Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)
p>Поэтому, в известной мере, по результатам работы ПВС наши граж дане и иностранцы в значительной степени оценивают деятельность органов МВД России в целом.

Кроме того, что немаловажно, в правоохранительных целях опе ративными подразделениями органов внутренних дел и иными правоох ранительными органами эффективно используется банк данных о насе лении, имеющийся в адресно-справочных бюро, учеты Центра паспорт но-визовой информации и статистики, а также картотеки паспортных подразделений, где имеется более 120 млн. карточек с фотографиями. Следовательно ПВС является важным неотъемлемым звеном госу дарственной системы борьбы с преступностью.

    В связи с введением на территории Российской Федерации ре
    - 119

гистрационного учета российcких граждан по месту пребывания и по месту жительства, в системе органов внутренних дел функции регист рационного учета осуществляет паспортно-визовая служба, которая в своей деятельности руководствуется приказом МВД России от 23 октября 1995 года N 5  0393.

    Данная функция относится к исключительной компетенции ПВС.

На паспортно-визовую службу легла сложная задача организации регистрации и обеспечение исполнения сотрудниками службы и других подразделений органов внутренних дел правил регистрации, активного использования возможностей регистрационного учета населения в це лях выявления лиц, совершивших преступления, находящихся в розыс ке, осуществления мер профилактического характера, а также широко го информирования населения, министерств, ведомств, предприятий и организаций о правилах регистрации.

Разрешительный характер учета населения, который был присущ институту прописки, в настоящее время поменялся на уведомительный, что требует внесения корректив в организацию деятельности ПВС. В этой связи обратимся более подробно к собственно организации и осуществлению данной работы.

Прежде всего, еще раз заметим, что каких-либо ущемлений инте ресов граждан России новый порядок регистрации не несет.

Все граждане России , имеющие в паспорте штамп о прописке, с 1 января 1996 года автоматически считаются зарегистрированными по тому же адресу. Дополнительных обращений в паспортно-визовые аппа раты не требуется, новые штампы в паспорт ставить не нужно. В определенной мере нововведения затронут тех российских граждан, которые изменили свое место жительства, но поскольку но

    - 120

вая процедура регистрации схожа с ранее действовавшим порядком вы писки-прописки, она, как представляется, не будет для них доста точно обременительной.

Вместе с тем, заметим, что в ряде субъектов Федерации (Моск ва, Воронеж, Ставрополь, Республика Коми и другие) местными зако нодательными актами вводятся, на наш взгляд, не соответствующие Конституции и федеральному законодательству условия регистрации граждан по месту их пребывания или жительства (прежде всего, это касается оплаты регистрации.

Так, например, иногородние граждане, имеющие возможность по селиться в Москве на постоянное жительство (наличие жилья в собс твенности, получение его по наследству или в подарок), чтобы офор мить регистрацию по месту жительства (и стать полноправными жите лями столицы) должны в соответствии с Законом г. Москвы от 14 сен тября 1994 5  0года уплатить специальный сбор на развитие городской инфраструктуры, составляющий 500 минимальных размеров оплаты труда для российских граждан и 5000 - для иностранных граждан (от уплаты сбора освобождены жители Москвы и Московской области, военнослужа щие и граждане, приехавшие в столицу по равноценному обмену). Понятно, что подобные меры направлены на ограничение притока населения и особенно граждан стран ближнего зарубежья в столицу России. И эти меры могут быть обоснованы, например, сложностью се годнящней криминологической ситуации в городе Москве.

Однако, с другой стороны имеется явное противоречие между фе деральным законодательством и нормотворчеством законодательных ор ганов г. Москвы, как субъекта Федерации.

Думается, что применительно к столице данное противоречие мо

    - 121

жет быть устранено путем принятия специального федерального акта например, Федерального Закона "О статусе столицы Российской Фе дерации - города Москвы".

В целом же, представляется, что практика установления значи тельных регистрационных сборов дезавуирует важнейшее положение но вого законодательства России по вопросам защиты прав граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, фак тически устанавливая разрешительный порядок избрания гражданином места своего жительства ("заплатишь - разрешим жить в данном реги оне, не заплатишь - откажем") 51 0.

Подобное положение ущемляет права и свободы человека, показа телем чего является поток многочисленных жалоб граждан в Конститу ционный Суд Российской Федерации.

Учитывая важность работы по регистрации граждан, в частности, то обстоятельство, что по уровню ее организации во-многом оценива ется защищенность прав и свобод человека в России в целом, расс мотрим алгоритмы действий сотрудников ПВС в этой области.

Прежде всего отметим, что из положений законодательства можно сделать вывод о наличии трех видов регистрации граждан:

1) по месту пребывания в жилом помещении, не являющимся их местом жительства;

2) по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха и т. д. ;

    3) по месту жительства.

____________________________________________________________  51 0 См. : Масленников В. Квартира в Москве "без нагрузки". Рос сийская газета, 6 апреля 1996 года.

    - 122

Соответственно в обобщенном виде и деятельность сотрудников ПВС по осуществлению регистрации может быть сведена к трем основ ным типичным ситуациям, соответствующим виду регистрации.

Граждане, прибывшие к месту пребывания в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, в 3-днев ный срок со дня прибытия , обязаны предоставить должностным лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации определенного образца; документ, являющий ся основанием для временного проживания гражданина.

Должностные лица , ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок передают указанные документы вместе с адресными листками при бытия в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.

Сотрудники паспортно-визовой службы оформляют регистрацию граждан в течение трех дней со дня получения документов.

При этом ими тщательно проверяются предоставленные документы: обращается внимание на полноту и правильность заполнения заявле ний; визуально выясняется, не содержат ли поступившие документы внешних признаков подделки (подчистки, травления, подделки оттис ков печатей, переклейки фотографий и т. д. ).

По окончании регистрации сотрудниками паспортно-визовой служ бы принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации, производится запись "принятое решение" со ссылкой на соответствую щие пункты Правил о регистрации и оформляются свидетельства о ре гистрации.

Свидетельства о регистрации граждан заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров электронно-вычислительных машин, причем сокращения и исправления записей не допускаются.

    - 123

Подписывают свидетельства о регистрации начальники паспорт но-визовых служб, а в их отсутствие - начальниками органов внут ренних дел или их заместителями. Они скрепляются печатями , приме няемыми для оформления паспортов, и учитываются в специальных жур налах.

Затем эти свидетельства сотрудники паспортно-визовой службы возвращают должностным лицам, а также гражданам и юридическим ли цам, представляющим для проживания принадлежащие им на праве собс твенности жилые помещения, все сданные документы ( за исключением заявлений и адресных листков прибытия) для последующей передачи их заинтересованным лицам.

После оформления регистрации граждан по месту пребывания сот рудники паспортно-визовой службы в течение суток посредством теле фонной, телеграфной, факсимильной связи проверяют зарегистрирован ных граждан по учетам республиканских, краевых, областных, окруж ных адресно-справочных бюро, на чьей территории обслуживания были зарегистрированы прибывшие граждане.

Если на зарегистрированных лиц имеются так называемые "сторо жевые листки", сотрудники паспортно-визовой службы немедленно док ладывают об этом своим руководителям, которые обязаны доложить ру ководству или дежурному по органу внутренних дел и затем действуют по их указанию.

Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санато рии и т. п. производится по их прибытии администрацией этих органи заций не более чем на 3-месячный срок.

Прибывшие в эти учреждения граждане представляют документы, удостоверяющие личность, и заполняют анкеты определенной формы в

    - 124
    двух экземплярах.

Первые экземпляры анкет дежурными администраторами помещаются в действующую картотеку, а при выбытии граждан переносятся в ар хивную картотеку и хранятся там в течение года.

Вторые экземпляры анкет пересылаются в паспортно-визовую службу территориальных органов внутренних дел,  5  0которая направляет их в 2-дневный срок в соответствующие адресно-справочные бюро на проверку.

Регистрация граждан по месту пребывания в психиатрических, туберкулезных и других больницах при длительном стационарном лече нии осуществляется администрацией этих организаций.

Граждане, изменившие место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обязаны обратиться к долж ностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить : доку мент, удостоверяющий личность; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства; заявление о регистрации определенного образца и документ, являющийся основа нием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельст во о праве на наследство и т. д. или его надлежаще заверенная ко пия).

Соответствующие должностные лица в течение трех дней заполня ют карточки регистрации, поквартирные карточки и домовые книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним на лиц, подлежащих статистическому наблюде нию; а также оформляют постановку военнообязанных на воинский учет в порядке, установленном Положением о воинском учете, утвержденном

    - 125

постановлением Правительства РФ от 22 марта 1995 5  0г.  5  0N 292. Затем все документы передаются в паспортно-визовую службу.

Работники паспортно-визовой службы проверяют предоставленные документы, их правильность и полноту составления. Одновременно вы ясняется наличие обстоятельств, при которых гражданам отказывается в регистрации.

После принятия решения о регистрации в паспортах граждан проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства ус тановленной формы. В случаях, когда регистрация производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность , граж данам выдаются свидетельства о регистрации.

Явка граждан в паспортно-визовую службу для оформления ре гистрации не обязательна, за исключением лиц, имеющих судимость, или в паспортах которых проставляется отметки об обязанности к уп лате алиментов.

Последние лица учитываются в специальных журналах. На них составляются извещения определенной формы, которые направляются взыскателям для направления исполнительных листов в суды по месту по месту работы должников; юридическим лицам по месту работы долж ников; в суды по месту нахождения исполнительных листов; а также в суды по месту работы должников.

На лиц, имеющих судимость, в паспортно-визовых службах сос тавляются карточки и заводится алфавитная картотека. При погашении или снятии судимости работники службы направляют в соответствующие адресно-справочные бюро сообщения, на основании которых делаются отметки о снятии судимости.

Важно отметить, что существуют некоторые категории граждан, в

    - 126

отношении которых применяется несколько отличный порядок регистра ции по месту пребывания или месту жительства. К ним, в частности относятся граждане, находящиеся на службе в ОВД, ФСБ России или состоящие на особом учете МВД, ФСБ.

Регистрация этих категорий граждан осуществляется по предос тавлении об этом соответствующих справок с проставлением в графе "отметки о постановке на воинский учет" отметок "учет МВД" или "учет ФСБ".

Граждане, обратившиеся в ФМС России с ходатайством о призна нии их вынужденными переселенцами, регистрируются по месту пребы вания в местах их временного поселения на основании выданного ФМС направления, а по месту избранного ими жительства или по месту жи тельства, определенному органами ФМС - на основании документов, удостоверяющих личность и удостоверения вынужденного переселенца. В случае прибытия к месту жительства граждан, не достигших 16-летнего возраста (вместе с родителями, усыновителями, опекуна ми), регистрация осуществляется аналогично, но сведения о та ком гражданине вносятся в карточки регистрации, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигранта одного из родите лей, а также в поквартирные карточки и домовые книги.

Рассмотрим теперь вопрос действий сотрудников ПВС по снятию гражданина с регистрационного учета по месту их пребывания и месту жительства.

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, по истечении сроков пребывания, а в гостиницах, санаториях и т. д. по их выбытии. Заявлений от граждан при этом не требуется.

    - 127

При выписке граждан, зарегистрированных в лечебных организа циях, должностные лица в трехдневный срок с момента их выписки за полняют адресные листки убытия, которые передают в паспортно-визо вую службу территориальных органов внутренних дел для последующего их направления в соответствующие адресно-справочные картотеки гор райоргана внутренних дел, на территории обслуживания которого на ходится лечебное учреждение.

Работники паспортно-визовой службы при регистрации граждан по новому месту жительства отрезают от заявления так называемые от рывные талоны о снятии с регистрации по последнему месту жительст ва, которые направляют в течение трех дней в органы регистрацион ного учета по последнему месту жительства, которые в свою очередь извещают должностных лиц, ответственных за регистрацию. При этом проводится проверка выбывших граждан по учетам органов внутренних дел.

Если граждане прибыли к месту жительства на территорию Рос сийской Федерации из государств - членов СНГ без снятия с регист рационного учета (выписки) по последнему месту жительства, отрыв ные талоны направляют в соответствующие органы регистрационного учета того государства, где эти граждане были зарегистрированы (прописаны).

Работники паспортно-визовой службы при получении отрывных та лонов о снятии с регистрации извещают об этом должностных лиц, ко торые представляют в паспортно-визовую службу карточки регистрации с отметками о снятии соответствующих лиц с воинского учета, поквар тирные карточки или домовые книги, а также заполненные адресные листки убытия.

    - 128

Снятие граждан с учета оформляется в течение трех дней путем проставления штампов определенного образца.

Сотрудники паспортно-визовой службы оформляют снятие призыва емых на военную службу граждан с регистрации по месту жительства, после чего возвращают их паспорта лицам, ответственным за регист рацию, для последующего вручения владельцам.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства граждан, осужденных к лишению свободы, если они содержатся под стражей, производится на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Сотрудники паспортно-визовой службы, получив паспорта осуж денных от администрации следственных изоляторов, проставляют в них штампы о снятии с регистрации и затем снова возвращают работникам следственных изоляторов для приобщения их к делам осужденных. Снятие с регистрации граждан в случае признания их безвестно отсутствующими производится на основании представленных заинтере сованными физическими и юридическими лицами надлежаще заверенных копий вступивших в законную силу решений судов; а умерших - на ос новании поступивших в паспортно-визовую службу из загсов или орга нов местного самоуправления описей и паспортов этих граждан. За регистрацию граждан по месту жительства взимается госу дарственная пошлина в размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".

Организацию работы по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации осуществляют начальники ор ганов внутренних дел. Они обязаны организовать взаимодействие меж ду службами и подразделениями ОВД, а также обеспечить координацию

    - 129

работы с другими правоохранительными органами, учреждениями госу дарственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуа тационными организациями, юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые поме щения, а в пограничной зоне - с подразделениями и частями органов пограничной службы.

    Обратимся далее к работе ПВС с иностранными гражданами.

Осуществляемые в России экономические реформы объективно обусловили увеличение количества прибывающих на ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, если в 1993 году в России находилось 72, 5 тыс. таких лиц, то в 1994 - 97, 3 тыс.

Одновременно ежегодно увеличивается число иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых к административной ответствен ности за нарушение правил пребывания (1992 год привлечено - 16, 5 тыс. чел. , 1994 - 99, 2 тыс. чел. ), увеличивается также количество этих лиц, выдворенных из России ( в 1992 г. - 1, 8 тыс. чел. , 5  0в 1994 г. - 8, 5 тыс. чел. , в том числе 2, 2 тыс. - под конвоем ).

В связи со значительным увеличением числа лиц, прибываюших в Россию из ближнего зарубежья с середины 1994 года резко увеличился объем работы паспортно-визовой службы по рассмотрению вопросов о приобретении российского гражданства.

Если в 1993 году в порядке регистрации было оформлено приоб ретение гражданства около 12 тыс. человек, то в 1994 - 201 тыс. человек. Количество выданных паспортно-визовой службой документов, удостоверяющих принадлежность к гражданству Российской Федерации, в 1994 г. составило около 14 млн. , в то время как в 1993 г. - 3, 5

    - 130

млн. По данным Межведомственной комиссии Совета Безопасности Рос сийской Федерации по общественной безопасности только в 1994 году Федеральной миграционной службой России было зарегистрировано 533, 4 тыс вынужденных переселенцев. С учетом отсутствия должного контроля на ряде границ России в следствии их "прозрачности", по экспертным оценкам, в России в этом же периоде прибыло свыше 2 млн. беженцев, вынужденных переселенцев и экономических мигрантов. В этой связи, представляется целесообразным обратить внимание на укрепление отделов виз и регистраций (ОВИР) паспортно-визовой службы, созданных для реализации законодательства по вопросам уче та и регистрации населения, гражданства, выезда за границу и въез да в Россию, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.

Как справедливо отмечает Г. А. Туманов, основные функции-задачи любой системы управления вряд ли будут реализованы, если для этого в самой системе управления не будут созданы необходимы условия и предпосылки 51 0.

Избрание пути совершенствования организационного построения аппаратов ОВИР, как представляется, зависит от ряда факторов и ус ловий, прежде всего от интенсивности въезда из-за границы и выезда из России, от количества фактически проживающих на данной террито рии иностранных граждан и лиц без гражданства , а также от числа и характеристик мест и объектов, открытых для посещения иностранца ми, то есть от реального объема их работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать