История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Волжская Булгария и Кыпчакстан. Кыпчакстан (Дешти кыпчак) -- геополитическое понятие, означающее страну, населенную многими тюркскими народами, среди которых на данном этапе выдвинулись на первый план кыпчаки (у русских -- половцы, у западноевропейцев -- куманы). Кыпчакская степь, отмечает Л.Н. Гумилев, в XII--XIII вв. не напоминает пустыню.

Восточные авторы рассматривают кыпчаков как общее население Дешти кыпчак (страны кыпчаков) от Урала до Дуная. Западные авторы, говоря о европейских кыпчаках, делят их на две ветви: восточные кыпчаки и западные кыпчаки (куманы). С.А. Плетнева, например, указывает, что восточные кыпчаки занимали очень благоприятные земли Нижней Волги (саксинские кыпчаки), донецких, нижне-донских и приазовских степей, являясь как бы наследниками Великой Болгарии и Хазарского каганата, а куманы -- территорию на Запад от Дуная. По существу, эти земли имеет в виду автор "Слова о полку Игореве", когда перечисляет "земли незнаемые", недоступные русским: Приморье, Посулие, Сурож (в Крыму), Корсуиь, Тмутаракань (прикубанс-кие степи). В одном из исторических трудов XIII в. отмечается, что, придя в эти края, монгольский предводитель Джучи сказал: во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих (С.А. Плетнева, 1990).

В отличие от Хазарского каганата, кыпчакские княжества не смогли создать централизованного государства, хотя временные военные союзы между ними заключались. Торгово-экономическим центром восточных кьйгааков в XI в. становится город Судак -- крупный торговый и ремесленный центр в Крыму. Среди крупных городов выделялись Сугров, Изюм на Северном Донце, Шару хан, с которыми Волжская Булгария поддерживала оживленные торговые связи. По русским источникам известно, что в конце XI -- начале XII вв. правителем здесь был Тугор хан (К.П. Базилевич, 1950). Во второй половине XII в. Правил страной Кончак хан, который в 1185 г. разбил дружину Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Кроме собственно кыпчаков здесь жили и другие тюркские народы -- печенеги, турки (в русских источниках "тОрки"), которые позже слились с кыпчаками. Примыкали к кыпчакам северокавказские тюркские народы -- ногайцы, кумыки, балкары, карачаевцы. Основными занятиями кыпчаков были земледелие, скотоводство, торговля, ремесло. В истории известно их сотрудничество не только с Волжской Булгарией, но и с Киевской Русью, а раньше и с русами-норманнами.

На юге Восточной Европы кыпчаки оставили богатое культурное наследие в виде курганов -- погребений, в которых вместе с умершим воином погребался его конь. Учеными определены как специфически кыпчакские памятники многие каменные изваяния из общей серии так называемых "каменных баб", характерных для тюркских народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В данном случае речь идет о женских и мужских фигурах; высеченных из камня в районе Волги -- Дона -- Днепра, отнесенных известным европейским путешественником В. Рубруквисом к кыпчакским. Эти каменные статуи, выполненные в XI--XII вв., когда здесь жили кыпчаки, ставились на могилах и имели высоту 1,5--3,5 м. В. Рубруквис оставил и другие сведения о кыпчаках.

С точки зрения веры, кыпчаки стояли на уровне перехода от язычества к мировой религии. В Западном Кыпчакстане наряду с исламом, пришедшим сюда через Кавказ (Азербайджан, Дагестан), известное распространение имело христианство несторианского толка, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, впоследствии обвиненным в ереси. Несторианство, в отличие от официального христианства, признававшего "троицу", придерживалось догмата о том, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал мессией (сыном Божьим). Это толкование было ближе к распространенному среди тюркских народов представлению о едином боге на небе -- "Бер Тангри". К тому же несторианские миссионеры разъясняли учение Иисуса Христа на понятном народу тюркском языке. Д. Исхаков полагает, что, возможно, христианство исповедовали вначале тюркизированные греки греческих колоний Причерноморья и Приазовья, которых называли тогда "орым" (урум).

Волжская Булгария имела постоянные торгово-экономические связи и с азиатскими кыпчаками, имевшими свое государственное образование в восточном Приаралье и низовьях Сырдарьи со столицей в городе Сыгнак -- важном торговом центре своего времени. Указанные торговые, экономические, культурные связи Волжской Булгарии с Кыпчакстаном (западным и восточным) положили начало новому уровню языкового и культурного сближения кыпчаков и поволжских булгар. Особенно это относится к языку татар-мишарей, географически ближе расположенных к кыпчакам. Р. Г. Мухамедова отмечает, что кыпчаки участвовали в формировании булгарской народности. О степени близости этих двух языков -- древне-татарского языка Волжской Булгарии и кыпчакского языка можно судить по "Словарю тюркских наречий" ("Деване лугат ат тюрк") известного филолога XI в. Махмуда Кашгари (1072--1074), а также по "Тюркско-арабскому словарю", составленному в 1245 г. в Египте и опубликованному в 1844 г. голландским ученым М.Т. Хоутсма, и другим исследованиям. Язык кыпчаков изучался и западноевропейскими учеными. Х.Ш. Махмутов отмечает, что наибольшую ценность в этом отношении имеет памятник XIII в. "Кодекс Куманикус" (1303), включавший 46 загадок, известных в тюркологии под названием куманских. Он обнаружил там около 20 близких параллелей с современными татарскими загадками.

Дальние связи. Внешние связи Волжской Булгарии в XI--XII вв. не ограничивались перечисленными странами. Продолжались и укреплялись ее связи с более дальними странами Европы и Азии. О Волжской Булгарии знали в Центральной Европе, о чем свидетельствуют соответствующие записи в Ауклинской летописи (по названию перевала на Карпатах) XII в. В 1997 г. на территории Казанского Кремля найдена чешская монета, датированная X в. и подтвержденная учеными Пражского университета, что свидетельствует о связях двух стран. В археологических материалах имеются предметы западноевропейского экспорта, в частности мечи, изготовленные в оружейных мастерских Среднего Рейна.

Развивались связи Волжской Булгарии с государством караханидов, существовавшим в X--XII вв. на территории южного Казахстана и северного Узбекистана со столицей в городе Тараз (Талас) на реке Талас. К Волжской Булгарии с юго-востока примыкало государство турков-огузов (западный Казахстан). Правитель этой страны носил титул "йабгу". Ибн Фадлан описывает свое пребывание по пути в Булгар в крепости Баб ат Тюрк, расположенной на плато Устюрт ("врата страны тюрков-огузов"). Он отметил, что булгарский правитель Алмас хан был зятем военачальника этой страны Этрэка, сына Катагана. В X--XII вв. продолжались связи Волжской Булгарии с Бухарой, где правила тюркская династия Газневидов, основанная Алп-Тегином (962).

Социально-экономический образ жизни

Страна городов. Расцвет Волжской Булгарии в XI--XIII вв. ярко проявляется и в обновлении социально-культурного образа жизни -- в повышении уровня производства и жизни населения в городе и деревне, а также культуры быта; в изменениях в сфере образования и духовной ориентации; в. углублении этнокультурного и этнополитического сознания.

"Великая Булгария -- великое могущественное царство с богатыми городами", -- так записал в своём дневнике доминиканский монах Юлиан, посетивший ее в первой половине XIII в. Биляр, Булгар, Су-вар, Казань, Отель, Кашан и другие города были известны в мире еще раньше. Новое градостроительство интенсивно шло в XI--XIII вв. Появились такие крупные для своего времени города, как Джукатау (Жу-котин), Арча и множество средних и малых городов, как Ибрагим-калъа (Брахимов), Кирменчек, Чалмат, Тухчин, Сабакул, Чаллы, Тэмте и др. Ф.Ш. Хузин (1995) считает, что из населенных пунктов Волжской Булгарии первой половины XIII в. тридцать с уверенностью можно отнести к числу настоящих городов. И.Х. Халиуллин (1995) число домонгольских городов в Волжской Булгарии доводит до 90.

Среди наиболее известных городов наряду с Булгаром упоминается Биляр -- более древний центр раннего татарского государственного образования в Прикамье. Археологи фиксируют большие размеры площадей, занятых указанными городами. Площадь Биляра в пределах укрепления составляла 620 га, а с пригородами -- около 800 га. Своеобразной была городская архитектура. Как правило, город состоял из цитадели (укрепленной части), центральной части самого города и внешнего города -- слобод Сбиста). В цитадели размещались государственные службы: ханский двор с мечетями, военными сооружениями, зданиями государственной службы. В центральной части города размещались общественные здания: мечети (масжиди Жами -- Соборная, центральная мечеть; масжиди Адина -- пятничная мечеть; обычные мечети по махаллам), торговые ряды, общественные бани, а также капитальные, в значительной части каменные, жилые дома аристократии и состоятельных горожан. Внешний город состоял из слобод ремесленников: металлургов; кузнецов, медников, оружейников, ювелиров, кожевников, су-конников, стеклодувов и других производств. Здесь была своя инфраструктура -- местные мечети, торговые и развлекательные учреждения. Известны укрепленные калга -- замки более ранних князей (кирмэн), являвшиеся в свое время их усадьбами. Такие каменные здания (таш кирмэн) имели купольные и шатровые покрытия.

В градостроительстве использовались камень, дерево, местный кирпич. Развитие получило каменное зодчество. Известны замечательные белокаменные соборные мечети с купольными перекрытиями, украшенные внутри колоннами. Фасадная их часть оформлялась пилястровыми выступами -- полу колоннами. Рядом ставились большие минареты (манара). Таковой, например, была соборная мечеть в городе Булгаре. Минарет этой мечети, как свидетельствует Ш. Марджани, упал в XIX в. Будучи местной оригинальной постройкой, возможно, он как-то напоминал минареты постройки того времени: Бухарский (1227 г.), Кутб Минар в Дели (XIII в.) и др. Обычные мечети в махал-ле, в пригороде, в деревнях строились скромно, как правило, деревянные, с минаретом, возвышающимся над крышей здания мечети. Они имели общее архитектурное направление: ориентированы на Мекку, имели стилевой ряд окон, внутри -- минбэр. Минарет увенчивался исламской эмблемой -- направленным полумесяцем (Аи).

Археологи отмечают как неотъемлемую принадлежность солидного города двухэтажную каменную баню с высокими залами купольного покрытия и центральным подпольным обогревом. Появились мощенные камнем улицы, много мостов через реки. В городах, служивших перевалочными пунктами на больших водных и сухопутных торговых путях, были построены добротные караван-сараи -- гостиные дворы со всеми необходимыми постройками. В Ибрагим-калъа, построенном Ибрагим-ханом в XII в. близ города Булгар, были и портовые сооружения. Есть археологические описания своеобразно построенных белокаменных жилых домов знати и состоятельных людей, богатых деревянных домов, украшенных резьбой по дереву со специфическим местным орнаментом, с резными деревянными колоннами.

Внутренняя обстановка жилых помещений довольно богата. Из мебели широко распространенными были красочно обитые орнаментированной жестью сундуки, специально оборудованный спальный уголок с постельными принадлежностями и занавеской, деревянные нары. Сохранились медная и глиняная посуда того времени, зеркала, замки, золотые и серебряные украшения.

Уже в то время уникальным сооружением была цитадель Казани -- Кремль, обнесенный каменной стеной. Внутри Кремля размещались добротные каменные здания княжеского двора, мечети, военные и другие служебные помещения.

Изменился образ городской жизни. В отличие от прежних городов, являвшихся преимущественно центрами торговли, куда крестьяне несли свой товар домашнего производства на продажу, теперь город, как и в остальных странах Европы, "обзавелся" самостоятельным населением, занятым ремеслом и торговлей на постоянной основе. Денежную систему составляли булгарские дирхемы. Известны и чеканившиеся здесь продолговатые монеты -- эз-гери. Увеличилась численность городской интеллигенции, выросла роль города как культурного центра. Отсутствие в Волжской Булгарии института крепостного права облегчало пополнение городов свободными людьми.

Деревенская жизнь. Изменения коснулись и деревни (ауыл). Крупные деревни, занимавшие удобное положение вдоль торговых путей, вырастали часто в города. В связи с увеличением плотности населения в центральной части государства деревенская зона страны расширяется в сторойу периферии. С освоением новых водных путей (Меши, Казанки, Свияги, Вятки, Тоймы, Ижа, Кили, Кар-галы, Шеш-мы, Челны, Мензели, Зая, Ика и др.) во всех этих районах возникли новые деревни, увеличилась плотность населения. Основной отраслью деревенского производства оставалось земледелие. Выросшие потребности в пахотных землях удовлетворялись за счет освоения новых земель. Это называлось "эшна ачу" -- поднятие целины в доступных для обработки лесистых местностях. Для удовлетворения потребностей скотоводства шло освоение новых лугов, культивировались сенокосы, травосеяние.

Основными производителями полеводческой и животноводческой продукции были свободные крестьяне, которые наследственно пользовались своей землей и платили государству ясак (налог). Значительный слой сельского населения составляли арендаторы, которые за пользование землей землевладельцам платили натурой -- отдавали определенную долю урожая (издольщина). Крупное землевладение было представлено в виде тархана. Это были земли, переданные ханом своим вассалам (князьям); земли, пожалованные во владение высшим государственным сановникам, а также влиятельным исламским священнослужителям на безъясачное (безналоговое) пользование. Значительную часть земли составляли ханские владения.

Дополнительными занятиями в крестьянских хозяйствах были домашние промыслы; обработка волокна, шерсти, кожи, древесины, а так- \ же ткачество, которым занималось большинство женщин. Часть продукции домашнего ремесла шла на рынок. По численности населения деревни были разные -- от десятков до сотен домов. Располагались деревни, как правило, у источников воды, дома ставились на возвышенности. Более заметными стали национальные черты деревенской архитектуры. Дома обычно были четырехстенки. С тыльной стороны имелся пристрой -- сени (ишек алды) с выходной дверью во двор и лестницей для подъема йа чердак (чорма). Обогрев домов был печным. В печь были вмазаны чугунные котлы для приготовления пищи. Главной чертой крестьянского двора была рациональная добротность. Компактно располагались жилой дом, хозяйственные постройки, навесы. Хозяйственные постройки состояли из срубов для скота, клетей, сарая, погреба. Баня ставилась за пределами двора. С булгарских времен было принято изготавливать ворота с украшениями.

Транспортными средствами служили телега (арба) -- летом, сани (чана) -- зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для праздничных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выездов верхом на лошади имелась искусно исполненные и красиво орнаментированные седла с высокой лукой.

Имущественные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обеспечивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравственных нормах адата: хэлэл -- дозволено, хэрэм -- недозволено, гунах -- осуждаемо. В соблюдении этих норм огромной была роль общественного мнения. В рамках "хэлэл" более свободными, чем в других странах ислама, были отношения между мужчинами и женщинами.

Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Булгарии в XI--XIII вв. стало формирование общей духовной культуры. Общая духовная культура, наряду с общим языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важным фактором сплочения булгарского общества.

Очень высоко ценились знания. Школьное образование было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одновременно являлся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов -- остабикэ (учительница). Они обучали девочек своей махаллы. При соборных мечетях были открыты медресе -- учебные заведения более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке тюрки -- древне-татарском языке, являвшемся государственным языком. Письменность была основана на арабской графике. Многие ученые утверждают, что булгары названы так благодаря их высокой культуре. По мнению болгарского ученого Хрис-то Тодорова (1981), слово "булгар" происходит от древнетюркского "ба-лыг" -- город, и "ар" -- человек, что означает житель города, оседлый, горожанин. Абу Хамид ал Гарнати, дважды посетивший Волжскую Булгарию в 1131 и 1153 гг., писал: "А смысл слова "булгар" -- ученый и человек" (ученый человек). В.М. Флоринский (1894) заметил, что имя булгар -- "человек, достигший богатства, богатый, созидающий благо, богач, соответственно слову боляр -- большой человек, аристократ -- боярин". А.Л. Шлёцер (1735--1809), немецкий историк, служивший в России и имеющий труды по русскому летописанию, отмечал, что древние; булгары составляли сильный народ, живший на Волге.

В Волжской Булгарии сформировался, значительный слой духовно-просветительской, образовательной, научной и художественной интеллигенции. После получения образования в местных медресе многие молодые люди продолжали учебу в медресе Хорезма, Бухары, Нишапура (северо-восточный Иран), Сирии (Шам), Египта. Зная арабский и персидский языки, они глубоко изучали исламскую теологию и были хорошо знакомы с научными трудами многих ученых своего времени. Одним из таких авторитетов был тогда Абу Хамид ал Газали (1058--1111) -- теолог, философ из города Туса (Хорасан), творивший в Нишапуре). В своих трудах Газали стремился к компромиссу между теологией и естественными науками, писал о нейтральности логики, математики и большей части физики по отношению к содержанию религиозных догматов, о нужности этих дисциплин для всех мусульман. Шакирдам (студентам) были знакомы труды и другого арабского ученого из Андалузии (Испания) Ибн Рушда (1126--1198), проповедовавшего идеи Аристотеля. Известны были шакирдам энциклопедичес- 1 кие словари арабского ученого Якута ал Хамави (1178/80--1229) I (биографический -- свыше 1000 слов, географический "Могнэмэл бил-дан" -- словарь стран -- около 16 000 слов).

В Волжской Булгарии тогда получили распространение теологические, философские и исторические труды, появлявшиеся в Туркестане на языке тюрки, близком древне-татарскому. Среди них была книга "Кутадгу билик" (Знание, дающее счастье), написанная в 1069 г. Юсуфом Баласугуни (Бала Сагун -- средневековый город восточного Туркестана), в которой он изложил свои философские и политические взгляды. На древнем тюрки впервые проповедовал тогда слова Корана Ходжа Ахмад Ясави (умер 1166/67), живший в городе Йасе в Туркестане. Дервиши (члены-кандидаты) и муриды (действительные члены) исламско-проповедческого движения ясавизма проповедовали идею своего Ишана (наставника-отца): "прийти в тот мир и без греха предстать перед Аллахом". Они были уверены в том, что этим самым они будут способствовать очищению мира от несправедливостей и зла. Ясавизм имел распространение в Волжской Булгарии не только как исламско-проповедческое движение, но и как влиятельная философская школа и определенное литературное направление. Ценилась в Волжской Булгарии и понятная по языку лирика Ясави:

Гыйшык дэрте Ьэрчак яна! Гакыл житмэс,

Баштан аяк жэфага бат, бетмэс-китмэс;

Укенулэр, тэубэ итулэр тэъсир итмэс,

Лямэканда Хактан сабак алдым, менэ3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать