Д. Истон, "системный анализ политической жизни основан на понятии "системы, погруженной в среду" и подверженной воздействиям с ее стороны.... Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать". Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура и социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования. Адаптацию общества к изменяющимся условиям существования политическая система осуществляет с помощью правовых, моральных, религиозных норм, традиций, обычаев, политических партий, государственных, а также общественных организаций и движений, которые являются элементами политической системы. Структура политической системы

Политическая система состоит из подсистем, которые непосредственно связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. У разных исследователей количество подсистем (элементов) неодинаково. Однако если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними - все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов.

Очень велико влияние на государственную власть и политических партий и групп интересов. Среди последних особую роль играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять

    108
    .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать