История Украины - (реферат)
p>На левобережной Украине, где еще сбереглись остатки автономии, для просвещения складывалась наиболее благоприятная ситуация. По данным, собранным в семи полках из 10, в 1748 г. работало 866. начальных школ, где на основе 3-годичпогО курса преподавались ос новы чтения и "письма. На Слобожанщине—в 4-х полках действовало 124 школы. Школы основывались самим населением на собственные средства: сельская громада сама приглашала учителя, заключала с ним соглашение и давала деньги на содержание его самого и школьного здания. Среднее образование" давали коллегии: Черниговская, Харьковская •я Нереясяавская. В них учились сотни студентов: например, в Черниговской в-1728 г. — 257; в Переяславской в 1774 г. —232; в Харьков-•ской коллегии число студентов достигало 500. Кроме отечественных язы

    63

ков, там изучали французский, немецкий, итальянский, и также исте рию, географию, HCK)IC(BU н т. д. КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Стала настоящим центром просвещения, науки, культуры, общественной мысли тоги времени. Получила статус академии с 1701 г. Срсдв ее преподавателей были такие светила, как Иосиф Кроковский, Степан Яшфскии, Фр. фаЬ Прикипович, Гавриил Вуягинский— всё они занимали епископские кафедры и являлись учеными-теологами, писателями и ироноведннка/. ж. Во i; ;i["; i: ;'a Мазепы в академии училось до 2-х'тыс. студентов. После полтавской катастрофы число студентов уменьшилось д” 1 СО, но уже в 1715—1717 гг. их стало 1000. В 1764 г. & ней (i6y"a. 'iiiCh 1160 студентов, она была широко открыта для детей всех сословий: в ней учились рядом с детьми гетманов и старшины дети простых казахов, мещан и крестьян. Среди студентов были десятки сербов, -' черногорцев, греков, молдаван. Среди выпускников Академии в XVIII в. прославились на ниве просвещения и культуры Григорий Сковорода, Ва- снлгп Григорович-Барский, Григории Полетика, Николай Гпнтыш-Камсн- г кнн, Александр Безбородько, Василий Рубан, М. Березовский, Д, Тро- щинскип, А. Всдель, II. Гулак-Артсмовский и др.

    РЕАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА. РУСИФИКАЦИЯ

Во второй половине XVIII в. усиливается реакционная политик” царизма на Украине. Это проявилось в запрещении издавать украин ским языком кнчг". вести на нем делопроизводство н особенно препо давать. В 1783 г... Кисво-Могилянскую академию перевели на препода вание на русском языке. Она преобразуется в основную школу для выс шего образования духовенства, а в 1810 г. формально переименовыва ется в “Духовную академию”. Вместо рассадника высшего образования- для всех сословий украинского общества -Кисво-Могилянская академия преобразовывается в духовную школу, которая имела специальное задание быть твердыней обрусения Украины. Не только профессора, но и значительная часть студентов набирается из“москалей”. С конца XVIII в. устанавливается такая практика, чтобы ни один украинец не попал на митрополичью кафедру в Киеве, а по возможности на епископ ские кафедры на Украине.

    КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Важными Ky. ibTypiii'iMii центрами были типографии. Особенно Киевская, Черниговская, Львовская. Вокруг них группировались ученые, литераторы, переводчики, граверы и художники. Только Киевская типография до конца XVIII в. выпустила в свет около 100 наименований книг, среди них“Синоптис”, тезисы академических диспутов, вфило^

    64

\ • софию”, календари. Издания украинских типографии распространялись на "Украине, в России, Белоруссии, но они не могли удовлетворить потребность общества. Поэтому появляется много рукописной литературы различных жанров. Популярными были летописи Самовидца, Грабянки и Величко, сборники стихов Е. Зиновьева, списки из“Записок” В. Гри- горовича-Барского. ОТТОК УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЮ

Российские правители охотно вербовали украинских преподавателей и выпускников, предлагая им высокие церковные и государственные должности в Российской империи. В частности, Петр I предлагал работать с ним 'Феофану Прокоповичу, С. Яворскому, Симеону Полоцкому. В период с 1700 по 1762 гг. свыше 70 украинцев и белорусов заняли выс шие церковные должности в империи, тогда как русские — 47. Огромный вклад в, живопись внесли украинские художники Д. Ле вицкий и В. Боровиковский, в скульптуру — М. Козловский и И. Мар- тос; в музыку — М. Березовский, А. Ведель, Д. Бортнянский —они положили начало украинским и российским традициям хоровой музыки. В 1760—1780 гг. сформировалась первая школа украинской архитектуры, основателями которой являлись А. Квасов, Ф. Савич, М. Мощипа- нов. В 1746 г. в гетманской резиденции Глухове создана школа для певцов и музыкантов, готовившая кадры для хоров и оркестров не только Украины, но и России. Среди профессоров Славяно-греко-латинской\ академии — первого высшего учебного заведения России — 1шло 95 профессоров из Киевской академии, а из 21 ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были могилянцами. Во второй воловине XVIII в. в состав "демократической российской интеллигенции входили выпускники Киевской академии Я. Еозельский, Л. Сичкарев, И. Полетика, С. Гамалия, В. Рубан и др. Среди них были та лантливые пропагандисты идей равноправия, республиканского государственного строя, популяризаторов знаний, переводчиков трудов. известных гуманистов и пр-осветителей Европы. Общими усилиями украинских и российских деятелей культуры формировалась идеология просвещения в России. / ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: 1722 - 1795 гг.

Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпохи был Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступает в Киевскую академию. Владел латинским, , греческим, польским, немецким и церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами преподает этику в Переяславской и Харьковском коллегиунах. Из-за враждебности церковной верхушки к его неорто 65

доксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден оставить преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего философа. Именно в этот период он написал свои основ ные философские труды — “Диалог”, “Нарцисс. Разговор о том; i; ak уз нать себя”. Идеи Сковороды основаны на критике социального неравенства, Воз величивании трудящегося человека, отождествления бога с природой; отстаивая вечность материи, Сковорода создал концепцию трех миров: бег- конечного мира— макрокосмоса, - микрокосмоса, которым является чело век; “символичного”мира библии. Он осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках“Сад божественных песен” и “Басни харьковские” он рассматривает важнейшие проблемы своего вре мени, "утверждает высокие моральные качества человека. Многие его вы сказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что. Сковоро да написал такую автоэпитафию: “Мир ловил меня, но не noibian”. Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии общественно-политической мысли XVIII в.

    КАЗАЦКИЕ ЛЕТОПИСИ

В конце XVII—начале XVIII вв. появились рукописи, написанные выпускниками Киевской академии С. ' Величко и Г; Грабянка. Это был шаг вперед в историографии— переход от летописания к собственно исторической науке, от хронологического перечисления сообщений к их. осмыслению и прагматичному толкованию. Грабянка ставит своей задачей показать, что “украинцы есть равные с другими”, поддерживает претензии старшины на гениально-экономическое господство на Украине.

    ЛИТЕРАТУРА . ^". '^Г

В развитии украинской литературы в XVIII в. наблюдаются общий процесс освобождения от церковногсгвлияния и усиление светского направления. Широкой известностью пользовались “История руссов гли-Малой России” неизвестного автора, где главное внимс-ишр, было сосредоточено на освещении событий освободительной войны 1648 —1654 гг. Живой образной речью В. Григорович-Барский описывал в . своем“Путешествии” впечатления от посещения Венгрии п Австг. нл, Италии и Греции, Египта и Сирии. В стихотворениях и баснях Г. Сковороды широко использовались" народные пословицы/и поговорки. В его творчестве часто встречались народные сказки, песни, притчи. Творчество Сковороды оказало заметное влияние на Ивана. Котля-ревского (1769— 1838 гг. ) — родоначальника новой украинской лиге” 66

    i”

ратуры. Его знаменитая поэма “Энеида”, три части которой были напе чатаны в 1798 г. в Петербурге, отражала реальные картины жизни общества Joro времени. Однако современниками это произведение было воспринято исключительно как бурлеск, малороссийское чудачество. Между тем автор в аллегорической форме высказывал искреннюю боль за трагедию родвой земли, надолго лишенной государственности и национальной--самобытно сти. Развитие культуры и ее отход от средневековых канонов, расширение идей гуманизма и просветительства способствовало формированию чувства национальной гордости п духовности, человеколюбия. Имена дея телей украинской науки, просвещения, искусства того времени были широко известны всей Европе. Однако с середины XVII ст. на Левобережье, а с конца XVIII—и на Правобережье, наблюдается деградация такого жанра, как полемическая литература, исчезает летописание, школьная драматургия, а церковные проповеди перестают быть литературными произведениями. Из развиваю щихся литературных жанров остается только поэзия. 19. УПАДОК ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ • , . -_______XIX ВЕКА

Процесс разложения феодальпо-крепостпической системы в . первой половине XIX в. принимал более интенсивные формы, чем раньше. Развивающиеся производительные силы входили в конфликт с отсталыми производственными отношениями. Основное противоречие— противоборство двух социальных систем —отживающей крепостнической, которая базировалась на натуральном ведении хозяйства, прикреплении крестьянина к земле и его личной зависимости от помещика и новой — капиталистической, которая вызревала под . спудом господства феодализма и базировалась на товарном производстве, использовании вольнонаемного труда п машинной техники, сосредоточении средств-производства в руках капиталистов. КРИЗИС КРЕПОСТНИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

На Украине к середине XIX в. проживало около 13, 5 млн. че. товек, в том чиглр л„3 ? [. та. частнособственнических (крепостных) кресчъян и более 5, 2 млн. государственных крестьян.

В этот период в общественно-экономической жизни продолжали господствовать крепостнические отношения. Помещикам принадлежало около 70% всей земли и 60% вт общей численности крестьян. 67

Государственные крестьяне составляли на Левобережье — 50% на селения, на Правобережье — 13%, в Южной Украине -^- 37% сельского населения этих районов. Основанное на феодально-крепостнической системе сельское хозяйст во было малопродуктивным. Господствовала в земледелии отсталая трех польная система севооборота, часто . с неправильной очередностью ози мых, яровых и пара. Рутинная техника, нехватка у крестьян тягла, стихийные бедствия и другие причины обуславливали низкую урожайность. В результате основными поставщиками хлеба на рынок оставались по-' мещичьи хозяйства, которые давали до 60%, а крестьянские хозяйств. 1 давали около 40% хлебных поступлений па рынок. Степень товарнза- ции была наиболее высокой в крупных помещичьих хозяйствах, а мелки”1'' крестьянские хозяйства фактически имели натуральный характер. УСИЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН. МЕСЯЧИНА

Повышение товарности помещичьих имений достигалось путем уси ления феодальной эксплуатации: как путем уменьшения надельной зем ли, так и за счет увеличения панщины, оброка и натуральных повин ностей. Господствующей формой эксплуатации крепостных крестьян оставалась панщина. Официально она-ограничивалась тремя днями в неделю, но помещики устанавливали чакие задания, что их невозможно бы. ю сделать за 3 дня. Чтобы шире использовать даровой труд безземельных и малоземельных крестьян, помещики переводили их на месячину. По сути это была форма насильственного найма. Таких крестьян селили в бараках, заставляли выполнять беспрерывную панщину и платили им месячным пайком и одеждой. Эксплуатация крепостных сопровождалась полным социальным бесправием. Помещик имел право продать крестьянина, отобрать имущество, скот. Усиление эксплуатации подрывало и помещичьи, и крестьянские хозяйства, и вообще всю систему, основанную на принудительном труде.

    ИНВЕНТАРНАЯ РЕФОРМА НА ПРАВОБЕРЕЖЬЕ

С 1844 г. по 1847 г. на Правобережье проводилось составление “инвонтарсй” — описание помещичьих имений с четкой фиксацией размеров земельных наделов крестьян и выполняемых ими повинностей. Инвентарные правила были составлены “грубо и топорно”, иногда приводили к ухудшению положения крестьян в силу того, что сами помещики участвовали в составлении этих правил. Необходимость этой меры объяснялась политическими соображения-ми: помещики здесь в основном были поляки, находившиеся в оппозиции к русскому правительству, последнее стремилось заручиться поддержкой украинского крестьянства.

    68
    •” /
    ЧУМАДКЙЕ ПРОМЫСЛЫ

Традиционный ввоз с чумаками соли на Украину достиг в середине XIX в. 8 млн. пудов ежегодно. Для перевозки такого количества использовались по . меньшей мере 120—130 тыс. фур (чумащсих возов). В Черно-морско-Азовские порты чумаки ежегодно доставляли от 34 до 40 млн. пудов хлеба... Они перевозили также каменный уголь, продукцию сахарных, салотопных заводов и т. д. Чумаки-предприниматели из богатых крестьян владели десятками фур и огромными стадами волов. Фурманами к ним нанимались беднейшие, доведенные до нищеты крестьяне. Чумацкий . промысел способствовал социальному расслоению крестьянства и был основным из источников первоначального накопления капитала. Так, выходцем из богатых чумаков был купец-бакалейщик Хари-гоненко, который, начав с аренды земли и сахарных заводов, со временем стад сам владельцем нескольких сахарных заводов в Харьковской губерний, известным филантропом,

Активная предпринимательская деятельность нарождающейся буржуазии становилась все более -существенным фактором развития экономики Украины по капиталистическому пути развития. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА

Упадок крепостной промышленности проявился в полной победе капиталистического производства над помещичьим. Если в 1828 г. на Украине было 53, 8% помещичьих и 46, 2% купеческих "предприятий, то в 1861 г. помещичьи составляли 5, 8%, а купеческие 94, 2%. Расширилось более чем в 3 раза (с 25% в 1825 г. до 74% в 1861 г. ) применение вольнонаемного труда. Упадок крепостной промышленности усилился в период перехода . ет мануфактур к фабрикам, которые основывались на машинной технике и вольнонаемном труде. Примерно в середине 40-х годов фабричная продукция активно вытесняет мануфактурную с рынка.

Разработка угольных богатств Донбасса в значительной степени веу-шествлялась по инициативе зажиточных крестьян—предпринимателей. ' Ежегодная добыча угля в Донбассе возросла на протяжении 1796— I860 гг. со 146 тыс. пудов до 6 млн. пудов.

Заметно возросла роль в экономике тяжелой промышленности. В конце 50-х годов на Украине действовало 11 чугунолитейных, 32 железоделательных и 16 технических заводов. Возраставшая производительность труда в промышленном производ-ciBC на Украине дала толчок промышленному перевороту, начавшемуся широким внедрением в 40-х годах нового оборудования на сахарных заводах, в связи с чем производство сахара достигло 3 млн. пудов за один сезон. В конце 50-х годов на Украине действовало 2, 5 тыс. винокурен, более 40 тыс. мельниц, несколько тысяч маслобоек, 254 кожевенных и 160 суконных предприятий, 218 сахарных заводов, 54 мыловарки и т. д. Многие из них были настроены не в сельской местности, а в го родах. С 1811 г. по 1858 г. количество жителей городов Украины возрос ло с 513 тыс. до 1457 тыс. жителей (11% от общей численности на селения)-. Крупнейшие города: Киев — 70 тыс. , Харьков — 50 тыс. , Житомир — 34 тыс. ; Херсон — 34 тыс. ; Екатеринослав — 19 тыс. жителей. ' РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ. ЯРМАРКИ

Рост на рынках сбыта сельскохозяйственной и промышленной продукции способствовал росту торговли на Украине. Огромную роль играли ярмарки. Из 13 имеющих всероссийское значение ярмарок— 10 находились на Украине: 3 харьковских ярмарки, Ильинская в Полтаве, Вве- денская (Сумы), Масляная "(Ромны), Контрактовая (Киев), Онуфриевская (Бердичев), Георгиевская (Елизаветград). В 1854 г. на них было продано товаров на 73, 8 млн. рублей. Кроме того, существовало огромное количество местных ярмарок, базаров и торгов, которых насчитывалось 12 тыс. Наличие широкой сети ярмарок, торгов и базаров, большой товаро оборот, постоянная торговля, в городах — все это говорило о возрастании товарно-денежных отношений, углублении общественного разделения труда, подрыве основ крепостнической системы.

    20. ДЕКАБРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ
    ПРИЧИНЫ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Декабристы, будучи блестяще образованными людьми и патрио тами своей страны, поняли, тто самодержавие и крепостничество являются главными причинами отсталости России, поэтому их ликвидацию они считали основной задачей, необходимой для спасения Родины (отсюда название организаций: “Союз спасения”, “Союз благоденствия”). 2, -Влияние войны 1812 г. , которая воспитала патриотизм будущих декабристов и сблизила их с народом (М. Муравьев-Апостол: “Мы были детьми 1812 г. Жертвовать всем, даже жизнью за благо Отечества бы ло влечениехгсердца каждого из нас”). 3. Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. познакомили будущих декабристов с демократическими традициями Французской республики, западными революционными учениями и т. п. 4. Разочарование в Александре I, который в начале царствования заигрывал с либералами (проекты реформ М. М. Сперанского), в начале

    70

войны 1812 г. обещал коренные преобразования длм народа, а после войны присвоил все ее результаты себе, установив аракчеевскую реак цию в стране и жандармскую диктатуру “Священного союза”в Европе. 5. Влияние международных событий: рост национально-освободительного и революционного движения в Испании, . Италии, Греции и др. странах, на основе а11ализа'которого акдемик М. В. Нечкина сделала вывод: декабристское движение было типичным проявлением "дворянской революционности тех срёднеразвитых стран, где буржуазия была еще слаба, а кризис феодализма уже наступил.

    ПЕРВЫЕ ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. “Союз спасения” — 1816—1817 гг. в Петербурге; насчитывал 30 офицеров: Александр и Никита Муравьевы, Сергей Трубецкой, Иван Якушкин, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Павел Пестель и др. ; цель—ограниченная монархия, при которой вводятся Конституция и отмейяется крепостное право; средства борьбы—не было единого мнения, хотя большинство -выступало за открытое выступление в момент смены царей, предъявление новому императору ультиматума со своими требованиями; самороспуск“Союза”был вызван разногласиями . по тактике борьбы: Якушкин предложил ускорить события и совершить цареубийство, что вызвало раскол в движении. 2. “Союз благоденствия” — 1818—1821 гг. , в Москве, состоял из 200 офицеров, руководящее ядро"— то же самое, что и в , “Союзе спасения” (они приехали в Москву вместе с императором; цель —20- летняя-подготовка и воспитание народа для революционного переворота и последующих преобразований; механизм реализации цели— за 20 лет декабристы займут руководящие посты в армии и государстве, соз дадут сеть легальных и полулегальных просветительских обществ, которые подготовят народ к необходимости преобразований; самороспуск был вызван решением большинства членов организаций во главе с П. Пе стелем изменить тактику: вместо 20-летней подготовки —в ближайшие годы подготовить военный переворот без участия народных масс, что предотвратило бы хаос в государстве). В итоге: декабристы основывают две новые организации: — “Северное общество” — 1821 — 1825 гг. в Петербурге на считывало 105 человек; руководящее ядро — Н. Муравьев, С. Трубецкой, С. Каховский, Е. Оболенский, К. Рылеев и др. ; цели общества из--ложены в Конституции Н. Муравьева. — “Южное общество” — 182L— 1825 гг. на Украине. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕКАБРИСТОВ НА УКРАИНЕ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать