Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)
p>чает в себя информацию об иностранцах, въезд которым закрыт из со ображений правопорядка и общественной безопасности, о лицах, при частных к бизнесу оружием, наркотикам и организованной преступнос ти, находящимся в розыске, а также в отношении разыскиваемых авто мобилей, оружия, документов и т. д. Вступление в силу Шенгенских соглашений предусматривает единую визовую политику стран-участниц в отношении граждан третьих стран, в том числе российских граждан. Наметившаяся в последние годы тенденция к ужесточению визовых тре бований западных стран по отношению ко всем категориям российских граждан приобрела устойчивый характер и, в этой связи, маловероят но, что вступление в силу Шенгенских соглашений приведет к сущест венному упрощению въезда российских граждан в страны Западной Ев ропы.

Система иммиграционного контроля в нашей стране является сос тавной частью проводимой государственной миграционной политики, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иммиграционный контроль - это осу ществляемая ФМС России и ее территориальными органами деятельность по урегулированию миграции и осуществлению в пределах своей компе тенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на террито рию России иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответс твии с положением об иммиграционном контроле, утвержденном поста новлением Правительства России от 8 сентября 1994 г. N 1020 5 1 0, им миграционный контроль осуществляется постами органов миграционной ____________________________________________________________  51 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21. Ст. 2384.

    - 157

службы в пунктах пропуска через государственную границу страны. Указом Президента России от 16 декабря 1993 г. N 2145 "О ме рах по введению иммиграционного контроля " определен комплекс мер по его организации. В настоящее время подготавливается проект межправительственного соглашения о сотрудничестве госу дарств-участников СНГ в сфере регулирования миграционных процессов и исключения незаконной миграции, проект постановления Правитель ства России "О транзитных пассажирах", предусматривающего сокраще ние срока безвизового пребывания иностранцев в стране. Также необ ходимо разработать процедуру депортации лиц, в отношении которых применяются ограничения на право въезда и пребывания в России, и иммигрантов, въехавших в страну с нарушением паспортно-визового режима.

Для организации системы иммиграционного контроля нужно соз дать систему контроля в пропускных пунктах на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию страны (таких как аэропорты г. Москвы : Шереметьево-1, Внуково, Домодедово, аэропорт Пулково г. Санкт-Петербурга, аэропорт г. Минеральные Воды, морские порты г. Новороссийска, Владивостока, Находки), на государственной границе со странами Балтии, в Калининградской области, в Красно дарском крае, с Монголией и Китаем, а также создать при этих пунк тах места для временного содержания лиц, нарушивших паспортно-ви зовый режим.

Рассмотрим вопросы обеспечения паспортно-визового режима, связанного с пребыванием на территории Российской Федерации иност ранных граждан и лиц без гражданства.

Дальнейшее расширение и углубление международных связей обус

    - 158

ловило увеличение количества иностранных граждан, прибывающих в нашу страну.  5  0Данные МВД России свидетельствуют, что число наруше ний этими лицами значительно, а в некоторых регионах, в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге, курортных и приграничных городах, имеет тенденцию к росту. Так, привлечено к административной ответствен ности в Красноярском крае за первое полугодие 1993г. 912 иностран цев, за первое полугодие 1994г. - 1102 ; в Приморском крае за те же периоды - 3012 человек и 7950 ; в Ленинградской области - 1368 че ловек и 2313 ; в Московской области - 116 и 213 человек, а в Моск ве - 3902 и 5666 человек. Общие цифры по Российской Федерации: привлечено к административной ответственности - 40621 иностранца (1993 5  0г. ),  5  099199 (1994 5  0г. ); привлечено к административной ответс твенности российских должностных лиц за нарушение правил регистра ции иностранных граждан:  5  01339 человек 5  0(1993 5  0г. ), 3682 (1994 5  0г. );

владельцев квартир, сдававших их в наем иностранцам: 829 5  0(1993 г. ), 2604 (1994 5  0г. ); в розыске находятся: 2044 иностранца (1993 г. ), 3745 иностранца (1994 5  0г. );  5  0разыскано: 164 иностранца (1993 г. ), 1152 иностранца (1994 5  0г. ).

В 1992 5  0г. на территории России было совершено 8304 преступле ния в отношении иностранных граждан ( из них 5 убийства, 2150 гра бежей и свыше 4500 краж). Их объектами стали граждане 115 иност ранных государств, в том числе Вьетнама, Китая, Монголии, Герма нии, США, Польши, Сирии, Болгарии и т. д. Почти каждое третье по добное преступление совершалось на улицах и каждое второе - в мес тах их проживания. Тенденция к увеличению числа таких правонаруше ний имеет место и в настоящее время.

    Основные причины - в социально-экономическом положении Рос
    - 159

сии. Это и падение курса рубля по отношению к иностранной валюте, и порой слишком легкомысленное поведение самих иностранцев, кото рые зачастую не боятся вступать в контакт с лицами сомнительного поведения, и то, что практически еще не существует превентивного сдерживания преступлений в отношении иностранцев. Отсутствие еди ной системы учета и контроля за использованием иностранной рабочей силы благоприятствует совершению преступлений против них. В этой связи нами было предложено внести в КоАП статью об административ ной ответственности за нарушение работодателем правил привлечения и использования в России иностранной рабочей силы (приложение 1). Также очевидна необходимость проведения индивидуальной профилакти ческой работы с иностранцами.

Но не всегда потерпевшей стороной бывают иностранцы, они и сами совершают преступления. В 1993 5  0г. иностранными гражданами со вершено 530 тяжких преступлений, что на 87 больше, чем в предыду щем году. Зарегистрировано 37 умышленных убийства, 58 тяжких те лесных повреждения. Наибольший удельный вес совершенных правонару шений и преступлений приходится на граждан Вьетнама, Болгарии, Из раиля, Нигерии, Сирии, Польши, Китая, Монголии, Финляндии.

Конечно, в количественном отношении преступления, связанные с иностранцами, на криминогенную обстановку оказывают влияние, но в процентном соотношении в общей структуре преступности они - вели чина небольшая. Важно другое: все они , как правило, имеют большой общественный резонанс. К тому же отмеченные тенденции, а также дальнейшее упрощение въезда-выезда, налаживание связей между прес тупными сообществами России и иностранных государств , включая в частности, КНР, дают основания полагать, что на территории России

    - 160

преступность как в отношении иностранцев, так и с их стороны в ближайшее время возрастет.

Отметим также, что в связи с въездом иностранных граждан на территорию России увеличивается вероятность распространения ВИЧ-инфекции. Поэтому постановление Правительства России от 25 но ября 1995 г. N 1158 "Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранным гражданам и лицам без гражданства при обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев" 51 0 обязало въезжающих в стра ну иностранцев проходить исследование крови на наличие ВИЧ-инфек ции, а консульские учреждения выдавать въездные визы иностранцам только при наличии указанного сертификата. Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех меся цев со дня проведения исследования. В нем содержатся паспортные данные ( имя, фамилия, дата рождения, номер паспорта, страна пос тоянного или преимущественного проживания иностранца ), сведения о планируемом периоде пребывания в России и результаты исследования крови.

Еще одна крупная проблема - выезд из страны лиц, разыскивае мых правоохранительными органами Российской Федерации, за соверше ние различных преступлений. Причины - очевидны. Боясь ответствен ности у себя на родине, они пытаются скрыться за границей.

Разросшиеся до огромных размеров российские, особенно мос ковские, преступные группировки, наладили хорошие связи за рубежом _____________________________________________________________  51 0 Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, N 49. Ст. 4800.

    - 161

и теперь свободно выезжают и вылетают туда, имея на руках все нуж ные документы. Свободное перемещение наших мафиозных групп вызыва ет серьезное беспокойство в некоторых странах Европы. Об этом красноречиво говорят структурные изменения в полицейских управле ниях, где уже созданы отделы по борьбе с "русской мафией". Так, полиция Нидерландов сегодня работает по трем направлениям: пресе кает преступные действия итальянских, китайско-вьетнамских и русс ких мафиози 51 0.

Росту тенденции способствует ослабление режима въезда-выезда в Россию граждан зарубежных стран и несоблюдение ими правил пребы вания на ее территории. Въезд в Российскую Федерацию через терри тории республик СНГ почти не ограничивается. Выдача въездных виз странами СНГ с МИД России не согласовывается. Причем постоянно растет число фирм и организаций, пользующихся правом приглашения иностранцев. Например, в настоящее время существует около 800 ту ристических фирм, имеющих право давать подтверждение на выдачу ту ристических виз, которые, по существу, не отвечают за размещение , пребывание и своевременный выезд иностранных туристов.

Если в странах Западной Европы и Америки границы тщательно охраняются и визовые режимы соблюдаются неукоснительно, то въезд в Россию, в том числе в Москву, большой трудности не составляет. Очень много иностранных граждан , приехавших в любую бывшую союз ную республику СССР, свободно, без всяких виз и документов приез жают в столицу и оседают здесь. По сведениям ГУВД г. Москвы, в го ____________________________________________________________  51 0 См. : Потапченко В. Пролетарии всех стран соединяются в Москве. Тверская, 13, 27 апреля 1995г. С. 8.

    - 162

роде нелегально проживают более 30 тыс. граждан Китая, несколько меньше - Вьетнама. Дело доходит до парадоксов: азербайджанская коммерческая фирма, находящаяся в Баку - а теперь это другое госу дарство, высылает за рубеж приглашение иностранному гражданину и указывает московский адрес.

"Политика открытости" достигла самого высокого уровня в 1992 5  0г. В результате, ранее закрытые для посещения иностранных граждан города и районы Приморского края ( г. Владивосток с населе нием 700 тыс человек, г. Уссурийск - 180 тыс. чел. ,Пограничный район - 20 тыс. чел. ; Хабаровского края : г. Комсомольск-на-Амуре с насе лением 280 тыс. чел. и ряд других) стали посещаться активно иност ранцами. Упрощен порядок въезда граждан приграничных районов Ки тая, сухопутная граница с которым составляет почти всю ее протя женность на Дальнем Востоке Российской Федерации. Именно китайцы и стали большинством среди иностранцев, посетивших регион в 1991-1993 5  0г. г. , - более 70%.

По данным МВД России, в 1992 5  0г. в Приморском крае пребывало 79, 5 тыс. иностранных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, в Хабаровском крае - 68, 3 тыс. человек. Более 500 предпри ятий и организаций Дальнего Востока связаны с внешнеэкономической деятельностью. По межправительственным соглашениям в Приморском крае постоянно работают и проживают более 7, 1 тыс. иностранцев, в Хабаровском крае - 10, 3 тыс человек.

Рост пребывающих в Приморском крае иностранных граждан спо собствовал увеличению преступности среди них и в отношении них. Структура преступности такова: более 90% преступлений имеют ко рыстную направленность, при этом кражи личного имущества составля

    - 163

ют 46% от всех зарегистрированных, грабежи и разбои - 38, 4%. Нами было изучено более 100 уголовных дел по преступлениям в отношении иностранцев в Приморском крае. Взяты для изучения 50 дел по Центральному району г. Хабаровска, 40 - по г. Владивостоку, 18 по Уссурийску. Именно в этих городах наибольшая на Дальнем Востоке преступность в отношении иностранцев. Ее росту способствует невы полнение иностранцами правил пребывания в стране.

В основном мотивом посещения Дальневосточной России иностран цами, а это 80% - жители приграничного Китая, является получение прибыли от продажи дешевых китайских носильных вещей на рынках России, основным же объектом преступных посягательств являются как сами вещи, так и полученные от их продажи деньги и другие ценнос ти. Приморский край отличается неразвитой инфраструктурой обслужи вания иностранцев: в правоохранительных органах не накоплено дос таточного опыта работы с криминальными проявлениями среди иност ранцев, практически отсутствует углубленная специализация, крайне недостаточны меры по преодолению языкового барьера, а загружен ность территориальных органов общими проблемами борьбы с растущей преступностью среди граждан России требует выделения в самостоя тельные направления работы "по иностранцам".

Как уже отмечалось, иностранцы могут въезжать в Россию с целью осуществления своей профессиональной деятельности и работать по найму при наличии подтверждения на право трудовой деятельности. Выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и конт роль за их использованием осуществляет ФМС России. В 1994 г. орга ны миграционной службы России выдали предприятиям и отдельным гражданам официальные разрешения на привлечение 192 тысяч иност

    - 164
    ранных рабочих из ста государств 51 0.

Но этот лимит исчерпан не был - фактически в Россию приехали 129 тысяч человек. Больше всего из Украины - 55 тыс. , Китая - 20 тыс. , Турции - 12 тыс. Из заманчивой для нас Европы прибыли, зак лючив контракт , 11 тыс. , из Южной Кореи - 5, 9 тыс. и даже с дале кого американского материка - 1300 человек. Причем иностранная ра бочая сила использовалась не только в таком крупном городе, как Москва ( 15, 2 тыс. ), но и в Белгородской, Ростовской областях, Приморском крае, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных окру гах.

В практической деятельности по обеспечению принимающими орга низациями условий пребывания иностранных граждан отмечаются су щественные недостатки и упущения. В наибольшей степени это касает ся пребывания граждан Вьетнама. В Москве, например, вьетнамцы тру дятся на таких крупных предприятиях и производственных объединени ях, как ГПЗ-1, МосавтоЗИЛ, Московское производственное швейное объединение, Москабель . Главный недостаток - низкий контроль за выходом на работу этих граждан их проживанием по месту пребывания. Факты отсутствия на работе и в общежитиях в большинстве слу чаев по вине администрации принимающих организаций не становятся известны территориальным органам внутренних дел, в частности пас портно-визовой службе. Поэтому тщательного разбирательства причин и обстоятельств нарушения этими гражданами правил пребывания не проводится. Факты нарушений  5  0своевременно  5  0не  5  0документируются, а ____________________________________________________________  51 0 См. : Уткин В. Каждый пятый россиянин - "лишний"? Труд, 1 ап реля 1995 г. С. 1.

    - 165

нарушители остаются безнаказанными. В результате, не выявляются и не документируются связи граждан Вьетнама, что крайне важно при осуществлении работы по выдворению из России уклоняющихся от доб ровольного выезда по окончании или увольнении с работы по отрица тельным мотивам.

В соответствии с приказом МВД РФ N 076-86г. участковые инс пектора милиции, осуществляя контроль за проживанием иностранных граждан, обязаны не реже одного раза в квартал проверять их факти ческое проживание . Кроме того, сложившаяся годами практика дает основание утверждать, что чаще всего мероприятия по обеспечению правопорядка планируются и проводятся паспортно-визовой службой совместно с участковыми инспекторами милиции. Да это и понятно: кому как не участковым знать обслуживаемую территорию, особенности криминогенной обстановки , места возможного проживания и укрыва тельства правонарушителей. Поэтому проверки соблюдения паспортного режима, в которых участвуют работники паспортно-визовой службы и участковые инспектора милиции, как правило, позволяют выявлять значительное количество лиц, находящихся в розыске, проживающих без паспортов и регистрации. Однако, как свидетельствуют фактичес кие данные, такие проверки зачастую производятся формально, а фак ты отсутствия иностранных рабочих по месту прописки, их выезды в другие местности без разрешения органов внутренних дел не выявля ются.

Необъяснимо также бездействие отдельных органов внутренних дел, когда ими не принимаются ( или принимаются, но несвоевремен но) решения по выдворению иностранных граждан, у которых прекрати лось основание для пребывания на территории Российской Федерации.

    - 166

Так, за период 1993-1994 5  0г. г. в связи с расторжением трудового до говора и нарушениями дисциплины с предприятий Орловской области уволены 182 вьетнамских гражданина, однако решения об их выдворе нии были приняты УВД лишь в марте 1994 года. УВД неудовлетвори тельно выполняется указание МВД России N1/675 от 17 февраля 1994 г. о представлении в ПВС МВД России полных и достоверных сведений о выдворении иностранных граждан за пределы России.

Особую обеспокоенность вызывает также пребывание в России граждан КНР, которые, как и вьетнамцы, различными незаконными спо собами пытаются осесть в нашей стране, нередко занимаясь преступ ной деятельностью, наносящей ущерб экономическим интересам России, в том числе контрабандой. Отмечены случаи задержания среди них лиц, совершивших преступления на родине.

Основные виды нарушений правил пребывания - несоблюдение по рядка регистрации - 80 процентов, проживание по недействительным документам - 9, несоблюдение порядка передвижения и выбора места жительства - 6 процентов. Чаще других такие нарушения допускали иностранные граждане , въезжающие в Россию по частным и служебным делам.

Сложившаяся оперативная обстановка требует принятия адекват ных мер, способствующих ее улучшению, что невозможно без комплекс ного подхода и четкого взаимодействия различных служб органов внутренних дел. Одной из самых эффективных форм совместной работы являются различные комплексные мероприятия с использованием, как правило, значительных сил милиции и внутренних войск. При осущест влении хорошо продуманных , спланированных и организованно прове денных рейдов выявляется значительное число правонарушителей пас

    - 167

портно-визового режима. Информация о них, полученная по соответс твующим учетам паспортно-визовой службы и адресных бюро, зачастую чрезвычайно полезна для осуществления целевых оперативно-розыскных мероприятий. Такие меры имеют и общепрофилактический характер, поскольку способствуют стабилизации оперативной обстановки в це лом, позволяют эффективно вести борьбу с отдельными видами прес туплений, быстро устанавливать торговцев наркотиками и оружием, рэкетиров и других опасных правонарушителей. Наиболее активно про водится соответствующая работа по выявлению правонарушителей пас портным отделом ГУВД Московской области , которым, например, за 1994г. выявлено 1607 преступников, паспортно-визовыми службами УВД Вологодской, Ростовской и Свердловской областей.

К сожалению, далеко не везде значительный потенциал паспорт но-визовой службы в части выявления преступников, нарушителей пас портных правил, розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, используется в полной мере. Достаточно сказать, что в 1993г. один из основных показателей деятельности паспортных под разделений - количество выявленных преступников - снизился в 20 регионах , особенно значительно в республике Адыгее, Республике Коми, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Владимирской, Ива новской, Смоленской областях. Для установления преступников слабо используются возможности адресно-справочных бюро. В МВД Удмуртии, Чувашии, УВД Волгоградской, Магаданской областей количество лиц, выявленных с помощью учетов АСБ, сократилось в два и более раз. Немало проблем возникает в связи с отсутствием четкого меха низма, позволяющего своевременно выявлять лиц, проживающих без со ответствующих документов и разрешений, решать вопрос о депортации.

    - 168

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать