Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования
p align="left">3. Экономический подход к образованию

0чень развитым и весьма значимым для XX в. оказался экономичес-кий подход к образованию. В рамках этого подхода образование рассматривается в качестве одного из важнейших социально-экономическх ресурсов развития как общества, так и личности. В 1920-х гг. С. Г. Струмилин, тогда еще молодой отечественный экономист, обос-новывал прямое воздействие повышения образовательного уровня работников на рост общественной и индивидуальной производитель-ности труда.

Известно, что впервые вопросы экономики образования были под-няты еще во второй половине XVIII в. А. Смитом, а затем Дж.Ст. Миллем. Смит приравнивал человека, получившего образование и затра-тившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин, а Милль выводил развитие образования за пределы рыночной экономики, которая не в состоянии сама по себе диктовать ему свои законы. Проблемы, поднятые классиками экономической науки отно-сительно образования как сферы общественной жизни, отрасли эко-номики, производственного процесса, и в XX в. продолжали волно-вать науку. Есть все основания считать, что XXI век будет временем не менее, а даже более важным для использования экономического под-хода к образованию.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной фор-ме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: а) как экономика общества влияет на об-разование, включая его в систему финансово-экономических отно-шений; б) какова экономическая эффективность образования; в) как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

На экономический подход к образованию в XX в. оказали на-ибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: неоклассическое и кейнсианское. В рамках первого образова-ние рассматривалось как свободное предпринимательство. Основой развития образования как отрасли экономики признавался потреби-тель, его интерес и выбор. Считалось, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого. Оно, по мнению представите-лей неоклассического направления, не должно активно вмешиваться в сферу образования. Если же государство это делает, то, во-первых, подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг, во-вторых, нарушает принцип социальной справедливости в сфере образования. Этот принцип гласит: нельзя платить дважды за одно и то же образование. Между тем в случае активной деятельности государства и его структур в этой области потребителям образовательных услуг приходится платить и налог, и деньги за обучение.

Что касается кейнсианского направления, то его представители за вмешательство государства в образование и его экономику. Они исходят из того, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов и это мешает развитию образования как производственного процесса. Для его поддержания и успешного функционирования рынка образовательных услуг необходимо вмешательство государства.

Оба направления сменяли друг друга в своем влиянии на экономику образования вплоть до 1980--1990-х гг., пока не произошла определенная их интеграция. Вместе с тем и сегодня очевидно, что в отдельных странах в развитии образования господствует фактор экономического и социального «вмешательства» государства (к примеру, в Германии, во Франции), в других (например, в США) в ярко выраженной форме этого не происходит.

Что касается современного отечественного образования, то с точки зрения экономического подхода не вызывает сомнений необходимость изучать формирование рынка образовательных услуг. Как отмечает В.И. Ерошин, «рыночные механизмы в значительной степени оптимизируют распределение ресурсов между производителями об-ильных услуг и тем самым способствуют повышению эффективности использования средств, вкладываемых обществом в образование».

Следовательно, составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Именно благодаря ему выявляются потребности в образовательных услугах их потребителей, что, в свою очередь, заставляет конкурировать производителей этих услуг в борьбе за возможность удовлетворить эти потребности. Значит, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится скорее не их производитель, а потребитель.

Однако смысл экономического подхода к образованию в современном российском (и не только российском) обществе состоит и в том, чтобы показать реальные возможности свободного рынка образовательных услуг, его недостаточную эффективность и необходимость не только ограниченного, сколько органичного вмешательства государства в отраслевую экономику образования. Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономических ресурсов, ко-торые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ разви-тия образования.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, что-бы показать разумные возможности и рациональные пропорции в со-четании свободного рынка образовательных услуг с механизмами го-сударственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.

Характеристика образования как сферы взаимодействия (либо столкновения) потребителя и продавца соответствующих услуг, их свободного рынка и механизмов государственного регулирования этой сферы, выявление маркетинговых аспектов образования, свя-занных с изучением общественных и индивидуально-личностных потребностей в нем, означают наличие связи между экономическими социологическим подходами к образованию, которая далее будет раз-вернута шире и подробнее в рамках его социологической трактовки.

4. Социологический подход к образованию

Теперь обратимся к более детальному содержательному анализу социологического подхода к образованию. Прежде всего он нацелен на определение места и роли образования в общест-ве. Это означает выявление диалектики, взаимодействия, взаимовли-яния образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных. Социология обращает вни-мание на взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями, с которыми его соединя-ет много общих задач. Социологию волнует эффективность образова-ния, трактуемая в широком социально-экономическом и культурно-нравственном диапазоне.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная си-стема, наконец, как социальный институт, являясь элементом общест-ва, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происхо-дящих в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким, как известно, и оказывается сегодня российское обще-ство. Переходный характер процессов, происходящих в нашей стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с де-мократизацией общества, его движением к доминированию рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образова-ния в целом, его конкретные подсистемы в частности.

Потому, рассматривая современное состояние образования в России, методологически правильно было бы проанализировать его зависимость от общественных преобразований в стране. Такой подход подразумевает выявление места образования в системе социальных отношений и процессов, социальных институтов и структур, его социальной роли в жизни трансформирующегося общества.

Применение социологического анализа обнаруживает возможность и иного, «обратного» подхода к выявлению диалектики образования и трансформирующегося российского общества, что связано с изучением способа влияния первого на второе. Действительно, любое образование, включенное в общественную систему, не может оставаться безразличным, безучастным к ней, так или иначе воздействует на нее, заставляет систему реагировать на потребности образования, непрерывно напоминает о себе, постоянно «теребит» государственные структуры своими проблемами.

Но социологический подход к образованию не сводится лишь к его «общественным» характеристикам и не означает рассмотрения его как социального феномена. Он означает также изучение образования как одного из наиболее значимых элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного (регулярного) способа деятельности. Поэтому социологию интересует влияние на образование труда, быта, свободного времени, условий жизни, ценностных ориентаций, различных форм и видов деятельности. Вместе с тем ее интересы связаны и с изучением обратного воздействия образования как вида деятельности на разные стороны образа жизни человека (социальных групп).

Стремление выявить личностные аспекты образования, выход на на «знаниевую» сферу (в данном случае будем рассматривать освоение знаний как содержание образования), проблематику социализации сближают социологию с педагогикой и психологией, что само по является весьма значимым позитивным фактором.

Специфика социологического подхода к образованию состоит в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Это предполагает выявление социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторов социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям), готовности людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени. Социологию волнуют вопросы непрерывного образования, причем как с точки зрения личной заинтересованности людей в его развитии, так и с позиций общественного признания значимости этой проблемы. Это должно выражаться в существовании особого направления социаль-ной политики, поощряющей и финансирующей создание различных структур дополнительного образования и его центров за пределами институционализированных учреждений и учебных заведений для удовлетворения самых разнообразных образовательных потребностей не только молодежи, но и взрослого населения.

Таким образом, использование социологического подхода позво-ляет сочетать в изучении образования общественную и личностную объективную и субъективную стороны. Они могут быть объединены в том случае, когда образование рассматривается в различных ипоста-сях -- и как социальный институт, и как социальная система, и как вид деятельности. Будучи разновидностями социологического подхо-да, институциональный, системный и деятельностный подходы дают возможность исследовать образование и на социальном (даже социетальном), и на общностном (групповом), и на личностном уровнях.

Вместе с тем эти подходы выступают не только как конкретные про-явления социологического изучения образования. Они тесно связаны с его педагогическими, философскими, экономическими, психологическими характеристиками. К указанным выше подходам следует добавить деятельностный, социокультурный, аксиологический, коммуникативный, которые так же, как и они, тесно связаны с подходами к образованию в рамках педагогической, философской, экономической, социологической наук. Дадим краткую характеристику данным подходам.

Подход к образованию, связанный с характеристикой его в качест-ве определенного вида деятельности, может быть определен как деятельностный. Субъектом такой деятельности выступает социальный институт, социальная организация (образовательное учреждение), социальная общность либо личность. В рамках деятельностного подхода образование рассматривается не просто как вид деятельности, но как элемент образа жизни, тесно связанный с другими его элементами и показывающий место образования среди них. Деятельностный подход предполагает изучение образовательных потребностей, ценностных ориентаций, интересов, диспозиций, установок, мотивов, реализующихся через образование.

Образование как вид деятельности, способствующий осуществлению личностной самореализации, тесно связано с процессами социализации индивидуализации личности. Усвоение и присвоение совокупности общественных отношений (социализация) возможно только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека. Образование как раз и оказывается одним из видов деятельности, который выявляет степень присвоения личностью общественных отношений, реализации ее сущностных сил.

Есть еще один подход, который играет важную роль в осмыслении образования, помогая понять, как оно превращается в один из основных видов деятельности человека. Это -- социокультурный подход. Выступая как универсальная технология жизнедеятельности человека, а значит, и его образования, культура сама базируется на нем. Образование выполняет роль опоры, транслятора, передаточного звена культуры, оно охватывает всю деятельность человека по освоению культуры.

Выполняя важные социокультурные функции, образование способствует активному включению индивидов в социальную среду, выступает средством воссоздания целостности общества и личности. Доминанта образовательной деятельности в образе жизни человека нередко обусловлена высоким удельным весом подлинно культурного значения этого вида деятельности, его наполненностью неким культурным инвариантом, который всегда создает вокруг себя определенную ауру.

С деятельностным и социокультурным подходами тесно связан и коммуникативный подход. Дело в том, что образование целесообраз-но рассматривать в качестве коммуникации как вида социального взаимодействия субъект-субъектного типа. Учитывая, что коммуни-кативные системы очень быстро претерпевают изменения, а многие из них, тесно связанные с использованием технических средств ак-тивно внедряются в образовательный процесс, можно понять, на-сколько важен коммуникативный подход к образованию в современ-ных условиях. Существенное значение имеет и понимание того обстоятельства, что одним из способов изучения образования как коммуникативной системы является анализ технологий знакового об-щения. Вся коммуникативная деятельность опосредствована знака-ми, поэтому разработка проблем образования предполагает обраще-ние к анализу знаковых процессов, знаковых и символических структур и систем. Последние возникают, реализуя коммуникативно-познавательные цели субъекта образования в ситуациях коммуника-тивного взаимодействия.

Превращение образования в индивидуально и социально значи-мый вид деятельности, социальный институт, социальную систему (подсистему общества) может происходить только в том случае, если на уровнях индивида, социальной общности, общества будут осозна-ны ценности образования, если они преломятся через потребности и интересы различных субъектов образования. Изучение этого процес-са ценностного преломления образования, включения его ценностей в ткань повседневного (регулярного) социального и личностного бы-тия и составляет существо аксиологического подхода к образованию.

Этот подход помогает осмыслить противоречия, возникающие между ценностями-целями и ценностями-интересами образования. Если первые требуют для своей реализации инструментальных дейст-вий, более того, сами могут иметь инструментальный характер, то вторые, основывающиеся на интересе, скорее гедонистичны. Когда человек стремится к образованию ради удовольствия, наслаждения, которое он получает в этом процессе, когда им движет только интерес к знанию, жажда познания, искреннее любопытство открывателя но-вого, тогда ценность этого вида деятельности особенно важна.

Итак, полидисциплинарное изучение образования включает в себя деятельностный, социокультурный, коммуникативный, аксиологический подходы к нему. Они позволяют, с одной стороны, конкретизировать педагогический, философский, социологический, экономический подходы, с другой - дают возможность обобщить некоторые характеристики, присущие каждому из них и связанные с рассмотрением образования как вида деятельности, коммуникации, ценности, как социокультурного явления и процесса.

2.2. Содержание дополнительного образования как детерминанта образовательных парадигм

Функционирование института образования, содержание его деятельности зависят и в материальном, и в социальном, и в духовном отношениях от состояния и развития государства, производства, науки, культуры, семьи. Вместе с тем система образования «отдает» своих выпускников прежде всего этим системам и институтам. Как использовать при построении парадигмы образования эту взаимосвязь?

С учетом поставленного вопроса и высказанных выше суждений можно выделить следующие парадигмы образования, построенные на основе его взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимодействия с государством, производством, культурой, семьей: государственно-образовательную, производственно - образовательную, научно - образовательную, культурно - образовательную, семейно - образовательную. Рассмотрим каждую из названных парадигм.

Государственно-образовательная парадигма базируется на выявлении различного типа зависимостей между государством и образованием. Она означает обнаружение, по меньшей мере, трех типов связи между государством и образованием: жесткой; ослабленной, свободной. Ве-роятно, можно предположить и отсутствие этих связей вообще, например, в условиях примитивного общества, когда еще не сформиро-вался институт государства (и образование как социальный институт тоже), но существовала деятельность по передаче имевшихся знаний, опыта, навыков, традиций и т.д., т.е. то, что мы называем образовани-ем в первоначальном значении этого слова.

Характер названных выше связей (жестких, ослабленных, свободных) зависит прежде всего от типа государства, в рамках которого рассматривается образование. Чем жестче, «тоталитарно-авторитарнее» тип государства, тем сильнее образование «привязано» к нему и больше им определяется. Эта зависимость выступает в двух основных разновидностях -- экономической (материально-финансовой) и духовной (содержательно-идеологической). Чем развитее и демократичнее государство, тем меньше ощущается степень зависимости образования от него.

Следовательно, особенность государственно-образовательной парадигмы заключается в том, что она позволяет рассматривать возможности и перспективы образования в тесной связи с типом, характером и уровнем развития государства. В свою очередь, такой подход допускает осуществление одного из вариантов общего прогнозирования развития образования.

Оптимальным для развития образования (а, следовательно, и личности, и общества в целом) является свободный тип связи, означающий, с одной стороны, незначительность обеих форм его прямых зависимостей от государства (и экономической, и духовной), с другой стороны, наличие необходимых условий для полноценного, широкого и всеобъемлющего развития образования. При этом отсутствие прямой зависимости образования от государства трактуется не как недостаток поддержки и определенного контроля с его стороны, а, наоборот, как наличие и того и другого, но в такой форме, которая не сковывает развитие образования, а создает реальные условия совершенствования данного социального института, всей системы.

Что касается ослабленного типа связи между образованием и государством, то он, по существу, означает отсутствие одних зависимостей при наличии других. Типичный пример -- современная Россия, где государство почти «бросило на произвол судьбы» образование в экомическом плане, но сохраняет над ним духовно-содержательный конроль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать