Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков - (реферат)

Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Санкт-Петербургский государственный университет
    Исторический факультет
    Кафедра истории Древней Греции и Рима
    Кочевые народы Средней Азии по
    сведениям историков
    Александра Македонского
    Курсовая работа
    студента III курса
    дневного отделения
    Щеглова Д. А.
    Научный руководитель:
    доцент
    Жестоканов С. М.
    Санкт-Петербург
    1999
    Содержание
    Введение
    2

Часть I. Среднеазиатские кочевники в составе армий персов и македонцев (в битвах при Гавгамелах и Гидаспе)

    4
    I. Битва при Гавгамелах
    4
    II. Битва при Гидаспе
    11

Часть II. Среднеазиатские кочевники в событиях конфликта между македонскими завоевателями и “скифами из-за Танаиса” (329-327 гг. до н. э. )

    13
    I. Кочевники – союзники Бесса
    13
    II. Первый визит посольств кочевых народов к Александру
    15
    III. Проект скифского похода Александра
    18
    IV. Битва на Танаисе
    20
    V. Послы скифского царя после битвы на Танаисе
    21
    VI. Послы саков после битвы на Танаисе
    22
    VII. Второй визит посольств кочевых народов к Александру
    23
    VII. Экспедиция Александра против саков
    27

Часть III. Участие среднеазиатских кочевников в согдийском восстании Спитамена (329-327 гг. до н. э. )

    29
    I. Первая экспедиция Спитамена
    29
    II. Действия отряда Кена против скифов
    31
    III. Вторая экспедиция Спитамена
    31
    IV. Третья экспедиция Спитамена
    34
    V. Последнее убежище Спитамена
    36

VI. Реконструкция концепций восстания Спитамена в версиях Птолемея, Аристобула и Клитарха

    38
    VII. Анализ сведений о кочевниках
    41
    Часть IV. Упоминания среднеазиатских кочевников в речах у
    Курция Руфа и Арриана
    44

Этногеографические концепции среднеазиатских кочевников у историков Александра 46

    Заключение
    48
    Приложения
    50
    Список литературы
    56
    Список сокращений
    59
    Введение

Данная работа посвящена источниковедческому анализу сведений историков Александра Македонского (Диодор, Помпей Трог, Курций Руф, Флавий Арриан, а также Страбон) о кочевых народах Средней Азии времени македонского завоевания и об их участии в связанных с ним событиях (331-327 гг. до н. э. ) [1Хронологические рамки определяют упоминания кочевых народов в связи с битвами при Гавгамелах (331г. до н. э. ) и Гидаспе (327 г. до н. э. ), основное внимание будет уделено событиям похода в Бактрию и Согдиану (329-328 гг. до н. э. ). ]. Целью работы является:

1. выявление первоисточника [2Под первоисточниками здесь понимаются сочинения современников Александра, дошедшие до нас во фрагментах: Каллисфена, Поликлита, Онесикрита и особенно– Клитарха, Птолемея и Аристобула. ] каждого отдельного сообщения; 2. реконструкция версий событий первоисточников, объяснение возможных причин расхождений между этими версиями и выявление заимствований одним источником у другого;

3. предварительное комментирование сведений первоисточников и попытка реконструкции реальных событий.

Следует подчеркнуть, что данная работа по своему содержанию почти не имеет аналогов. Большинство историков, так или иначе затрагивавших тему походов Александра, специально не анализировали сведения о кочевых народах, а только констатировали их в иллюстративном порядке, результатом чего было поверхностное и зачастую неверное осмысление событий этого похода.

В данной теме мы можем опираться, по сути, только на разработки двух исследователей: И. В. Пьянкова [3 Пьянков И. В. Басисты (К истории Самаркандского Согда) // ИАН Тадж ССР, ООН. №3 (61), 1970. С. 40-46; Он же. Древний Самарканд (Мараканды) в известиях античных авторов (Собрание отрывков и комментарии). Душ. , 1972; Он же. Александрия Крайняя в известиях античных авторов // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душ. , 1986. С. 73-81; Он же. Средняя Азия в античной географической традиции (Опыт источниковедческого исследования). М. , 1997. С. 27-48; 212-228. ] и Н. Г. Л. Хаммонда [4 Hammond N. G. L. Three historians of Alexander the Great. Cambridge, 1983. ]. Таким образом, данная работа представляется очень важной, поскольку только через тщательный анализ источников можно по настоящему приблизиться к пониманию событий древности. Тем более что роль кочевников в событиях среднеазиатского похода Александра мне представляется намного более значительной, чем традиционно принято считать.

В своем анализе источников мы будем опираться на концепцию развития античной исторической традиции об Александре Македонском [5 Ср. : Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса). М. , 1993. С. 23-54. ], разработанную Э. Швартцем [6 Schwartz E. Griechische Geschichtschchreiber. Lpz. ,1957. ] и принятую в ряде современных работ [7 Cм. напр. : Пьянков И. В. Ук. соч. С. 37-42. ]. Суть этой концепции сводится к следующему. В основе традиции об Александре лежат сочинения трех авторов: Клитарха, Птолемея и Аристобула (перечислены в предполагаемом порядке написания их произведений). При этом сочинения Клитарха и Птолемея предлагают две независимые версии событий: Клитарх– романтическую версию (так называемую “вульгату”), построенную на устных рассказах участников событий и на бытующих легендах и заимствующую из работ предшественников (Каллисфен, Поликлит, Онесикрит); Птолемей–апологетическую версию, основанную на официально принятой версии событий, подлинных документах и личных воспоминаниях. Третий важнейший источник, Аристобул, в основном компилирует сведения Клитарха и Птолемея, следуя главным образом Клитарху и добавляя свои оригинальные сведения.

Все более поздние историки Александра черпают материал главным образом у этих трёх авторов.

Диодор Сицилийский (Bibliotheca Historica, XVII) опирается в основном на Клитарха, значительно сокращая его.

Помпей Трог (Pompei Trogi Historiarum Philippicarum Epitoma, XI-XII) также использует в основном Клитарха, но в переложении Юстина его сочинение настолько сокращено, что смысл часто теряется.

Курций Руф (Historiae Alexandri Magni Macedonis) компилирует Клитарха и Аристобула, опираясь в основном на Клитарха и, дополняя его сведениями Аристобула, причем делает он это крайне грубо, часто чередуя их и нарушая логику повествования того и другого.

Флавий Арриан (Anabasis Alexandri) опирается на Птолемея и дополняет его сведениями Аристобула. При этом он компилирует их исключительно корректно, часто сравнивает их версии и дает прямые ссылки.

Кроме этого сведения Аристобула непосредственно использует Страбон (Geographia) и дает на него ссылки.

Иными словами, сведения общие для Диодора, Помпея Трога и Курция Руфа следует возводить в основном к Клитарху; сведения общие для Арриана Курция Руфа и Страбона восходят к Аристобулу; сведения Арриана, не имеющие аналога у остальных авторов принадлежат главным образом Птолемею.

Здесь также, как нам кажется, следует иметь в виду, что сведения Клитарха у Курция Руфа и Птолемея у Арриана могут приводиться в передаче Аристобула. Безусловно, сведения о среднеазиатских кочевниках нельзя рассматривать в отрыве от общих проблем источниковедения походов Александра. Поэтому тему данной работы необходимо в дальнейшем расширять, подключая к ней более общие сюжеты, а выводы, сделанные нами сейчас, могут рассматриваться только как предварительные, пока не будет проведен более широкий анализ. Работа состоит из пяти частей. Четыре части посвящены анализу и комментированию отдельных сообщений, касающихся среднеазиатских кочевников, по четырем тематическим группам:

1. среднеазиатские кочевники в составе армий персов и македонцев (в битвах при Гавгамелах и Гидаспе);

2. среднеазиатские кочевники в событиях конфликта между македонскими завоевателями и“скифами из-за Танаиса” (329-327 гг. до н. э. ); 3. среднеазиатские кочевники в событиях согдийского восстания Спитамена (329-327 гг. до н. э. );

4. среднеазиатские кочевники в речах у Курция Руфа и Арриана. Внутри каждой из этих групп сообщения анализируются в их хронологическом порядке.

Заключительная часть работы посвящена реконструкции этногеографических концепций среднеазиатских кочевников у Клитарха, Птолемея и Аристобула. Следует также отметить, что в данной работе я не ставлю своей задачей подробное и систематическое изложение событий похода Александра, а буду обращаться к ним только по мере необходимости.

    Часть I
    Среднеазиатские кочевники в составе армий персов и
    македонцев (в битвах при Гавгамелах и Гидаспе)
    I. Битва при Гавгамелах.

Впервые за время похода Александра среднеазиатские кочевники фигурируют в составе персидской армии в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э. Сведения о них содержатся в версиях Клитарха, Птолемея и Аристобула.

1. Версия Клитарха (Diod. , XVII, 57-61; Just. , XI, 13-14, 6) [8 Ср. : Hammond N. G. L. Op. cit. P. 51; 113: 118. ] (1) открывает сражение атакой персидских серпоносных колесниц, которая терпит неудачу (XVII, 58).

(2) Затем, после перестрелки персы начали атаку конницей на обоих флангах: на левом атакой“родственников”, “носителей айвы”, мардов и коссеев руководил Дарий; на правом крыле командир конницы Мазей руководил двумя тысячами кадусиев и тысячейскифов. Последняя группировка имела задание обойти левый фланг македонцев и захватить их лагерь. Они с успехом выполнили эту задачу и возвратились к Мазею. Также и всадникам Дария удалось обратить в бегство своих противников (XVII, 59). (3) Тогда Александр со своей конницей бросается на самого Дария, который сражается на колеснице. Александр убивает его возницу, но его приближенным кажется, что убит сам царь, и они первые обращаются в бегство. Под покровом поднимающихся туч пыли персидская армия разбегается (XVII, 60). (4) В это время ударная конная группа Мазея жестоко теснит левый фланг македонцев. Командующий Парменион несколько раз посылал к Александру гонцов за помощью, но те вернулись ни с чем, поскольку царь был уже далеко, преследуя Дария. Тогда, искусно маневрируя, Пармениону с трудом удалось отбить нападающих, испуганных бегством Дария (XVII, 60).

    2. Версия Птолемея.

2. 1. Сведения Арриана (Arr. , III, 13-14). Хотя Арриан нигде точно не указывает источник своих сведений о битве, надо полагать, что в данном случае, как и во всех своих точных описаниях боевых действий, он заимствует у Птолемея. [9 Ср. : Tarn W. W. Alexander the Great. Vol. II. Sources and Studies. Cambridge, 1950. P. 182. ] Версия Птолемея отличается от вышеизложенной в ряде существенных моментов. (1) Битва начинается с того, что Александр, чтобы не допустить окружения своего правого фланга более протяженным левым крылом персов, стал передвигать свое войско вправо. Тогда Дарий, который сам стоит в центре войска вместе с“носителями айвы”, индами, албанами, карийцами-выселенцами и лучниками-мардами (III, 13, 1), бросает ему на перерез конницускифови бактрийцев, находящуюся на левом крыле. Завязавшееся сражение идёт с попеременным успехом.

Александр посылает против скифовиз числа прикрытия правого крыла сначала отряд Менида, который был отброшен с потерями, затем отряд Ареты, которому удалось отбить нападающих (III, 13, 1-4). В связи с этими событиями дается чрезвычайно важное для истории развития военного дела описание защитного вооруженияскифов: “и сами скифы и их лошади были тщательнее [чем македонцы] закрыты защитным вооружением”(PхфпЯ фе пj Укэибй кбr пj lррпй Pхфпsт PксйвЭуеспн dу цхлбкxн рецсбгмЭнпй ѓубн).

(2) Только после этого последовала безрезультатная атака колесниц (III, 13, 5-6).

(3) После этих двух неудач Дарий выводит из резерва всю пехоту и посылает для обхода правого фланга македонцев персидскую конницу, в результате чего в его построении образуется разрыв (III, 14, 1-3).

(4) Именно в этот разрыв Александр бросает ударную группировку конницы, устремляясь на самого Дария, одновременно атакует и фаланга. После непродолжительного боя Дарий не выдерживает и первый обращается в бегство. Начинается повальное отступление персов, Александр преследует их (III, 14, 5-6).

(5) Тем временем на левом фланге македонцев положение было тяжелым: часть индов и персидская конница прорвали линию пехоты и захватили обоз, другой отряд конницы обошел левое крыло и напал (с тыла? ) на воинов Пармениона. Индов и персов скоро выбили отряды второй линии пехоты (III, 14, 5-6). Парменион же стал просить Александра о помощи, и тот был вынужден повернуть назад. Прорываясь к Пармениону, Александр столкнулся с отступающей конницей персов, индов и парфиеев. Здесь произошла самая отчаянная схватка, бегущим варварам все же удалось вырваться из окружения. Тут стало известно, что противник на левом фланге уже обращен в бегство и Александр продолжил погоню за Дарием (III, 15, 1-5).

2. 2. Состав персидской армии по данным Арриана (III, 8, 3-6). Арриан приводит список народов, приславших свои отряды на помощь Дарию перед битвой и сатрапов, предводительствовавших этими отрядами (табл. 1). В числе народов, пришедших с бактрийским сатрапом Бессом, помимо бактриев (ВЬкфсйпй), согдианов (УпгдйбнпЯ) и тех индов, которые граничат с бактриями (EЙнд§н•фе•”упй•ВбкфсЯпйт•”мпспй) здесь упоминаются и саки: “следовали [вместе] с ними и саки (это скифский род (народ) из [числа] скифов, переселившихся в Азию), они [следовали] не [как] подчиненные Бессу, но согласно военному союзу с Дарием” (Еlрпнфп•дc•бљфпsт•кбr•УЬкбй•(Укхийк’н•фп™фп•ф’•гЭнпт•ф§н•фxн•EБуЯбн•dрпйкпэнфщн•Укхи§н)•пљч•›рЮкппй•ВЮуупх, •PллN•кбфN•ухммбчЯбн•ДбсеЯпх; III, 8, 3). Данный список с большой точностью воспроизводит административную структуру восточной части персидской державы, насколько она нам известна из дальнейших событий похода, поэтому можно предположить, что список восходит к некому подлинному персидскому документу, аналогичному тому, который приводит Геродот, описывая войско Ксеркса (VII, 61-95). Арриан не указывает источник этих сведений, но данный список имеет много общего по своему содержанию с приводимым Аррианом со ссылкой на Аристобула планом построения персидской армии при Гавгамелах (III, 11, 3-7; Curt. , IV, 12, 5-13). Можно предположить, что и рассматриваемый список восходит к Аристобулу. В пользу этого указывают и в ряде случаев одинаковые сочетания народов (табл. 1) и то, что имена некоторых сатрапов, приводимых в рассматриваемом списке, упоминаются и в диспозиции персов у Курция, то есть–у Аристобула, хотя они связываются с разными народами и не упоминаются в диспозиции у Арриана [10Так Арриан указывает, что людьми с Красного моря распоряжались Оронтобат, Ариобарзан и Орксин (III, 8, 5), а Курций сообщает, что Ариобарзан и Оронтобат вели персов, мардов и сусийцев (в тексте: согдийцев) под общим командованием Орсина, потомка одного из семи персов, возводившего свой род к Киру– наличие деталей, отсутствующих у Арриана показательно (IV, 12, 7). ]. Тем не менее, между этими списками имеются значительные расхождения, остающиеся необъяснимыми (народы меняются местами, одни исчезают, другие появляются). Кроме того, в рассматриваемом списке общая численность персидской армии оценивается в 1000000 пехоты и 40000 конницы, тогда как диспозиции, восходящей к Аристобулу фигурируют 200000 пехоты и 45000 конницы (Curt. , IV, 12, 13; для сравнения: у Клитарха–800000 пехоты и 200000 конницы; Diod. , XVII, 53, 3). Я считаю наиболее вероятным, что данный список, хотя и использовался Аристобулом, восходит к Птолемею, что объясняет расхождения. Диспозиция персов Аристобула, возможно, является его собственной реконструкцией, а его ссылка на персидский документ изначально относилась к рассматриваемому списку (см. ниже).

    3. Сопоставление версий Клитарха и Птолемея.

Обе версии излагают в общем одни и те же события, но при этом каждое отдельное событие описывают по-разному. Наиболее существенными являются три различия. (1) Во-первых, у Клитарха отсутствует описание правофлангового манёвра македонцев и атаки левого крыла персов (то есть: скифови бактрийцев). Собственно в его описании диспозиции персов правое крыло отсутствует вообще, а Дарий, находящийся согласно Птолемею в центре своего войска (что соответствует персидской практике; ср. : Xen. Anab. , I, 24; Arr. , II, 8, 11), сам оказывается на левом фланге (см. ниже). Возможно, сведения об этом сражении на правом фланге македонцев не дошли до Клитарха, поскольку оно происходило изолировано в стороне от главной битвы.

(2) Во-вторых, Клитарх приписывает захват обоза скифам и кадусиям, обошедшим левый фланг македонцев (пункт 2), а Птолемей – персидской коннице, индам и, видимо, парфиеям, [11Г. Т. Гриффит отрицает возможность участия персов и индов в этом прорыве на том основании, что они располагались не на правом фланге, а в центр персидского строя; см: Griffith G. T. Alexander`s generalship at Gaugamela // JHS. Vol. 67. 1949. P. 84. На мой взгляд, эти отряды вполне могли переместиться на правый фланг персов, произведя маневр, аналогичный тому, какой совершила персидская конница, выдвинутая Дарием из центра на левый фланг (III, 11, 3). ]прорвавшим строй фаланги (пункт 5). Возможно, что в действительности лагерь захватили и те и другие, причем инды и персы были скоро отбиты, аскифыи кадусии ещё продолжали наседать (ср. : Diod. , XVII, 60; Arr. , III, 14, 5-6). Видимо, Птолемей акцентирует внимание на индах, персах и парфиеях, поскольку лично участвовал в схватке с ними [12 Tarn W. W. Op. cit. P. 188. ]. (3) В-третьих, у Птолемея, в отличие от версии Клитарха, Александр возвращается на помощь Пармениону. Возможно, Птолемей особо выделил этот сюжет, поскольку он сам участвовал в столкновении между отступающей конницей персов и возвращающимся Александром (ср. выражение: “И произошла эта самая схватка – самая ожесточенная во всем [этом] деле”; Arr. , III, 15, 2). Остальные события находят свои соответствия в обеих версиях. (1) Атака левофланговой конницы Дария у Клитарха (пункт 2) определенно соответствует в версии Клитарха маневру конницы персов (тоже стоящей на левом фланге согласно диспозиции Аристобула; III, 11, 3) для обхода правого крыла Александра после провала миссиискифов и бактрийцев (пункт 3). (2) Набег конницы скифови кадусиев Мазея на македонский лагерь по версии Клитарха (пункт 2) соответствуют в описании Птолемея атаке некого отряда конницы в обход левого фланга македонцев (пункт 5). Птолемей не указывает точно, о какой коннице здесь идет речь. Из сопоставления его данных с диспозицией Аристобула (табл. 1) можно предположить, что речь идёт о коннице армян и каппадокийцев, стоящих впереди правого фланга персов (III, 11, 7). Но можно и связатьскифов Клитарха с саками диспозиции Аристобула, а кадусиев –с отрядом сакесинов и албанцев у Аристобула, также стоящими на правом крыле (III, 11, 4). Последнее представляется более вероятным. [13 О возможности расширительного значения термина кадусии см. напр. : Дьяконов И. М. История Мидии от древних времен до конца IV в. до н. э. М. -Л. , 1956. С. 448. ]

    4. Версия Аристобула.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать