Государство - (лекции)
p>. на процесс формирования общественного мнения, а через него - оказывать давление на правительство, на политических лидеров.

Нормативная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого - обеспечение функционирования, преобразования и защиты механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Функции политической системы

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, называют дисфункциями.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена американскими исследователями Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а вместе они - обеспечивают "сохранение системы через ее изменение". Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают . поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества. *%

? Так, американская политическая культура функционирует на ряде мифов, идеалов % и представлений, которые признаются большинством населения страны, несмотря на § религиозные и расовые различия. Среди них - отношение к своей стране как к бого-|? избранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации, У ориентация на личный успех, уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь 4 богатства можно, полагаясь только на свои способности и усердие, и т. п.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутиро-вания, то есть подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит),

    109

способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может стимулировать формирование "критической массы", способной привести к дезинтеграции и распаду общества. Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, кочорыс она черпает из внутренней или внешней (экономической, природной и т. п. ) среды. Данную функцию называют экстракционной.

Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

    § 2. Государство - ядро политической системы
    Место и роль государства в политической системе

Все вышеперечисленные функции реализуются во многом благодаря существованию такого элемента политической системы, как государство, которое является его ядром, главным инструментом осуществления луб-личной власти. Особое место государства в политической системе определяется его юридическими признаками и функциями.

1. Оно выступает политической формой организации общества. В этом качестве государство объединяет всех граждан, связанных с ним устойчивой политико-правовой связью, то есть гражданством.

2. Государство призвано выражать интересы не отдельных групп, слоев населения, а общества в целом, его общезначимые интересы. Тем самым государство интегрирует, объединяет разрозненные группы и индивидов в общество. Этим государство отличается от политических партий, движений, которые создаются для выражения групповых интересов. Будучи политическим объединением всех граждан на определенной территории, государство представляет их интересы, принимает важные и обязательные для общества решения.

3. Вышеуказанных целей государство достигает благодаря тому, что является особой организацией политической власти, которую распространяет на всю территорию страны. Причем государство является главным субъектом публичной власти, обладает верховенством над всеми органами иных

    _
    110

видов власти (экономической, духовной, социальной и т. п. )- Государственное властвование позволяет обеспечивать стабильность в обществе, правопорядок и прогресс.

4. Согласование и интеграцию разнородных интересов государство осуществляет путем издания законов и других нормативно-правовых актов, которые устанавливают общеобязательные правила поведения.

5. Регулятивное воздействие государства на общество осуществляется через решение текущих повседневных дел разветвленным специальным аппаратом управления и принуждения.

6. Устойчивость и поступательность общественного развития обеспечиваются государством благодаря осуществлению правосудия, контроля и надзора за исполнением правовых установлений. Государство, в отличие от негосударственных организаций, для придания общественному развитию целенаправленности, упорядоченности использует законное принуждение, опираясь на систему правоохранительных органов. Таким обра-_ зом, оно предохраняет общество от конфликтов, социальных потрясений, гражданских войн.

Очевидно, что в реализации публичной власти государство активно взаимодействует с другими элементами политической системы: политическими партиями, молодежными организациями, профсоюзами, церковью, негосударственными средствами массовой информации и т. п. Названные негосударственные организации призваны выражать интересы различных слоев населения: классов, профессиональных и половозрастных групп. Они выражают и защищают интересы этих групп населения, доводят их требования до государственных органов, представляют их интересы в институтах власти.

Отношения негосударственных организаций с государством различны, поскольку во многом они определяются ролью самих общественных объединений. Так, политические партии выражают политические интересы населения и на выборах борются за власть, а в случае победы формируют правительство, приводят к власти своих кандидатов. В этой ситуации правящие партии определяют политический курс правительства на очередной срок до следующих выборов.

Профсоюзы отстаивают экономические интересы занятого в производстве населения. Они оказывают влияние на государство, владельцев предприятий, выступают с требованиями улучшения условий труда и повышения его оплаты. Взаимоотношения государства и общественных объединений регулируются законом и в первую очередь нормами конституции. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении актуальных вопросов на основе признания политического плюрализма, принципов самоуправления и ' самодеятельности. Государство не вмешивается в деятельность официально зарегистрированных объединений, если они не нарушают законы.

    111
    Тема 14. Государство и гражданское общество
    § 1. Гражданское общество: понятие, признаки
    и подходы в науке
    Понятие гражданского общества

Гражданское общество представляет собой совокупность меяслично( ных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, лигиозных и иных структур, реализующих повседневные интересы индивис которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства госуд ства. Система независимых от государства институтов и межличносп отношений создает условия для самореализации отдельных индивидо их групп и удовлетворения их повседневных потребностей. Идея гражданского общества - одна из важнейших политических и, нового времени. Появившись в середине XVII в. в Европе, понятие "г жданское общество" прошло известную эволюцию, породив нескол концепций. Однако оно неизменно рассматривается в противопостав нии понятию "государство".

Долгое время в политической науке понятия "гражданское общесп и "государство" не различались и рассматривались как тождественн Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации разл ных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей госуг ственной власти, обособления автономного и независимого индивщ неотъемлемыми правами и свободами породили и потребовали отра ния в общественном сознании и науке двух тенденций социальь прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в со альном развитии было отражением стремления индивида к свобод автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс ста* ления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека о' зил понятие "гражданское общество ". С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целосп сти общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и циальных групп выразила понятие "государство". Равновесие и взаи связь общественных, групповых и индивидуальных интересов госуда во устанавливает посредством исполнения управленческих функций.

    Соотношение государства и гражданского общества

Понятие "гражданское общество", как правило, используется в coi тавлении с понятием "государство". По замечанию немецкого право И. Изензее, "государство существует в виде того, что противостоит об ству". "Государство" и "гражданское общество" представляют собой п
    112

тия, отражающие различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. п.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, , поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опо-средующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условно, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

    Гражданское общество: подходы в науке

В политической науке существует несколько подходов в интерпретации гражданского общества. Либеральная трактовка гражданского общества восходит к временам Т. Гоббса (1588 - 1679) и Дж. Лота (1632 - 1704). Понятие "гражданское общество" было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию. Человек в "диком", "природном" состоянии, не знающий ни цивилизации, ни государства, развивался в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному состоянию общества противопоставлялось цивилизованное общество как воплощение порядка и гражданских отношений. Так, Т. Гоббс считал возможным достижение такого состояния при наличии государства. Он писал: "Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, _ невежество; в государстве владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность".

Основоположник либерализма Дж. Локк впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу - выше других ценностей. Свобода понималась им как свобода от вмешательства извне, со стороны государства. Будучи разумными, люди, по мнению Дж. Локка, заключают между собой общественный договор, то есть создают гражданское общество. Оно форми

    113

рует ряд защитных структур, которые располагаются между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Дж. Локку, является частная собственность. Позитивно-либеральная концепция гражданского общества представлена немецким философом Г. Гегелем (1770 -1830), который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества он считал частную собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой исторического прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был связан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся выступает "мировой дух", "Абсолютная идея". Именно государство есть воплощение "мирового духа", а гражданское общество "инобытие" Духа-Идеи.

Государство, по мнению философа, олицетворяет все добродетели. Оно - наиболее совершенное воплощение мировой саморазвивающейся идеи, самое могучее проявление человеческой личности, всеобщности политического, материального и духовного начал. Государство защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реализует всеобщность интересов.

Гражданское общество и индивид подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органичную целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Согласно Г. Гегелю, опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы. Марксистская трактовка отвергает тезис Г. Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу. К. Маркс (1818 - 1883) рассматривал последнее как фундамент существования всего человеческого сообщества, а жизнедеятельность индивидов - как решающий фактор исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. К. Маркс рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов, общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и общения. Совокупность экономических, производственных отношений индивидов (отношения, в которые вступают индивиды между собой в процессе производства) и соответствующие им производительные силы (средства производства, рабочая сила и объекты приложения труда) составляют экономический базис общества.

В свою очередь, экономический базис обусловливает надстройку - политические институты (в том числе государство), право, мораль, религию, искусство и т. п. Государство и политика являются отражением производственных отношений. 114

Следуя тезису о зависимости надстройки от базиса, К. ' Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего собственностью на средства производства и его результаты. Поэтому буржуазное государство он рассматривал как механизм реализации и защиты интересов экономически господствующего класса - класса собственников: промышленников, финансистов, землевладельцев и т. п. В таком государстве гражданами оказываются имущие классы и социальные слои. Буржуазное государство, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию всех индивидов, поглощает или чрезмерно регулирует гражданское общество.

Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством, по мнению К. Маркса, можно путем создания нового типа общества - коммунистического общества без государства, то есть такого общества, которое полностью становится гражданским и устраняет необходимость выделять это понятие особо. Коммунизм это "царство свободы", как называли его основоположники марксизма. В нем, писал К. Маркс, "никто не ограничен исключительным кругом деятельности, а каждый может совершенствовать себя в любой деятельности"; в нем человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития. Поэтому проблема противостояния государства и гражданского общества при коммунизме потеряет всякий смысл.

Социал-демократическая концепция в подходе к гражданскому обществу основана на признании политики его сердцевиной, хотя сама политика с помощью властных отношений пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества, оказывает стабилизирующее воздействие на него.

Государство должно, по мнению немецкого ученого первой половины XX в. И. Шумпетера (1883 - 1950), участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, гарантировать, чтобы они управлялись демократически и. одна часть гражданского общества не превращалась в экспансионистскую силу, разрушающую все, а рынок не подчинял себе общество. Поэтому сторонники социал-демократического направления предполагали обязательным государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования.

§ 2. Структура гражданского общества и предпосылки его возникновения Традиционное и гражданское общество: соотношение

    и признаки

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному (рабовладельческому и феодальному, сословно-кастовому) обществу. В таком обществе основным субъектом являются сословия, кланы, клас

    115

сы, а государство практически совпадало с имущими классами и было обособлено от основной массы населения.

В традиционных обществах древнего мира и особенно средних веков социальное неравенство было выражено и закреплено в праве. Господствующая социальная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, - от их имени и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни.

Гражданское общество по своему историческому происхождению и по своей сути является буржуазным, отрицающим сословно-кастовое деление предшествовавших ему обществ. Основу гражданского общества составляет свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и "разгосударствления" общественных отношений. Начало этому процессу положило формирование представительных органов власти, которые стали выступать от имени всего населения. Для этого было законодательно признано юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, были признаны свободными и полноправными участниками общественной жизни. Наиболее существенной экономической предпосылкой свободы индивида явился институт частной собственности, который способствовал формированию развитого гражданского самосознания. Конечно, юриди-'ческое равенство не предполагает фактического равенства, а означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создавало определенные условия для проявления талантов и способностей личности. Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия Биллей о правах в Англии (1689), США (1789 - 1791) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

    Структура гражданского общества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать