История Украины - (реферат)
p>НЭП (с его относительной свободой экономики) и политика руководства Украины (Скрыпника, Раковского и др. ) на развитие украинского языка, укр. литературы, культуры и т. п.

i Сталинская диктатура и политика украинского руководства (Косиора, Постышева и др. ) на борьбу с украинским национализмом и укр. культурой.

    РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
    20-е годы:
    30-е годы:

•2/3 взрослого населения не могло читать и писать, поэтому были созданы с 1921 г. — вес-украинская чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью , и с 1923 г. общество “Долой безграмотность! ”, которые: — соз Большинство населения научилось читать и писать; с 1934 г. установилось 3 типа школ: — начальная (4 года): — неполная средняя (7); — средняя (10). ' Создание сети интернатов для

дали целую сеть ликбезов; — мобилизовали десятки тысяч учителей, врачей, студентов и т. а. для обучения неграмотных, — развитие НЭПа помогло увеличить финансирование школ (строительство новых школ, выпуск учебников и т. п. ), детей-сирот (А. С. Макаренко); Недостатки в области просвещения. — засилие политических предметов; — производственный уклон за счет общеобразовательных дисциплин; — невысокая зарплата учителей; — нехватка учителей, особенно в селах; —с 1932—1933 г. резко уменьшилось число учащихся (коллективизация, выселения, голод, миграция в города). ОТНОШЕНИЕ К УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ

    20-е годы:
    30-е годы:

Политика украинизации: — решение XII съезда РКП (б) (1923 г. ) о выдвижении на руководящие должности в республиках лиц коренной национальности; — на укр. языке велось обучение в 4/5 школ, более 1/2 техникумов, 1/4. институтов; — в* укр. языке издавалось 90% газет, 1/2 книг, все кинофильмы, велось радиовещание; 2/3 делопроизводства; — созданы условия для развития нац. меньшинств (выделено 13 национальных районов, сотни школ на венгерском, молдавском, немецком, польском, еврейском, болгарском языках). Борьба с украинским языком и культурой под флагом борьбы с укр. национализмом: — заявление в 1935 г. Посты-шева о том, что все коммунисты Украины “деукраинизировались”; —сокращение доли укр. языка и замена его русским (газет с 90% до 70%; выпуск кинофиль- ' мов и радиовещания на русском языке и т. п. ). Перевод национальных школ на русский язык.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
    Творческие организации
    20-е годы:
    30-е годы:

— самостоятельное возникновение 9 распад многих литературных организаций (“Плуг”, “Гарт", “Авангард”); — с 1920 г. создание вольной академии пролетарского искусства (идейный руководитель Хвилевый, 1-й президент—Яловой), пытавшейся оградить литературу •от административного вмешательства 136

Создание в 1934 г. единого Союза писателей и материальные блага для узкого круга его членов

    2) Литературные направления

Существование различных школ “ методов худ. литературы 1 — революционно - романтического (П. Тычина, В. Сосюра, М. Бажан и др. ); — памфлеты Хвылевого; — сатира и юмор 0. Вышни. Господствующее положение метода т. н. соц. реализма, преследование других методов литературы и искусства, восхваление произведений историке - революционной тематики и трудовых подвигов сов. народа. 3) Издательства

Существование различных государственных и частных издательств, позволяющих публико-. вать произведения различных иаправлений и авторов.

Госконтроль и строгая цензура над издательствами и публикацией книг.

    КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

—создание широкой сети клубов, изб-читален, красных уголков •и т. п. :—бурный рост массовых библиотек (в обязанности которых до- полнительно входило проводить читательские конференции, политинформации

и др. общественно-политическую работу); —реконструкция старых и открытие новых музеев (историко-ре- 'волюционных, краеведческих, антирелигиозных и др. ).

    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ""

1 а) Увеличение количества ВУЗов (прежде всего технических и партийных), техникумов, училищ;

б) Государственное регулирование процесса формирования интелли- генции: —преимущество рабочих при поступлении в ВУЗ (специально для них были организованы рабфаки— подготовительные отделения); —ежегодные направления коммунистов и комсомольцев на учебу . в ВУЗы; 137 в) Открытие заочных и вечерних отделении. без отрыва от производства; — Увеличение роли и веса парторганизаций в ВУЗах.... Р Е П Р Е С С И' И

    30-е годы
    30-е годы:

1921—1923 гг. — арест и высылка (за границу или в лагеря), ученых, вузовских профессоров и др. , чья точка зрения на развитие образования не совпада-. ла с официальной (из-за полит-дисциплин, парторганизаций, набора студентов и др). ; 1928 г. —сфабрикованное шахтинское дело о вредительстве буржуазных специалистов и инженеров; ~ Период преследования интеллигенции, как источника вольнодумства и самостоятельности, противоречащих условиям тоталитарного государства (само понятие “интеллигенция” ассоциировалась с термином “гнилая”). Массовые репрессии: академик Яворский, Ландау (остался в живых благодаря ак. Капице), историк М. Грушевский, философ Демчук, академик-геолог Свитальский и многие другие. В итоге:

до. конца 20-х годов —период расцвета украинской культуры (несмотря на ряд ограничение и преследований).

30-е гг. — период преследования интеллигенции, как источника вольнодумства; деукраинизация.

    42. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ НА УКРАИНЕ В 30-е ГОДЫ

Курс на индустриализацию —с декабря 1925 г. , XIV съезда"* ВКП(б). -. Индустриализация—система мер, направленных на ускоренное развитие промышленности в целях технического перевооружения экономики и укрепления обороны “'трапы. ПРИЧИНЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

— необходимость технического" перевооружения экономики; —создания военно-промышленного комплекса; создания материально-технической базы для экономической само-стоятельности страны в условиях кап. окружения и возможной экономической изоляции; технической подготовки к кооперированию села (выпуск тракторов, . машин, с/х инвентаря и т. п. ); 138

—изменения социально-классовой структуры населения в сторону увеличения численности пролетариата (в стране крестьянство состав ляло более 80%). ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

К декабрю 1925 г. была заложена определенная база для начала индустриализация: —восстановлена экономика примерно к уровню 1913 г. (после- гражданской войны); — укрепилось финансовое положение государства (благодаря ста бильности и конвертируемости червонца); — появились накопления и источники дальнейшего финансирова ния индустриализации (успехи НЭПа —доходы с/х, торговли, легкой? промышленности и т. п. ). ' ТРУДНОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ '

а) Страна могла рассчитывать лишь на внутренние источники фи нансирования индустриализации: (доходы экономики, госзаймы, сбереже ния населения); / б) Недостаток квалифицированных кадров рабочих и инженеров”(Украина была в этом плане более в выгодном положении, чем другие- регионы); в) Первый в истории опыт проведения плановой индустриализации”(после ГОЭЛРО); В итоге: XIV съезд ВКП(б) (декабрь 1925 г. ) провозгласил куре на индустриализацию, чтобы “из страны ввозящей машины и оборудо вание превратиться в страну, производящую машина и оборудование”: ,. ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

\ . — началась с тяжелой, а не с легкой промышленности; : ; — имела более высокие темпы; 1 — опиралась лишь на внутренние источники; •. — осуществлялась по плану. | ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

1) 1926 г. — октябрь 1928 г. — начало индустриализации и под- готовка форсированной индустриализации: — резко выросли капиталовложения' (в 3, 4 р. в сравнении с 1924-1925 гг. ); — началась реконструкция старых производственных фондов; —строительство новых, в основном небольших и средних пред- приятии; —закладка новых электростанций, включая Днепрогэс. 13S1 2) Октябрь '1928—1932 гг. — первая пятилетка, характеризующаяся форсированным рывком развития тяжелой индустрии, вызванное решением ЦК принять под нажимом Сталина 'нс“отправной” (18% в год темп развития промышленности), а оптимальный (20—22%) вари ант развития пятилетки, в ходе которой на Украине было создано: —с/х машиностроение (ХТЗ начал выпускать 1-е трактора на Украине; Харьковский завод“Серп и молот” — 'сложные молотилки; Запорожский завод “Коммунар” — зерновые комбайны и др. ); — энергетическая база (Днепрогэс и десятки менее мощных элек тростанций); — расширена и обновлена металлургическая база (построены заво ды “Запорожсталь”, “Азовсталь”, “Криворожсталь”; реконструирова ны металлургические заводы в Днепродзержинске, Днепропетровске, Макеевке, Коммунарске); ликвидирована безработица. В итоге: для увеличения нужд индустрии стало не хватать средств, для чего был свернут НЭП и проведена форсированная коллективиза

ция, призванная дать дополнительный хлеб, а значит, валюту. Установление жесткой. централизации управления экономикой: — замена рынка директивным плановым распределением ресурсов “ товаров; — зарплата перестала быть сдельной и назначалась “сверху”, —всем хозрасчетным трестам устанавливались жесткие планы в запрещалась инициатива сбыта товаров; — введение карточной системы (1928—1935). 3) 1933—1937 гг. — 2-я пятилетка — дальнейшее нарастание индустриализации (при чуть сниженных темпах-— 13—14% в год); Построены новые предприятия — Харьковский турбинный, Ново краматорский завод тяжелого машиностроения, азотный завод в Горлов- ке и др. ; Соц. соревнование было поддержано партией как одно из немногих средств поднятия производительности труда в условиях диктатуры — достигло апогея — 'стахановского движения (борьба за рост производительности труда за счет улучшения организации труда): — А. Стаханов —с помощью 2-х крепильщиков выполнил 14 норм (102 т угля) в сутки; — Н. Изотов — при помощи 12 крепильщиков добыл 600 т. угля; — машинист Кривонос (депо Славянска) —стал в 2 р. быстрее водить железнодорожные составы. В итоге: подъем нарастал до 1937 г. , после чего начался резкий . спад.

4) 1938—1941 — 3-я пятилетка — спад производства, вызван ный: • — репрессиями министров, директоров, инженеров и т. д. ; — страхом проявить инициативу; 140 „

' —отсутствием материальной заинтересованности при постоянной эксплуатации моральных стимулов.

    ————— ИТОГИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, , частично независимую от Запада (перестали импортировать трактора, турбины, экскаваторы, паровозы и мн. др). " Укрепилась оборона страны (возможность производить более современное вооружение ив большом количестве). Произошли структурные изменения в промышленности: большинство составляла уже не легкая и пищевая отрасли, а тяжелая индустрия. Ликвидирована безработица, но снизился жизненный уровень насе ления {инфляция, порожденная нехваткой средств на индустрию; кар точная система; нехватка ширпотреба; жизнь в бараках в быстрорастущих городах и др. ). Если в 1913 году на Украине 1 млн. 420 тыс. вкладчиков имели”в сберкассах 232 млн. рублей, то к началу 1926 года их стало в 8 раз меньше, а вклады составили ничтожную сумму в 12 млн. рублей. На многомиллионное сельское население республики приходилось всего 1300 врачей. Свертывание НЭПа и победа административно-командной системы Монополизм гос. собственности, отсутствие конкуренции и матери альной заинтересованности привели к замедлению темпов. развития. АЛЬТЕРНАТИВА ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

—Необходимо было начать не с тяжелой, ас легкой промыш-' ленности (быстрее окупаются вложенные средства и население обеспе чивается всем необходимым); —не форсированное, а постепенное развитие индустрии дало бы? . сбалансированное развитие промышленности и с/х: , —проводить не на базе тоталитарного режима, а на основе рын-, ка •. ,. ,. ,,

I 43. НАСИЛЬСТВЕННАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ 1 СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА УКРАИНЕ ___ ? С XV съезда' (1927 г. ) — курс на кооперирование с/х, с 1929 г. 1— сплошная коллективизация. ПРИЧИНЫ

1) Экономические — нехватка зерна в государстве в условиях фор сированных темпов индустриализации (хлебный кризис 1927—1928 гг и нехватка валюты за хлеб, продаваемый за границу, могли сорвать фор 141

“сированные темпы индустриализации, поэтому нужен был механизм •(колхозы) бесперебойного снабжения хлебом государства). 2. Политические— а) в условиях тоталитарного государства колхозами было легче управлять, чем миллионами разрозненных крестьянских хозяйств; б) по представлениям того времени мелкотоварный крестьянский уклад в деревне постоянно рождал капитализм (путем разорения одних •а обогащения других), поэтому руководство страны пыталось быстрее избавить себя от этой опасности и перевести деревню на социалистические рельсы; в) наличие предпосылок для коллективизации (что облегчило под готовку и ее осуществление): — национализация земли в 1917 г. избавила государство от необходимости выплачивать крестьянам компенсацию за землю при вступле- •нии в колхоз; — успехи НЭПа, сумевшего поднять с/х почти на уровень 1913 г. ; — опыт организации коллективных хозяйств (с 19. 18 г. — совхо зы, коммуны), хота зачастую и негативный; — принятие Лениным из-за сопротивления села гуманных принципов кооперирования крестьян (добровольность, постепенность, учет местных условий и др. ). В итоге: XV съезд партии (1927 г. ) выдвинул курс на кооперацию деревни на основе умеренных методов. Подготовка к насильственной коллективизации (1928—лете 1929 г. ) — проявилась: — в свертывании НЭПа (с 1928 г. ); — замене продналога — насильственным изъятием хлеба; — запрещении частной торговли; —нажимом на кулачество (налог свыше 50%, арест и тюрьма за отказ сдать хлеб и т. д. ); — снятие местных партработников за мягкотелость “в борьб'; с “ кулачеством. ”; в отказе от принятых первоначально принципов кооперации и ре шений XV съезда партии: В итоге: на основе материалов комиссии А. Яковлева 5 марта 1930 "i". ЦК ВКП (б) принял Постановление о темпах коллективизации, в кото ром — назначались “сверху” темпы коллективизации; — объявлялся переход от политики ограничения кулачества к по литике его ликвидации как класса на базе сплошной коллективизации. ~ -' ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

'1) В годы первой пятилетки: по плану Яковлева, Украина должна была закончить коллективизацию к весне 1932 г. , однако: с началом коллективизации весной 1930 г. ЦК КП (б) У развернул соревнование среди районов и областей на досрочное ее завершение к осени 1930 г. ; было раскулачено свыше 200 тыс. крестьянских хозяйств и столько же покинуто крестьянами, бежавшими' на новостройки в города; 1932— 1933 г. — на разоренной Украине для нужд индустриа лизации и запугивания населения конфисковали почти все продовольст венные запасы крестьян, заставив умереть с голоду от 6 до 8 млн. че ловек; к концу пятилетки на Украине. было “коллективизировано” 70% “крестьянских хозяйств... ' 2) В годы 2-й пятилетки (1933 — 1937 гг. ) — завершение кол-" лективизации: - '— коллективизировано свыше 90% крестьянских хозяйств; - • ••• —проведено организационно-хозяйственное укрепление колхозов и совхозов —созданы политотделы в МТС и совхозах (занимавшиеся раскулачиванием, политпропагандой и агитацией, соц. соревнованием и У т. п. ); Т'—принят новый Устав колхозов (1935 г. ), в котором: земля на- вечно закреплялась за колхозами; подчеркивалось, что личное хозяйст- вo занимает у крестьян подчиненное положение, перед общественным; ; ,. —регламентировались оплата труда по трудодням, размеры при- ••усадебного хозяйства (1/4—1/2 гектара) и т. п. ; •: .; • — введение обязательных для колхозов поставок государству (с 1933 г. ). | ИТОГИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

, ,. С/х стало колхозным; . " —— получены средства для индустриализации; : ~ - ~ 143

    Провозглашенные принципы:

— добровольность; — постепенность; — разнообразие форм кооперации; —постепенный переход от низ- •ших форм (сбытовая, ссудная и др. ) к высшим (производственная—колхозы) формам кооперации;

    142
    Осуществление коллективизации:

—принудительное вступление крестьян в колхоз (под угрозой раскулачивания и т. п. ); — форсирование темпов (объявляли даже соревнования между районами); — применение одной формы ко-операции-сельхозартели (колхоза)

— учет местных условий; — финансовая и материальная помощь города деревне. — организация МТС — посылка двадцатипятитысячников для борьбы с кулачеством, организации колхозов и выполнения планов поставок хлеба государству.

— голод 1932. — 1933 гг. ; — в крестьянстве убили чувство хозяина, а само с/х разорили” и отбросили на много лет назад; — репрессии коснулись не только кулаков, но и середняков, противившихся вступлению в колхозы. 45. УТВЕРЖДЕНИЕ СТАЛИНСКОГО ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА НА УКРАИНЕ В 30-е ГОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ

В начале 30-х гг. территория Украины — 45 тыс. км2, население — не более 26 млн. чел. Столица —Харьков, с 1934 г. — Киев. В 1932 г. введено областное административно-территориальное деление (7 областей, затем с 1939 г. — 15). Изменения в социально-классовой структуре общества под влиянием индустриализации, коллективизации: — бурный рост городского населения (в конце 30-х гг. каждый третий житель был горожанином) и увеличение численности украинцев в его составе (с 32% до 58% за десятилетие); —рост рабочего класса до 4, 5 млн. чел. (т. е. в 2, 6 раза с 1928 по 1940 гг. ); — сокращение численности крестьянства в связи с оттоком в города, последствиями голода 1932—1933 гг. и репрессий; возникновение колхозного крестьянства; —увеличение до 2 млн. чел. численности служащих (в 3, 6 раза-с 1928 по 19-10 г. ); свыше 1/4 этого слоя составляла интеллигенция

    МАССОВЫЙ ТЕРРОР

Своего пика достиг во второй половине 30-х гг. , став логическим продолжением репрессий рубежа 20—30-х гг. На Украине приобрел особенно страшные размеры (стремление Сталина уничтожить движение

за самоутверждение украинской нации и не допустить оппозиции режиму). Жертвами террора стали почти половина состава КП (б) У и подавляющее большинство членов ЦК и Политбюро ЦК КП(б) У (Э. Квиринг, С. Косиор и др. ), члены украинского правительства (Ю. Коцюбинский, X. Раковский, В. Затонский, В. Чубарь и др. ), военные кадры (И. Якир, И. Дубовой, И. Федько и др. ), деятели науки и культуры (М. Яворский, Л. Курбас, М. Кулиш и многие др. ), служители униатской церкви в УАПЦ, представители всех слоев населения. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕПРЕССИЯ

Огромные демографические потери, уничтожение значительной части украинской интеллигенции, культурный упадок, усиление нацио 144

нального цигилизма (падение престижности всего украинского, прежде всего языка, отрицание культуры своего народа), деформации морально-политических отношений (насаждение атмосферы страха, поощрение доносов, социальная незащищенность человека), в конечном итоге— усиление экономической и политической зависимости Украины от центра. Наиболее сильный удар был нанесен по интеллигенция и крестьянству. Путем репрессий . на Украине утвердился сталинский тоталитарный режим. КП(б)У стала важнейшей частью государственных структур... .. Принятая в этой обстановке Конституция . Украинской ССР (30 января 1937 г. ) не гарантировала осуществления прав и свобод граждан, демократизма национальной политики, которые она провозглашала и фактически перечеркивалась реальной практикой тоталитаризма. 46. ЗАПАДНАЯ УКРАИНА И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СССР И ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ Пребывание разъединенных украинских земель в составе СССР, Польши, Чехословакии, Румынии— один из наиболее сложных момен тов политического положения в Центральной и Восточной Европе накануне второй мировой войны. Геополитическое расположение этих зе-• мель сделало их объектом столкновения интересов СССР и Германии. ЗАПАДНО-УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ В СИСТЕМЕ СОВЕТСКО-НЕМЕЦКИХ ДОГОВОРОВ 1939 ГОДА Гитлер рассматривал Украину, . как будущий плацдарм в завоевании СССР, использовал“украинскую карту”для привлечения союзников в центре Европы (в 1938 г. он поддержал образование автономии Закар патья — Карпатской Руси, которая в следующем году была оккупиро вана с согласия Германии ее союзницей —Венгрией). СССР стремился переместить и укрепить свою западную границу, оттянуть начало войны путем соглашения с Германией. Советско-Герма некий договор о взаимопомощи и ненападении был подписан 23 августа 1939 г. Секретный протокол, оформленный допол- "• нительно к пакту, предусматривал раздел сфер влияния и оккупации в Ibpone. Советскому Союзу передавались все западно-украинские земли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать