История Украины - (реферат)
p>53. ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ (СЕРЕДИНА 50-х ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 60-х гг. )

    ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ

В феврале 1954 г. Верховный. Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения процессуальных норм: решение принимали единолично Г. Маленков, Н. С. Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России признал не имеющим юридической силы решение 1954 г. , однако это противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.

    ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В первой половине 50-х гг. постепенно открывались возможности проведения новой политики, потребность в которой очень остро назрела. Новая политика была связана с деятельностью Н. С. Хрущева в проявлялась:

    1Б4
    •?     /.

— Ё первых nfaraS по десталйнйзациа общества (прекращение репрессии, начало реабилитации незаконно репрессированных, некоторое ослабление жесткого идеологического контроля, критика культа личности . Сталина и т. д. ); —в экспериментах в сельском хозяйстве (участие Украины в подъеме целинных земель потребовало от нее немалых затрат; введение новой системы севооборотов; ликвидация МТС по инициативе Украины; попытки реше. ния кадровых проблем села и др. ); — в переменах в промышленности ^решение о ликвидации отраслевых министерств и введение совнархозов, в соответствии с которым под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97% заводов республики в сравнении с 34% в 1953 г. ; ускорение реконструкции предприятий, увеличение выпуска товаров народного потребления и др. ); — в проведении денежной реформы 1961 г. ;, —в развитии социальной сферы (повышение жизненного уровня, рост доходов трудящихся на Украине между 1951 и 1958 г. на-230% и ДР. );

    РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ. “ШЕСТИДЕСЯТНИКИ”

Либерализация общественно-политической и духовной жизни поз- -волила сформироваться целому поколению“шестидесятников” (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы твор ческого самовыражения интеллигенции. Среди новых имен —В. Симо- ненко, Л. Костенко, Ё. Сверстюк, И. Дзюба, Я. Драч, Д. Павлычко и-, др. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем, обесйечения украинскому языку ведущей роли в образовании и культурной деятельности в республике. Эти требования часто переходили установленные рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться. “Шестидесятники” сыграли важ ную роль в общественногполитических процессах второй половины 80-х —начала 90-х гг. , в провозглашении и становлении суверенного укра инского государства... Реформы Хрущева содержали позитивные моменты, но вследствие их половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ командно-административной системы, экономические преобразования не дополнялись глубокой демократизацией общества и т. д. ) кардинальных изменений в экономике и других сферах общественной жизни не про изошло. Народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивным пу тем. Смещение Хрущева в октябре 1964 г. фактически означало отказ от реформ и либерализации. На Украине, как и в стране в делом, на ступило целое двадцатилетие господства консервативных тенденции. 166

54. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ-(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 60-зС— СЕРЕДИНА 80-х гг. ) ЯОПЫТКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ . ЭКОНОМИКИ

- непоследовательная попытка проведения системы мер по совершенствованию управ

    В середине 60-х гг.

. хозяйственной реформы — ления производством: — усиление экономических методов управления промышленностью; — расширение прав предприятий, перевод на хозрасчет; —усиление экономического стимулирования. Но сделаны лишь первые шаги, реформа в целом завершилась не удачей. Она вызвала сопротивление бюрократического аппарата, не за трагивала основ командно-административной системы, имела некомплекс ный характер. Экономика СССР. и Украины продолжала идти по экстенсивному пути. Продолжались трудности и недостатки в развитии сельского, хозяй ства, порожденные тем, что: — перемены не подкреплялись экономическими мерами, не задевали положения отчужденного от земли крестьянина; — в то время-как распаханность земель на Украине достигла более 80% (для сравнения: в Венгрии — 37%, США — 23%), их использование оставалось" крайне бесхозяйственным; —крайняя запущенность на селе социальной и духовной сферы (лишь не более 15% домов имели' централизованное отопление, водопровод и канализацию, две трети населенных пунктов не имели торговых точек и столовых, 75% — Домов быта и т. д. ); — отрицательное воздействие административных методов руководства сельским хозяйством. Недооценивалось значение социального развития общества, стремительно надвигались экологические проблемы. СВЕРТЫВАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ЗАСИЛЬЕ БЮРОКРАТИЗМА

Слабости и деформации в политико-управленческой сфере: некомпетентность руководства, отсутствие решительности в практических делах, благодушие и самоуспокоеииость. После неудачи хрущевских реформ республиканские министерства в течение 1967—68 гг. были перестроены на союзно-республиканские, что означало усиление диктата союзного центра. В мае 1972 г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, демагогически обвиняемый в недостаточной борьбе с украинским национализмом, проявлении местничества. Вместо него Москва назначила В. В. Щербипко-го — представителя брежневского клана по Днепропетровску. 158 Л ^

В январе—мае 1972 года на Украине прокаталась волна очередных арестов интеллигенции, жертвами которой стали: И. Дзюба, И. Ка- линец, Е. Сверсток, И. Свитличный, В. Стус, Н. Свитлычна, Ю. Шухе- тач и др. В 1977—78 гг. власти репрессировали большую группу чле нов созданной 9 ноября 1976. г. Украинской общественной группы со действия выполнению Хельсинкских договоров. Усиливается русификация, особенно после принятия Министерством просвещения УССР 11 но-; ября 1978 г. директивы“Об усовершенствовании изучения русского язы ка в общеобразовательных школах республики”. Конституция СССР 1977 г. и Конституция УССР 1978 г. расходились с феальной жизнью, закрепляли застойные явления в обществе. Хозяином государства оставался аппарат партийных органов и исполкомов Советов, которые находились над законом. В социально-политической и культурной сферах продолжал дейст вовать сталинизм, -хотя без репрессий: не осуществлялось право на сво боду слова, демократическая активность людей признавалась инакомыслием, за которое могла последовать изоляция от общества. В условиях активизации национально-освободительного движения на Украине в 70-е—80-е гг. представители . правозащитного движения: В. Чорновил, Л. Лукьянеико, В. Стус, И. Дзюба и др. (с 1976 г. ) входили в^ Украинскую группу содействия выполнения Хельсинкских соглашений и поднимали свой голос против пренебрежения конституционными правами народа, за действительный суверенитет Украины. Все они стали -политзаключенными. Другие пополняли ряды эмигрантов. В знак протеста против русификации на Украине 1Ьмая 1968 г. в Киеве- совершил акт самосожжения Василий Макух—отец двоих детей. Преследованиям подверглись авторы талантливых произведений—' ^ 0. Гончар, В. Дрозд, М. Руденко- и др. Упущенные возможности в экономике, идеологический догматизм, застой в социально-политической жизни Украины, всего Советского Сою за привели общество к кризису. _ 55. УКРАИНА НА ПУТИ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА *

Во второй половине 80-х гг. постепенно складывается новая поли тическая и морально-психологическая обстановка, на формирование ко торой воздействовал целый комплекс факторов: — обострение социально-экономического кризиса в обществе; — углубление кризисных явлений в КПСС и КПУ, критика их деятельности; 157 — возможность в условиях гласности выражения неудовлетворенности официальным объяснением причин чернобыльской катастрофы и "действиями по ликвидации ее последствий, тяжелым экологическим и демографическим состоянием республики; —серьезные проблемы в области национальной политики, прежде всего падение статуса украинского языка; — обостренное внимание к “белым пятнам” украинской истории, национальной символике; —рост значимости общечеловеческих ценностей и др. В результате в обществе все более осознавалась необходимость и возможность перемен.

    НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного де мократического движения на Украине (его отличительная черта — переход от критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого этапа: — с 1988 г. рост “неформального движения”; — создание новых политических организаций и партий; — ликвидация политического монополизма КПУ (затем запреще ние ее деятельности после августовских событий 1991 г), начало фор мирования многопартийности; — обострение политической борьбы в республике (забастовки шах теров Донбаса в 1989 г. и 1990 г. , выборы в Советы различных уровней в марте 1990 г. политическая голодовка студентов в октябре 1990 г. , референдумы 1990 г. и 1991 г. , президентские выборы и т. д. ); — деятельность Верховного Совета Украины (принятие 16 июля 1990 г. “Декларации а государственном^ суверенитете Украины”, 24 -ав густа 1991 г. — “Акта провозглашении независимости Украины”, разработка проекта новой конституции, подготовка и принятие законов- и т. д. ). д ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

Новые политические движения и партии на Украине возникают вследствие роста политического и национального самосознания населения: — организации “неформалов” (1989 г. ); — образование НРУ (“Рух”) в начале 1989 г. , программа которого отстаивала идею суверенитета Украины, возрождения украинского языка и культуры, ^поднимала экологические проблемы и поддерживала демократизацию политической и экономической системы. Особое внимание обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на Украине. Появление Руха стало первым вызовом монополии Компартии Украины на власть; 158 — появление с 1990 г. новых политических партий (созданы Украинская республиканская партия, Демократическая партия Украины, . Украинская Крестьяпско-Демократическая партия, Партия“зеленых” Украины и др. — всего 16 партий) и общественно-политических фор мирований (например, “Новая Украина” в 1992 г. ); — создание и деятельность общественных организаций (“Зелений CBIT”, историко-просветительское общество “Мемориал”, республиканское общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко “Просвт” и др. ). , В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост на ционально-освободительного демократического движения, усиливается социально-политическая активность народа, возрастает его национальное самосознание. В результате этого провозглашается государственный су- •верёнитет Украины, начинается новый этап развития Украинского го сударства: 56. НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80— 90-е гг. )

В последние десятилетия украинская культура находилась в кри тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо льзования украинского языка, снижения качества 'образования. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ .

Происходящая реформа образования вызвана глубокими социальными, политическими^ экономическими изменениями в' современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональной подготовки специалистов различных отраслей человеческого знания, соответствующего мировым требованиям, усиления. гуманитарного образования. - Для этого па Украине осуществляется переход к специализированной системе образования: гимназии, технические и гуманитарные лицеи, колледжи. Высшие учебные заведения в ближайшее время переходят на 2-звенную подготовку специалистов: бакалавров и магистров. -"

    ' ПОЛОЖЕНИЕ Р> НАУКЕ
    \

, ^ • — численность научных работннкив нл Украине в 1989 г. соста вила —220 тыс. чел. , каждый второй занят в области технических ; ^ иаук; , —произошло развитие прогрессивных форм твязп науки с произ- ^•' водством (более 100 научно-производственных объединений, 2 межотрас-' . левых научно-технических комплекса, десятки хозрасчетных центров ^ НТТМ); й^— вследствие тяжелейшего финансового кризиса происходит сверив Тыванпе фундаментальных исследований, что грозит отставанием раз ЙЬ •'• . ' • 159 у'1

витию науки на Украине от мирового уровня разработок по многим на правлениям; — раздробленность науки на академическую, вузовскую и отрас левую, командно-административные формы руководства наукой и другие причины обусловили то обстоятельство, что республика практически осталась в прошлой технологической эпохе. Летом 1990 г. образована Украинская научная ассоциации (УНА)— добровольная общественная организация научных работников. Цель — возрождение украинской науки. ЛИТЕРАТУРА* И ИСКУССТВО

Важный вклад в возрождение национального самосознания внесла публицистика: 0. Гончар, И. Драч, Д. Павлычко, И. Дзюба, П. Мовчан; — началась разработка экологической тематики (в том числе Чернобыльской): С. Плачинда, Ю. Щербак, С. Иовенко, И. Драч', Б. Олей- ник, В. Яворивский и др. ; Произошло“возвращение”из прошлого романов В. Винниченко, драм М. Кулиша, прозы М. Хвылевого, новелл Г. Косынки и др. ; публикация произведений Г. Тютюнника, В. Стуса, В. Голобородько, Б. Чи- чибабина и др. ; Активное участие принимают . писатели Украины в общественно-по литической жизни, прежде всего в качестве народных депутатов Украины и депутатов местных Советов; Возрождается украинская народная тематика в. , кинематографе ^творчество режиссеров А. Денисенко, П. Волошина, С. Чернилевского, А. Дончика), в музыкальной жизни, изобразительном искусстве. 1989 г. — Верховным Советом принят Закон УССР “О языках в Украинской ССР”, направленный на защиту национального языка. Ук раинский язык объявлен государственным наряду с русским — языком международного общения. Закон создает возможности для развития языков других национальностей. Нерешенные проблемы в сфере образования, науки и культуры снижают интеллектуальный и духовный потенциал народа, что становит ся причиной застоя в развитии научно-технического и социального про гресса Украины. 57. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА К лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала системный кризис, связанный с острейшим противостоянием между ста рыми социально-политическими структурами и уже глубоко изменив шимся обществом. J60

ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г. К августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии достигло критической точки. ^ С одной стороны, нарастали требования ускорить реформирование общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить про цесс демократизации общества, создания правового государства. С дру гой стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС, правившую от имени народа, не получая на его полномочий от него, сохранить господство партийно-бюрократических структур, монопольное положение военно-промышленного комплекса, , верность сталинизму и всему, что с ним/связано, или, по крайней мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991 г. в СССР была осуществлена попытка го сударственного переворота; — президент СССР7— М. С. Горбачев внешне изолирован с семь ей и помощниками на даче “Форос” в Крыму; —создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-мянистра В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра МВД Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС 0. Бакланова, председателя Крестьянского Союза СССР Д. Стародубцева; —в Москву введены войска. Сопротивление путчистам организовали и возглавили в Москве президент России Б. Н. Ельцин и Верховный Совет России. 300 тыс. москвичей живым кольцом оцепили“Белый дом” — резиденцию правительства и Верховного Совета России. Армия в целом отказалась поддерлсивать заговорщиков и перешла ва сторону демократов. Верховный Совет России объявил членов ГКЧП заговорщиками и путчистами, потребовал освобождения М. С. Горбаче ва. Па Украине наиболее решительно против ГКЧП выступили демократические силы (Рух, новые политические партии; с заявлением протеста выступил зам. председателя ВС Украины В. Гринев). В результате попьгма переворота провалилась. Сразу после провала путча и как реакция на него возник мощный процесс дезинтеграции страны. Последовала серия актов и деклараций о независимости. Это ' была своего рода защита республик в ответ на переворот.

    АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ •

24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину пезависимым демократическим государством и принял“Акт провозгла шения независимости Украины”: исходя из смертельной опасности, которая нависла было над Ук раиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа t991 г. ; 161

продолжая тысячелетнюю традицию госудафствообразования в Украине; исходя из права на самоопределение, продуем') грснного Уставом ООН; осуществляя Декларацию о государственно)! суверенитете Украины, Верховный Совет УССР ПРОВОЗГЛАШАЕТ: — независимость Украины и создание самостоятельного украин ского государства —УКРАИНЫ. Одновременно было принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости Украины. Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС в органи зации путча, крах надежд на реформирование КПСС в. современную, демократическую партию, вслед за Москвой, запретившей^ деятельность КПСС, в Киеве , 25 августа 1991 г. была запрещена деятельность Ком мунистической партии Украины. ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА В условиях острой политической борьбы, роста национального са мосознания украинской нации, увеличения сторонников идеи нацио нального возрождения и ^суверенитета Украины, нарастающего экономи ческого кризиса, дезинтеграции бывшего Союза 1 декабря 1991 г. состоялся референдум и выборы Президента Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали за“Акт провозглашения независимости Украины”. (Несмотря на то, что на референдуме СССР 17 марта 1991 г. 70% населентг Украины высказывалось за сохранение единства СССР). • 'На выборах Президента Украины в избирательный бюллетень были^ включены G кандидатов: В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукья- ненко, Л. И. Табурянский, В. М. Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины голосов (19, 6 ^млн. чел. или 61, 59%) получил Л. М. Кравчук— ставший таким образом первым Презндентп. м-незави- симой Украины. СИМВОЛИКА УКРАИНЫ

Государственный флаг Украины — смне-желтый. Герб Украины — трезубец. РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

    '•s

События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей И старой системы, смена вкономических и политических форм жизни, ре- "4

    162 . ^ ... . - А i ... I: ,
    - t. r '
    ) I \'

форМйров&йие всего Многонационального государства. В этих условиях оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.

    ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР
    1. Политические:

невозможность преодолеть унитарный характер прежней федерации; монополизм партийно-бюрократических структур; медлительность в подготовке реформ политической системы (“во-во-огаревский” процесс); , . утрата КПСС своей функции “ядра политической системы”; кризис идеологии “демократического социализма”. 2. Экономические; неудовлетворенность республик своим экономическим положением в Союзе (споры о том, “кто кого кормит”); прогрессирующая депрессия в экономике; • разрыв нормальных экономических связей между республиками; кризис финансовой системы (резкое обесценивание рубля, галопирующая инфляция рубля, введение полуденег — купонов); борьба ВПК за сохранение своего монопольного положения в экономике. 3. Национальные: рост национального самосознания народов; недовольство национальной политикой Центра, воспринимаемой как политика русификации; запаздывание в разрешении возникающих" национальных конфликтов (Карабах, Южная Осетия, Приднепровье); надежда разрешить в самостоятельных национальных государствах сразу все проблемы.

    ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще ' (Белоруссия) собрались руководители 3-х государств: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске СССР и создании нового объединения —Содружества Независимых Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении едивого экономического пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. —6 государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в жизнеспособности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская партия выдвинули требования уйти из СНГ. \ Противоречия между государствами СНГ возникли на почве деле-аса экономического достояния СССР, золотого и валютного запаса, соб

    163

“•eeaaociti 8a гр&нвцей, арию в военвого имущества (спор между Россией и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиа- ^ ции, ядериого оружия).

Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации 1 \ третьего исторического шанса — восстановление государственного суверенитета и независимости Украины. Но идея национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного, налогового, бюджетного, валютного законодательства и денежно-кредитного регулирования представители РСФСР тре-бовали принять только российский образец. Однако республики не соглашались с предоставлением им банком России кредитов сроком на полгода при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный крах с попыткой "создания “рублевой зоны нового типа”. ПЕРВЫЕ ИТОГИ И УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ

Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед 1/ независимым государством много серьезных проблем: —разрыв хозяйственных связей больно ударил по Украине, так \ \ как 80% ее торгового оборота приходилось на Россию; \ —обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100 самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР, существенным бременем легло на бюджет; — процесс инфляции достиг галопирующей отметай—3000%, за год, что' обесценило украинский купоно-карбованец почти втрое по отношению к русскому рублю; —либерализация цен с января 1992 г. , проведенная вслед за Россией, остро выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям; —информационный- вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей, дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных корреспондентов "и т. п. ) создает благоприятные возможности для политического манипулирования общественным мнением. В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в украинском парламенте и вне его стен был направлен в отставку премьер правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма—бывший руководитель крупнейшего в Европе ракетно-космичеосого комплекса поставил на 1993 г. задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от валового национального продукта, — довести до 6%. “” Наличие на Украине 176 межконтинентальных баллистических ра- , кет создало дополнительные трудности, ибо Украина автоматически ока- ^ залась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не присоединяясь к договору“Старт-1”, заключенному между США и Россией в сфере ограничения ядерных вооружений, предлагало:

    164

—дать гарантии безояасйостй, которые бы позволили Украиае йе-замедлительно реализовать провозглашенный ею статус безъядерного государства; — выделить не менее 1, 5 млрд... долларов для ликвидации имеющихся зарядов. •ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ

Возникла в период предвыборной • кампании ноября 1989—марта 1990 гг. , когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности подняли участники диссидентского движения 60-х —80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конституции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но TI морально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституционная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верховного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что: —Украина провозглашается де-юре демократическим, правовым, социальным государством; — предлагается полупрезидентская или смешанная форма правления, а форма государственного строя — унитарная (в отличие от федеративной или земельной); —в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта—однопалатаость. После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, равно как и к механизму его принятия: — доработка и утверждение проекта как основы Конституции Украины; —принятия временной Конституции на переходный период, а пос--ле достижения политической и экономической стабилизации— разработка нового Основного Закона; —принятие любого документа подобного рода. преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета. Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах деряавотворчества, как: — целесообразность федеративно-земельного устройства государства; — двойного гражданства и двуязычия; — отношения к системе Совета” как рудименту или жизнеспособному организму. 165

Консолидации или иОнфКбнтацйй — жизненно важный для Украины ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфе-дсралистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократически-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно надуманные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою дся-' тельнодть прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают“Союз коммунистов Крыма”, “Русское общество Крыма”. В марте 1993 г. в Маке-евке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, втот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. • ' С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промышленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о восстановлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал данной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, д&нное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипломатические отношения, более 13Q стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и развития готовится кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой" опыт показывает, что государственная форма собственности— наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной собственности. В июле—ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитывалась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии“Демократия через право”Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил проведение выборов народных депутатов, а на 26 июня — выборы прези дента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвида ции ядерного оружия “СТАРТ-1”. Согласно этому решению, за 7 лет 166 /^

    < f
    У

планировалось сократить на территории республики 36% ракетных носителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с территории республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соответствующую материальную компенсацию и совместно с США гарантировала территориальную целостность и независимость Украины. В сфере экономики дв начала 1994 г. не удалось остановить спад производства, гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о приватизации^ однако ее проведение практически не начиналось, за исключением некоторых объектов сферы обслуживания. Существенные усилия Украине следует уделить в области юриспруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав ^ человека'. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов, в первую очередь. Такие страны, , как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по правам человека, то Украина — всего 4. Если присоединение к конвенциям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств. в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.

Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украинского языка как государственного, особенно в Донецкой об-та ("HI. ГДР более 40% украинцев считают русский язык родным. Если в Луганской „ таких украинцев— до 35%, Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев — лишь 9%, а в Западной Украине — не более 1%. В целом общественность и народ Украины после- кровавых событий 3—4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов 'в России 12 декабря все Долее склоняются к умеренной позиции в решении политических проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать