Проектирование познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования
p align="left">Важнейшим современным научным принципом средней общеобразовательной школы остается политехнизм и соединение обучения школьников с производительным трудом на современной технической и технологической ос-нове. Речь идет не просто об общественно полезном труде детей. Политехнизм необходимо осуществлять с учетом требований НТР, компьютеризации как но-вого способа мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями, научными учреждениями, агропромышленными государст-венными, колхозными, арендными, подрядными объединениями.

Особую активность приобрел сегодня принцип школы и педагогики - гуманитаризации и гуманизации.

Важнейшим направлением его осуществления является гуманизация образования и воспитания. Соотношение естественнонаучного и гуманитарного образования в средней школе зависит от требований к человеку, предъявляе-мых социально-экономическими условиями жизни общества, так же от той роли, которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуаль-ности. Суть гуманитаризации образования - в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, важности и нужности их не только для производства, но и для развития, для жизни каждого человека.

Важное значение приобретает принцип государственно-общественного управления народным образованием. Школа - учреждение идеологическое, направленное на решение задач по гражданскому, духовно-ценностному воспита-нию подрастающего поколения. Государственные органы определяют основное содержание учебно-воспитательного процесса, принципы построения органи-зационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа.

Таковы самые основные и главные, научно-обоснованные принципы организации современной школы и педагогики.

Переход к целостной системе непрерывного образования обусловлен нарастающим темпом изменений материальных и духовных условий жизни, ди-намизмом и подвижностью современного знания. Важнейшим звеном всей сис-темы непрерывного образования является средняя общеобразовательная школа, призванная дать каждому ребенку общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры, закалить нравственно и физически. В ней учащиеся должны получить полноценное среднее образование, развить свои способности и дарования, потребности и навыки самообразования, приобщиться к производительному труду, осознано, с учетом потребностей общества, выбирать профессию и пути продолжения об-разования.

Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методологических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследовательских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе снятом, обобщенном виде философско-методическое обоснование.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие мето-дологические проблемы:

- сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности: как обще-ственных явлений и педагогического процесса;

- предмет педагогики как общественной науки в условиях непрерывного образования и общие законы воспитания, обучения, педагогической дея-тельности;

- диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с раз-витием производительных сил и производственных отношений;

- диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятель-ности и форм общественного сознания;

- диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспи-тания;

- социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;

- диалектика взаимосвязи национального, классового и общечеловеческого в гражданском воспитании;

- социальные, философские и психолого-педагогические основы формиро-вания содержания образования;

- диалектика социального и биологического, целенаправленного и спон-танного в формировании детской личности;

- диалектика общего, особенного и индивидуального в формировании лич-ности;

- диалектика и логика педагогического мышления.

Требуют методологического осмысления и такие острые вопросы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного интересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отдаленного идеала в пользу разностороннего развития; возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам де-тей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и педагогики, особенно 30--80-х годов. Отсутствие исторических научно обоснованных исследований этого периода порождает шаблонные стереотипы исторических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагогической науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни несправедливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их творчество, выявить подлинные причины и формы су-ществования застоя в педагогике.

Актуальнейшее направление научно-педагогических исследований -- непрерывное образование, возникающее и развивающееся в результате органиче-ской взаимосвязи всеобщего среднего образования как фундамента развития человеческой личности с средним и высшим профессиональным, активным систематическим самообразованием и повышением квалификации или переподготовкой.

При осуществлении поворота к новым формам научно-педагогического труда необходимо учитывать три этапа организации педагогических исследований.

Первый этап -- поисковый, подготовительный - направлен на создание научного потенциала, выдвижение идей, их обсуждение в дискуссиях и мозговых атаках, обоснование гипотез. На этом этапе идеи проходят лабораторную проверку, осуществляется накопление фактов, разработка теоретико-методологических концепций, заготовка идей впрок, а также подготовка материалов, необходимых при организации широких экспериментов. Основную роль тут играют теоретико-методологические и поисковые лаборатории, комплексные объединения и группы, имеющие в своем распоряжении в качестве материальной базы экспериментальные школы.

Второй этап - разработки программно-методической, иной научно-практической документации, необходимой для осуществления широкого педагогического эксперимента с учетом особенностей различных регионов страны. Готовятся для апробации такие материалы, как новое содержание основ наук, варианты новых учебных программ, учебников, варианты новых форм органи-зации учебных занятий, методов и методических систем овладения знаниями и профессией, варианты новых типов учебных заведений, режимов работы шко-лы, варианты систем управления школой, организации психологической служ-бы, рекомендации по комплексному подходу к воспитанию, по организации со-вместной деятельности общественных и самодеятельных объединений. Создается проектно-сметная документация учебно-производственных объединений типа школа - предприятие, вуз, школа - временный научно-исследовательский коллектив.

Третий этап - широкая экспериментальная проверка подготовленных материалов в различных типах массовой школы, ПТУ, ВУЗов разных регионов страны силами внедренческих лабораторий, включающих в себя представителей науки, практики и управленческих организаций. Совместно с органами народного образования на местах отбирается ряд учебных заведений для проведения экспериментальной работы. После этого проводится тщательная подготовка коллективов учителей и учащихся, превращение их в активных участников эксперимента. Организация исследования включает в себя налаживание экспериментального процесса, наблюдение, корректировку, фиксацию результатов, обработку накопленной информации, ее анализ, оценку, составление научных отчетов и подготовку рекомендаций. На этом этапе происходит и первичное внедрение. Эксперимент становится научной основой развития творчества учителей, массового передового и новаторского опыта.

Перестройка организации педагогической науки позволит ей активно, практически влиять на ход обновления общества и занять достойное место в общей системе общественных наук.

1.2. Проектирование социобразовательной среды как фактор целостного развития личности

Проектирование исследователем социобразовательной среды разделяется на два блока: процесс разработки и процесс освоения педагогической технологии.

Остановимся на некоторых вопросах предметной логики про-ектирования социобразовательной среды.

Первый этап-- теоретическое обоснование. Он состоит из нескольких последова-тельных ступеней.

Сначала разработчик исследует сложившуюся социокультурную среду с учетом тех требований, которые она предъявляет к обра-зованию.

Затем он анализирует современную педагогическую ситуацию и научные подходы к ее организации, а также мнение обществен-ности в лице студентов, родителей, педагогов, специалистов в данной области.

После этого разработчик соотносит собственные выводы с теми выводами, которые выражены в основных идеях и принципах про-ектирования образовательных процессов.

Все вышеперечисленное позволяет преподавателю определить концептуальную базу своей технологии, представить ее авторское осмысление, выработать гипотезу осуществления технологии, со-поставить свой умозрительный вариант проекта технологии с ря-дом проработанных версий, описанных в научно-методической литературе.

Образование - возможность осуществления человека в культуре. Человек осваивает с помощью науки современную картину мира, чтобы адекватно существовать в социокультурной среде. Естественно, что образование должно мобильно реагировать на подобную ситуацию, т.к. процесс формирования адекватного современной картине мира образа бытия требует высокого уровня культуры личности. Образование создает необходимые предпосылки для того, чтобы изменение человека шло в направлении, помогающем ему освоить современную картину мира, сформировать и адаптировать к ней свой образ бытия. В этой связи необходимо обратиться к анализу и синтезу глубинных изменений, происходящих в образовании в период его вступления в «постиндустриальное» развитие. Анализ и синтез становятся источниками рациональных оснований для построения педагогической деятельности, теории и практики образования в целом.

Наличие разноплановых теоретических подходов к пониманию образования в современной российской педагогике показывает, что категория «образо-вание» претерпевает изменения сущностных основ и переходит от понятия формы к оценке его как важнейшего компонента человеческого бытия (образование «деятельно» «участвует» в «построении» внешнего и внутреннего планов «бытия человека»). Очевидно, утверждается антропологический подход к пониманию целей и ценностей образования.

Современная антропология рассматривает человека как активное, творческое существо, способное строить свой внутренний мир путем сознательного усвоения знаний, ориентируясь на гуманистические ценности и присвоение че-ловеком культуры как формы жизни.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что во внутреннем и внешнем планах бытия человека заложены его ценностные ориентации. Современная антропология утверждает, что в человеке изначально заложены такие ценностные ориентации, как стремление к построению на основе сознания своего собственного бытия, стремление к нравственному совершенству, самореализации духовных интересов и идеалов, самоутверждению и свободе личности, активности, саморазвитию. Они составляют основу внутреннего самопостроения человеческого бытия. Во внутреннем мире личности, утверждает Б.Г. Ананьев [7], складываются «комплексы ценностей» (жизненных планов и перспектив, глубоко личностных переживаний и т.д.). И если эти категории становятся действительно педагогическими (воспитательными и образовательными), то творят в человеке целостный гуманитарный смысл - образ бытия, - утверждает в своем исследовании И.И. Булычев [49]. Это говорит о том, что ценности именно через посредство образования могут войти в сознание человека. Тем более что сущностные (аксиологические) основы образования включают в себе такие понятия как формирование и развитие ценностных ориентации, освоение культуры, самообразование, саморазвитие и др.

Такую переориентацию на понимание сущности образования можно рассматривать как становление новой культуры мышления человека, предполагающее смещение его с позиций пассивного потребителя образовательных цен-ностей на позиции деятельного, творческого их освоения и «воспроизводства» в собственной личности. Поэтому в настоящее время происходит сложный син-тез категорий «образование», «ценность», «культура», который оказывает влия-ние на современные теоретические построения сущности образования.

Рассмотренные здесь положения и подходы позволяют осуществить педагогическую проекцию воззрений философов, психологов, педагогов, специалистов других наук о сущности образования для XXI века, о возможности синергетики представить образование как социально-культурный феномен и объект методологической культуры учителя. Для специального анализа мы избрали современные концепции ученых о сущности образования для XXI века. К таким мы относим концепции о сущности образования, авторами которых являются Т.П. Анишина, Е.П. Белозерцев [27], Ю.В. Громыко [86], О.В. Долженко [93], Н.Н. Пахомов [218], И.И. Ремезова, В.М. Розин [242], В.К. Розов [243], И.В. Са-вицкий, В.Н. Сагатовский [251], В. А. Сластенин [260], Ю.В. Тупталов и др. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Е.П. Белозерцев [28]считает, что образование - историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал и кон-кретного народа и каждого человека. В то же время этимологически понятие «образование» восходит к понятию «образ» - многозначному, обозначающему лик, личину человека, форму человеческого бытия в обществе.

Сегодня интенсивно идут поиски целостного образа Человека. Так вот, когда мы говорим о формировании человека как целостного образа, - подчеркивает Е.П. Белозерцев [28], - это и есть образование в широком смысле. Но известно, что Человек содержит в себе целую галерею образов: образ собственного «Я», образ другого «Я», образ социума, образ государства, образ планеты. У Человека имеется собственная система знаний и представлений о том, как действовать в этом мире. И если мы имеем в виду образ мира или образ действий человека в этом мире, это и есть образование в узком смысле.

Цель системы образования - развивающаяся личность. Ее смысл в создании условий, в которых естественно происходят: развитие - саморазвитие, воспитание - самовоспитание, обучение - учение - самообучение всех «Я» и каждого «Я».

Образование может быть рассмотрено и как социальная система, функционирующая и развивающаяся по собственным законам, обладающая рядом признаков, среди которых целенаправленность, целостность, структурность, взаимодействие со средой и другими системами.

В то же время оно и педагогическая система, поскольку в центре ее человек, множество людей; способ функционирования - педагогическая деятельность

Е.Л. Белозерцев [29] указывает глобальное и планетарное предназначение современного образования восстановить естественную связь человека с природой, возродить духовно-чувственное познание, расширить миропонимание до космического уровня.

Развитие современной системы образования непосредственно сопряжено с поддержанием и созданием социокультурного пространства, которое допускает развитие обучающегося как субъекта социокультурной практики, его приобщение к нормативной системе эталонных центров культуры - необходимого условия развития творческого потенциала личности, ее способности к социаль-ной коммуникации. Собственно образовательный процесс возможен только в том узком пространстве, где существуют социальные связи и общие культурные традиции, где каждый нуждается в доопределении другим и дорожит этим другим.

Таким образом, считает О.В. Долженко [94], задачи, связанные с пониманием образования, могут быть решены только через рассмотрение человека как основного субъекта образовательной деятельности.

Образование всегда является функцией субъекта: соотносится с индивидуальным жизненным путем и опытом человека, особенностями прохождения им кризисных точек своего развития, детерминировано социокультурным опытом, историей того сообщества, к которому он принадлежит. Образование должно стать культуросообразным.

Сущность образования - формирование нового образа мира и новой, вписанной в этот образ, системы деятельности. Учебно-воспитательный процесс, представленный в результатах образования, - процесс сугубо социо-культурный. С одной стороны, он соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой - детерминирован опытом человека как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. Поэтому образование ориентировано на формирование и воспитание человека как субъекта собственной жизнедеятельности. В случае образования результат остается открытым, в значительной мере детерминированным логикой развития личности, степенью осознаний ею своих внутренних потребностей, целей.

Следовательно, настаивает О.В. Долженко [94], - фундаментальная задача современного образования имеет две компоненты. Первая - функциональная -связана с подготовкой подрастающих поколений к участию в общественно-полезной производительной жизни, вторая - с глубинной сущностью человека.

Сегодня недостаточно знать, сколько учебных заведений у нас есть, сколько должно быть и какие условия необходимо создать, чтобы система образования сумела решить стоящие перед ней задачи. Гораздо важнее иметь представление о том, какой на данном уровне развития культуры должна быть система образования и диагностировать тот этап, который переживает общество, чутко улавливая тенденции, связанные с появлением новых образовательных запросов, прогнозируя их.

Отмеченный подход и трактовка образования, с одной стороны, означает переход к многократному, сравнительно краткосрочному образованию, а с другой - развитие самообразовательной компоненты на всех уровнях социально значимой деятельности общества.

И. И. Ремезова, Т.П. Анишина считают, что образование - это не столько передача знаний, научение им. В термине образование скрыто слово образ, т.е. формирование самого себя, а точнее - проявление в себе самого себя.

Следует подчеркнуть, что образование для себя и для общества нельзя противопоставлять как исключающие друг друга. Не только потому, что они объективно существуют, но и потому, что для себя обладает важнейшими социальными функциями - порождает независимость суждений, самостоятельность мысли, чувство личной ответственности, собственного достоинства. Должно быть (состояться) существование образования на уровне исторически активной и духовно самостоятельной и ответственной личности, на уровне свободной творческой деятельности. Кроме того, И. И. Ремезова, Т.П. Анишина утверждают, что образование будущего должно дать человечеству ключ креативности, открыть тайну уже не биотехнологии, а психотехнологии.

В.М. Розин [241] полагает, что образование -- это процесс приобщения каждого нового поколения к культуре. При таком подходе к сущности образования на первый план выходят ценности: ценности сосуществования, культивирования ценностей жизни и природы, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, уважения личности и ее прав, признание высших, трансцендентальных начал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать