Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования
p align="left"> Опытно - экспериментальная работа осуществлялась нами в несколько этапов. Подготовка к исследованию включала: теоретическое осмысление и определение значимости проблемы; анализ литературных источников по проблеме исследования; подбор методов и методик, которые бы помогли определить уровень сформированности учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ; определение критериев уровня сформированности учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования нами решались задачи, связанные с изучением состояния исследуемой нами проблемы в практике проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ; особенностей развития учебно - познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ; обоснованием состава учебно - познавательных умений; выявлением уровней их сформированности; комплектованием групп; выявлением педагогических условий развития учебно - познавательных умений; разработкой программы формирующего эксперимента.

В ходе констатирующего эксперимента были выделены следующие особенности системы дополнительного образования:

- продолжение эволюционного развития прогрессивной теории и практики внешкольного образования, имевшего место с середины XIX века до конца 20-х годов XX века, и внешкольного воспитания с 30-х годов до начала 90-х XX пека;

- реализация новой сущности дополнительного образования как самостоятельного и самоценного вида образования;

- региональный характер содержания учреждений дополнительного образования;

- использование внутренних ресурсов.

При проектировании познавательной среды на подготовительных курсах по иностранному языку для выпускников общеобразовательных школ, мы соблюдали этапы проектирования, определенные нами в п. 1.2.

Проектируемая модель познавательной среды в определенном смысле отображает структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между компонентами исследуемого объекта.

При проектировании модели мы исходили из следующих положений:

- наряду с существующими условиями развития системы дополни-тельного образования необходимо создавать новые условия для осуществления эффектной педагогический деятельности по развитию познавательных умений у выпускников общеобразовательных школ;

- развитие дополнительного образования школьников связано с обес-печением педагогического процесса, сохраняющего все ценное, что было в предыдущем опыте «внешкольного» воспитания, и включаю-щего новые педагогические технологии;

- развитие дополнительного образования осуществляется в условиях обязательного использования регионального компонента.

В организационную структуру при проектировании модели познавательной среды в учреждении дополнительного образования мы включили условия функционирования и развития.

К условиям функционирования мы относим условия, обеспечивающие повседневную деятельность учреждения дополнительного образования: финансовые, материально-технические, кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, организационно-управленческие и др.

К условиям развития мы относим условия, способствующие формированию новых качественных изменений в учреждении дополнительного образования: ориентация на удовлетворение всесто-ронних образовательных и творческих потребностей личности и т.п.

Компонентами структуры модели познавательной среды являют-ся цели, функции, содержание, методы и формы, условия и результаты взаимодействия педагогов и школьников.

Первый компонент - цели педагогической деятельности в учреж-дении дополнительного образования.

Основной целью дополнительного образования школьников, как и любого другого вида образования, является гармоничное развитие личности, предпо-лагающее максимальное развитие тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека.

Второй компонент - функции педагогического процесса в системе дополнительного образования.

Дополнительному образованию свойственны функции, которые выполня-ет любой вид образовательного учреждения: образовательная, воспитательная, развивающая. Кроме них, дополнительное образование рассматривается как сфера реализа-ции школьниками таких функций, как:

- компенсация, т.е. приобщение учащихся к тем личностно и общественно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых не удов-летворяется общим образованием к окружающей социальной средой;

- релаксация, т.е. отдых, восстановление психофизических сил учащихся, сохранение и восстановление их здоровья и творческого потенциала; реали-зация культурно-досуговых индивидуальных и коллективных интересов и по-требностей -

- социализация, т.е. вклпочение учащихся в общественно - полезную деятель-ность, а неформальные общественные процессы и структуры;

- самоактуализация, т.е. воплощение индивидуальных интересов, склонно-стей, способностей, личностного роста школьников,

- социальная защита детей и подростков, предоставление бесплатных обра-зовательных, досуговых, оздоровительных и других услуг;

- профориентаиионная, т.е. формирование устойчивого интереса к социаль-но значимым видам деятельности, содействие определению жизненных пла-нов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

- самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно зна-чимых формах жизнедеятельности, переживание им ситуаций успеха, лично-стное саморазвитие, становление, активной жизненной позиции.

Третий компонент -- содержание педагогической деятельности в системе дополнительного образования.

Содержание позволяет существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся. В круг значимых для учащихся проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая дея-тельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет опреде-ленную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт творческой деятельно-сти, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах к одному и том же виду деятельности.

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенци-ал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образователь-ных программ; дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои инди-видуальные интеллектуальные, эстетические, творческие запросы. В условиях вариативной образовательной системы используются программы, которые способствуют «гармонизации» общего образования.

На наш взгляд, программы разных уровней, используемые в системе дополнительного об-разования должны содержать следующие положения:

- способствовать становлению активной жизненной позиции воспи-танников;

- пониманию глобальных проблем современности;

- самостоятельному решению комплексных проблем, требующих знаний из области разных учебных дисциплин и определенного социального опыта;

- стимулированию самообразования на основе правильного выбора источников информации, постановки и осознания значимых, лично-стных и социальных целей, использование средств достижения по-ставленных целей и т.д.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Содержание дополнительного образования расширяет возможности приобщения школьников к национальным, культурным обычаям, традициям сво-его народа; реализации регионального компонента образования.

Особенностью содержания дополнительного образования является его ориентация на разнообразные, постоянно изменяющиеся интересы, склонно-сти, способности школьников, что придает ему гибкость, уникальность, инновационность.

Четвертый компонент - методы и формы организации педагогической деятельности в системе дополнительного обрастания.

Сущность педагогического процесса в дополнительном образовании заключается не в передаче готовых знаний, форм и способов деятельности, готовых ценностно-нормативных представлений, а в переходе к совместной их выработке представителями старшего и младшего поколения, стимулирую-щей умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое самоопределение и становление активной жизненной позиции личности. Всякий раз, когда педагог дополнительного образования сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессионально» деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать наиболее адекватные из них. Метод - это специфический вид вмешательства, поддерж-ки личности, осуществляемый разными способами и на различных уровнях педагогической работы, это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействуют формированию активности личности. В ходе исследова-ния мы опирались на классификацию методов, приведенных в п.1.3.

Необходимым педагогическим требованием к выбору определенного метода является критерий, который включает оценку того, насколько данный метод способствует осуществлению совместной деятельности педагогов и школьников. Чтобы деятельность состоялась, нужны задача или проблема, которую необходимо разрешить; положительная мотивация, способности к осуществ-лению деятельности, знания об объекте деятельности и умения с ним рабо-тать, общественная и личная значимость деятельности, новизна и оригиналь-ность результата.

Для организации деятельности школьников в дополнительном образо-вании используются различные известные в педагогической теории и практи-ке методы развития, воспитания, обучения с учетом специфики организуемой деятельности.

Ориентация на деятельность определяет и разнообразные организаци-онные формы дополнительного образования: лекции, беседы, диспуты, экс-курсии, походы, слеты, конференции и т.д. Использование названных форм позволяет интенсифицировать процесс социализации личности, навыков ориентации в достаточно большом инфор-мационном пространстве, помогают объединять в сотворчестве детей и взрос-лых.

Пятый компонент - условия осуществления педагогического процесса и системе дополнительного образования.

Большой спектр направлений интеллектуальной и практической деятельности позволяет учреждениям дополнительного образования быстро откликаться на потребности детей к их родителей, опираясь на положительную мотивацию воспитанников, их актуальные, социальные и образовательные запросы, система дополнительного образования имеет больше возможности.

Важным условием деятельности системы учреждений дополнительного образования является их кадровое обеспечение. В системе дополнительного образования работают специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие свое увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами прошли эту систему, затем получили специальное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в но-вом качестве - педагога, педагога-организатора.

Наиболее важными характеристиками педагогов выступают следующие характеристики: высокая самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в доб-ро, умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, уме-ние меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия. Для формирования и реализации в практической деятельности пере-численных качеств необходимо обладать профессиональным мастерством, способностью эффективно решать широкий круг педагогических задач.

Психолого-педагогическая характеристика педагога дополнительного образования является довольно сложной, т.к. по сути дела означает подготовку педагога-универсала. Однако ее следует иметь в виду в качестве ориентира. Тем более, что многие из названных качеств способствуют продлению профессиональной молодости. Так, но данным социологов, те педагоги, которые умеют жить интересами детей, их увлечениями, с удовольствием с ними иг-рают и работают, отличаются оптимизмом и чувством юмора, дольше сохра-няют свою творческую активность. Этому же способствует включенность пе-дагога в систему непрерывною образования и самообразования, возможность воспринимать знания и отдавать их.

Важным условием осуществления педагогического процесса является программное обеспечение. Виды учебных программ чрезвычайно многооб-разны, их основные характеристики могут быть представлены и следующей структуре:

1. По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков.

2. По полу: смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, де-вушек).

3. По продолжительности реализации: одногодичные, двухгодичные и др.

4. По формам реализа-ции: групповые, индивидуальные.

5. 5 .По видам деятельности: художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, школы раннего развития и др.

6. По образователь-ным областям: профильные и многопрофильные.

7. По способам реали-зации: эвристические, алгоритмические, исследовательские программы, творческие программы.

8. По уровням освое-ния: обшекультурный, углубленный, профессионально ориентированный и др.

9. По направлениям деятельности: ориентационные, фундаментальные, прикладные, ин-формационные

Учебно-материальные условия предполагают наличие широкой инфраструктуры (наличие учебных аудиторий и т.д.)

Осуществление педагогически целесообразной методической деятель-ности в дополнительном образовании как одного из важнейших условий его эффективной деятельности помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учи-тывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повы-сить свой профессиональный уровень. Проблемно - ориентированный анализ методической деятельности, как отдельных педагогов, так и педколлектива в целом способствует выявлению проблем, характерных для большинства пе-дагогов, и выбору актуальной методической темы для данного педколлектива.

Информационно-методическое обеспечение характеризуется изданием се-рии учебно - методических изданий и рекомендаций.

Следующим условием осуществления педагогического процесса в учреждении дополнительного образования является нормативно-правовое обеспечение, которое решается на федеральном, республиканском и городском уровнях.

Шестой компонент - результаты деятельности системы дополнительного образования.

Результаты педагогического процесса в дополнительном образовании отражают показатели реализации его целей. Эти показатели представляют определенную систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, направленности, способностей, черт характера, свойств и качеств личности. В процессе дополнительного образования старшие школьники приобретают также опыт творчества, общения, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Как показало наше исследование, дополнительное образование в большей степени способно готовить старшеклассников к тому, чтобы быть:

- творческим, по-новому смотрящим на привычные вещи и решать проблемы, используя нестандартные идеи, методы;

- активным, умеющим брать на себя ответственность за свое участие в окружающей жизни;

- уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;

- толерантным, эмоционально устойчивым, доброжелательно отно-ситься к многообразию жизни.

Дополнительное образование усиливает стартовые возможности школьников, содействует определению их жизненных планов.

На констатирующем этапе эксперимента выяснялся уровень сформированности учебно-познавательных умений у учащихся
11 классов.

Измерение уровней сформированности учебно - познавательных умений в области иностранного (английского) языка проводилось на основе тестирования с использованием текстов, как на русском, так и на английском языке.

Данные тесты позволили исследовать различные аспекты уровня сформированности учебно - познавательных умений в области иностранного языка у выпускников общеобразовательных школ, выявить критерии развитости учебно-познавательных умений. Для этого под каждый критерий вводились показатели, которые дали возможность оценить уровень сформированности учебно-познавательных умений.

На основании совокупности данных, полученных от выпускников в ходе диагностических исследований (наблюдение, тесты, опрос и т.д.) нами были выделены критерии развития учебно-познавательных умений. Критериями развития сформированности учебно - познавательных умений у выпускников явились:

- анализировать текст, выделяя в нем главные идеи;

- находить объект, подлежащий опознанию;

- точно воспроизводить свою и чужую мысль;

- определять понятие;

- формулировать проблему;

- переформулировать идею в разных вариантах;

- классифицировать.

Выбор именно этих умений определялся рядом условий:

1. Группа учебно-познавательных умений включает в себя список, содержащий более 50 наименований. Естественно, что проанализировать все умения в одном исследовании невозможно.

2. Выбранные умения в явном или скрытом виде должны актуализироваться на всех этапах обучения.

3. Сформированность указанных учебно-познавательных умений, по нашему мнению, в определенной мере является базой, на которой возможно формирование не только интеллектуальных (таких, например, как восприятие цепи суждений из нескольких звеньев, выделение предмета рассмотрения из объекта, соотнесение вопроса со знанием и ответа с вопросом и т.д.), но и лингвистических умений.

Для каждого экспериментального и контрольного классов (подготовительных групп) были созданы контрольные задания, совокупность которых и позволила оценить уровень сформированности учебно-познавательных умений.

Перед началом констатирующего эксперимента мы выяснили наличие у учащихся необходимых для ответов на вопросы наших контрольных заданий предметных знаний и провели соответствующую коррекцию содержания заданий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать