Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)
p>В Итоговом документе Венской встречи представителей-госу дарств СБСЕ, подписанном от имени СССР 19 января 1989 года, госу дарства-участники подтвердили свою приверженность десяти принципам взаимных отношений и уважению прав человека и основных свобод. В частности, в этом документе было обращено особое внимание на даль нейшее развитие вопросы сотрудничества в гуманитарных и других об ластях , включая контакты между людьми. Рекомендовалось либерали зовать административные правила, касающиеся порядка выезда и въез да, а также правила пребывания иностранных граждан.

В настоящее время в России созданы основные законодательные предпосылки для реализации этих международных обязательств, иност ранцам гарантируется осуществление их прав и свобод в период пре бывания на территории Российской Федерации, приняты меры по ук

    - 94
    реплению правопорядка в местах их пребывания.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следую щие основные нормативные акты, касающиеся пребывания иностранных граждан:

Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан" от 24 июня 1981 года; Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 года и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР 10 мая 1984 N 433;

Закон Российской Федерации "О государственной границе Рос сийской Федерации" от 11 февраля 1993 года;

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 1972 года N 470 "Об утверждении перечня территорий Российской Фе дерации с регламентированным посещением для иностранных граждан" с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1995 года 51 0;

Распоряжение Правительства России от 7 ноября 1992 г. N 2062-р "О мерах по решению вопросов с лицами, пребывающими в страну без документов или въездных виз";

    ведомственные нормативные документы.

Следует отметить, что ведомственная нормативная база де ятельности органов внутренних дел в последнее время была зна чительно обновлена.

Так, Инструкцией о порядке применения правил пребывания в ___________________________________________________________  51 0 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5  049. Ст. 4805.

    - 95

России и транзитного проезда через территорию России иностранных граждан, другими ведомственными нормативными актами, на наш взгляд, достаточно детально регламентированы вопросы контроля службами и подразделениями милиции соблюдения иностранцами правил пребывания, передвижения, учета и розыска этих лиц.

И тем не менее, мы полагаем, что в своей практической дея тельности сотрудники паспортно-визовой службы должны в первую оче редь руководствоваться законами и постановлениями правительства и лишь затем - ведомственными нормативными актами. Сохранившаяся же практика, когда закон не действует до тех пор, пока он не объявлен приказом по ведомству и не обрастает инструкциями, которые зачас тую искажают первоначальный смысл, представляется неприемлемой. Приведем пример противоречий, возникающих в связи с подобной практикой.

В ст. 5 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г. говорится, что иностранцы могут посто янно проживать на территории нашей страны в том случае, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. В случаях же, когда имеется иное законное основание пребыва ния иностранцев, они считаются временно пребывающими на территории России.

Иначе говоря, виды на жительство выдаются только тем иност ранным гражданам, которые получили разрешение на постоянное жи тельство.

Поскольку указанный закон не является нормативным актом пря мого действия, то принимаюся Правила пребывания иностранных граж дан в СССР, в которых в свою очередь предусматривается, что разре

    - 96

шение на постоянное проживание и на получение вида на жительство выдаются в порядке, установленном МВД (ст. 6).

Трактование данной редакции позволяет предположить, что вид на жительство может быть выдан иностранцам, не проживающим посто янно в России, если это будет определено соответствующими ведомс твенными актами.

В инструкции О порядке применения правил пребывания и тран зитного проезда иностранных граждан через территорию СССР (объяв лена приказом МВД СССР N 076-1986 года) неразрывная связь получе ния иностранцем вида на жительство с его постоянным проживанием в России не прослеживается.

В разделе "Выдача разрешений на постоянное проживание" есть положение, согласно которому иностранцам, получившим разрешение на постоянное проживание, органами внутренних дел выдаются виды на жительство (ст. 21). При этом не ясно где и как получается такое разрешение.

Подчеркнем, что иностранные граждане и лица без гражданства являются специфическими субъектами российского права и их правовой статус в период пребывания на территории России отличается от ста туса гражданина России. При этом имеется ввиду, что правовой ста тус - это сложное понятие, которое включает в себя широкий объем прав и обязанностей иностранного гражданина, устанавливаемых и ре ализуемых на основе различных отраслей права: трудового, уголовно го, гражданского и другого.

Как справедливо отмечает М. Н. Рыжкова, правовой статус иност ранных граждан в Российской Федерации представляет собой "сово купность предоставленных им прав и обязанностей, правоспособности

    - 97

и гарантий, обеспечивающих реализацию их прав и обязанностей". Поскольку значительная часть предоставляемых иностранному гражданину прав и налагаемых на него обязанностей устанавливается нормами административного права, представляется целесообразным вы делить административно-правовой статус иностранного гражданина, как совокупности предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления.

Говоря о закреплении правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации, необходимо учитывать то обстоятельство, что этот вопрос до последнего времени регулируется законодательством об иностранцах бывшего СССР, которое в значительной степени уста рело и не отвечает современным потребностям, прежде всего в плане того, что его нормы, как правило, носят отсылочный характер и де тализируются в специальных (ведомственных) актах.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос принятия специального Федерального Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Полагаем, что в таком законе должны быть предусмотрены конк ретные правила въезда, выезда и пребывания на территории России сии, включая работу и учебу, четкие условия, при которых иностран цу может быть отказано во въезде, процедурные вопросы, касающиеся выдворения и др.

Закон должен быть прямого действия и заменить собою все преж ние ведомственные инструкции.

Целесообразно законодательно закрепить, что по цели пребыва ния в России иностранных граждан подразделяются на прибывших: а) по служебным делам (с целью осуществления дипломатических

    - 98

или консульских функций, налаживания деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, выполнения журналист ских поручений, учебы, стажировки, практики и др. );

б) по общественным делам (по приглашениям политических пар тий, движений и общественных организаций);

в) по частным (личным) делам (в качестве туристов, по пригла шениям родственников и знакомых и др. );

    г) следующих транзитом через территорию России.

Проведенное нами выборочное исследование показало, что из всех приведенных категорий иностранных граждан наибольшее предста вительство имеют: прибывшие по частным делам ( на срок до 10 дней - 20%; свыше 10 дней - 12%); прибывшие в качестве туристов ( до 20%); прибывшие в качестве специалистов и рабочих ( 10-12%); члены официальных делегаций (3-5%). Причем количество иностранных граж дан, въезжающих в нашу страну на работу с каждым годом увеличива ется.

Полученные данные также свидетельствуют, что многие практи ческие работники органов внутренних дел, в том числе и ПВС, слабо знакомы с законодательными и иными нормативными актами, регулирую щими пребывание иностранных граждан в Российской Федерации, осо бенно в части касающейся иных ведомств.

Между тем, знание сотрудниками ОВД таких актов представляется важным, в первую очередь при осуществлении ими деятельности по выявлению нарушителей правил пребывания иностранцев в России. В этой связи обратимся к краткому анализу соответствующих нормативных документов.

    Так, основными нормативными актами, регулирующими вопросы
    - 99

трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации, определившая норму, согласно которой закреплено, что " иностранные граждане и лица без граж данства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязан ности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Рос сийской Федерации" (cт. 62);

Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", утановивший, что " иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприяти ях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой дея тельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан СССР";

Положение "О привлечении и использовании в Российской Федера ции иностранной рабочей силы", утвержденное Указом Президента Рос сийской Федерации от 16 декабря 1993 года N 5  02146 51 0. Последний нормативный акт является основным документом, регу лирующим трудовую деятельность иностранных граждан в России. Положение определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой дея тельности на территории нашей страны.

В соответствии с указанным положением выдачу разрешений на ____________________________________________________________  51 0 Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде рации, 1993, N51. Ст. 4934.

    - 100

привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использова нием осуществляет Федеральная миграционная служба России (ФМС). Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменной форме в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения может быть продлено, но не более чем на один год.

В положении оговорены случаи, когда обязательный порядок вы дачи разрешений на трудовую деятельность, не применяется. Это ка сается иностранных граждан, которые официально признаны беженцами; постоянно проживают на территории России; а также деятелей науки и культуры, работающих в учреждениях, созданные на основе межгосу дарственных соглашений; работников дипломатических и консульских учреждений и организаций, пользующихся дипломатическим статусом; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Феде рации.

Правовое положение и профессиональная деятельность аккредито ванных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Рос сийской Федерации, Законом Российской Федерации "О средствах мас совой информации", а также Правилами 51 0 аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на терри ____________________________________________________________  51 0 Собрание актов Президента и Правительства Российской Феде рации, 1994, N21. Ст. 2399.

    - 101
    тории Российской Федерации.

Остановимся далее на юридических гарантиях правового статуса иностранного гражданина, которые прежде всего заключаются в тех средствах и способах, с помощью которых компетентные органы Рос сийской Федерации обеспечивают реализацию и защиту прав иностран цев, а также выполнение ими своих обязанностей.

Такие юридические гарантии, в частности, включают в себя меры по защите личных, имущественных и иных прав иностранных граждан, а именно их право обратиться в суд и иные государственные органы с целью защиты своих субъективных прав, а в случае нарушения - для их восстановления.

С другой стороны, соответствующие российские органы и долж ностные лица, одними из которых являются паспортно-визовая служба и ее сотрудники, обязаны осуществлять контроль за поведением иностранных граждан , предупреждать и пресекать противоправные действия с их стороны.

Иностранные граждане, являясь субъектами российского права , подлежат ответственности ( например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользу ющихся соответствующими привилегиями и иммунитетами.

В законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях имеется норма (ст. 17 КоАП РСФСР), согласно которой "находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих ос нованиях...... Вопрос об ответственности за административные право нарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными граждана ми, которые согласно действующим законам и международным договорам

    - 102

.... пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.... , разрешается дипломатическим путем".

23 декабря 1994 года Государственной Думой Российской Федера ции был принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополне ний в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", который вводит новые статьи, касающиеся административной ответственности иностранных граждан, в том числе - ст. 32-1 "Административное выд ворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"; ст. 183-1 "Нарушение режима государственной гра ницы"; ст. 183-2 "Нарушение пограничного режима в территориальных и внутренних водах Российской Федерации"; ст. 183-3 "Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Феде рации"; а также главу "Производство по исполнению постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации". Учитывая, что в настоящее время ведется работа над проектом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мы полагаем необходимым внести в данный законопроект ряд изменений и дополнений, касающихся статей об административной ответственнос ти иностранцев 51 0.

На практике нередко возникают ситуации нарушения должностными _______________________________________________________

 51 0 Редакция статей сформулирована при участии кандидата юриди ческих наук, старшего научного сотрудника А. Ю. Якимова и да

на в приложении N 5  01 к настоящей диссертации. Проекты предла гаемых норм согласована с ФМС РФ и получили одобрение на за седании межведомственной комиссии при Минюсте России, обес печивающей разработку названного законопроекта.

    - 103

лицами предприятий, учреждений и организаций, принимающих в России иностранных граждан , установленного порядка регистрации, оформле ния для них документов на право пребывания, изменения места пребы вания и жительства в России и выезда за ее пределы.

В этой связи нами предлагается предусмотреть административную ответственность за эти нарушения.

Следует также дополнить ст. 179 КоАП РСФСР частью, касающейся умышленной порчи заграничного паспорта, а также его небрежного хранения.

По нашему мнению, целесообразно ввести административную от ветственность граждан России, приглашающих иностранных граждан на свою жилую площадь, но не принявших положенных мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации и выезда по ис течении определенного им срока пребывания.

Заметим, что уже сегодня за нарушение установленных для иностранных граждан правил пребывания и транзитного проезда через нашу страну установлена административная (ст. 84 КоАП РСФСР) и уго ловная ответственность (ст. 197. 1 УК РСФСР).

В частности, согласно Уголовного Кодекса, за злостное наруше ние иностранцами правил пребывания в Российской Федерации, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России, если ранее эти лица за нарушение указанных правил были в течение года подвергнуты административному взысканию, предусматривается лишение свободы на срок до 1 года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом.

Однако, в следствии отсутствия четкого учета и регистрации иностранцев, въезжающих в Россию, эффективность административной

    - 104

практики в отношении иностранцев, нарушающих правила пребывания в Российской Федерации, значительно снизилась.

Так в 1994 году за злостное нарушение правил пребывания при большой массе этих правонарушений не было привлечено к ответствен ности ни одного иностранца. Ст. 197. 1. УК РСФСР практически не при меняется.

Функции обеспечения правоохранительных органов информацией, способствующей предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с использованием возможности выезда за границу и въезда в страну, а также осуществления взаимодействия с Госкомстатом, Федеральной миграционной службой и другими организа циями по вопросу миграции российских граждан и иностранцев, возло жены на ЦПВИС МВД России.

В связи с вышеизложенным можно поставить вопрос о низком уровне организации работы данного подразделения.

Остановимся далее на проблемных вопросах выдворения из России либо сокращения сроков пребывания на ее территории иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушающих законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Сокращение срока пребывания и выдворение иностранных граждан производится на основаниях, предусмотренных статьями 30 и 31 Зако на СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР".

Иностранный гражданин может быть выдворен из России в случа ях:

    1) если его действия противоречат интересам государства
    или охраны общественного порядка;
    2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности
    - 105

населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц;

3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положе нии иностранных граждан иностранный гражданин может быть выдворен с территории Российской Федерации.

Отметим, что вопрос о выдворении иностранных граждан с терри тории России мало изучался в юридической литературе. Между тем, этот вопрос, вернее ясность его понимания, имеет важное значение в правовом регулировании и практической деятельности паспортно-визо вой службы.

В частности, немаловажной, с нашей точки зрения, проблемой , связанной с процедурой выдворения иностранного гражданина из стра ны, является неурегулированность материального обеспечения таких акций.

В Правилах пребывания иностранных граждан (п. 40) закреплено, что расходы по выдворению несут сами иностранные граждане. Однако, поскольку подобные лица, как правило, не имеют средств, данный ме ханизм обычно не срабатывает , и необходимые расходы изыскиваются иными способами.

Обратимся в этой связи к законодательству зарубежных стран и посмотрим, как решается этот вопрос за рубежом.

Например, в Финляндии, предусматривается пять оснований для выдворения. К ним относятся случаи, когда иностранец находится в стране без требуемого паспорта, визы или разрешения на пребывание; когда иностранец постоянно игнорирует определенные законом об иностранных гражданах постановления и указания о его пребывании, трудовой деятельности, регистрации и т. д. ; когда он злоупотребляет

    - 106

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать