Правовые и организационные основы деятельности паспортно-визовой службы органов внутренних дел РФ - (диссертация)
p>По данным федерального МВД удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, незаконно проживающими в России, состав ляет 25 процентов от их общего числа. В основном это граждане Аф ганистана, Сомали, Монголии, Вьетнама, Китая, Индии, Пакистана, некоторых арабских стран.

Развитие новых форм собственности и международных кредит но-финансовых отношений в России привело к появлению нетрадицион ных видов преступлений 51 0. Это, в первую очередь, использование кре дитных платежей, которыми пользуются иностранцы при оплате услуг на территории России. ( В нашей стране действует около тысячи ва лютных магазинов, ресторанов, баров Мотелей и гостиниц, применяю щих такую форму оплаты). Поэтому кражи и подделки кредитных карто чек и других платежных документов получили за последнее время большое распространение на территории страны. В результате, иност ранные фирмы с каждым годом несут все возрастающий ущерб. Так, ес ли в 1990 г. он составил около миллиона долларов США, то уже в 1992 г. достиг четырех миллионов. Положение усугубляется еще и тем, что многие иностранные граждане , по каким-либо причинам ли шившиеся своей кредитной карточки, как правило, не спешат сообщить об этом банковские учреждения, давая тем самым возможность прес тупникам длительное время использовать ее в своих целях.

Правительством Российской Федерации и, в частности, Москвы, принимаются меры по стабилизации обстановки. Так в постановлении Правительства Москвы N519 от 28. 06. 1994г. " О соблюдении режима ____________________________________________________________  51 0 См. : Хромов И. Ф. Преступность подрывает престиж России. // Вестник МВД РФ. N 1, М. , 1994. С. 81.

    - 169

пребывания в г. Москве граждан, постоянно проживающих за ее преде лами, мерах по укреплению правопорядка, усилению борьбы с бандитс кими и иными проявлениями организованной преступности" говорится, что в целях обеспечения надежной защиты конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств, качественного повыше ния уровня борьбы с преступностью необходимо сосредоточить первос тепенное внимание правоохранительных органов, департаментов и пре фектур г. Москвы на неукоснительном выполнении требований Указа Президента России от 14 июня 1994г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", а также взять под контроль наиболее криминогенные точки, при необходимости вводить там усиленный вариант оператив но-служебной деятельности. Также издано распоряжение N 1502 "Об отправке граждан СРВ на родину"; совместно с заинтересованными ми нистерствами и ведомствами разрабатывается программа борьбы с преступностью, связанной с иностранцами, создаются специальные подразделения по раскрытию преступлений.

Расширяются связи со странами - членами Интерпола, а также с полицией зарубежных стран, чьи граждане совершают правонарушения на территории России. Пересматривается система специализированной подготовки сотрудников милиции, приняты меры по укреплению специ альных структур милиции в Москве и Санкт-Петербурге .

Однако, принимаемые меры пока еще неадекватны сложившейся си туации. Органы внутренних дел на местах зачастую проявляют пассив ность в пресечении правонарушений со стороны иностранных граждан. Безнаказанными остаются лица, нарушившие правила транзитного про езда через территорию России.

    - 170

В июне 1993г. коллегия МВД России рассмотрела вопрос " О ме рах по активизации борьбы с преступностью, связанной с иностранны ми гражданами" и утвердила "Программу совершенствования борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами" (приказом МВД России N 5  0342 от 19 июля 1993 5  0г. ) .

В 1994 5  0г. , благодаря усилиям ПВС и ГУООП МВД России, а также МВД, УВД несколько улучшилось взаимодействие работников службы с участковыми инспекторами милиции и сотрудниками оперативных под разделений. Это позволило с использованием возможностей, имеющихся в арсенале паспортных работников, активно выявлять преступников и устанавливать нарушителей паспортных правил. ( В некоторых регионах по отдельным категориям правонарушений - в полтора-два раза). Если в 1993 г. совместными усилиями было выявлено немногим более 895 тысяч нарушителей правил паспортной системы, то в 1994г. - уже свы ше миллиона.

В связи с формированием рынка жилья широкое распространение получила деятельность частных фирм и отдельных граждан по скупке и продаже жилых помещений, оказанию гражданам и организациям посред нических услуг. Для достижения своих целей преступники используют в отношении граждан шантаж и угрозы, вплоть до физического наси лия. С использованием алкогольных напитков и наркотических средств они склоняют владельцев жилой площади к ее отчуждению в свою поль зу по ценам, ниже рыночных. В группу риска сегодня попадают наибо лее уязвимые люди: пенсионеры, алкоголики, душевнобольные. Информа цию о таких лицах преступники стараются получить через работников жилищных организаций, домоуправлений, аппаратов паспортно-визовой службы органов внутренних дел.

    - 171

Говоря о преимуществе нового порядка регистрационного учета российских граждан перед ранее действующей пропиской, отметим тот факт, что новый порядок устраняет почву для произвола и злоупот реблений. Если ранее решения о прописке принимались с учетом вто ростепенных обстоятельств (скажем, наличия достаточной жилплоща ди), то теперь гражданина, имеющего законные основания, обязаны зарегистрировать. Правилами защищены права собственников жилья, а также предприятий, имеющих ведомственное жилье или семейные обще жития - без их согласия регистрация производится не может.

Общаясь с гражданами в процессе повседневной деятельности, сотрудники службы должны в каждом конкретном случае тщательно рассматривать поступающие от граждан заявления о снятии с регист рационного учета в связи с продажей, дарением, обменом жилой пло щади. Необходимо также проводить собеседования, выяснять причины, побудившие граждан к совершению таких сделок, и разъяснять их воз можные негативные последствия. В случаях же выявления нарушений порядка оформления сделок необходимо немедленно информировать об этом оперативные службы.

Своевременно располагая информацией и противоправных сделках с недвижимостью, работники милиции могут предотвратить криминаль ные случаи исчезновения граждан. Свои возможности в профилактике таких правонарушений должны использовать и участковые инспектора милиции . Соответствующие меры предпринимаются , в частности, Пас портным управлением ГУВД Москвы, - оно поручило производить снятие с регистрационного учета граждан, осуществивших отчуждение жилой площади, при их личном присутствии, причем требуется письменное согласие с указанием мотивов принятого гражданином решения. С тем,

    - 172

чтобы не допустить случаев злоупотребления, мошенничества и прес туплений, Департамент муниципального жилья Москвы в настоящее вре мя разрабатывает общегородскую информационную систему "Жилище", которая должна обезопасить москвичей. Она объединит все существую щие столичные банки данных жилья и паспортного контроля.

В Санкт-Петербурге также принимаются меры по разъяснению гражданам возможных негативных последствий при совершении сделок с жильем с сомнительными организациями и лицами. По инициативе ГУВД, мэром Санкт-Петербурга подписано распоряжение "О регулировании по рядка оформления сделок с недвижимостью в жилищной сфере".

Не менее важен и обмен информацией при розыске должников (от ветчиков) по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда и граж дан Российской Федерации, утративших связь с родственниками. При каз МВД России N 213 1993г. в этих целях обязывает соответствующих руководителей организовывать обмен информацией между подразделени ями. Так, в некоторых территориальных паспортно-визовых службах для организации и осуществления розыскной работы выделяются сот рудники, что позволяет устанавливать персональную ответственность за конечные результаты, за принятие своевременных мер к установле нию разыскиваемых лиц.

Однако, такая работа осуществляется не во всех территориаль ных паспортно-визовых службах , мероприятия по конкретным делам детально не планируются, слабо используются учеты информационных центров, загсов, военкоматов и других учреждений. В результате, например, в Москве розыск алиментщиков составил только 47 процен тов. На наш взгляд один из путей решения проблемы - налаживание более тесных контактов в организации розыска между ОРО УУР, Пас

    - 173

портным управлением и службой участковых инспекторов московского ГУВД.

Существенно расширяет возможности органов внутренних дел в осуществлении профилактики правонарушений Инструкция по установле нию и осуществлению доверительных отношений с гражданами, утверж денная приказом МВД России N 14 от 15 апреля 1994г. В 1995г. такие доверительные отношения с гражданами наравне с участковыми инспек торами милиции и работниками других подразделений вправе устанав ливать и сотрудники паспортно-визовой службы. Круг таких лиц ши рок: работники жилищных организаций, коменданты общежитий, адми нистраторы гостиниц, сотрудники кадровых аппаратов, граждане из числа бывших сотрудников органов внутренних дел и др.

С нашей точки зрения, граждане могут оказать реальное содейс твие паспортно-визовой службе в интересах выявления лиц, занимаю щихся противоправной деятельностью, скрывающихся от правоохрани тельных органов, уклоняющихся от уплаты алиментов или долгов , при установлении фактов нарушений правил регистрационного учета , а также режима пребывания иностранных граждан на территории России. В заключение можно отметить, что утвержденная Президентом Российской Федерации программа по усилению борьбы с преступностью обязала подразделения паспортно-визовой службы активно включиться в решение правоохранительных задач, в частности, таких, как розыск преступников, иностранных граждан, нарушающих порядок пребывания на территории Российской Федерации, обеспечение паспортно-визового режима и других, тесно связанных с общей задачей - обеспечением правопорядка на территории России.

    - 174
    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Проведенное исследование подтвердило нашу первоначальную гипо тезу о том, что разработка мер по совершенствованию функционирова ния системы любого порядка требует прежде всего уяснения ее сущ ности и иерархического места в системе более высокого порядка. Поскольку в юридической литературе, действующих законодатель ных и ведомственных нормативных актах нет однозначного ответа, со искатель подверг научному анализу организационно-правовые основы деятельности паспортно-визовых аппаратов органов МВД, а также сущ ность и предназначение такого института нашего общества, как пас портно-визовая система, обеспечение которой и является главной целью функционирования рассматриваемых аппаратов.

Учитывая, что в России имеют место специфические виды режимов пребывания на ее территории иностранных граждан, диссертантом был поставлен вопрос о наличии в единой паспортно-визовой системе пас портно-визовых режимов.

С этих позиций паспортно-визовая система была определена, как совокупность правовых норм, регламентирующих порядок действия на территории Российской Федерации паспортно-визовых режимов, а также как особый вид деятельности компетентных органов государственного управления, направленной на обеспечение этих режимов, охрану конс титуционных прав граждан, борьбу с преступностью и обеспечение об щественной безопасности.

В системе государственных органов, призванных обеспечивать решения задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью, органы Министерства внутренних дел занимают особое место.

    - 175

Именно органы внутренних дел являются основным государствен ным органом, непосредственно обеспечивающим регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительст ва, контроль за соблюдением учета гражданами и должностными лица ми, а также выполнение иностранными гражданами и лицами без граж данства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через терри торию страны.

Подробному анализу было подвергнуто социальное предназначение паспортно-визовой службы, что являлось необходимым условием выяс нения содержания и объема задач, на нее возлагаемых, так как воп рос о задачах и функциях - это прежде всего вопрос о характере и пределах вмешательства в частную и общественную жизнь, а поэтому их четкое обозначение в законе служит, в свою очередь , фактором последующего адекватного правового регулирования деятельности. Согласно законодательным нормативным актам, основное предназ начение паспортно-визовой службы - это обеспечение защиты прав и свобод российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, их передвижения и выбо ра места жительства, выезда за пределы Российской Федерации и въ езда на ее территорию.

Подразделения паспортно-визовой службы МВД России во взаимо действии с другими органами государственной власти и управления, опираясь на имеющиеся в их распоряжении формы и методы деятельнос ти, осуществляют регистрационный учет российских граждан, контроль за выполнением иностранными гражданами установленных для них пра вил пребывания в России ( то есть обеспечивают правовой режим ) в

    - 176

том числе, за выездом и въездом иностранных граждан ; их регистра цией и передвижением ; оформляют документы на право жительства в России, принятия российского гражданства и т. д. ; осуществляют ад министративную юрисдикцию в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с нарушением ими правил пребывания в стра не.

В работе диссертантом представлена полная и развернутая клас сификация основных функций и задач паспортно-визовой службы. Исходя из основных задач, была сгруппирована по направлениям компетенция паспортно-визовой службы : 1) это полномочия по осу ществлению регистрации и снятии граждан с регистрационного учета в соответствии с Правилами регистрации, утвержденными постановлением Правительства России 17 июля 1995 г. N 713; 2) полномочия ПВС по оформлению документов российским гражданам в связи их выездом за пределы Российской Федерации и ходатайств о приглашении иностран ных граждан в Россию ; 3) полномочия, связанные с организацией и осуществлением контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Российской Федерации и оформлением им документов на выезд из России; 4)полно мочия по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российс кой Федерации; 5) полномочия в области организации и ведения учета иностранных граждан в целях контроля за соблюдением ими правил пребывания на территории страны, а также розыска лиц, скрывающихся от учета органов внутренних дел, который используется в работе опе ративных служб органов внутренних дел и службы контрразведки. Cовершенствование правового регулирования деятельности систе

    - 177

мы органов внутренних дел, в том числе и ее составного элемента паспортно-визовой службы, является одним из приоритетных направле ний работы по укреплению правовых основ функционирования органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этому вопросу в представленной работе уделено особое внимание.

Нормативную базу деятельности паспортно-визовой службы сос тавляет комплекс законодательных и подзаконных актов, носящих ие рархичный характер и которые которые с известной степенью услов ности можно подразделить на законы, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации ; за конодательные акты Субъектов Федерации ; нормативные акты органов местного самоуправления ; ведомственные нормативные акты.

Особую актуальность приобретает вопрос принятия специального Федерального Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В законе должны быть предусмотрены конкретные правила въезда, выезда и пребывания на территории России включая работу и учебу, четкие условия, при которых иностранцу может быть отказано во въ езде, процедурные вопросы, касающиеся выдворения и др.

Закон должен быть прямого действия и заменить собою все преж ние ведомственные инструкции.

Автор рассматривает, как не соответствующие Конституции и фе деральному законодательству, решения местных законодательных орга нов, устанавливающих не предусмотренные федеральными законами це левые сборы за регистрацию граждан по месту пребывания и жительст ва.

    Учитывая, что в настоящее время ведется работа над проектом
    - 178

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нами были предложены в данный законопроект ряд изменений и допол нений, касающихся статей об административной ответственности иностранцев и должностных лиц, учреждений и организаций, принимаю щих в России иностранных граждан .

В ходе диссертационного исследования автором совместно с Паспортно-визовой Службой МВД России были подготовлены предложения в проект Закона Российской Федерации "О правовом положении иност ранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации ", ко торые были направлены в Государственно-правовое управление Прези дента России. Этот законопроект также рассматривался в Минюсте России, ФСБ России и ФМС России и других службах, в целом одобрив ших его.

Предлагается определение конкретных механизмов высылки иност ранных граждан и лиц без гражданства из России. Наряду со статьями о правовых и организационных основах высылки специально выделена статья о высылке в принудительном порядке (под конвоем).

На наш взгляд, принятие вышеназванного закона позволит исклю чить существующий в России законодательный пробел (союзное законо дательство противоречит в этой части Конституции), послужит укреп лению международного сотрудничества и росту авторитета страны на международной арене.

По нашему мнению, также следует внести ряд кардинальных изме нений в законодательстве России, регламентирующие деятельность ПВС в отношении беженцев и вынужденных переселенцев.

Необходима разработка и систематизация нормативно-терминоло гического аппарата, что позволит квалифицировать миграционные по

    - 179

токи, определит меры по их регулированию и будет способствовать соблюдению интересов как человека, так и государства.

Организационная деятельность паспортно-визовой службы заклю чается в осуществлении ее аппаратом (должностными лицами, персона лом) комплекса действий (управленческих операций), направленных на обеспечение упорядоченной, согласованной деятельности составляющих службу подразделений по совместной реализации паспортно-визового законодательства и выполнению иных оперативно-служебных задач. В этой связи, представляется целесообразным обратить внимание на укрепление отделов виз и регистраций паспортно-визовой службы , созданных для реализации законодательства по вопросам учета и ре гистрации населения, гражданства, выезда за границу и въезда в Россию, правового положения иностранных граждан в Российской Феде рации.

Диссертантом были выделены два перспективных направления со вершенствования организации деятельности ПВС:

разработка оптимальных функциональных обязанностей сотрудни ков;

совершенствование планирования, в первую очередь - личного (приказ МВД России N 433-96 года).

Предлагается также принять безотлагательные меры по реализа ции программы укрепления материально-технической базы ПВС, их ос нащению современной оргтехникой, электронно-вычислительными маши нами. При этом особое внимание следует уделить созданию в каждом подразделению автоматизированной системы учета выезда иностранных и российских граждан.

    Решение этой задачи предполагает широкое внедрение в практи
    - 180

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать