История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">В вопросах взаимодействия с завоеванными территориями монголы действовали ближе к римскому принципу: степень самостоятельности подчиненного в своих действиях прямо пропорциональна уровню (то безоговорочного и полного подчинения предписаниям, изложенным и ярлыке ордынского хана. Сам ярлык (грамоту) Л.Н. Гумилев определяет как акт о дружбе и ненападении, а не как показатель только зависимости. Комментируя политическое положение в Орде, Л.Н. Гумилев писал: "Орда возглавляла конфедерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства угрозой нападения". Любое невыполнение предписаний ярлыка, особенно в части своевременной и полной уплаты ежегодной дани, каралось военными методами.

В непосредственном управлении двора эмира находилась центральная часть Волжской Булгарии -- княжества Булгар, Биляр, Су-вар, Джукатау, Кашан, Шангут, Казань, Наровчат. В отношении княжеств других народов (башкортов, мари, мордвы, удмуртов, чуваш) булгарский эмир выступал как исполнитель распоряжений верховной власти Орды, помогая местным князьям собирать у себя дань для Орды и обеспечивая общегосударственный порядок. Иначе говоря, эти княжества, входившие в состав Волжской Булгарии, продолжали пользоваться определенной автономией. В таком режиме управляли страной и последующие эмиры до эмира Габдуллы.

Продолжение освоения новых земель. Несмотря на потерю политической независимости, процесс обновления социально-экономической жизни в стране не прекращался. В его основе лежало целеустремленное трудолюбие народа, его желание обустраивать свою жизнь в любых, даже самых трудных условиях военных разрушений, вынужденных переселений. К тому же новое государство -- Золотая Орда в первое столетие своего существования, проявляя заботу о правовом порядке, способствовало развитию связей между отдельными районами страны и освоению новых земель.

Для Волжской Булгарии это означало более интенсивное освоение земель вокруг Казани и примыкающих к ней районов бассейнов Волги, Казанки и других рек. Казань превращается в один из крупных торгово-экономических центров не только Волжской Булгарии, но и Золотой Орды. Известны города этого региона: Кирман (выше по Волге), Кашан (на Каме), а северо-восточное -- Нырса, Урмат. К районам интенсивного освоения относились и западные земли правобережного Примокшанья, района слияния Мокши и Цны, бассейн реки Пьяна и нижнего течения Суры, которые непосредственно соприкасались с кыпчакскими землями Дона. Археологи отмечают здесь города Мух-ша, Юлово и др. Лучше осваиваются земли по Свияге и обоим берегам Средней Волги, где размещались города Шонгут, Атрэч, Карабулак, Арабуга, Какриш, Сембер, У век. На слиянии рек Самары и Кипели вырос город Самар.

Шло уплотнение населенных пунктов и в восточном направлении -- в бассейнах рек Вятка, Кама и Белая. Возросло значение городов Кирменчук недалеко от Мамадыша, Чаллы на правом берегу Камы, Елабуги.

Экономика. В золотоордынский период повышается значение земледелия, которое и раньше было основной отраслью хозяйства. К богатому черноземью Закамья добавляются подзолистые и суглинистые почвы в районах нового заселения. Земледельцам пришлось осваивать технологию возделывания зерновых культур на этих землях, совершенствовать сельскохозяйственные орудия. В стране в основном сеяли пшеницу, просо, ячмень, овес, появились поля ржи, бобовых культур (горох, чечевица). Технические культуры были представлены коноплей и льном. Археологи нашли семена огурцов, яблок и предполагают наличие огородничества и садоводства.

В поголовье скота главное место занимали овцы и козы, затем коровы. Относительно уменьшилась доля лошадей в стаде. Отмечено присутствие верблюдов, а также волов, которых впрягали в повозки и применяли для пахоты.

Городское хозяйство представляли ремесло и торговля. Изделия ремесла были традиционными: продукция металлообработки, кожевенные, ткацкие, валяльные и др. Качество их повысилось, ассортимент -- расширился. Об этом свидетельствуют многие археологические находки. Наиболее богатыми оказались Джукатауский клад ювелирных изделий, Карашамский клад, множество кладов, состоявших из разных монет местной чеканки и чеканки иностранных государств. Один из монетных дворов Сарая тогда находился в городе Мухша (Наровчат) на территории Волжской Булгарии. Наиболее крупной денежной единицей считался сом (сум) -- серебряный слиток в 200 г, эквивалентный по стоимости 20 золотым динарам или 120 серебряным дерхемам. Денежное обращение в основном действовало в межгосударственной торговле. На внутреннем рынке самой Волжской Булгарии больше была распространена меновая торговля.

По-прежнему Волжская Булгария была втянута в международную торговлю. Вывозила она свои традиционные товары: зерно, скот, промышленные и ювелирные изделия. Меха для вывоза булгарские купцы получали в северных странах. По свидетельству Ибн Баттута, для этого они имели там свои "стоянки" (фактории). Наиболее ценными считались меха горностая, затем шли меха соболя.

Наиболее крупными потребителями булгарских товаров были кыпчакские и русские земли. На восточный рынок булгарские купцы выходили по известному китайскому торговому пути через Среднюю Азию, Монголию, Кашгар, Иран. Осваивались рынки Делийского султаната, основанного в XII в. представителем династии Гуридов Кутб эд дином, в честь которого в XIII в. был построен в Дели Кутб минар. Торговлю с западным миром Волжская Булгария вела по караванному пути, идущему через Киев: на юг -- в Византию, на Запад -- в Болгарию, Венгрию, Италию, на Рейн, в Прибалтику. Торговые связи с Западом и со Скандинавией поддерживались через северные земли --

Коми, Югру.

Международная торговля играла тогда важную роль в налаживании и укреплении межгосударственных политических связей. Эту же миссию часто выполняли палочники -- хаджи Волжской Булгарии, посещавшие главные места мусульманских святынь -- Мекку и Медину. Торговым путем, например, поддерживался дипломатический канал связей Волжской Булгарии с Египтом в XIII--XIV вв. В 1330 г. посольство Волжской Булгарии посетило Каир и вручило послание своего эмира султану ан Насиру с просьбой прислать священное исламское знамя, которое могло стать символом Волжской Булгарии как самостоятельной исламской страны, хотя политически она входила в состав Золотой Орды, с которой Египет также имел дипломатические отношения. Вероятно, связи Волжской Булгарии с Египтом поддерживались и раньше -- со времени, когда здесь у власти оказались тюркские мамлюки (1250--1381), Одним из султанов там был выходец из Волжской Булгарии Бай-барс. А.Х. Халиков допускает, что часть его имени (барс) связана с тотемным знаком некоторых северо-тюркских племен, а затем и гербом булгар.

Культура. Ценностные ориентиры всех областей духовной культуры (образования и науки, художественной литературы и искусства) базировались на двух источниках: реальном жизненном опыте народа, закрепленном в традициях, и идеологии ислама. Последняя, в свою очередь, успела за предыдущие века адаптироваться к характеру, психологии, образу жизни местного населения. Улемы (исламская религиозная интеллигенция) придерживались суннитского направления и в догматах, ритуалах стояли близко к Бухаре, к ее мусульманским авторитетам -- ишанам. Однако в реальной жизни местный Ислам отличался от бухарского своим демократизмом и просвещенностью. Здесь женщины не были в униженном положении. Школьное обучение детей, включая девочек, считалось обычным богоугодным явлением. Поощрялось знание взрослыми конкретных молитв по разным случаям, просвещенное исполнение обрядов. В почете была светская грамотность (умение читать, писать, считать). Сохранилась система веротерпимости в самой Волжской Булгарии, положительно воспринималась и подобная политика Золотой Орды. Мусульманские улемы не \ претендовали на светскую власть, поддерживая "праведных" (действующих по указаниям Корана) правителей.

Ислам не препятствовал наукам, литературе, искусству, включая изобразительное. Правда, шамаилы было принято иллюстрировать I только исламскими святынями. Рукописные книги красиво иллюстрировались не только орнаментом, но и изображениями животных и людей. Исламская наука, распространенная в Волжской Булгарии, в XI--XII вв. обогатилась новыми открытиями. В почете было имя ученого-врача, философа Ибн Сина (ок. 980--1037). В научных кругах и среди писателей были распространены идеи арабского врача и философа Ибн Рушда (Аверроэса), признававшего два источника знаний: ; духовный (через религию) и рациональный (через науку). Продолжалась практика получения высшего образования в заграничных медресе -- Бухаре, Нишапуре, Сирии, Египте.

Высокий уровень культуры Волжской Булгарии отмечается многими учеными. Известный востоковед академик В.В. Бартольд писал, что в Поволжье "остатки домов с облицовкой мрамором и изразцами, водопроводы, надгробия, куски серебряной утвари, парча, венецианское стекло выступают свидетелями жизни татарских культурных средоточий XIII--XIV вв. и их отношений с другими народами Востока и Запада". Ш. Марджани, в свою очередь, описал великолепную соборную мечеть в Булгаре, построенную в XIII в. и реконструированную в XIV в., с четырьмя минаретами по углам и отдельным минаретом высотой в 73 ступени. Минарет этот упал в 1841 г., но силуэт его сохранился в рисунке П. С. Далласа в его книге "Путешествие по различным провинциям Российского государства" (1773). Ученые считают, что представление об этом минарете можно получить по сохранившемуся в городе Касимове минарету ханской мечети постройки XVI в. Минарет этот -- массивное каменное сооружение цилиндрической формы. Сходство с Касимовским минаретом имеет и Малый, сохранившейся в Булгаре минарет. Правда, последний представляет собой внизу четырехугольник, переходящий затем в цилиндр. Марджани также оставил описание характерной для Булгара бани, комплекса мавзолеев с 16-метровым минаретом, стоявшим среди усыпальниц.

Письменные памятники культуры Волжской Булгарии представлены в виде рукописных книг и характерных для Волжской Булгарии больших каменных надгробий. В 1872 г. Ш. Марджани одним из первых расшифровал надписи трех надгробий на кладбище Таш Билге в Спасском уезде. Одно из них датировано 745 (1344) годом с надписью "Энбэл углы Хосэен". Он же описал надгробия на правом берегу Волги, установленные в 1302--1346 годах. В наше время эпитафии на некоторых надгробиях, относящихся к XIII в., расшифрованы Г.В. Юсуповым и Ф.С. Хакимзяновым.

Многие ученые сходятся в том, что Сарай был известным культурным центром своего времени, собравшим ученых, поэтов и писателей многих стран тюркского мира. В наибольшей степени здесь были представлены научные и культурные силы Волжской Булгарии. Во всем значительном, что происходило в духовной жизни Сарая (в принятии ислама, строительстве мечетей и организации службы в них, науке, литературе и т.д.), непосредственно участвовала интеллигенция Волжской Булгарии. Определенный интерес для истории Волжской Булгарии представляют армяно-кыпчакские рукописи (судебные акты, финансовые книги, летописи, словари и др.), которые, как сообщает И.А. Абдуллин, относятся к XI--XVI вв., а некоторые из них -- к XVI-- XVII вв. и написаны армянами, жившими в Кыпчакстане и Золотой Орде и принявшими кыпчакский язык. Не исключается возможность написания их кыпчаками, принявшими армяно-григорианскую религию, о чем пишет польский ученый Дж. Клозон.

Ш. Марджани дает характеристику трудам многих булгарских авторов золотоордынского периода, которые творили как в Булгаре, так и в Сарае и в Бухаре. Известный след в булгарской историографии оставил Махмуд бин Гали ас Сараи своей книгой "Нахджел -- фарадис", написанной в Сарае в 759 (1357). Как историк и философ, Махмуд ас Сараи писал о нравственно-этических проблемах своей эпохи на примере жизни пророков, халифов, имамов, выражая свои взгляды на жизнь, как "ясный путь в рай". Родился он в Булгаре, бывал в Кэр-дэре (Хорезм), творил в Сарае, умер на берегах Черемшан. Здесь же, в Сарае написал свой научно-дидактический труд "Джумджума сол-тан" Хосам Кятиб.

Золотая Орда как позднейшее проявление общетюркского государства Дешти Кыпчак теснее интегрировала в себя Волжскую Бул-гарию, чем Тюркский, Причерноморско-булгарский и Хазарский каганаты. Углубление социально-экономического и культурного взаимодействия поволжских булгар и кыпчаков открыло путь для их перехода в Среднем Поволжье и Приуралье к новому уровню культуры. В политической области были подготовлены условия для перехода к новому уровню государственного устройства -- к татарскому национальному государству, в области культуры -- создана база для формирования старо-татарского литературного языка и становления татарской национальной художественной литературы.

Среди поэтических произведений, подтверждающих эту мысль, можно назвать поэму Кутба (Котби) "Хосрау и Ширин", написанную в Сарае в 1342 г. Рукописная книга хранится в Парижской национальной библиотеке. Родился Кутб в западных землях Волжской Булгарии -- правобережной Волге около 1297 г., жил в Сарае и здесь же умер примерно в 1343 г. Сюжет его произведения напоминает поэму с таким же названием азербайджанского поэта Низами (1141--1209) из его "Хамсе" (Пятерица), написанной на фарси. Поэма Кутба написана на старо-татарском языке. Позднее узбекский поэт Навои (1441 --1501) создал свою "Хамсе", написанную на староузбекском (чагатайском) языке. Поэма Кутба не является переводом. Она посвящена жене золотоордынского хана Джанибека (Танибека) -- Медике, двор которой находился в Сыгнаке. Оригинально даны в поэме детали местной культуры жизни и быта.

Заслуживает внимания поэма "Голистан бит тюрки" поэта Сайфа Сараи (написана в 1391 г.). В Сарае творил ал-Хорезми. (В Британском музее сохранилась его книга "Мохэббэтнамэ", написанная на старотюркском языке.) Тогда же в Сарае появилась "Кыйсэсел энбия" (История пророков) Насреддина Рабгузи, тюркско-арабский словарь (1245).

Смута в Орде и ее последствия. К 60-м гг. XIV в. социально-политическая обстановка в Золотой Орде меняется. В 1357 г. в Сарае был убит правивший после Узбек хана его сын Джанибек хан. Усилившаяся в Сарае междоусобица династий Большой Орды (западная кыпчакско-татарская династия) и Малой Орды (восточная мангытско-кыпчакская династия) расстроила всю государственную систему. Основы этой междоусобицы были заложены еще при Батый хане. Тогда Азиатская часть Дешти Кыпчак со столицей в Сыгнаке (западнее современной Кызыл Орды) с мангытско-кыпчакским населением была передана второму сыну Джучи Ирен хану (1320--1345) и признана самостоятельной Ордой (Малая Орда). В междоусобицу втянулись политические силы Ногайской Орды, хотя она не была еще признана в статусе Орды. В 1361 г. один из инициаторов династической борьбы Булат Тимер со своим военным отрядом совершил нападение на Булгар, имея целью превратить Волжскую Булгарию в свою вотчину. Эмир Габдулла был убит. Это было нарушением действующего ярлычного государственного права. Правление Булат Тимера было недолгим. Ордынская династия в Булгаре не прижилась. После возвращения в Сарай Булат Тимер был казнен. В результате нападения город Булгар сильно пострадал. В конце 60-х годов эмир Хасан, сменивший Булат Тимера, восстановил на престоле булгарскую династию. Волжская Булгария вышла из этого кризиса и вернулась в режим автономного правления согласно ярлыку. Город был восстановлен. В совокупности эти события, ознаменовавшие начало падения Золотой Орды, в русской историографии оценены как "замятия", в смысле "замешательство, смута".

Причина смуты заключалась не только в Сарайской междоусобице. Входившие в Золотую Орду государства укрепились и тяготились ее властью. Более того, политическое подчинение и уплата дани оскорбляли их национальное достоинство. В 1380 г. ордынский трон занимает довольно активный потомок Джучи Тохтамыш хан. Он обещает водворить в Сарае порядок, привести к покорности вышедшие из повиновения территории, поднять международный престиж Орды. В том же 1380 г. он усмирил вышедшие из подчинения войска Мамая. В 1382 г. Тохтамыш хан предпринял поход на Москву. Однако восстановить былую славу Золотой Орды он не смог.

Несколько раньше, в ближайшем к Золотой Орде приграничном тюркском мире объявили свои политические амбиции еще два политических деятеля: эмир Тимур (Тамерлан) и султан Баязит. Выделив Узбекистан из состава Улуса Джагатая, эмир Тимур (1370--1407) основал в 1370 г. мощное государство Тимуридов со столицей в Самарканде. Султан Елдырым Баязит, заняв в 1389 г. трон Османского государства, развернул активную завоевательную политику на Балканах и в Малой Азии. Эти три политических деятеля и померились военными силами на поле брани.

В июне 1391 г. на левом берегу Волги в районе Самарской луки состоялось первое из наиболее крупных сражений армий эмира Тимура и Тохтамыш хана, которое пока еще не определило исход войны. В 1395 г. произошло повторное сражение. Тохтамыцг хан потерпел сокрушительное поражение и был вынужден бежать. Позже, в 1402 г. эмир Тимур нанес поражение и Баязиту.

Возвышение Казани. Стратегически важное значение Казанского княжества в торгово-экономической и политической жизни Волжской Булгарии наглядно проявилось в XII--XIII вв. Географическое положение Казани обеспечивало преимущество Волжской Булгарии в международной торговле. В Никоновской летописи Казань дважды -- за 1230 и 1236 гг. упоминается в форме "вся Булгарская земля, именуемая Казанью", т.е. Казань ставится в число ведущих городов Волжской Булгарии.

Возвышение Казани в качестве центра Волжской Булгарии происходит с конца XIII в., когда деловая активность страны перемещается на северо-запад страны. Сарай и русские князья очень ревниво относились к возвышению Казани, а следовательно, и Волжской Булгарии. Вряд ли случаен разрушительный поход на Казань, предпринятый в 1277--1278 гг. ростовским князем Федором Черным (Че-ремным) по велению ордынского хана Менгу Тимира. Тогда была разрушена каменная стена Казанского Кремля, разорены Кремль и город. После этого Казань довольно быстро залечила свои раны. Очередному нападению русских войск Казань подверглась в 1376 г. Это нападение было организовано суздальским князем Дмитрием Константиновичем. Хади Атласи полагает, что руководившие отражением русского нападения Хасан и Махмуд могли быть князьями Казани. Возможно даже, что надгробие, сохранившееся в Казани на "архиерейской даче" с надписью "Хасан ибн Махмуд", принадлежит одному из них. В 1399 г., как отмечено в русской летописи, Казани пришлось в очередной раз отражать русское нападение. Казань выстояла.

Волжская Булгария (до 1445 г.) и Россия (до 1480 г.) хотя юридически и оставались в составе Золотой Орды, но вели себя уже достаточно самостоятельно. Волжская Булгария не поддержала чью-либо сторону в саранской междоусобице и практически не участвовала в схватке Тохтамыш хана с эмиром Тимуром. Однако южные и юго-западные районы ее, ставшие полем сражений двух армий, сильно пострадали. Это послужило причиной перемещения столицы Волжской Булгарии на северо-запад -- в Казанское княжество. Город Казань, ставший новой столицей страны, иногда именуется Булгар ал-Джадид -- Новый Булгар. С конца XIV -- начала XV вв. в источниках появляется новое название страны -- Булгаро-Казанское государство.

Татарстан вступает в новый период -- период становления Казанского татарского государства, более известного в истории как Казанское ханство.

Оценки государства Золотая Орда. В научном плане государству Золотая Орда, занявшему определенное место в ряду таких империй,, как Хазарский каганат, Причерноморская Булгария и Гуннская Причерноморская империя, долгое время не везло. Это государство ассоциировалось исключительно с татаро-монгольским игом. В недавно переизданных лекциях Ивана Ильина "Сущность и своеобразие русской культуры", как последствия татаро-монгольского ига преподносятся якобы сегодня овладевшие людьми настроения неверия, безразличия,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать