Государство - (лекции)
p>Наиболее распространенным видом территориально-политической организации является унитарное государство, где имеются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство.

Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (то-есть не имеют своих законодательных, внешнеполитических органов). Они самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах. Среди унитарных государств можно выделить Францию, Италию, Польшу, Испанию.

    Федеративное государство

Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и т. п. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон, республика и т. п. ), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.

В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия этих органов разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.

Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

    Конфедерация

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычно конфедерация на практике являет собой союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. п. ).

Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральны

    81

ми органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны - участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации.

Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291 - 1798 и 1815 1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантонов с целью . внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей. США с 1776 до 1789 г. также были конфедерацией 13 штатов.

§ 4. Форма политического и государственного режимов и их разновидности Понятие "государственный режим"

Государственный режим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловлено тем, что государственный режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства.

Понятие "государственный режим" выражает характер существующей власти, ее содержание. Обычно в нем заключено соотношение диктатуры и демократии как принципов организации общественной жизни.

Однако понятие "государственный режим" не исчерпывает всех средств осуществления политической власти. Кроме государства в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, но оказывают на нее существенное влияние (например, промыш-ленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс).

Исторически понятие "государственный режим" корректно использовать для характеристики способа правления до XVIII в. , то есть до времени 'Появления политических партий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ее обладателем. После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтому понятие "государственный режим" уже, чем понятие "политический режим". 82

    Разновидности государственного режима

Исторически первым государственным режимом была деспотия (от греч. despotia неограниченная власть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай). В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограничены, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти. В реализации власти деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Правит он, опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности, недовольства, несогласия. Обычно личность деспота обожествляли. Например, в Древнем Китае его называли "сыном неба". Сходными чертами характеризуется диктаторский режим (от лат. dic-tatura неограниченная власть). Следует отметить, что понятие "диктатор" не всегда отождествлялось с насилием, жестокостью. В Древнем Риме (V -I вв. до н. э. ) диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членами сената на 6 месяцев и наделялся всей полнотой власти в течение этого срока. Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались для осуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешних врагов или осуществление завоевательных войн. Гай Юлий Цезарь нарушил традицию выборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется с неограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью. Исторической разновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующим государственным режимом в средневековье (V -XVIII вв. ). Данный способ правления характеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, правившего, опираясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революций XVII - XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные монархии, когда власть монарха ограничена конституцией и парламентом, или свергалась революционным народом и на их месте учреждались республики.

Хотя традиционный абсолютизм сходит с политической сцены, однако он сохраняется в целом ряде стран: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т. п. Так, король Саудовской Аравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельность политических партий запрещена.

Тирания (от греч. tyrannis - единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связы-. валась с незаконным захватом власти каким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII - VI вв. до н. э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в. до н. э. ). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жизни бедных слоев населения, но и действовала демократическая Конституция Солона.

    83

Во времена античности и средневековья существовали и демократические режимы. Однако тогда демократия не получила широкого распространения, хотя и переживала период расцвета в Древней Греции - в Афинах в V в. до н. э. Следует отметить, что политическими и гражданскими правами и свободами пользовалось не все население, а только граждане города-государства. Именно они принимали участие в решении всех дел в полисе, собираясь вместе на торговой площади. Однако существовать долгое время демократические режимы не могли. Низкий уровень культуры населения, безразличие к нуждам общества (ведь за занятие управленческой деятельностью денег не платили) приводили режим в упадок. В средневековье демократия сохранилась лишь в городах-коммунах. Возрождение демократии произойдет лишь в XVIII в. , когда Великая Французская революция вновь обратится к ценностям свободы, равенства и братства людей. Политический режим и его разновидности

Появление политических партий, движений расширило число участников политической жизни, то есть тех, кто реально мог влиять на власть или осуществлять ее. Тогда для обозначения способа (формы) правления вместо понятия "государственный режим" стали использовать понятие "политическийрежим".

Соотношение диктатуры или демократии, которое выражается в степени свободы личности в обществе, в гарантиях ее прав и свобод, позволяет выделить три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию. Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и т. п. ) в первой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из этого состояния стало установление тоталитарного режима. Тоталитаризм - это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия. Тоталитарное государство контролирует не только действия человека, но и его потребности, мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательной системы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственной политической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества, формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Таким образом, государство находится на службе у правящей партии. Более мягким по средствам осуществления государственной власти является авторитарный режим (от лат. auctoritas - власть). Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решении и не может контролировать власть.

    84

Правящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, неправовые методы принуждения. Наряду с . этим, авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духовной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер. Это может быть гражданские лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране).

В связи с тем, что при авторитарных режимах управление страной осуществляется централизованно и, следовательно, существует возможность направлять средства на решение важных задач, эти режимы способны проводить эффективные реформы при условии, что они совпадают с интересами правящей верхушки. Так было в Южной Корее, Чили, Сингапуре, на Тайване, которые за короткий исторический срок (20 25 лет) добились значительных успехов в экономическом развитии. Демократия как политический режим вызывает больше всего споров как среди ученых, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократия характеризуется следующими признаками: 1) народ является источником власти, который осуществляет ее либо прямо, непосредственно (на выборах, референдумах), либо через своих представителей (депутатов парламента); 2) конституционное закрепление и практическое осуществление прав и свобод граждан; 3) наличие оппозиции, то есть партий, не согласных с правящим режимом; 4) существование многопартийной системы, выражающей интересы различных групп общества; 5) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; 6) осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются как граждане, так и органы власти...

Для осуществления этого идеала требуется высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни, ограниченный процент нищих в обществе, иначе общество все время будет в состоянии "войны" между бедностью и богатством.

Следовательно, демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следует ответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтому английский премьер-министр У. Черчилль (1874 -1965) как-то заметил: "Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные.... " Демократический режим нельзя ввести декретом, приказом. Для этого нужны материальные, социальные, культурные условия. Вероятно с этим связано то обстоятельство, что демократическими сегодня признаны с точки зрения реальных гарантий прав и свобод человека около 30 стран мира из более 200. 85

    Тема 11. Типы государства
    § 1. Критерии типологии государств
    Понятие "тип государства"

Государство представляет собой явление конкретно историческое, оно не может существовать вне времени и пространства. Так, современное французское государство вряд ли можно спутать с японским. На протяжении многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, множество различных государств. На каждом историческом этапе государево приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества, его географическим расположением, и отражало потребности существовавших в обществе групп, отдельных личностей. Возникая, одни государства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая место другим государствам. Все они - малые, большие, средние - были не похожи друг на друга. В этом случае уместен вопрос: "Существует ли какая-то логика в развитии государства и в чем это развитие обнаруживается? " Для ответа на этот вопрос необходимо все многообразие государств, существовавших в истории человечества, сгруппировать на основе устойчивых (типичных) признаков. Это позволит выявить исторически изменяющиеся роль и место государства в жизни общества на каждом этапе его развития и лучше понять задачи современного государства. Для этого в юридическую науку вводится понятие "тип государства".

Начиная с первых государств Древнего Востока и вплоть до самых современных, государство развивалось вместе с обществом. Каждой исторической эпохе был присущ свой тип государства. Понятие "тип государства" включает совокупность устойчивых черт и свойств государства, присущих определенному этапу исторического развития. Они показывают, чьи интересы выражает государство общества, класса собственников или отдельной личности, каковы принципы организации и функционирования государственной власти.

    Критерии типологии государств

Качественные изменения в историческом развитии государства могу! быть выявлены с помощью различных критериев. В науке существует несколько типологий государства, то есть объединение различающихся государств в группы на основе устойчивых признаков.

Одна из наиболее распространенных прежде типологий - формацией-ная . Она исходит из принадлежности государственной власти определенному классу. Таким классом, по мнению авторов теории, является класс

Формация (от лат. formatio - образование) - ступень в историческом развитии общества, которая определяется зрелостью материального производства, i частности, уровнем производительных сил и производственных отношений. 86

собственников, в руках которого находятся средства производства. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. В этих государствах власть соответственно принадлежала экономически господствующему классу - рабовладельцам, феодалам, буржуазии и, наконец, трудящимся во главе с рабочим классом.

В основе рабовладельческого государства лежал принцип частной собственности рабовладельца на средства производства, включая и рабов, которых считали "говорящим орудием труда".

\ Например, все население в афинском государстве в период правления Солона t (VI в. до н. э. ) было разделено на 4 разряда по имущественному цензу. Самые богатые и с доходом в 500 медимнов зерна (медимн - мера сыпучих тел, равная приблизительно ;

В отличие от рабовладельческого феодальное государство функционировало на принципах сословной иерархии, то есть отношений господства и подчинения (низших сословий высшим), а также зависимости властных полномочий сословий от размера феодальной собственности . на землю.

Ток, французское общество в IX в. состояло из феодалов и феодально-зависимого крестьянства (сервов и вилланов). Господствующий класс феодалов был неоднороден.

'. Высший слой феодального класса составляли герцоги и графы. Они были вассалами (от лат. vassollus - слуга) первой ступени - французского короля. Герцоги и графы получали землю от сюзерена (от фр. suzerain - верховный сеньор территории), то есть от короля, и несли в отношении его определенные повинности: они были обязаны участвовать в военных походах короля в течение 40 дней, заседать в суде и совете сеньора, оказывать денежную поддержку сеньору, например выкупать его из плена, если тот был схвачен неприятелем. Вассалами второй ступени были баронь. Они получали землю от герцогов и графов. Далее следовали мелкие дворяне - рыцари, бывшие васса

; лами баронов. Б основе вассалитета лежал принцип наделения землей. Исходя из признака принадлежности государственной власти экономически господствующему классу логика развития государства, согласно данному подходу, представляет собой процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческий -> феодальный -> буржуазный -> социалистический. Достоинством данной типологии является четкое выделение классового характера государства.

Однако подобная классификация слабо учитывает значение общесоци-альпых функций государства как механизма выражения и согласований интересов всего общества. Кроме того, не всякая государственная власть имеет четко выраженный классовый характер.

_ Например, государственная власть во времена второй империи во Франции - это >. правление Луи Бонапарта (1852 - 1870) - вообще не опиралась на какой-то класс, а "' скорее лавировала между классами и сословиями французского общества.

Еще сложнее выявить классовый характер государственной власти в , обществах, где классов пока еще нет. Это характерно для развивающихся

    87

стран Азии, Африки, Латинской Америки. Там часто правит какая-то узкая группа гражданских или военных лиц, опирающаяся на традиции, религию, армию. И еще один недостаток рассматриваемой типологии: не во всех странах был рабовладельческий строй и, соответственно, рабовладельческое государство. Например, восточные славяне перешли от первобытнообщинного' строя к феодализму сразу, минуя рабовладельческую стадию развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать