История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Все это было сказано русской оппозицией в пылу полемики, чтобы дискредитировать Временное правительство. Было еще не известно, как на деле поведет себя эта оппозиция, приди она к власти. Отношение Временного правительства к федерации было однозначно негативным. 6 мая было объявлено о создании коалиционного правительства. Из русских социалистов в него вошли, кроме А.Ф. Керенского еще лидер партии эсеров В.М. Чернов, трудовик П.Н. Перевер-зев, народный социалист А.В. Пешехонов, два социал-демократа меньшевистского направления И.Г. Церетели и М.И. Скобелев. Это наполовину социалистическое коалиционное правительство, в свою очередь, продолжало оставаться на позициях унитарного государства. Временное правительство вступило в конфликт с Национальными движениями нерусских народов. Татарское национальное движение теряло надежду на сотрудничество с Временным правительством в деле национального освобождения.

Консолидация национального движения. В июле в Казани прошли два отраслевых мусульманских съезда: Всероссийский мусульманский военный съезд и съезд мусульманского духовенства. Почти параллельно работал II Всероссийский мусульманский съезд, который в отличие от первого, майского, был исключительно татаро-башкорт-ским. Такими были и два отраслевых съезда. С учетом близости условий жизни татарского и башкортского народов национальные движения их тогда развивались совместно. Съезды эти обсуждали вопросы стратегии и тактики татарского и башкортского национального движений в условиях, возникших после I Всероссийского мусульманского съезда. Новыми в обстановке были два момента. Во-первых, общемусульманским стало требование национально-территориальной автономии и федерирования с русской республикой. Во-вторых, становилось ясно, что Временное правительство на это не пойдет.

Всероссийский мусульманский военный съезд, начав работу 17 июля, рассмотрел вопрос о месте и роли татарских и башкортских солдат и офицеров в национальном движении. Для координации их деятельности было создано "Харби Шура" (Военный Совет) во главе с прапорщиком Ильясом Алкиным. В состав Совета вошли офицеры У. Токумбетов, Г. Монасыпов, С. Мамлеев, Г. Богоутдинов. Они представляли в основном партию татарских эсеров и работали в тыловых и фронтовых воинских частях, имевших в своем составе солдат татар и башкортов. Было решено создать солдатские комитеты в татарско-башкортских воинских формированиях. В постановлении съезда было сказано: "Если Временное правительство откажет и не согласится с данным постановлением, формировать комитеты явочным порядком".

Съезд татарского и башкортского исламского духовенства, начав работу 18 июля, обсуждал вопрос о месте духовенства в национальном движении. 21 июля открывается II Всероссийский съезд мусульман. В его работе приняли участие представители всех направлений национального движения: партии татарско-башкортских эсеров, Мусульманских комитетов, Мусульманского социалистического комитета, партии татарско-башкортских левых эсеров, татарско-башкортских социал-демократов большевистского и меньшевистского направлений. Несколько позже к ним присоединились делегаты военного съезда и съезда духовенства. II Всероссийский съезд мусульман стал самым широким форумом национального движения и свидетельствовал о консолидации национальных сил перед Октябрьским государственным переворотом.

Съезд выработал общенациональную концепцию национального освобождения. Суть ее заключалась в создании по воле народа тюрко-татарской (татарско-башкортской) национально-территориальной автономии. Съезд поддержал предложение национальных движений других регионов об установлении в России федеративного государственного строя.

Достигнув согласия по этому стратегическому вопросу, делегаты съезда разошлись в определении национально-классовой сущности будущей республики и путях ее реализации. Партия татарских эсеров, мусульманские комитеты, татарские социал-демократы меньшевистского направления, мусульманское духовенство связывали достижение стратегической цели с Временным правительством, верили в его обещание о справедливом решении Учредительным собранием вопросов о федерации и автономии. Мусульманский социалистический комитет, татарские левые эсеры, татарские социал-демократы большевистского направления полагали, что основным условием достижения национального освобождения является замена Временного правительства.

По вопросу о сущности тюрко-татарской (татарско-башкортской) республики либералы оставались верными традициям "Иттифак ал муслимин" и настаивали на том, чтобы она была общенациональной республикой всех классов общества. Садри Максуди заявил: "Российские мусульмане разделяются на узбеков, киргизов, туркмен и на буржуев, рабочих и крестьян... Классовые и национальные различия не могут мешать объединению наций". Радикальное крыло настаивало на том, чтобы национальная республика не только выражала национальное объединение, но и признавала приоритет социально-экономических интересов трудящихся классов -- рабочих, солдат, крестьян. Галимджан Ибрагимов в газете "Ирек" эту мысль выразил так. Перед мусульманами стоят две проблемы: 1) решение национального вопроса в сфере политики и культуры; 2) решение социальных, классовых вопросов. По первому вопросу все мусульмане могут идти вместе. Но во втором вопросе -- в экономических и классовых отношениях сколько бы усилий вы ни прикладывали, это объединение невозможно. Несмотря на тактические разногласия, съезд выработал и принял такую национальную концепцию, которая в дальнейшем показала свою жизнеспособность. И.Р. Тагиров и Р.К. Валеев назвали ее "казанской платформой". Образование национальной республики стало стратегической целью национального движения.

Народные выступления. Продолжающиеся война и хозяйственная разруха одинаково ухудшали положение русского и татарского народов. Одинаково усиливалась их оппозиция к Временному правительству. Татары (рабочие и крестьяне), независимо оттого, выступали они отдельно или совместно с русскими рабочими и крестьянами, выдвигали общедемократические лозунги: мир, хозяйственная стабильность, сносные условия жизни. У татарских рабочих и крестьян накопились и классово-общие с русскими рабочими и крестьянами требования: земля -- крестьянам, 8-часовой рабочий день -- рабочим. Наконец, у них сформировалось общее убеждение, что Временное правительство не способно удовлетворить их требования.

Кроме того, у татарского народа (рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенции, духовенства) за последние десятилетия активной социальной жизни выросло национальное самосознание. Татарское национальное движение ставило перед собой политическую задачу -- создание самостоятельной национальной республики. Лозунг национального освобождения звучал в выступлениях татарских рабочих и крестьян так же твердо, как и классовые требования. Татарские, рабочее и крестьянское классовые движения, не порывая с классовым движением русских рабочих и крестьян, в то же время вливались в единый поток татарского национального движения. Само же национальное движение становилось выразителем классовых и национальных интересов татарского народа.

Влиятельной силой национального движения в эти годы стала татарская солдатская масса. С вступлением России в мировую войну в армию было мобилизовано большое число татар. В общеармейских частях на фронте и в тыловых гарнизонах они испытывали общие тяготы войны. Феэральская революция не оправдала их надежды на наступление мира, Среди них усилились антивоенные настроения. Ворвалась в их среду и идея национального освобождения, втягивая в национальное движение" По призыву Харби Шура (Национального военного совета), созданного Всероссийским мусульманским военным съездом в июле, в армейских частях на фронте и в тыловых гарнизонах возникли полковые, дивизионные и армейские мусульманские комитеты. По подсчетам И.Р. Тагирова, в июле их было уже 56. Согласно Уставу, разработанному Харби Щура, руководство комитетов переизбиралось каждые четыре месяца и подчинялось Харби Шура. Устав ориентировал на выделение в дальнейшем солдат татар и башкортов в национальные роты, батальоны и полки.

Организацией работы среди солдат занимались в Киевском военном округе Юсуф Музафаров, в Уфе -- Ш. Худайбердин, Екатеринбурге -- Сахибгарай Саидгалиев. Появились и первые национальные части В Казани были организованы четыре роты в составе четырех дислоцированных здесь цолков. Координацию работы в этих ротах проводили) Вали Шафигуллин и курсант Казанского военного училища Якуб Чанышев. Подобные роты возникли в гарнизонах Уфы, Саратова, Симбирска, Пензы, Одессы. Некоторые из них в таком виде отправлялись на фронт. Вопросами организации национальных частей и их привлечением к национальному движению занимались и политические деятели Мулланур Вахитов, Мирсаид Султангалиев.

Тернистый путь к национальной республике

Октябрьский государственный переворот в России. Осенью 1917 г. Временное правительство вступило в полосу затяжного кризиса. Оно потеряло доверие большинства русского народа, и его падение было предопределено. На наследство претендовали две наиболее организованные политические силы: большевики в союзе с левыми эсерами и кадеты в союзе с военными верхами. Ни одна из этих двух сил в отдельности не вела за собой большинство народа. Большевики предлагали советский эксперимент, который был заманчив для низов, но вызывал настороженность у средних классов. Кадеты с военными верхами могли обещать лишь вернуться к былым "спокойным" временам, которые, однако, не прельщали средние слои. Переставая доверять Временному правительству, русский народ не спешил выражать свои симпатии ни большевикам, ни кадетам с военными.

Первыми попытку заменить Временное правительство своим сделали кадеты совместно с военными верхами в августе (заговор Корнилова). Не имея за собой большинства русского населения, они потерпели поражение. Второй претендент на наследство (большевики и левые эсеры) помог тогда Временному правительству одолеть заговор. Подготовившись, большевики и левые эсеры сами атаковали Временное правительство в октябре. Не имея опоры в народе и лишившись поддержки кадетских и военных кругов, Временное правительство сдалось на милость большевиков. 25 октября в Петрограде было объявлено о свержении Временного правительства и переходе власти к Советам. Это известие немедленно было передано по телеграфу на места. Казанский Совет, где большинство принадлежало большевикам, получил его утром 26 октября. В этот же день был образован Казанский Временный революционный комитет, который обратился к населению с воззванием: "...Свободный русский народ, восемь месяцев тому назад свергший царскую власть, ныне сверг и последнее, самое тяжелое ярмо -- власть буржуазии". Несколько позже один из руководителей казанских большевиков Я.С. Шейнкман заявил: "...Политика Совета Народных Комиссаров, последовательно проводящаяся со времени Октябрьского переворота, является единственно отвечающей интересам рабочих и крестьян".

Казань тогда являлась крупной опорой русской власти в Поволжье, центром военного округа. Такой Казань осталась и с переходом власти к Советам. В Казанском Совете и Казанском социал-демократическом комитете татар было очень мало. Татарские национальные организации -- Мусульманский социалистический комитет, Казанское губернское национальное собрание (Курултай) работали в очень стесненной обстановке в слободской части города, за Булаком.

На Втором Всероссийском съезде Советов в Петрограде было создано однопартийное временное Советское правительство большевиков во главе с Лениным -- Совет Народных Комиссаров (СНК). Вокруг Ленина объединились довольно энергичные и решительные политические деятели, неплохо знакомые с политической жизнью на Западе, такие как Л.Д. Троцкий (наркоминдел), Л.Б. Каменев (председатель ВЦИК), Г.Е. Зиновьев (председатель Петроградского Совета), А.В. Луначарский (нарком просвещения), А.И. Рыков (нарком внудел), А.М. Коллонтай (нарком соцобеспечения), А.Г. Шляпников (нарком труда), П.И. Стучка (наркомюст). Среди не прошедших "заграничную школу", но имевших большой опыт митинговой и журналистской работы в массах и прошедших ссылки и тюрьмы были И.В. Джугашвили (нар-комнац), Я.М. Свердлов (секретарь ЦК партии большевиков) и др. Правительство это, как временное, должно было функционировать до Учредительного собрания, созыв которого большевики обещали еще до прихода к власти. Учредительное собрание, созванное в январе 1918 г„ не поддержало большевистское правительство и поэтому оно было разогнано властью. Тогда же правительство Ленина, сняв слово "временное", приступило к "советскому эксперименту".

Советская модель русского общества. Правительство Ленина пришло к власти с программой революционного (коренного) обновления русского общества и русского национального государства. Отвергнув Конституционную монархию, предложенную кадетами, а затем и Конституционную демократическую республику, предложенную Временным правительством, большевики провозгласили Конституционную Советскую республику. Определяя политическую сущность Советской власти, Ленин 25 октября заявил: "... Значение этого переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии". Русское общество было политически расколото на две части: на "держателей" власти (трудящихся) и "лишенных власти" (свободных предпринимателей). Парламентом Советской Республики был провозглашен Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов без участия городских и сельских предпринимателей. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", как гласило само ее название, предоставляла права и свободы лишь трудящимся, лишая этих прав и свобод предпринимателей.

Среди первых декретов Советской власти были, с одной стороны, решающие давно назревшие для страны проблемы, такие как заключение мира, введение 8-часового рабочего дня, уничтожение сословий и гражданских чинов, отделение церкви от государства и школы от церкви, предоставление крестьянам земли и др., ас другой, предусматривающие неприемлемые не только для помещиков и крупных капиталистов, но и для средних слоев пути развития русского общества. Это -- декреты о переходе от распределения земли среди крестьян по трудовой норме к национализации земли (передаче ее в собственность государству); о введении рабочего контроля на промышленных предприятиях и транспорте с последующей их национализацией, а позже и о лишении частной собственности средних слоев населения. Губительными для помещиков, капиталистов и средних слоев русского общества были декреты об образовании революционных трибуналов, Всероссийской чрезвычайной комиссии, введении красного террора.

Национальная политика Советского правительства. Россия, болы шинство населения которой в начале XX века составляли нерусские народы, нуждалась в новой национальной политике. Временное правительство так и не успело определиться с ней. Советское правительство оказалось более оперативным. 2 ноября была обнародована "Декларация прав народов России", в которой провозглашались:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографии ческих групп, населяющих территорию России.

Это был давно назревший и положительно воспринятым нерусскими народами акт. Реализация Декларации началась неплохо. 18(31) декабря 1917 г. Советское правительство признало независимость Финляндии. Затем была признана независимость Польши, Эстонии, Латвии, Литвы. Соотношение русского населения и нерусских народов в стране изменилось в пользу русских, составивших после этого 57% всего населения России. Оставшиеся в составе государства нерусские народы были объявлены нацменьшинствами. Соответственно на местах Советы формировались как русская власть. Так обстояло дело и в Казани. В Бюро губисполкома Совета вошли 9 человек. В состав этого бюро были включены затем по одному человеку от татар, чувашей, мари как представители национальных меньшинств губернии.

В январе 1918 г. правительство Ленина было вынуждено идти навстречу национальным движениям. III Всероссийский съезд Советов провозгласил Россию Федерацией. Нерусским народам была обещана национально-территориальная автономия. При этом предоставление автономии было обставлено такими условиями, которые давали возможность центру сохранить "единство" России. Согласно

"Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", автономия предоставлялась не нации, а "целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству -- Советам

рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Российская Федерация должна была представлять "действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный п прочный союз трудящихся классов всех наций России". Иначе говоря, автономиям

обещалась только в том случае, если нерусские народы ее будут строить по общероссийскому, т.е. классовому образцу. Уже провозглашенные и готовящиеся к провозглашению национальные демократические республики объявлялись незаконными.

Волжско-Уральская Республика. Татарское национальное движение долго шло к провозглашению Волжско-Уральской Республики (штата). Под лозунгом национально-территориальной автономии оно поддержало Февральскую революцию. Надежда на реализацию своей "автономии вновь укрепилась после опубликования Советской "Декларации прав народов России", 6 ноября в Казани собрались представители татарского национального движения и позитивно определили свое отношение к Советской власти, одобрили ее обещание созвать Учредительное собрание.

12 ноября в Казани прошло заседание представителей Всероссийского Милли Шура, Всероссийского Харби Шура, общества мусульманского духовенства, губернского Милли Шура, МСК, Казанского мусульманского военно-окружного комитета. Центрального и губернского Бюро мусульманских учителей, Бюро мусульманок, рабочей фракции Казанского Совета, обсудившее текущий момент и задачи национального движения. Участники заседания осудили линию Ка-занского Совета, рассматривающего татар как национальное меньшин-ство. Было решено идти вместе с башкортскими национальными орга-мизациями на создание совместного Милли Меджлис (Национальное (обрание), которое должно было стать Учредительным собранием по

созданию совместной республики.

Менее чем через месяц после образования российского Советско-i о правительства, 20 ноября в Уфе открылось заседание Милли Меджлис (национального собрания) мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Из 110 депутатов, избранные на местах, участвовали в работе съезда 96. Обсудив вопрос о реализации на исторической i ерритории Волго-Урала идеи национально-территориальной автономии, Милли Меджлис 29 ноября принял постановление, в котором "признал необходимость образования автономного штата", назвав его "Идел-Урал мехтар (бэйсез) жемЬурият" (Волжско-Уральская Республика). Далее в этом же постановлении определялись, предварительно, территория республики, характер ее государственного устройства, статус и отношения с Российской Федерацией.

Предполагалось, что в состав штата войдут "вся Казанская губерния, вся Уфимская губерния, западная часть Оренбургской губернии, населенная тюрко-татарами и прилегающая к Уфимской и Симбирской губерниям южная часть Пермской губернии, населенная тюрко-татарами часть Вятской губернии, прилегающая к Уфимской и Казанской губерниям и населенная тюрко-татарами часть Симбирской губернии, населенная мусульманами тюрко-татарами и прилегающая к Казанской и Уфимской губерниям часть Самарской губернии". Этот перечень соответствовал этническим границам территории проживания башкортов и поволжских татар.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать