История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">здоровья.

Большое внимание уделяется информационным и телекоммуникационным технологиям. В Татарстане созданы реальные предпосылки для формирования информационного общества путем объединения органов государственной власти, организаций и населения в единое информационное пространство. Разработаны и реализуются нормативные документы в области информатизации и связи: Указ Президента Республики Татарстан "Об основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи на 2003--2007 годы"; закон "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан"; распоряжение Кабинета министров "О создании государственной интегрированной системы телекоммуникаций для нужд органов государственной, власти РТ, научно-образовательных учреждений и учреждений бюджетной сферы", "О мерах по обеспечению информационной безопасности РТ", "О создании системы электронного делопроизводства органов государственной власти Республики". В 2004 г. внедрены технологии "электронного правительства". В этом же году в Татарстане в рамках Федеральной централизованной программы "Дети России" реализован проект по подключению 1315 школ республики (или 81,5% от общего числа основных средних общеобразовательных школ) к сети Интернет. Разработана "Комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан (2005--2010 гг.)".. С целью создания эффективной системы обеспечения условий для использования инфокоммуникаций в ключевых сферах социально-экономического и культурного развития республики 2 сентября 2004 г. Кабинет министров РТ и компания Intel подписали протокол о принципах взаимодействия и намерениях, который предусматривал возможность реализации программ в поддержку деятельности правительства республики по развитию инфоком-муникационных ресурсов и реализации инновационных проектов. Это было первое соглашение подобного рода между Intel и отдельно взятым субъектом РФ. Интеграция с ведущими корпорациями мирового уровня повышала конкурентоспособность республиканской экономики, наращивала интеллектуальную часть собственного потенциала.

Наука, образование и культура. В период радикальных преобразований в экономической и политической системах Республики Татарстан задачей научной, образовательной и культурной политики было сохранение наследия и дальнейшее его развитие. Республика обладает значительным научным потенциалом. Авторитет казанских ученых в области математики, механики, физики, химии, биологии, лингвистики и других научных направлений признан во всем мире. В последние десятилетия возникли новые научные школы и направления по проблемам нефтехимии, нефтедобычи, вычислительной техники и информатики, микроэлектроники, нанотехнологиям и другим областям науки. Важным шагом в расширении научного потенциала Республики Татарстан стало создание собственной Академии наук, первым президентом которого был избран профессор М.Х. Хасанов. Академия наук Татарстана сразу же вышла на мировую арену, завязав тесные взаимоотношения с научными учреждениями стран СНГ и дальнего зарубежья. К 2008 г. в республике действовало 10 академических институтов Академии наук Республики Татарстан. Активно продолжал свою работу и Казанский научный центр Российской Академии наук со своими отраслевыми научно-исследовательскими институтами. В Татарстане активно продолжают работать 80 отраслевых НИИ, конструкторские и проектные бюро. Успешно функционируют ОАО инновационно-производственный технопарк "Идея", технологические площадки, бизнес-инкубаторы и другие организации. В научных организациях работает свыше 15 тыс. научных сотрудников, в том числе 37 академиков, 69 членов-корреспондентов АНТ, РАН, отраслевых академий, около 800 докторов и более 8 тыс. кандидатов наук. Ведется подготовка научных кадров (три тысячи аспирантов и более 100 докторантов). Подобная мощная научная база дает возможность республике быть научным центром России. В Татарстане регулярно проводятся всероссийские и международные научные конференции и симпозиумы. В память о выдающихся ученых, работавших на земле Татарстана, учрежден ряд престижных международных премий, среди них Международная премия имени Е.К. Завойского, Международная премия имени Н.И. Лобачевского, Международная Арбузовская премия в области фосфорорганической химии. Ученым республики присуждаются также государственные премии Республики Татарстан в области науки и техники, научные гранты и премии молодым ученым.

Столица Республики Татарстан --Казань -- считается вузовским городом. В 33 вузах (среди которых -- старейший в России Казанский государственный университет (в 2004 г. ему исполнилось 200 лет) и 50 филиалах в Республике Татарстан обучается 225 тыс. студентов. По праву Казань в июне 2008 г. была избрана столицей Универсиады-2013 по результатам голосования в Международной федерации студенческого спорта (FISU) в Брюсселе. Соперниками российской Казани были испанский город Виго и южнокорейский Кванджу. Казань одержала убедительную победу -- за столицу Татарстана отдали свои голоса 20 из 27 членов исполкома FISU. В России Универсиада за всю ее историю (с 1923 г.) проводились лишь один раз -- летом 1973 г. в Москве. Универсиада пройдет в Казани в конце июля -- августе 2013 г. Учитывая, что Универсиада -- всемирные студенческие спортивные соревнования, вторые по массовости после Олимпийских игр, премьер-министр РФ В.В. Путин распорядился образовать организационный комитет по подготовке и проведению 27-й Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани и утвердил его состав.

При составлении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005--2010 гг. был включен раздел "Расширение участия общества в управлении качеством образования", где предусматривалось создание системы попечительских советов образовательных учреждений, призванных усилить внимание представителей сообщества к проблемам развития образования, обеспечить приток в образовательные учреждения дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов и их эффективное использование, а также общественный контроль над администрацией. Одним из первых Попечительский совет был создан в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева, возглавил его тогда генеральный директор крупнейшего моторостроительного предприятия (КМПО) А.Ф. Павлов, заместителем был назначен ректор университета академик Г.Л. Дегтярев. В его состав вошли директора крупнейших предприятий города Казани, руководители бизнес-структур, ученые. Ныне Попечительский совет возглавляет первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Б.П. Павлов.

В культурной политике большое внимание уделялось сохранению сети учреждений культуры и искусства, учебных заведений культуры и искусства, непрерывности воспроизводства творческого потенциала отрасли культуры. Можно подчеркнуть, что задача успешно решается: создана сеть негосударственных учреждений культуры; предотвращена стихийная приватизация недвижимых памятников истории и культуры; сохранен богатейший музейный фонд республики; возобновлен межрегиональный культурный обмен; сохранилась динамика творческой жизни государства. Открыты четыре новых театра, несколько музеев, созданы новые музыкально-концертные залы. Широко поставлено народное художественное творчество. Свыше десяти тысяч коллективов художественной самодеятельности объединяют около 140 тыс. человек, из них более 300 коллективов носят звание "народный". Республика обеспечивает стопроцентное финансирование всех затрат учреждений культуры. Созданная в Татарстане государственная система художественного образования позволяет эффективно решать кадровые вопросы. В конце 90-х годов активизировался процесс формирования законодательства в области правовых основ для ее развития. Примером тому могут быть принятые в Республике Татарстан законы, например, закон "О библиотеках и библиотечном деле". Татарстан по числу учреждений культуры и искусства, насыщенности учебными заведениями занимает одно из ведущих мест в Российской

Федерации.

Внешние связи. Принятие Декларации о государственном суверенитете и заключение Договора о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией обеспечили Татарстану благоприятный климат для установления и развития его внешних связей. При этом учитывалась Конституция РФ, которая обязывала субъекты федерации "координировать международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации" с федеральными структурами (ст. 72). В соответствии с российско-татарстанским Договором сфера внешней политики является прерогативой федеральной власти. Татарстану предоставляется право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, а также участвовать в международных отношениях и заключать с иностранными государствами соглашения, не противоречащие Конституции РФ, и участвовать в деятельности соответствующих международных организаций. В последние десятилетия Татарстан постепенно набирал опыт сотрудничества с зарубежными странами: Францией, Германией, Италией, Австрией, Турцией, Швейцарией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Ираном, Египтом, Малайзией, Объединенными Арабскими Эмиратами, регионами и административными единицами США, Канады и др. Расширял сотрудничество на основе внешнеэкономических обменов и взаимовыгодной торговли с Китаем, Индией, Ираком и другими странами. Успешные визиты президента, премьер-министра, председателя Госсовета РТ за рубеж и подписание двухсторонних соглашений позволили расширить международное признание республики, поднять авторитет Татарстана и активизировать все формы и уровни международного сотрудничества. Для расширения международного сотрудничества были открыты полномочные и торгово-экономические представительства в зарубежных странах (США, Англия, Франция, Турция, Австралия, Куба, Финляндия, Чехия и Словакия и др., а также в странах СНГ).

В системе организации внешних связей Республики Татарстан особое место занимал Департамент внешних связей Президента Республики, который выступал координатором всех сторон международной деятельности Татарстана. Департамент вносил существенный вклад в успешное осуществление программ международного сотрудничества в области экономики, науки и культуры, в реализацию двухсторонних и многосторонних связей на всех уровнях и интересах Республики, укрепление международного авторитета Татарстана. Причем акцент делался не столько на расширении международных контактов, сколько их эффективности. Укрепляя международное сотрудничество на традиционно приоритетных для республики направлениях -- с партнерами из государств СНГ, стран Европы и государств Ближнего Востока -- Татарстан становился участником процессов глобализации, вносил весомый вклад в реализацию новой Концепции внешнеэкономической политики Российской Федерации. Основным источником эффективного роста экономики и источником ее модернизации являлись инвестиции. В Татарстан приглашались крупные транснациональные компании к открытию своих филиалов и созданию совместных производств. Формировалась положительная репутация республики в мировом сообществе. Международные рейтинговые агентства дали высокую оценку изменениям, произошедшим в инвестиционном климате республики. Произошли изменения в структуре иностранных инвестиций. До 2007 г. в них традиционно преобладали вложения в нефтехимическое производство -- около 70%. В 2007 г. ситуация изменилась, и около половины иностранных инвестиций была направлена на пищевую промышленность. Темп роста иностранных инвестиций составил 40%. Продолжался процесс развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга". На ее территории к 2008 г. было зарегистрировано семь компаний, пять из них развернули производственные мощности.

Отличительной чертой международного сотрудничества Татарстана стала высокая интенсивность контактов на высшем уровне, а также ряд крупных мероприятий с участием иностранных делегаций.

Основным принципом развития внешних связей республики было сочетание интересов Востока и Запада, причем не только в экономическом плане, но и с точки зрения культуры, а также диалога различных религий. Казань, являясь крупным научным центром России и Татарстана, становился местом проведения крупных международных мероприятий, таких как международный форум по проблемам инвестиций, подготовленный совместно с финансовой группой "Еврома-ния", XVI Международной научной конференции Академии наук исламского мира, Международной инвестиционной конференции, организованной совместно с Исламским банком развития, при поддержке Организации Исламской Конференции (ОИК) и МИД РФ, Молодежный форум ОИК "За диалог и сотрудничество". Этапным событием внешней деятельности республики стало проведение в Казани Ежегодного заседания Совета управляющих Банка реконструкции и развития, что придало новый импульс реализации совместных проектов Татарстана с зарубежными партнерами. Казань становится также центром евразийского сотрудничества. Столица Татарстана при- . обрела всемирную известность как город религиозной толерантности и межэтнического согласия. Здесь успешно действуют штаб-квартиры международных организаций -- Всемирной организации объединенных городов и местных властей и Организации городов Всемирного наследия.

Одним из звеньев структуры государственных органов власти Татарстана по взаимодействию с федеральными органами власти и зарубежными дипломатическими представительствами в Москве явилось Полномочное представительство Республики Татарстан в Российской Федерации, приоритетными направлениями работы которого были: обеспечение практического взаимодействия с высшими органами государственной власти и управления Республики Татарстан и высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации по вопросам, представляющим интерес для Татарстана и его граждан; установление и развитие деловых контактов и связей с дипломатическими, торговыми и культурными представителями и миссиями иностранных государств, международными организациями, иностранными фирмами и компаниями; содействие в подготовке зарубежных визитов руководителей, государственных и правительственных делегаций Республики Татарстан, согласование в соответствующих федеральных органах власти и зарубежных представительствах проектов программ пребывания делегаций, подписываемых ими документов, обеспечение делегаций необходимыми информационно-справочными материалами. Полпредство РТ в РФ в целом, наряду с выполнением важных функций внутреннего характера, выступало в качестве основного связующего звена между Москвой и Казанью в международной деятельности Республики Татарстан, являясь важным элементом в реализации программ внешних связей Республики. В 1997 г. состоялся II Всемирный конгресс татар, который реально закрепил начало единого татарского мира. Устав Конгресса наделил его Исполнительный комитет правами для работы среди татарского населения всей планеты. В республиках и областях Российской Федерации активно начали работать татарские национальные организации, большинство которых изъявили желание войти в состав Конгресса.

Торгово-экономические связи Татарстана со странами СНГ.

В результате 70-летнего развития в рамках единого государства экономика и промышленность стран бывшего СССР оказались неразрывно связаны друг с другом, представляя собой части единого организма. После распада Советского Союза значительная часть кооперационных связей между предприятиями была разрушена, что, безусловно, оказало отрицательное воздействие на дальнейшее экономическое развитие государств бывшего Советского Союза. Поэтому восстановление и расширение этих связей входило в число приоритетных задач.

Взаимовыгодное сотрудничество предприятий имело свое продолжение через Евразийское экономическое сообщество. Например, сотрудничество казанского завода "Радиоприбор" с предприятиями: "Завод Айнур" (г. Бишкек, Кыргызстан), минскими заводом "Транзистор", заводом полупроводниковых приборов "Термопласт", витебским объединением "Монолит", которые являются поставщиками электронных компонентов для радионавигационной и радиолокационной аппаратуры, выпускаемой казанским предприятием. Республика Татарстан поставляет в Казахстан грузовые автомобили и запасные части к ним, черные металлы и продукцию нефтехимического комплекса: автомобильные шины, полиэтилен, синтетический каучук, нефть и нефтепродукты, а также спирты, моющие и чистящие средства и другую продукцию. Свою продукцию поставляют в Казахстан объединения "Нижнекамскшина", "Казанский медико-инструментальный завод", "КамАЗ", "Чистопольский часовой завод "Восток", "Татэлек-тромаш", "Элекон", "Хитон", "Химзавод им. Карпова" и др.

Из Казахстана импортируются тракторы, аппаратура для ручной сварки, пшеница, мясо и мясопродукты, трубы из черных металлов и др.

Наряду с торговыми отношениями развивались кооперационные связи между Татарстаном и Казахстаном в области автомобилестроения. В декабре 2000 г. казахстанская фирма "Искер", партнер ОАО "КамАЗ", приступила к пусконаладочным работам на собственной производственной базе. Базовые модели КамАЗов прошли в Казахстане государственную сертификацию, а в апреле 2001 г. начата их серийная сборка.

Прочную основу имели торгово-экономические и культурные связи Татарстана с Узбекистаном. Между правительствами двух республик постоянно велись переговоры о сферах и отраслях, которые могли бы быть задействованы в Узбекистане. Это и обучение кадров татарстанскими специалистами, и применение новейших технологий, разработанных в Татарстане, и культурный обмен. Торговый оборот между республиками в 2003 г. составлял примерно 21 млн. дол., в основном за счет поставок из Татарстана в Узбекистан продукций машиностроения: большегрузных автомобилей КамАЗ, запчастей к ним, а также продукции вертолетного и ряда других заводов. Татарстан, в свою очередь, всегда был заинтересован в поставках узбекского хлопка, продуктов сельского хозяйства. Тесные торгово-экономические и культурные связи Татарстана и Киргизии возникли в 1996 г., когда было заключено межправительственное соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между двумя республиками. Татарстан экспортирует в Киргизию в основном продукцию машиностроения, Киргизия поставляет табачное сырье, фосфаты, семена, жидкостные насосы.

Динамично развивались торгово-экономические и культурные связи Татарстана и Беларуси. Основными направлениями сотрудничества являлись нефтехимия, машиностроение. Беларусь производит высококачественные волокна, которые поставляет в десятки стран, в том числе и в Татарстан. Белорусская сторона предложила Татарстану опыт в производстве коммунальной техники, а также строительные услуги - стороны договорились о выделении на территории Татарстана площадок, где белорусские строители возведут необходимые республике объекты.

По данным Татарского таможенного управления Республики Татарстан оборот внешней торговли со странами СНГ за 2007 г. составил 3 млрд 269 млн 883,5 тыс. дол. По сравнению с аналогичным периодов 2006 г. оборот увеличился на 42 млн., 714,5 тыс. дол. В целом внешнеторговый оборот Республики Татарстан составил 14 млрд 445 млн 198,9 тыс. дол. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 20,3%. При этом экспорт увеличился на 16,5% и сЪставил 12 млрд. 913 млн 502,2 тыс. дол. Основными структурообразующими товарами были: - минеральное топливо, нефть и продукты их перегонку, каучук, резина и изделия из них. Торговыми партнерами Республики Татарстан в 2007 г. являлись 123 страны, при этом экспортные торговые операции осуществлялись со 110 странами, импортные -- с 76 странами. Крупнейшими торговыми партнерами при экспорте были: Украина, Венгрия, Турция, Польша, Нидерланды, Германия, Казахстан, Швейцария, Италия, Финляндия, Соединенное королевство, Литва; при импорте -- Германия, Республика Корея, Турция, Италия, Украина, Китай, Соединенные штаты Америки, Казахстан, Польша, Соединенное королевство, Нидерланды. Доля торговых партнеров -- стран дальнего зарубежья в товарообороте республики составила 77,4%. Ведущее место в экспорте товаров принадлежала странам дальнего зарубежья -- 75,8%. В импорте их доля составляла 90,3%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать