Развитие логического мышления учащихся при решении задач на построение
работе И.Л. Никольской и Е.Е. Семенова выделены зна-ния и умения, которыми, по мнению авторов, выпускник школы должен владеть: уметь правильно формулировать определение знакомого понятия, классифицировать, понимать значение свя-зок «и» и «или», уметь строить отрицание утверждений, содержа-щих кванторы, понимать смысл терминов «если..., то...», «тогда и только тогда, когда», «не более», «не менее» и т. д.1.4.3. Содержание проблемы развития логического мышления при обучении математике в школе.Основной задачей формальной логики является отделение пра-вильных способов рассуждения от неправильных. Рассуждение можно считать верным лишь в том случае, если из истинных суж-дений - посылок нельзя получить ложное суждение - ложное заключение. Рассуждение, допускающее получение ложного заклю-чения из истинных посылок, не только не расширяет наши знания об окружающем мире, но доставляет о нем неправильную инфор-мацию. Поэтому такие рассуждения недопустимы.Совокупность общественной практики, являющейся критери-ем истинности получаемых суждений из имеющихся, вылилась в ряд правил, законов, которые зависят только от формы рассужде-ний, от взаимосвязей составных частей рассуждения, но не от их содержания. Отсюда понятна важность законов и правил выво-да. О формах мышления и правилах вывода не ведется разговора ни в одном школьном предмете, хотя все предметы их широко используют. И это, вероятно, справедливо - не обязательно знать законы пищеварения, чтобы правильно переваривать пищу. Говоря о логической составляющей в обучении учащихся ос-тановимся на смысле фразы, что логика приводит мысли в поря-док, выясним, какой смысл вкладывал М.В. Ломоносов в извест-ные его слова о том, что математика ум в порядок приводит.Установить порядок на некотором множестве объектов - зна-чит пронумеровать их. Существуют определения строгого и не-строгого порядков. Можно установить порядок на множестве понятий и на множестве высказываний. Порядок на множестве понятий определяется с помощью отношения «предшествовать». Пример: понятие отрезок предшествует понятию многоугольник. Никакое понятие не предшествует самому себе. Порядок на мно-жестве суждений можно установить с помощью отношения «сле-довать», «быть следствием». Теорема о вписанном угле треуголь-ника следует из теоремы о сумме углов треугольника. Отношение «предшествовать» - отношение строгого порядка, отношение «следовать» - пример отношения нестрогого порядка.Дедуктивное (аксиоматическое) построение курса математи-ки и есть наведение порядка на множестве понятий и суждений.Почему важно, чтобы имеющаяся в голове человека информа-ция была упорядочена? На этот вопрос ответ можно найти в рабо-те А.А. Столяра: «Эта информация может оказаться в уме челове-ка неупорядоченной, т.е. размытые знания - изолированными, несвязанными между собой и поэтому малоэффективными в каче-стве исходного материала для получения новых знаний. Во-вто-рых, возможно также, эта информация будет лежать «мертвым грузом», т. е. заполнять лишь память человека, но не преобразо-вываться им, не использоваться для получения новых знаний ло-гическим путем, с помощью рассуждений».Анализ содержания школьного курса математики позволяет выявить те логические действия, которые выполняются учащи-мися, изучающими дедуктивно построенный математический курс. Номенклатура умений может быть упорядочена следующим образом:Учащиеся должны уметь:¦ формулировать определения понятий с использованием раз-личных связок и кванторов;¦ приводить примеры понятий, подводить объекты под опреде-ления различных логических конструкций;¦ приводить контрпримеры, т. е. строить отрицание определе-ний различных логических конструкций;¦ понимать отношения между двумя понятиями;¦ проводить классификацию известных понятий;¦ понимать свойства конкретных отношений - рефлективность, симметричность, транзитивность - без употребления соответ-ствующей терминологии;¦ понимать смысл терминов «следует», «следовательно», «если..., то... »;¦ выделять условия и заключения теоремы; ¦ строить отрицание утверждений различной структуры; ¦ различать свойства и признаки понятий; ¦ понимать смысл доказательства, различать правдоподобные и дедуктивные рассуждения;¦ уметь проводить полученное доказательство;¦ понимать эквивалентность отдельных определений, доказывать это в отдельных случаях;¦ понимать смысл терминов «хотя бы один», «не более», «не менее», «все», «некоторые»;¦ использовать отдельные методы доказательства - метод от противного, полную индукцию, доказательства методом исключения;¦ понимать основные принципы построения дедуктивной теории.Овладение перечисленными действиями по упорядочиванию изучаемого материала и является содержанием проблемы развития логического мышления.1.4.4. Пути решения проблемы развития логического мышления учащихся.Для решения задач развития логического мышления не требу-ется включения в курс дополнительного математического мате-риала. Задачи развития логического мышления можно ставить и решать на обычном учебном материале.В системе работы учителя по развитию логического мышле-ния учащихся могут иметь место различные уровни.I. Отсутствие специально организованной учителем работы по развитию логического мышления. Организационным факто-ром, направляющим в этом случае процесс развитии, является усваиваемое содержание предмета.II. Организация деятельности учащихся по осознанию логи-ческой составляющей изучаемого содержания с помощью специально подобранных упражнений.III. Организация специального обучения учащихся усвоению приемов логического мышления в явном виде с выделением их операционных составляющих. Такими приемами могут быть: доказательство методом от противного, подведение под определе-ние, подведение под понятие и многое другое.Соответственно уровням организации деятельности учащихся происходит усвоение материала на различных уровнях система-тизации его в зависимости от осознания логических взаимосвязей в этом материале. I. Уровень фрагментарных знаний, отсутствие осознания вза-имосвязей между компонентами системы.II. Уровень частичной логической организации изученного материала, понимание отдельных его взаимосвязей.III. Уровень логично организованных знаний.Последний уровень характеризуется пониманием целостнос-ти системы знаний, пониманием места отдельных элементов сис-темы знаний в этой системе, т. е. систематизацией изученного ма-териала.Приведем примеры упражнений, направленных на выделение логической составляющей изучаемого материала в соответствии со вторым уровнем организации деятельности учащихся.ПРИМЕР: При изучении равнобедренного и равносторон-него треугольника наряду с другими заданиями можно предло-жить учащимся следующие вопросы:- Верно, ли сформулировано определение: треугольник, у кото-рого две стороны равны и два угла равные, называется равно-бедренным?- Верно ли, что все треугольники являются равнобедренными или равносторонними?-Верно ли, что каждый равносторонний треугольник является равнобедренным, некоторые равнобедренные треугольники яв-ляются равносторонними?-Какими могут быть неравносторонние треугольники?- Верно, ли сформулировано предложение: биссектриса угла рав-нобедренного треугольника является его медианой и высотой? В качестве примера приема в рамках третьего из выделенных ранее уровней рассмотрим прием по распознаванию признаков и свойств понятий. Актуальность изучения приема в явном виде диктуется большим количеством ошибок по смешению призна-ков и свойств понятий. Ошибки допускаются не только начинаю-щими изучать курс геометрии, но и выпускниками школы. И, на-против, понимание терминов свойство и признак понятия позво-ляет учащимся выяснить место каждой теоремы в системе теорем, систематизировать свои знания по каждому понятию, помогает правильно применять изученные теоремы. Ситуации, в которых используются теоремы, различны: свойства понятий используют-ся, когда есть объект, принадлежащий понятию, признаки - ког-да необходимо под понятие подвести.Путаница свойств и признаков обусловлена тем, что кроме как в математике и, может быть, еще в медицине термины «свой-ства» и «признаки» нигде строго не разделяются. Например, в сло-варе русского языка дается такая формулировка: «Свойство - это качество, признак, составляющий отличительную особенность кого - чего - либо.» (С.И. Ожегов. Толковый словарь. М., 1998.) Или: «Свойство - то, что присуще предметам, что отличает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы.» (Н.И. Кондаков. Логический словарь. М., 1971.)В математике свойства понимаются как необходимые условия существования понятия, признаки - как достаточные или необходимые и достаточные условия существования понятия. В школьном курсе термин признак всегда употребляется как необходимое и достаточное условие. Ближе всего к школьному пониманию терминов свойство и признак являются следующие определения, на которые можно опереться при разговоре с учащимися. «Свойство - каждая из множества сторон вещи или явления, выявляющаяся во взаимодействии данного предмета с другими.» (Энциклопедиче-ский словарь. М., 1964.) «Признак - показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо». (СИ. Ожегов. Толковый словарь. М., 1996.)По сути дела свойство понятия, объекта - это все то, что мож-но сказать об объекте, изучая его. Признаки - это те свойства, условия, по наличию которых объект можно отнести к определен-ному классу объектов, к понятию.В качестве примера рассмотрим теорему Пифагора. Теорема описывает прямоугольный треугольник, т. е. является свойством прямоугольного треугольника. Аналогично, теорема «Отноше-ние периметров подобных многоугольников равно коэффициенту подобия этих многоугольников» описывает имеющиеся подобные многоугольники, т. е. является их свойством.Рассмотрим формулировку теоремы: «Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны, является параллелограммом». В этой теореме условие попарного равен-ства противоположных сторон четырехугольника является при-метой, показателем, знаком того, что четырехугольник является параллелограммом.Условная форма теоремы позволяет определить формально, признаком jc или свойством некоторого понятия является рассмат-риваемая теорема. Если понятие находится в условии теоремы (если треугольник является прямоугольным, то...), - теорема вы-ражает свойство этого понятия. Если рассматриваемое понятие находится в заключении теоремы (..., то данный четырехуголь-ник является параллелограммом), - теорема является его призна-ком.При этом называть теорему признаком или свойством безот-носительно к понятию нельзя, т. к. формально каждую теорему можно считать свойством одного понятия и признаком другого. Например, теорема «В подобных треугольниках соответствую-щие углы равны» является свойством понятия подобные треуголь-ники и признаком равенства углов. Некоторые условия являются как свойствами, так и признаками одного и того же понятия, на-пример, деление диагоналей, пополам в точке их пересечения для параллелограмма.Как строится теория понятия? Вначале дается формальное оп-ределение понятия. Затем из определения получают в качестве его следствий различные свойства понятия. Затем строят обрат-ные предложения к отдельным свойствам и проверяют их истин-ность. Так получают признаки. Часто для получения признаков используют не одно, а несколько свойств.1.5. Развитие логического мышления в геометрии.1.5.1. Задачи преподавания геометрии в школе.Задача преподавания геометрии - развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима-ние и логическое мышление.Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео-метрии. Однако все же главные, глубинные задачи преподавания геометрии заключаются в трех указанных элементах...».Таким образом, А. Д. Александров указывает на три основные задачи преподавания геометрии в средней школе: наряду (точнее, посредством) с изучением основных геометрических фактов и развитием определенных умений и навыков, учащихся главные задачи составляют развитие их пространственного воображения, логического мышления и понимания того, что геометрия изучает, свойства реального мира. Эта точка зрения нашла яркое воплощение в пробных учебниках геометрии, написанных авторским кол-лективом во главе с академиком А.Д. Александровым.Программа по геометрии дает такие же целевые установки на преподавание геометрии в средней школе. Таким образом, основ-ными задачами курса геометрии являются:- систематическое изучение основных фактов геометрии, ме-тодов их получения и возможностей их применения;- развитие умений и навыков учащихся, обеспечивающих применение полученных знаний для изучения смежных дисциплин и в сфере производства;- развитие пространственного воображения и логического мышления учащихся.При этом основой для развития пространственного воображе-ния и логического мышления учащихся является овладение ими основными фактами и методами геометрии.В высказываниях ряда ученых и в учебниках, написанных ими, можно заметить определенные акценты, которые они делают на от-дельных задачах преподавания геометрии в школе. Так, у акаде-мика А. Д. Александрова - это «лед и пламень» органического единства строгой логики и живого восприятия реального мира. Академик А. В. Погорелов на первое место ставит развитие логического мышления учащихся. Он пишет: «Предлагая настоящий курс, мы исходили из того, что главная задача преподавания гео-метрии в школе - научить учащихся логически рассуждать, аргу-ментировать свои утверждения, доказывать. Очень немногие из оканчивающих школу будут математиками, тем более геометрами. Будут и такие, которые в их практической деятельности ни разу не воспользуются теоремой Пифагора. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать».Стремлением к форсированному развитию логического мышле-ния учащихся обусловлено в его учебнике «основное учебное требование» доказывать все, особенно в начале обучения; повы-шенное внимание к строгости доказательств «очевидных» фактов (например, спи манных с отношением «лежать между»); широкое использование способа доказательства от противного с первых шагов обучения; сознательный отрыв мышления от чертежа как «эффек-тивное обучающее средство».1.5.2. Чертеж учит думать.В школьном курсе геометрии выделяют три вида чертежей:чертежи, иллюстрирующие содержание вво-димого понятия;чертежи, образно представляющие условие задачи или рассматриваемого математического предложения;чертежи, иллюстрирующие преобразования геометрических фигур.Мы будем рассматривать главным образом работу с чертежами первых двух видов, по-скольку они имеют более общее назначение. Формируя у учащихся умение, работать с чертежом, учитель должен помнить, что если ограничиваться стандартными чертежами, то школьники достаточно быстро начнут связывать формируемое понятие только с фигурами опре-деленного вида и положения. «Стандартный» чертеж вызывает у учащихся неверные ассо-циации, в результате которых в содержание понятия вносятся лишние признаки, являю-щиеся частными признаками демонстрируемой фигуры.Эффективность формирования у учащихся понятий, которые можно представить наглядно, в значительной степени зависит от того, в каком виде произошло первое знакомство с ним, т. е. каким оказался первый зрительный образ, ставший затем носителем данного понятия (сила первого впечатления). Поэтому в начале изучения понятия надо показывать как можно больше чертежей, в которых варьируются не существенные признаки понятия.Конечно, на построение различных вариантов одного и того же чертежа уходит много времени. Рекомендуем поступить следующим образом. Из куска линолеума вырезать круг и закрепить его на классной доске так, чтобы он мог вращаться вокруг своего центра. К этому кругу приделать небольшую ручку, с помощью, чертеж которой можно его поворачивать. Всякий раз уже построенный чертеж учитель захочет показать в другом положении, ему останется лишь повернуть круг, на котором чертеж изображен. Это приспособление полезно еще тем, что позволяет внедрять в сознание учащихся ту важную мысль, что при движении сохраняются основные свойства фигур.Ученики обычно привыкают соотносить какую-либо фигуру с одним понятием, не умея переосмыслить фигуру в плане другого понятия. Для развития мышления учащихся нужно потратить много усилий на формирование у ни умения вычленять из элементов новые фигуры, не упомянутые в тексте условия задачи В. И. Зыкова отмечает: «Чтобы устранить трудности при выполнении операции переосмысливания, следует обращать внимание учащихся на случай соответствия фигур двум и более понятиям».Чертежи и рисунки - эффективное средство формирования у учащихся умения подмечать закономерности на основе наблюдений, вычислений, преобразований, сопоставлений. Обращаясь к учителям математики, Д Пойа писал: «Результат творческой работы математики - доказательное рассуждение, доказательство, но доказательство открывают с помощью правдоподобных рассуждений, с помощью догадки… Преподаватель должен показывать, что догадки в области математики могут быть разумными, серьезными, ответственными… Давайте учить догадываться!».При обучению решению геометрических задач очень важно следить за тем, чтобы формулировка задачи помогла учащимся сделать чертеж. В школьных учебниках текст, с помощью которого сформулирована задача или теорема, не всегда написан доступным, понятным языком. Как показывает практика, ученикам труднее всего даются такие тексты, в которых краткость достигается нанизыванием придаточных предложений или причастных оборотов.Особое место в развитии мышления зани-мает обучение сравнению, в частности сравне-нию факта, выраженного словесно, с его интер-претацией на чертеже. Чертеж может служить опровержением какого-то общего высказыва-ния. Учась опровергать неверные высказы-вания, школьники постепенно привыкают к доказательствам. Приведем три задания, кото-рые фактически нацеливают учащихся на поиск контрпримеров.11. Верно ли утверждение: «Любой четы-рехугольник, у которого диагонали взаимно перпендикулярны, является ромбом»?12. Верно ли утверждение: «Любой четырех-угольник, у которого два противоположных угла прямые, является прямоугольником»?13. Изобразите на чертеже случай, для которого неверно высказывание: «Прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не имеют ни одной общей точки». (Пропущено указание на то, что речь идет о двух прямых.).В пропедевтическом курсе геометрии важно воспитывать у школьников понимание необхо-димости того, чтобы изучаемые факты дока-зывались. Целесообразно показывать школь-никам что v людей нет иного пути убедиться в истинности суждения, как только доказать его логическим путем. «Самые тщательные из-мерения - может сказать учитель,-- все-таки оставляют повод для сомнений, поскольку в них неизбежны большие или меньшие ошибки. Доверяться очевидности тоже нельзя, так, как широко известно, что зрение человека дает неточную, а иногда и совершенно ошибочную информацию».Итак, разносторонняя работа с чертежами не только способствует общему умственному развитию школьников, но и подталкивает их логическое развитие, обеспечивая менее болезненный переход от опытно - индуктивного преподавания пропедевтического курса геометрии к дедуктивности основного курса геометрии. Для повышения эффективности развивающего обучения геометрии перед учащимися следует систематически ставить серии задач (или отдельные задачи), которые наряду с конкретными обучающими функциями несли бы в себе (также в качестве веду-щих) функции, направленные на формирование у школьников эле-ментов творческого математического мышления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10