История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">безнадежности.

На русскую историографию оглядывались и многие татарские историки, когда использовали известные клише "Волжская Булгария под игом Золотой Орды", "экономика была отброшена назад" и т.д. За последнее время все больше проявляется объективный подход к проблеме. Многие историки (Р. Фахретдинов и др.) признают, что Золотая Орда как государство до смуты оставалась стабилизирующим фактором в Восточной Европе. Как бы мы ни оценивали Золотую Орду, следует признать два исторических факта.

1.Государство Золотая Орда в первое столетие своего существования (наиболее ответственное столетие) оградило всю эту территорию от внешней экспансии, в том числе русское государство -- от католической экспансии, Волжскую Булгарию -- от русской.

2.Оно способствовало интенсификации торгово-экономического обмена в обширной тюркско-славянской зоне. В.В. Бартольд писал: "...первое время существования Монгольской империи было временем экономического и культурного расцвета для всех областей, которые могли воспользоваться последствиями широко развивавшейся... караванной торговли и более тесного, чем когда-либо прежде и после, культурного общения между западной и восточной Азией".

Отношения между Золотой Ордой и Волжской Булгарией были сложными, но в первое столетие они зиждились на взаимном интересе и рациональном выполнении взаимных обязательств, зафиксированных в ярлыке (грамоте), выдаваемом Ордой правителям Булгара. В этом документе фиксировался размер ежегодной дани (выхода), представляемой Орде. В 1257--1259 гг. была проведена перепись населения в каждой из стран, исходя из чего, определялся общий размер ежегодной дани в размере 10-й части общего дохода страны. Орда не держала в этих странах свои военные гарнизоны -- признак оккупации. Обязанности баскаков по сбору налогов, по существу, перешли в ведение местного правителя, который при помощи своих налоговых служб собирал дань для Орды и лично отвечал за это перед Сараем. Кроме того, владелец ярлыка был ответствен за порядок в своей стране, в этих целях он имел в своем распоряжении гвардию, которую по договору Сарай не мог использовать в иных целях.

5. Национальное государство поволжских татар

Становление казанского Татарского государства

Сохранение государственного наследия Волжской Булгарии.

В золотоордынский период истории Татарстана была решена одна из сложнейших политических задач -- сохранено государственное наследие Волжской Булгарии. Наиболее трудно давалось ее решение в годы распада государства Золотая Орда, который был затяжным и болезненным. Почти полвека продолжалась агония власти в Сарае. Каждый новый хан приходил к власти с кровью и с кровью же свергался. Таким же образом покинул трон последний официальный правитель Сарая Ахмад-хан, с 1476 г. тщетно пытавшийся укрепить окончательно расстроившуюся государственную систему. Глубокой осенью 1480 г., после "противостояния на Угре", так и не решившись атаковать войска отказавшегося подчиниться Ивана III, Ахмад-хан повернул свои войска обратно. В январе 1481 г. он был убит группой очередных заговорщиков во главе с Ибят ханом (Ибэтуллой).

В такой сложной обстановке Волжской Булгарии приходилось решать две задачи: отстаивать свое государственное наследие от "политического разграбления" и обеспечивать становление независимого национального государства поволжских татар. В решении этих задач по-своему участвовали оба района Волжской Булгарии: хранитель исторических традиций -- южный район во главе с городом Булгар и северный район с городом Казань, становившийся уже перспективой и надеждой страны.

Угроза восстановлению политической независимости Волжской Булгарии исходила от Сарая, а опасность "политического разграбления" государственного наследия -- от московских властей. На определенном этапе Сараю казалось, что ему удастся найти общий язык и договориться с Владимирским княжеством. С молчаливого одобрения орды Владимирский князь Василий I в 1372 г. построил крепость Кур-мыш в низовьях Суры на границе с Волжской Булгарией, а в 1392 г. получил у Тохтамыш хана право на владение остальной Мещерской ; к4млей. Позже на этих землях русские власти создали подвластные им Темниковское и Касимовское княжества.

Следует обратить внимание еще на два обстоятельства. Наступившая смута развязала разгул преступности в стране. Ушкуйники активизируют свои набеги на города Волжской Булгарии. В смутное время участились случаи перехода служилых людей со своей военной и гражданской прислугой из Сарая на службу к правителям других государств. Во время присоединения Подолии к Литве в 1362 г. на литовской службе осталось много служилых татар, потомки которых составили в дальнейшем татарскую диаспору в Литве. Начало будущей татарской диаспоре заложили служилые татары Галиции, оставшиеся там после перехода этих земель под юрисдикцию Польши. Особо старались заполучить служилых татар русские княжества, ориентированные на создание централизованного русского национального государства и формировавшие для этих целей мощную армию. Как татарские (А.Х. Халиков и др.), так и русские (Н.А. Баскаков и др.) ученые установили татарские родословные линии знаменитых русских фамцлий, включая Годуновых, Сабуровых и т.д., предки которых, продвинувшись на высокие должности в Орде, в период смуты перешли на службу к русским князьям. Одним из таких был Биклеш сын Махмуда из Мещеры, который, приняв христианство и перейдя на русскую службу, стал родоначальником знатной фамилии князей Биклемишевых. Таково происхождение и князя В.А. Кугушева (1863--1944 гг.). Его родословная берет начало от Бехана, владевшего в конце XIV в. округом и городом Сараклыч, где возник впоследствии Саровский монастырь.

Татарская династия на Казанском троне. В 80-х годах XIV в. эмир Габдулла получил у Тохтамыш $ана ярлык на правление Волжской Булгарией. Последовавшие вскоре сражения Тохтамыш хана с эмиром Самарканда Тимуром (Тамерланом), проходившие непосредственно у южных границ Волжской Булгарии в районе Самарской луки, сильно осложнили жизнь в Булгаре. Положение спасла Казань, ставшая с началом смуты в Орде фактически второй столицей государства. Имея государственную организацию на уровне княжества, Казань самостоятельно решала свои торгово-экономические вопросы. С.Х. Али-шев считает, что в конце XIV -- начале XV вв. княжеством правил царевич Янтык, а затем царевич Талыш. В первой четверти XV в. Казань чеканила свои монеты. Очевидно, тогда, в конце XIV в. в Казань переместилась столица Волжской Булгарии.

В дальнейшем Казань оправдала свое назначение не столько как Булгар ал-Джадид (Новый Булгар), сколько в качестве столицы рождающегося государства нового времени - национального государства поволжских тюрко-татар. В XV в. Стало ясно, что Европа повернула от средневековья к новому времени. Западноевропейское Возрождение оказалось одновременно ориентированным и на становление национальных государств. С распадом Золотой Орды путь к становлению национальных государств открывается и в восточной Европе. Царствование Ивана III фактически сопровождалось становлением русского национального государства. Московское государство превращалось в Россию. В этом общеевропейском русле оказалось и развитие Татарстана.

Некоторые историки связывают приход к власти татарской династии в Казани с именем Улу-Мухаммеда. Вероятнее всего, правы другие историки, утверждающие, что начало новой династии здесь положил его сын Махмуд. Улу-Мухаммед, внук Токтамыш хана, пришел к власти в Сарае вскоре после того, как при одном из многочисленных междоусобных военных столкновений погиб Идегей (1352-1419). Пользуясь определенным затишьем, наступившим после столь ожесточенной кровавой бойни, он пытался оживить Орду. Изгнанный из Сарая, он не отказался от своего плана и решил по-своему использовать для этого союз с Василием II. Отец последнего Василий I, в свое время получил ярлык из рук Тохтамыш хана. Василию II ярлык вручил Улу-Мухаммед, хотя по старшинству на ярлык претендовал его дядя Юрий Дмитриевич.

Восстановить былую славу орды уже было невозможно. Освобождение от господства Орды тогда стало массовым явлением. В конце XIV - начале XV вв. получает статус самостоятельной орды Ногайская земля (Ногайское татарское государство) со столицей в городе Сарайчик в устье реки Урал. Освобождается Северный Кавказ. В 1433г. На территории Северного Причерноморья, Приазовья и Подонья возникает Приазовское ногайско-татарское государство (ханство), которое в 1502г. Было присоединено к крымскому ханству. А само Крымское татарское государство было провозглашено в 1443г. В 1459году на нижней Волге возникло Астраханское татарское государство - Астраханское ханство. В конце XV в. Создается Сибирское татарское государство - Сибирское ханство в Западной Сибири, в междуречье Тоьола и Иртыша с центром в городе Чингис Тура, ныне - Тюмень.

Надо отдать должное политической прозорливости Василия II, который не принял Улу-Мухаммеда как союзника, но и не отмежевался от него категорически. Эта двойственность позиции Василия II явилась причиной того, что Улу-Мухаммед то применял к нему методы поенного давления, то союзнически опекал его. Во время похода Улу-Мухаммеда на Владимир в 1445 г. Василий II вместе со своим двоюродным братом князем Михаилом Верейским был взят в плен. Тогда Улу-Мухаммед лично освободил его: Василий II продолжил княжение. Более того, к Василию II перешли на службу два сына Улу-Му-хаммеда -- Йакуб и Касим со своими военными отрядами. Правда, противники Василия II обвинили его в том, что он продолжает платить дань татарам. На деле же это была плата за их службу. Раскрывая сущность политики Василия II, СМ. Соловьев писал: "И прежде Василий принимал татарских князей в службу и давал им кормление -- средство превосходное противопоставить варварам варваров же ...". Он также напомнил, что русские князья использовали этот метод и раньше, например, отец Василия II, в свою очередь, приглашал литовцев и давал им богатые кормления. Действительно, опираясь на силы, переданные Улу-Мухаммедом, Василий II несколько укрепил свое положение в стране. Йакуб со своим войском оказался позже на западном фронте в Ливонии.

Трудно сказать, как бы развернулись события, если бы в 1445 г. Улу-Мухаммед внезапно не умер в Нижнем Новгороде. В том же 1445 г. его старший сын Махмуд занял казанский трон. Об этом писал еще в XIX в. известный исследователь Поволжья и Средней Азии В.В. Вельяминов-Зернов (1830--1904). Махмуд стал основателем новой династии в Казани -- казанско-татарской династии, заменив казанско-булгарскую династию.

Первые шаги стабилизации. В некоторых исследованиях распространено мнение, что интересы новой, татарской династии расходились с интересами местного булгарского населения, местной булгарс-кой аристократии, что "татаризация" Махмуда была несовместима со стремлением сохранить самобытность Булгара. На деле же Махмуд никогда не преследовал цель подчинения Волжской Булгарии ни Сараю, ни другой иностранной власти. С первых же дней Махмуд показал, что он добивается восстановления полной независимости государства Волжской Булгарии. Поэтому нельзя исключить возможность предварительных переговоров с ним влиятельных казанско-булгарских политических сил.

Новая династия вошла в политическую жизнь страны без особых осложнений. Историки отмечают, что при вступлении Махмуда в Казань в 1445 г. был убит местный эмир Галибек (в русских источниках Либей). Возможно, речь идет о столкновении отряда Махмуда с эмирской гвардией. Историки пока не обнаружили фактов, говорящих о сколько-нибудь заметных сопротивлениях новой власти ни в центре, ни на местах, включая чувашские, марийские, мордовские, удмуртские и башкортские земли. Не говорится и о разрушениях. А ведь в предыдущие годы Казань, Булгар, другие города всегда оказывали ожесточенное сопротивление любым пришельцам.

Махмуд объявляется и признается ханом, а не эмиром, что подчеркивало независимость от Орды. Столь успешно найдя общий язык с казанцами, Махмуд-хан доказал, что он не только был одним из военачальников отца, но и являлся уже искусным политическим деятелем, самостоятельно ориентирующимся в вопросах государственного устройства. Он не пошел по пути братьев, не перешел на службу к Василию II. Не вел он себя и как "временщик", пытающийся, опираясь на Казань, вернуться в Сарай. Его политика однозначно была ориентирована на обеспечение становления независимого, пользующегося уважением в окружающем мире государства поволжских татар -- Казанского царства, как именовалось оно тогда в русских летописях. Затем оно вошло в русскую историографию как Казанское ханство.

Ориентация на сотрудничество. Внешнеполитическая линия Казанского татарского государства (Казанского ханства) по отношению к России оставалась традиционно мирной. Ее можно было бы назвать линией сотрудничества со всеми своими соседями, включая Россию. В целом мирными договорами завершались военные столкновения между Волжской Булгарией и Киевской Русью, а затем и Владимиро-Московской Русью. Войска Волжской Булгарии не участвовали в карательных операциях Сарая против Москвы. Их не было в войсках темника Мамая на Куликовом поле и в войсках самого Тохтамыш хана, осаждавшего в 1382 г. Москву. Булгарские войска не воевали на стороне Тохтамыш хана в его схватках с Тамерланом, не поддерживали кого-либо из ордынских ханов в их междоусобице. Во время похода ордынского князя Булат Тимера на Булгар они стояли на стороне соблюдения условий ярлыка. Они отражали набеги русских князей, защищая свою страну. Сами тоже совершали разорительные набеги на русские земли. Но эти войны в условиях Золотой Орды не были межгосударственными.

Теперь, приняв анти-ордынскую политику, Казанское татарское государство (Казанское ханство) оказалось в лагере стран, строивших независимую от Орды жизнь -- Крымского ханства, Приазовского татарского государства, Сибирского ханства, Ногайской Орды, Российского государства. Все эти страны были тогда объективно в одном лагере и шли по пути укрепления независимости.

Приоритетным Махмуд-хан считал установление добрососедских отношений с Россией. Казань со своей стороны предлагает Москве линию сотрудничества, которая ничего общего не имеет с субъективно-идеологической выдумкой, гласящей: Казанское ханство основал Улу-Мухаммед с целью "продолжать традиционную политику золотоордынских ханов -- завоевание соседних народов, распространить свою власть на восточные русские земли и вмешаться во внутренние дела государства" (БСЭ, 2-е изд., т. 19, с. 310). Само это примитивное клише было придумано для оправдания противостояния "Руси и Степи", "половцев и русских", "русских и татар" еще в период первоначальной идеологической ориентации русского национального самосознания, а в дальнейшем составило основу официальной русской державной идеологии. С точки зрения антитатаризма была составлена сразу же после взятия Казани русскими войсками и по специальному заказу Ивана Грозного книга "Казанский Летописец". М.Г. Худяков еще в свое время заметил, что эта книга "с избытком пропитана фантастической ненавистью к казанцам и всячески старается представить их злобными дикарями...".

Становление татарского национального государства происходило в условиях мира и взаимопонимания внутри страны и международного сотрудничества со всеми странами, в том числе и с Россией. Двадцатилетие правления Махмуд-хана прошло в условиях мира между Москвой и Казанью. Мир соблюдался на взаимной основе. Махмуд-хан отмежевался от проордынски нацеленной политики отца, в силу чего князь Василий II освободился от тяжелых условий договора 1445 года, заключенного им с Улу-Мухаммедом. Надо полагать, что Василий II, в свою очередь, не перенес на Махмуд-хана ответственность за те обиды, которые нанес ему Улу-Мухаммед.

Территория. Изучавшие территориальную систему функционирования власти историки склонны считать, что в целом территория Казанского государства определилась в границах Волжской Булгарии, хотя несколько меньше.

Граница Казанского государства с Россией проходила западнее рек Ветлуга и Сура, впадающих в Волгу с севера и юга. На юго-западе Казанское государства граничило с Крымским ханством, в состав которого несколько позже вошли и земли Приазовского татарского ханства. Пограничными городами здесь были Наровчат по реке Мокша, Сары тау, Сары тын -- по Волге и др. На юге граница проходила примерно по реке Самара. Соседом Казанского государства здесь оказалась Ногайская Орда с центром в городе Сарайчик на реке Урал. Восточная граница оказалась прозрачной. Татарская этническая граница проходила по верховьям реки Кама и по реке Ик и низовьям реки Агидел. Далее шла башкортская этническая территория, выходившая за границу Казанского государства, за Урал, откуда начиналась граница Сибирского ханства. На севере в состав Казанского государства входили земли в верховьях рек Вятка, Кама, Чепца (Карийское татарское княжество, Вятская земля, Марийское Поволжье). В состав Казанского государства входили также территории Чувашии и частично Мордовии.

Население. Историки, этнологи сегодня продолжают искать ответ на вопрос о том, кто же он, татарский народ, по происхождению: булгары, уходящие корнями к великой Причерноморской Булгарии Кубрат хана и сформировавшиеся как народ в рамках Волжской Булгарии в IX--XIII вв., или же поволжские татары, вышедшие из недр не менее известного татарского государства Золотая Орда и сформировавшиеся впервые как народ в составе Казанского государства в XV в. Что главное в нашем менталитете: склонность к мягким формам политики, характерная для булгар, или горячая увлеченность заманчивой идеей лидерства, что тогда было характерно для татар.

В XIX в. Н.И. Ильминский и Н.И. Ашмарин были в этом вопросе категоричны, говоря, что поволжские татары происходят из Золотой Орды, а булгары -- предки современных чуваш. Сейчас такой категоричности не чувствуется. Понятно, что "чистых" народов не бывает. Но вопрос: "татары мы или булгары", а может быть "мы -- булгаро-татары" -- продолжает обсуждаться. В действительности население Казанского государства было сложным по составу. Большинство населения традиционного центра (северное и южное Прикамье, правое и левое побережья Средней Волги) еще в древности составляли местные тюркские племена (берсула, эсегель, суасы и др.) и переселившиеся сюда в VIII в. тюркоязычные булгары. В составе государства Волжской Булгарии они интегрировались в общебулгарский народ.

В XIII--XIV вв. Камско-Волжский центр оказался более доступным для торгово-экономически активной части кыпчакско-татарского населения Золотой Орды. В свою очередь, булгары центра, имея мусульманскую интеллигенцию, оказались более готовы для взаимодействия с кыпчакско-татарским языком и культурой, особенно когда Золотая Орда, приняла ислам. В период становления Казанского татарского государства усилился процесс их политической, социально-экономической, языковой, культурной и духовно-психологической интеграции. В результате в XV--XVI вв. формировался народ поволжских татар, получив впоследствии односложный этноним "татары".

Вместе с тем Казанское государство не только сохранило унаследованную от Волжской Булгарии полиэтничность. В его границах происходило формирование и других народов. Булгары правобережной Волги, менее втянутые в ислам и в кыпчакско-татарскую языковую 11 культурную орбиту, больше сохранившие связи с финно-уграми формировались как чувашский народ. В составе Казанского государства (охранили свои, идущие от Волжской Булгарии, территориально-этнические позиции башкорты, принявшие ислам, а также представители финно-угорских народов. В Казанском государстве была еще значительная русская община, объединявшая беглых русских крестьян и пленных, оставшихся здесь. Они занимались ремеслом и торговлей и городах или составляли прислугу в больших хозяйствах. Большинство их оставалось в православной религии, часть перешла в ислам. Общая численность населения государства оценивается историками п пределах одного миллиона человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать