История Украины - (реферат)

История Украины - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    1

Существуют 2 точки зрения на образование К. Руси: норманнская теория и теория естественно-исторического образования Киевской Р? сч.

Норманнская теория — о несамостоятельном развитии ру

а) на “Повесть временных лет” — (основной источник того вре мени, написанный киевским монахом Нестором в нач. 12 в. ), где пересказывается легенда о приглашении славянскими племенами в качестве князей 3-х братьев во главе с Рюриком (+Сннеус, Трувор)—варягов (викингов, норманнов) но происхождению; • б) первыми руководителями К. Руси были норманны—кня-зья Рюрик, Олег; в) в сочинениях римских историков и ряде других неславянских летописей утверждается о дикости и отсталости восточно-славянских племен, что говорит^ якобы о их неспособности без помощи извне осно-} вать такое могущественное государство, как К. Русь.

2) Теория естественно-исторического процесса образования классов и государства у восточных славян: а) для этого существовали все необходимые экономические предпосылки: достаточно высокое развитие пр. сил (археологами найдены железные орудия труда; доказано отделение ремесла от с/х и другое, что говорит об имущественной дифференциации, от которой один шаг до образования классов и государства); многочисленные успешные военные походы славян приносили добычу и ускоряли процесс классообразования; захват старейшинами общинных земель говорит о начале складывания феодальных отношений и т. д. ; б) археологические раскопкп указывают, что количество захороне ний воинов-норманнов ничтожно мало в сравнении с найденными захоронениями русских воинов; в) в летописях последующих веков норманны не упоминаются, поэтому можно сделать вывод, что их количество было мало и они быстро слились с коренным населением—ославянились; г) сравнительный анализ остатков вооружений норманнов и славян говорит о примерно одинаковом уровне развития производительных сил; д) в летописях прямо говорится, что еще до прихода варягов в Киеве правил 1-й князь— славянин Кий (кон. G—нач. 7 в. ); франк ские “Вертинские анналы”впервые упоминают о государстве восточных славян (нач. 9 в. ), когда в 838 г. к византийскому императору явились послы, утверждавшие, что“их народ зовут Росс и направлены они ца- ргм, называемым Хаканом, ради дружбы”. Вывод: с норманнами пли без норманнов, посточные славяне были в силах сделать последний шаг от разложения первобытно-общинного к феодальному обществу. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ

Господствует натуральное, хозяйство, при котором все необходимое производится не для продажи на рынок, а для внутреннего употребления.

    12

Земледелие — основное занятие, по 2—3-польной системе возделывались: пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. культуры. Основными орудиями труда были: рало (деревянный плуг), борона, серп, коса. Скотоводство— разводились волы, лошади, коровы, овцы, свиньи, козы и т. п. Ремесло —до 60 специальностей: кузнецкое, ткацкое, гончарное, кожевенное, ювелирное и др. Внутренняя торговля—ремесленные изделия п"всеместно менялись на с/хозяйственные. Наметилась некоторая специализация районов: из Прикарпатья везли соль; с юга— хлеб, скот; с севера — меха. Внешняя торговля — К. Русь экспортировала: скот, хлеб, соль, ремесленные изделия, меха; импортировала: вино, ткани, пряности, диковинные товары и т. п. Крупнейший торговый путь — “из варяг в греки” — по Днепру. Вспомогательные отрасли —охота (с помощью лука, стрел, сетей и . швушек); рыбная ловля (ловили крючком, неводом, били острогой); б' ртничество (собирательство дикого меда). СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ К. РУСИ

Раннефеодальная монархия федерального тппа, при которой существовала следующая пирамида власти: а) во главе государства —великий киевский' князь; б) ближайшее окружение, при помощи которого великий киевский князь управлял государством: личная дружина, делившаяся па старшую (бояре, мужи) и младшую (отроки, детские); удельные князья, стоявшие свгими войсками в крупных городах (Чернигов, Переяслявль, Псков и др. ) и управлявшие подчиненными княжествами. Совет из князей и старших дружинников составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия важных решений (выступление в поход, заключение мира и т. п. ); в) суд, сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники, называвшиеся мечниками, верниками. г) управление небольшими городами осуществляли наместнпкп великого князя — тьтсяцкне и посадники. Зависимое население: “Смерды” —крестьяне, не попавшие в личную зависимость от феодала и эксплуатировавшиеся только путем взимания дани. “Закупы” — бывшие смерды, взавшие у феодала *'купу” -— ссуду деньгами, инвентарем, семенами и т. п. “Рядовичи” —' крестьяне, заключившие с феод-чл"-. ' “ряд” — договор и за эта выполняющие различные работы в вотчине. “Изгои” —изгнанные из общины крестьяне, не имевшие права из-за этого пользоваться общинной землей (лугами, пастбищами и т. п. ). “Холопы” — полурабы. 13 Феодальная эксплуатация осуществлялась путем:

а) экономического принуждения —. выплата княжеской дани; за ключение крестьянами канальных договоров с феодалами (“купа", "ряд”); раздача фаодалами земли крестьянам, за что последние платили земель ную ренту (барщина, натуральный оброк, впоследствии —денежный об- рок); б) внеэкономическогого административного принуждения - сословное неравноправие крестьян по отношению к феодалам. До BToрой половиы Х столетия на Руси не существовало индиви дуальной собственности на землю. Она считалась совместной собственностью князей, бояр, старших дружинников, а олицетворял ее глава своеобразной корпорации—киевский великий князь. Собственно же боярская земельная собственность складывается лишь в начале ХII века. ! i силу агих особенностей восстания населения в Киеве (в 1068 и 1113 годах— наиболее крупные) не носили характера классовой борьбы. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКИХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ

Рюрик —варяжский предводитель, правил стачала в Ладоге, а в 862 г. , воспользовавшись внутренними усобицами, захватил Новгород, что вызвало крупное восстание против варягов, подавленное в крови Рюриком. Новгородский князь. Именно с 860 г. летоисчисление начинает употреблять термин “Руська эра” и ведет его почти 30 лет. Олег Вещий (882—912) —последователь Рюрика; получив в 879 г. власгь от умершего Рюрика в Новгороде, сумел объединить Киевскую и Новгородскую земли (убив правивших в Киеве князей Аскольда и Дира). Расширил территорию К. Руси, присоединив древлян, северян, радимичей. В 911 г. совершил победоност. щ поход на Константинополь. Игорь (912—945) — сын Рюрика, присоедини. ! территорию междуречья Днестра и Дуная. Огромную часть времени провел R военных походах; в 915 г. первым столкнулся с печенегами, подписал с ними мирный договор, через 15 лет нарушенный (из-за подстрекательств, печенегов Византией, не заинтересованной в усилении К. Руси): 941 г. — поражение от Византии; 943—944 — захват Дербента и Южного При-каспия (союзника Византии); 944 г. —незначительная победа над Ви-зантнен; из-за, огромных затрат на военные походы увеличил дань, из-за чего был убит древлянам и "в 945 г. (при попытке собрать дань вторично). Убийство- объясняется и другими факторами.

Ольга (945—964) —жена Игоря, регент при малолетнем сыне Святославе; отомстила за убийство мужа, уничтожив 5 тыс. древлян и два посольства, прибывших сватать ее за древлянского князя Мала; провела налоговую реформу: определив количество дани — “уроки” и места сбора дани — “погосты”; лично приняла христианство и установила дипломатические отношения с Германией, подняв авторитет К. Руси. 14

Святослав (964—972) — сын Игоря и Ольги, большую часть вре мени провел в военных походах, используя наступательную тактику, быстроту и внезапность, разгромил Хазарский каганат, Волжскую Болгарию, Дунайскую Болгарию и др. Ввел традицию назначать князьями в другие 'города своих сыновей (для укрепления единства К. Руси). Хотел перенести столицу из Киева в Персяславец на Дунае (перекресток торговых путей) но потерпел в 971 году поражение под Доростолом от византнй-- цев, из-за чего отказался от претензий на дунайские земли. При возвращении в Киев погиб в 972 г. в бою с печенегами в районе днепровских порогов. -В последние годы княжения Святослав проводил антихристианский террор, пытаясь переложить на христиан вину за собственные военные неудачи на Дунае. Он намеревался уничтожить всех христиан и“разо- рнти и сожесгн” их храмы. Владимир (980—101. ")) — победил в результате братоубийственной борьбы за княжеский престол в Киеве. Его основным соперником был брат Ярополк, отличавшийся вниманием к духовной жизни: возоб новил летописание, склонялся к расширению связей с более культурными странами Запада, Болгарией, Византией. Владимир взял власть как лидер антихристианского течения и, создавая систему языческого 6-божья, разрушал храмы. Присоединил земли вятичей п радимичей, но исключительно как колониальные анклавы. На юго-западной границе с •печенегами построил сеть городов-крепостей. Для пентрализ

Владимир Мономах (1113—1125) — внук Я. Мудрого, переяславский князь; в 1113 г. , подавив народное восстание в Киеве, занял ве ликокняжес! ;1[Г1 престол и смягчил степень эксплуатации крестьян; объединил 3/4 территории Руси, прекратив на ней междоусобицы. Талантли- Buii полководец, совершил 85 успешных походов, остановил натиск по- ловцгв па Русь, нлпеся им ряд крупных поражений в -глубине их тер риторий. Автор "Поучения Владимира Мономаха”. Мстислав (1125—1132) —сын В. Мономаха, вышел победителем в межлоусобнон Гюрьйе за Киевский престол. Продолжил политику отца по укреплению государства, прекращению междоусобиц и защите внеш них границ. После его смерти К. Русь окончательно распадается на от дельные кчяжества. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА (988 г. )

    Причины:

а) необходимость укрепления феодальных отношений в раннефео-дальном государстве, т. к. - язычество противоречило единению Руси; б) принятие единой с Византией религии укрепляло бы южные границы Руси, т. к. Русь получила бы на юге авторитетного и могущественного союзника; в) принятие христианства способствовало поднятию международного авторитета Руси, т. к. до 988 г. Русь в глазах Европы и Византии была “дремучей, языческой”; г) принятие христианства способствовало бы сближению с высокоразвитой Византией — наследницей культуры Древней Греции (технологии, литература, искусство, архитектура и т. н. ). Развитие событий:

а) для укрепления великокняжеской власти Владимир проводит реформу язычества, создав пантеон шести богов во гл. чпе с Перуном; б) убедившись в несостоятельности язычества, как господствующей религии феодального государства, Владимир решил прпнягь христианство византийского обряда (православие). Чтобы не попасть при этом в вассальную зависимость от Византии, как другие, Владимир захватил Византийскую крепость Херсонес (9. 88 г. ), и оттуда как победитель продиктовал 2 условия византийскому императору: выдать за него сестру императора, после чего он готов принять христианство; крещение киевлян имело место, видимо, на реке Почайне в 988 или 989 году (историк 0. М. Раков называет иную дату— 1 августа 990 г. ); В произведении Киевского митрополита С. Носова “Патсрикон” (XVII ст. ) говорилось о пятп крещениях Руси-Украины: святым апостолом Андреем; при царе Михаиле и патриархе Фотии усилиями Кирилла и Мефодия; при Василии Македонском в 886 году; княгиней Ольгой в 958 году; и последнее— Владимиром в 989 или 990 году. 16

    Значение принятия христианства:

а) Способствовало укреплению К. Руси как раннефеодального государства, подняло ее мея: дународный авторитет, укрепило ее связи е Византией, способствовало распространению письменности на Руси, да ло импульс развитию древнерусской культуры (живописи, архитектуры и т. Д. ). б) Христианство насаждалось на Руси жестокими методами, в ре зультате были уничтожены многие памятники языческой культуры; цер ковь со временем превратилась в крупнейшего'феодала. КУЛЬТУРА К11ЕВСКОП РУСИ

Письменность — имелось две славянские азбуки —глаголица и кириллица. Последняя получила большее распространение из-за своей простоты и прямой связи с греческим алфавитом (2. 4 буквы— гречес кие, 19 —славянские для точной передачи фонетических особенностей славянской речи). Обучение велось в начальных школах (при крупных. монастырях) или частным образом" и получило широкое распространение (на Новгородских берестяных грамотах писали хоздоговора, личные днев ники и любовные письма и т. п. ). Библиотеки —первую создал при Софийском соборе в Киеве Я. Мудрый '(1037 г. ). Другие крупные библиотеки существовали при монастырях и церквях, где книги не только хранились, но и переписывались и переводились с иностранных языков. Литература— историческая (летописи) — писалась по годам: наи более известная — “Повесть временных лет”, написанная отцом русской истории монахом' Енево-Печерскпго монастыря Нестором в нач. XII ве ка; вершиной всей древнерусской литературы стало “Слово о полку Иго- реве” (12 в. ); суть поэмы — призыв к единству русских князей (ав тор неизвестен, но по мнению Рыбакова —им был Киевский боярин Петр Бориславич); первой древнерусской энциклопедией стал“Избор ник” митрополита Иллариона (1073 г. ). Устное народное творчество — эпические песни и былины изображали в возвышенном духе исторические события н прославляли героизм в борьбе с захватчиками (наиболее известный исполнитель— Бадн, певец XI в. ); на праздниках и торгах —скоморохи, исполняли частушки (высмеивающие человеческие пороки), были танцорами, фокусниками, актерами, водившими медведей, игравшими на гуслях, трубах, флейтах к т. д. Многие из них постоянно жили при дворах князей и крупных фе одалов. Архитектура —шедеврами стали: Софийский собор в Киеве (1073 г. , ставший образцом для строительства подобных соборов в Новгороде н Полоцке), Успенский собор в Киеве, Десятинная церковь в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не менее ценны мозаика и фрески внутри храмов, посвященные библейской тематике. 17 Прикладное искусство —ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кости, камню и дереву (шкатулка, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые купола церквей) и т. п. В итоге: культура К. Руси заняла видное место в сокровищнице мировой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).

    ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ К. РУСИ

Концепция Погодина М. С. (19 в. ): слава, история и подвиги Киева принадлежат россиянам, ' поскольку великороссы стали единственной во сточнославянской нацией, сумевшей создать в новейшее время свое государство. Население Киева после его разгрома монголо-татарами в 1240 г. бежит на север и создает Московскую державу.

Концепция Грушевского М. С, (выдающегося историка Украины, гла вы Центральной Рады, первого Президента Украинской народной респуб лики 1917—1920 гг. ): История Киевской Руси принадлежит только украинскому народу. Киевское государство, культура были созданы одной народностью— украино-русской, а Владимиро-Московская держава — другой —великорусской. Киевский период перешел не во Владимиро- Московский, а в Галицко-Волынский. Московская держава не была пре емницей Киевской. Современная историография (Греков, Мавродин, Рыбаков) утверж дала, что наследие Киевской Руси: это общее достояние трех народов —русского, украинского и белорусского, которое-заключается в том, что на огромной территории В. Европы К. Русь: а) стала первым государством у восточных славян, которое ускори ло перерастание последней стадии развития п/о общества в более прогрессивное феодальное, что создало благоприятные условия для развития хозяйства (увеличились производительность труда, площадь засеваемых земель и т. д. ), культуры (появились письменность, библиотеки, храмы и т. д. ); создана база для дальнейшего развития страны (т. к. без Киев ской Руси не было бы украинского и российского феодализма, капитализма и т. п. ); б) укрепила обороноспособность восточно-славянского населения, предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (печенегов, половцев и т. п. ); в) сформировалась древнерусская народность (общность территории, языка, культуры, психического склада) как основы 3-х братских народов; г) подняла авторитет восточных славян в Европе, о чем свидетельствуют широкие международные связи К. Руси (с Византией, Римом, Польшей, Чехией, Болгарией и т. п. ), брачные союзы Киевского княже ского двора с королевскими династиями Засадной Европы и т. а, 18 д) положила начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения Севера и др. ); е) стала стеной на пути продвижения орд степных кочевников, ослабив их натиск на Византию и страны Центральной Европы. ж) выступала восточным форпостом европейского христианского мира. Однако до конца XIII— начала XIV вв. название “Киевская Русь” или просто “Русь”применялось только к территории нынешней Украины. Позже московские цари именовали себя как руководителями Московского государства, так и“всея Руси”. И только в 1713 году Петр I издал указ о переименовании Московнп на Россию, а в 1721—Российскую имперг-"). В итоге: К. Русь по нраву сравнивают с империей Карла Великого в Западной Еиропе (7—8 век).

3. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ КИЕВСКОЙ РУСИ. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В 13—14 вв. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Феодальная раздробленность не была случайностью, и все страны Европы протлли через нес. 1) В результате развития феодальных отношений вглубь в нач. 12 в. наступает кризис роста, когда старая форма объединения земель (К. Русь) уже не соответствует прогрессу и перестает быть необходимой, т. к. а) вследствие развития натурального хозяйства никто из феодалов не был заинтересован стремиться к объединению с другими феодалами, • тем более между ними постоянными были зависть, ненависть, вражда (т. е. не было никакой экономической причины держаться прежнего объединения —К. Руси); б) феодалы в своих вотчинах при помощи личной дружины могли получить все необходимое с крестьян п без помощи великого Киевского князя, из-за чего власть последнего на время оказалась лишней (до этого феодалы кормились с княжеской дани и военных походов); в) местные феодалы у себя в вотчинах уже обзавелись немалыми штатами управления и дружинами, что давало им возможность самостоятельно вести хозяйство, а с другой стороны —посостязаться за власть с великим Киевским князем (как правило, их родственником); . г) рост к укрепление городов— превратил их в экономические, политические центры крупных феодальных вотчин и относительно обезопасил от нападения великого киевского князя или кочевников; 2) огромные географические размеры_ К. Руси объективно способствовали росту сепаратизма, а с другой стороны, в условиях обострения социальной борьбы, великий киевский князь вынужден был сам их усили 19

вать, т. к. был не в силах оказать им, в случае крестьянского восстания, скорую и действенную помощь за тысячи километров от Киева; 3) насильственное объединение восточно-славянских земель в 9 в. — дало обратную реакцию в 12 в. ; почти поголовное стремление к са мостоятельности крупных и мелких феодалов, тем более, что области сложились преимущественно в рамках бывших племенных союзов; . 4) смена торговой конъюнктуры— Западная Европа начала торговать непосредственно с Ближним Востоком. Кроме того, Киевская Русь потеряла важный торговый маршрут к Черному морю.

    СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

По своей сути она явилась переходным периодом от раннефеодаль- него государства К. Руси (механического объединения аемелъ) к зрелому феодальному обществу (централизованному государству). В этот переходный период завершается складывание всех основных черт и институтов феодализма (основных феодальных повинностей крестьян, основных прав феодалов, системы феодально-сословной иерархии, основных элементов феодального аппарата и т. п. ) только не в рамках всего государства (как на стадии централизованного государства), а лишь в рамках отдельных феодальных вотчин и княжеств. Т. е. , феодальная раздробленность была закономерным и более высоким этапом в развитии феодального государства, чем раннефеодалъная К. Русь, т. к. способствовала росту производительных сил и более гиб ко защищала интересы господствующего класса (одна из основных функций государства). Вместе с тем, феодальная раздробленность снизила обороноспособ ность страны, -что в условиях усиления монголе- татар привело к трагедии русских земель. Первоначально, в 12 в. , Киевская Русь распадается па, 12 княжеств (их число постоянно менялось), крупнейшими из кото рых были: Галицко-Волынсдое, Владимиро-Суздальское, Новгородская феодальная республика и др. Затем их число в начале XIII ст. дошло до 50, а и XIV веке— даже 250.

    РАЗВИТИЕ ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОГО КНЯЖЕСТВА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать