История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Положение в национальной культуре. В 30-е годы господствующее положение в советской идеологии занял миф о двух национальных культурах: культуре прошлого -- буржуазно-националистической культуре, и культуре будущего -- интернациональной культуре трудящихся, названной социалистической культурой. Советская политика, основанная на этом мифе, принесла татарской национальной культуре (национальному образованию и науке, национальной культуре и искусству) новые испытания. Татарскому обществу была навязана кампания избавления татарской национальности от ее "реакционного" прошлого. В качестве национального атрибута культуры рекомендовалось сохранить татарский язык. Само же духовное наследие (науки, культуры, искусства) периода независимого Татарстана было объявлено исламско-реакционным, феодально-байским и изъято. Национально-культурное наследие периода вхождения Татарстана в состав Российской Империи искусственно отрывалось от ее предшествовавших истоков и делилось на две части: на культуру имущих классов, созданную в исламских медресе (III. Марджани и др.), и культуру демократическую, созданную татарскими деятелями культуры, работавшими в русских учебных заведениях (Халфины и др.) или творившими в сотрудничестве с русскими демократами (Каюм Насыри и др.), а позже с русскими социал-демократами большевистского направления (Гафур Кулахметов и др.). Культурное наследие, отнесенное к творчеству имущих классов, было названо исламско-националистическим и запрещено. Татарский народ на определенное время был лишен возможности свободно пользоваться богатством своего культурного наследия. Официальная советская политика отнбсила татарский народ к числу ранее отсталых. В обывательской среде утверждалось ложное представление о том, что якобы татары до Советской власти не имели даже собственной системы образования.

Миф этот не привился. Попытка советской власти начать строительство татарской национальной культуры с чистого листа провалилась. Принципиально в защиту единства татарской национальной культуры стали все ее видные деятели. Галимджан Ибрагимов, Хади Атласи, многие другие выступили против отделения татарского народа от его более чем тысячелетнего богатого культурного наследия. К великому огорчению, за такое выступление они поплатились жизнью. Были обвинены в национализме и репрессированы многие другие деятели татарской национальной культуры. Сама же национальная культура была , спасена, сохранено ее историческое единство.

В 30-х гг. особенно наглядно проявилось значение наличия государственной крыши для развития национальной культуры. Несмотря на деформации татарской национальной автономии в политической и экономической областях, эта автономия обеспечила тогда развитие тех позитивных тенденций, которые наметились в татарской национальной культуре в 20-х гг. Высокие достижения татарской национальной культуры начала XX в. были сохранены. Более того, система образования, художественная литература, театр, музыка, изобразительное искусство поднялись на более высокую ступень.

Официальная статистика Татарстана подвела итоги развития национальной культуры в республике (без учета татарских регионов, не вошедших в нее) в 1940 г., когда отмечалось двадцатилетие автономии. В 1939/40 учебном году в Татарстане работало 3694 начальных, неполных средних и средних школ с охватом учащихся 577 тыс. детей школьного возраста. Из них дети-татары составляли 281 тыс. (49,5%). Параллельно действовала сеть школ для взрослых. Число татар-учителей составило 10 607 человек. В 1939/40 учебном году в республике было 14 вузов, в них обучались 11 тыс. студентов, в том числе более 1900 студентов-татар (17,2%). В техникумах и других средних специальных заведениях из всего количества студентов (13 393) татар было 5839 человек (43,6%).

В 30-х годах формируется довольно большая группа молодых талантов в татарской национальной среде, которая в последующие годы, пополняясь, вышла на первые позиции в литературном мире Советского Союза. Среди них были Наки Исанбет, еще в 1925 г. приветствовавший пятилетие республики своим первым сборником стихов "Набат" и ставший одним из ведущих татарских драматургов. В эти же годы формировался творческий почерк Кави Наджми, Тази Гиззата, Гумара Тулумбая, Аделя Кутуя, Хасана Туфана, Ахмада Файзи, Шай-хи Маннура, Мирсая Амира, Ахмада Исхака, Мусы Джалиля, Сибгата Хакима. Они были выходцами из среды татарского общества не только ТАССР, но и Нижнего Новгорода, Саратова, Уфы, Оренбурга и других районов. Объединявший их Союз писателей Татарстана был создан в 1934 г. и работал под крышей татарской автономии.

Успех их определялся тем, что они оставались верными татарской национальной традиции. Себя они воспринимали в качестве носителей традиций национальной татарской культуры от Кул Гали до Габдуллы Тукая. Вдохновлены были они перспективой развития татарской национальной государственности. Примером служения нации для них стали образы не сломленного жестокостями революции и советскими репрессиями старшего поколения писателей от Гаяза Ис-хаки до Галимджана Ибрагимова.

С образованием ТАССР в Казани появился Татарский государственный академический театр, получивший имя Галиасгара Камала. Театр стал достойным наследником татарского национального искусства начала XX в. В 1926 г. было торжественно отмечено двадцатилетие современного профессионального татарского театрального искусства. Тогда же высокое звание заслуженного артиста Татарской АССР получили Касим Шамиль, Мухтар Мутин, Сахибджамал Гиззатулли-на-Волжская, Карим Тинчурин, Бари Тарханов, Зайни Султанов. В 30-е годы в татарское театральное искусство пришло прославившее его в последующие годы новое талантливое поколение в лице Камала III, Марьям Рахманкуловой, Фахри Насреддинова, Фоата Хакимова, Муннры Булатовой и др.

Татарское государственное покровительство вывело на современный уровень татарскую национальную музыку. В 1925 г., к пятилетию ТАССР, в Казани состоялась премьера татарской оперы "Сания", написанной композиторами Василием Виноградовым, Султаном Габэ-ши, Газизом Альмухамедовым. Главные партии пели С. Айдаров, Г. Кайбицкая, М. Рахманкулова. В 30-х годах достигло расцвета творчество целой плеяды талантливых татарских композиторов. Одним из них стал Салих Сайдашев (1900--1954) -- композитор, пианист, дирижер, общественный деятель. Джамал Садрижиганов сравнивал С. Сай-дашева в музыке с Габдуллой Тукаем в поэзии. Считавший себя учеником композитора Загидуллы Яруллина, организовавшего э 1914 г. татарский струнный оркестр, С. Сайдашев олицетворял живую связь татарской национальной музыки двух эпох -- дореволюционной и послереволюционной. Массовые татарские песни, произведения для симфонического оркестра, опера "Наемщик" снискали С. Сайдашеву искреннюю любовь всего народа.

В 1939 г. в Казани оперой композитора Назиба Жиганова "Кач-кын" (Беглец) открывается Татарский театр оперы и балета. В 1940 г. здесь состоялась премьера оперы Мансура Музаффарова "Галиябану". Наряду с оперой татарская национальная культура обогатилась комедией и выдвинувшимся в XX в. на первый план балетом. В военном 1942 г. театр осуществил постановку комедии Джаудата Файзи "Башмачки". В конце 30-х годов молодой композитор Фарид Яруллин, сын Загидуллы Яруллина, написал балет "Шурале", дав музыкальное воплощение образам гениальной поэмы Габдуллы Тукая. Это талантливое, уникальное, по оценкам музыковедов, произведение позже получило сценическое воплощение и поныне не сходит со сцены. Массовой стала музыкальная обработка татарских национальных песен, создавались камерно-инструментальные произведения -- сонаты, пьесы, началось вторжение в область "высшего" музыкального жанра -- симфонии. В 1939 г. образовался Союз композиторов ТАССР.

Под сенью татарской государственности уже в 20-е годы интенсивно стало развиваться национальное изобразительное искусство. В J936 г. образовался Союз художников Татарстана. Расширилась сеть опекаемых республикой национальных научных учреждений. От "Общества татароведения", образованного в 1925 г., эстафету взяло в 1928 г. "Общество изучения Татарстана" при Совнаркоме республики. В 1928 г. был создан Государственный Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. В институте, а также на историко-филологических факультетах Казанского университета и педагогического института начался новый этап научного изучения и научных публикаций по татарскому языкознанию (Л. Заляй), литературоведению (М. Гайнуллин), фольклористике (X. Ярми), истории, археологии и этнографии (X. Гимади, Н.И. Воробьев, Н.Ф. Калшщн).

В сложных условиях татарской государственности национальная культура развивалась, преодолевая большие трудности. 5 мая 1939 г., реализуя указания Татарского обкома ВКП(б), Президиум Верховного Совета республики издал Указ о переводе татарской письменности на новый алфавит, созданный на основе кириллицы. В школах на новый алфавит перешли в 1939--1940 годах, периодическая печать -- с 1 января 1940 г.

Внедрение нового алфавита велось одновременно с выполнением органами народного образования Татарстана постановления Союзного правительства об усилении изучения русского языка в нерусских национальных школах страны. Единство графики письменности татарского и русского языков действительно облегчало изучение русского языка в татарских школах. Да и само изучение русского языка для татар имело позитивное значение. Однако курс, взятый властями, оказался однобоким. Перенос центра внимания на изучение русского языка в школах сопровождался забвением проблем изучения татарского языка. Более того, начала сокращаться сеть татарских национальных школ. Переход к новому алфавиту усилил и другой негативный процесс. Многие татары старшего возраста, ликвидировавшие свою неграмотность, выучившись грамоте по латинице, остались неграмотными по кириллице. Наиболее чувствительным оказалось негативное влияние перехода на новый алфавит в области развития татарской национальной культуры, Это было как бы второй "классовой чисткой" в области татарской национальной культуры. На новом алфавите не переиздавались не только дореволюционные татарские произведения, объявленные феодально-байскими, классововредными, но и литература начального периода ТАССР, квалифицируемая как буржуазно-националистическая. В результате оказалось исключенным из массового употребления огромное национальное культурное богатство, изданное на основе арабской и латинской графики. В школах и вузах было прекращено изучение восточных (арабского, иранского, иностранных тюркских) языков, преподававшихся раньше в татарских медресе. Новая татарская интеллигенция отставала от дореволюционного уровня и в знании западноевропейских языков, хотя в школах было введено их преподавание.

Вторая мировая война

Военная политика великих держав. В 30-х годах вновь, второй раз в XX веке, назревает мировая война. Первой среди великих держав на путь развязывания войны стала Германия. В 1933 г. к власти в этой стране пришла германская национал-социалистическая партия -- партия Адольфа Гитлера. Новое правительство Германии в течение шести лет правления подготавливало страну к беспроигрышной войне.

Психологически германский народ готовили к войне под двумя главными лозунгами: смыть позор поражения в первой мировой войне; установив новый мировой порядок, обеспечить немцам образ жизни, достойный "нордических арийцев". Учтено было предупреждение генерала Мольтке о гибельности для Германии одновременной войны на два фронта. В августе 1939 г. Сталин, прервав англо-французские переговоры, принял предложение Гитлера заключить двусторонний договор о ненападении. Был заключен также пакт "Молотов -- Риббентроп" о разделе сфер влияния в Европе. Тайный план Гитлера был прост: пользуясь "молчанием" СССР в начале войны, поставить на колени Великобританию, Францию и их союзников на Западе, а затем открыть фронт на Востоке против России. Позаботилось правительство Германии и о союзниках. Полагалось, что в качестве союзников Германии в этой войне выступят правительство Муссолини из Италии, близкое по идеологии к национал-социализму, и правительство Японии, вынашивавшее планы господства на азиатском континенте. Считалось, что традиционная антитурецкая политика России подтолкнет Турцию на сторону Германии. Наконец, Германия мобилизовала для ведения войны свои довольно большие людские и материальные резервы и ресурсы: создала, технически хорошо оснастила и обучила большую армию, убедила солдат и офицеров, немецкий народ в необходимости для нации победоносной войны.

Не меньшая ответственность за переход к политике войны падает на англо-французский блок. К началу второй мировой войны Великобритания и Франция, а также их будущий союзник США не были еще военизированными державами. Тем не менее располагая огромными ресурсами и возможностями, они могли составить основу антигитлеровской коалиции, объединить вокруг себя остальной мир, направить мировую политику по пути невоенного решения конфликтов. Они же предпочли столкнуть в предстоящей войне германский национал-социализм и советский коммунизм. По расчетам англо-американо-французских политиков, война должна была парализовать обе эти силы, открыть путь для реализации своего варианта миропорядка. Не представляет сейчас секрета и вина сталинского руководства Советского Союза. Оно тогда было опьянено возможностью при помощи войны расширить зону господства советского коммунизма.

В таких условиях Вторая мировая война стала фактом. Она началась осенью 1939 г. нападением Германии на Польшу. В ответ Великобритания и Франция объявили войну Германии. Вначале казалось, что война будет триумфальной для Германии. После скорой капитуляции Польши в результате военной кампании 1940 г. была покорена почти вся Западная Европа, включая Францию. Немецкая авиация почти ежедневно бомбила Лондон. Немецкие войска высадились в Африке, тесня там англичан. В декабре 1940 г. японская авиация нанесла разрушительный удар по военно-морской базе США Пирл Харбор. Первый важный шаг в установлении нового мирового порядка был сделан как будто успешно. Войска англо-французского блока все это время терпели поражение, но надежды не теряли. Со времени вступления в войну США в декабре 1940 г. эта надежда начала получать реальные очертания.

Международные акции СССР. В 1939 г. казалось, что улучшение советско-германских отношений сулит СССР неплохие шансы. Договор о ненападении отсрочил непосредственное вступление страны в войну, а пакт "Молотов -- Риббентроп" открыл дорогу для территориального расширения. 17 сентября 1939 г. была проведена советская военная операция по воссоединению входивших ранее в состав Польши западных областей Украины с Украинской ССР и западных областей Белоруссии с Белорусской ССР. Путем ввода советских войск в Литву, Латвию и Эстонию советское правительство присоединило их к СССР. После тяжелой кровопролитной войны с Финляндией, по мирному договору от 12 марта 1940 г. к СССР отошли Карельский перешеек, Выборгский залив с островами, западное и северное побережье Ладожского озера. 31 марта 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о создании на этой территории и территории Карельской АССР Карело-Финской ССР. В июне 1940 г. в состав СССР перешли Бессарабия и Северная Буковина, входившие ранее в состав Румынии. В составе СССР была образована Молдавская ССР, включившая левобережную Молдову (Молдавскую ДССР в составе Украинской ССР) и правобережную Молдову (Бессарабию). В состав Украинской ССР была включена Северная Буковина (Черниговская область). СССР стал Союзным государством 16 союзных республик вместо 11. Получалось, что СССР, официально не участвуя пока в начавшейся мировой войне, уже извлекал из нее территориальные выгоды. Германия по этому поводу пока молчала. Англо-французский блок оценил действия Москвы по расширению своей территории как агрессию. СССР был исключен из Лиги Наций.

Чрезвычайные меры правительства СССР. В начале 1941 г. усилилась вероятность нападения Германии на СССР. Многие полагали, что Гитлер, легко одержав первую победу на Западе, долго там не задержится и, оставив дело окончательного политического регулирования "на потом", повернет свою военную машину на Восток. Военизированный в годы пятилетних планов СССР, в свою очередь, был нацелен на победоносную войну, так необходимую для подтверждения жизненности советского социализма.

Правда, подготовка к ней еще не была завершена. Советская дипломатия старалась оттянуть вступление страны в войну по крайней мере до лета 1942 г. Одновременно началась реализация чрезвычайных мер. Общество очищалось от оппозиционных сил, вооруженные силы от военачальников, склонных к самостоятельности. Они были частично расстреляны, в большинстве -- изолированы в лагерях ГУЛАГа на Севере и в Сибири. В мае 1941 г. Сталин был назначен председателем Совнаркома СССР. Его абсолютная власть, достигшая апогея, обеспечивалась многочисленной армией партийных функционеров, мощными структурами наркоматов госбезопасности и внутренних дел, политорганами в армии.

Усиливается военная направленность экономики. Вводится 8-часовой рабочий день при семидневной рабочей неделе, устанавливается уголовное наказание за опоздание на работу и самовольное оставление работы. Для колхозников был определен обязательный минимум дней выхода на колхозную работу в месяц, за невыполнение которого они наказывались. Размеры обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов (хлеба, мяса и др.) устанавливались для колхозов из расчета пашни, закрепленной за ними. В 1939 г. были созданы наркоматы авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроения. Начали работать новые военные заводы. Появились новые виды вооружения: танки Т-34, реактивные артиллерийские установки, новые самолеты и т.д. За два пред-военных года численность вооруженных сил страны выросла в 2,8 раза и составила более 5 миллионов человек.

Вступление СССР в войну. Несмотря на старания Сталина, оттянуть официальное вступление СССР во Вторую мировую войну не удалось. 22 июня 1941 г., в воскресенье, ранним утром Германия вероломно, нарушив советско-германский договор о ненападении, открыла широкомасштабные военные действия против СССР. Ожидавшаяся война с Германией в то же время стала внезапной. Началась она в благоприятных для Германии и неблагоприятных для СССР условиях. Слава немецкой военной машины, с победами прошедшей по Европе, тогда была в зените. Англо-американский блок далеко еще не был готов к масштабным военным действиям. Фактически СССР в войне оказался один на один с Германией.

Трудно было рассчитывать, что уступающая пока по вооружению и выучке Красная Армия выдержит массированное наступление немцев на огромном фронте протяженностью до двух тысяч километров -- от Баренцева моря до Черного. К тому же на значительной части защищаемой ею территории (в Прибалтийских республиках, западных областях Украины, Белоруссии, Молдовы, Карело-Финской республике) советский строй не успел еще укрепиться.

В первые дни войны бомбежками довольно глубоких тыловых городов СССР и стремительным продвижением по территории страны наземных механизированных частей германское командование стремилось сломить дух сопротивления Советской Армии, оказать психологическое давление на население, вызвать замешательство в наших государственных органах. Подчеркивая, что Германия объявляет войну России, но не другим республикам, Гитлер рассчитывал вызвать раскол в Союзе.

Гитлер, однако, просчитался. Советский Союз не распался и не сдался. Советское правительство сумело сплотить страну. В своем обращении по радио 3 июля Сталин назвал эту войну всенародной Отечественной войной. Таковой воспринял ее, в первую очередь, русский народ и соответственно отдал за победу в ней все, что у него имелось, включая миллионы человеческих жизней. Общесоюзной стала эта война для остальных республик. Те же, кто в этой войне перешел на сторону Германии и воевал рядом с ней, как они считали, за избавление России, а также своих республик от коммунистического абсолютизма, не смогли сорганизоваться в решающую силу. Но они -- эти силы -- были. Соответственно в историографии республик сформировалось двойственное отношение к этой войне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать