История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">В глазах общественности актуальным стал вопрос об изменении национальной политики в отношении союзных и автономных республик нерусских народов. У всех была в памяти трагедия депортированных в 1941--1944 гг. народов Союза. В августе 1941 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР были выселены из своих мест свыше миллиона немцев Поволжья, а их автономия -- упразднена. По такому же указу войска НКВД в октябре 1943 г. провели "операцию" по переселению "лиц калмыцкой национальности" (93 139 человек). Без предупреждений и объяснений, с минимумом вещей их посадили в товарные вагоны и отправили в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Все оставленное ими имущество, как и в случае с поволжскими немцами, было разграблено. Таким же образом "переселили" карачаевцев (68 327 человек), чеченцев и ингушей (496 460 человек), балкарцев (37 406 человек), крымских татар (183 155 человек), из южных пограничных районов Грузии -- турков-месхетинцев, курдов, хемшилов (91 095 человек) -- всего более двух миллионов человек. Целые народы были насильственно лишены своей исторической родины, произвольно упразднена гарантированная им Конституцией автономия. В условиях унитарного государства такое беззаконие было возможно по отношению к любой республике.

Подобная мера Татарскую республику тогда миновала. Слишком было велико значение Татарстана, татарского народа в войне. В августе 1944 г. все же было принято устрашающее постановление союзного партийного центра о "серьезных недостатках и ошибках националистического характера", допущенных в республике. Напомнили, в частности, что в Татарстане "приукрашивается история Золотой Орды, популяризируется ханско-феодальный эпос об Иде-гее". Постановление это, как грозное предупреждение, сохраняло силу и после войны.

Послевоенное развитие татарстана

Переход от войны к миру. Воины-татары вернулись домой с чувством выполненного перед союзным государством долга. Гордость победы испытывали и те, кто ждал их возвращения. Вместе оплакивали погибших в этой войне. Радовались за вернувшихся живыми. Радужными были надежды на предстоящие изменения в своей жизни. А пока они были готовы, ограничивая себя во многом, взяться за восстановление своего хозяйства и хозяйства страны. С честью выполненный в войну долг давал им право надеяться также на национальное возрождение. В 1946--1947 гг. во властных структурах Союза обсуждались проекты новой Конституции СССР и новой программы КПСС.

Достижением общественности стало, в частности, то, что рассматриваются возможности децентрализации экономической жизни, предоставления больших хозяйственных прав на местах, освобождения парторганов от функций хозяйственного управления и возвращения этих функций государственным органам.

Пока же система государственного управления в Татарстане оставалась прежней. В феврале 1947 г. прошли выборы в Верховный Совет республики. На первой его сессии был утвержден Закон о первом послевоенном пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Татарстана. Основное место в плане занимали показатели, относящиеся к развитию промышленных предприятий центрального подчинения. Местная промышленность, как и легкая и пищевая промышленность центрального подчинения, а также сельское хозяйство, жилищное строительство, социальная сфера и культура должны были довольствоваться небольшими оставшимися средствами.

Фактическая власть в республике оставалась в ведении Татарского обкома ВКП(б), подчиненного исключительно союзному центру. Первым секретарем обкома продолжал работать Зиннат Муратов -- человек, ставший у руля республики в годы военной либерализации. Он и его команда, в которой оказались люди либерального мышления, были привержены политике национального возрождения республики. Реализовать же эту приверженность можно было, лишь порвав с партией, членами которой они оставались. В составе парторганизации республики татары тогда, как и прежде, составляли меньшинство -- около 40% и определять принятие решений не могли. Любая поддержка национальных интересов могла быть квалифицирована центром как проявление национализма и уклон к буржуазной идеологии. Жупел национализма сдерживал даже выдвижение татар на руководящие должности. В одном из отчетов обкома за 1950г . как большое достижение констатировалось, что из 238 человек, выдвинутых в республике на руководящие работы, татар было 103.

В 1946--1947 гг. руководство республики получило новое серьезное предупреждение за попустительство буржуазному национализму. Было запрещено издание произведений большинства дореволюционных татарских писателей как "националистической литературы", урезано преподавание в школе истории татарской литературы. История Татарстана преподавалась как российское краеведение. Была проведена чистка в репертуаре театров. В опале оставались мечети, духовенство. Советизация школы задавила национальную систему образования. Нависла опасность существованию Татарской АССР как единой автономной государственной структуры. В начале 1952 г. было объявлено центром об образовании Татарского крайкома КПСС в составе двух обкомов (Казанского и Чистопольского). Решение это не прижилось и было отменено через год.

Послевоенная экономика Татарстана. За время войны экономика республики расстроилась. Для нормализации положения следовало перепрофилировать работу большинства промышленных предприятий на выпуск гражданской продукции, технически переоснастить их и внедрить новую технологию. В сельском хозяйстве предстояло техническое переоснащение колхозов и совхозов, внедрение современных методов агротехники, резкое повышение оплаты труда колхозников и рабочих совхозов. Союзное правительство отвергло такой путь для Татарстана. Военная ориентация промышленности республики была сохранена. Ее реконструкция проводилась в рамках Военно-промышленного комплекса страны, и работала она исключительно для удовлетворения военных заказов. Показатели ее были среди лучших в Союзе -- второй отраслью крупной промышленности Татарстана стала нефтедобыча, целиком подчиненная также союзному центру. В 1946 г. началась промышленная добыча нефти на Бавлинском месторождении, в 1947 г. -- на Шугуровском месторождении, в 1948 г. заработали новые скважины на Ромашкинском месторождении. Образовалось союзное объединение "Татнефть".

Предприятия, выпускающие гражданскую продукцию широкого потребления, оставались в подчинении Российской Федерации. Производили они меховые и швейные изделия, кожаную и валяную обувь, ткани, трикотаж, мыло, кожу, фанеру, пишущие машинки, фотожелатин, кетгут, зубоврачебные инструменты и другие товары. Для республики оставалась одна гордость за их производство, самими товарами распоряжалась Россия. Татарстан, считавшийся республикой развитой промышленности, продолжал оставаться без своей промышленности. По официальным данным, небольшие предприятия местной промышленности к 1950 г. смогли увеличить вьщуск продукции, по сравнению с военными годами, всего на 27%.

В сельском хозяйстве республики, фактически не получившем ни союзной, ни российской помощи, производство значительно сократи^ лось. Колхозы и совхозы получали тракторы и другую технику только в счет сданной ими государству сельхозпродукции. По официальным данным, валовой сбор зерна в республике в 1950 г, оказался более чем на 300 тыс. тонн меньше (1527 тыс. т), чем в 1940 г. (1849,3 тыс. т) урожайность зерновых культур в 1950 г. составила 6,3 центнера с гектара. Весь собранный хлеб сдавался государству. Сами колхозники и рабочие совхозов для личного потребления покупали его у государства по более высокой цепе, чем сдавали государству.

По-прежнему оставались ограниченными возможности колхозов и совхозов республики в производстве животноводческой продукции. Доминировало здесь личное подсобное хозяйство колхозников, рабочих совхозов я Других групп населения. К 1951 году на их долю приходилось 53,9% всего поголовья'крупного рогатого скота, в том числе 75,6% коров, 52,4% овец и коз, 5,8% свиней. В этом секторе производилось 74,4% всего мяса, почти 85% молока, 58% шерсти, 87% яиц. Доля колхозных ферм и совхозного стада в животноводстве пока была небольшой.

В республике образовался дисбаланс между потребностями в продовольствии и товарах широкого потребления, с одной стороны, и их продажей населению, с другой. Республика, имеющая развитую промышленность и сравнительно благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, не могла обеспечить население в достаточном количестве даже хлебом.

Сохранение урезанной автономии. В марте 1953 г. умер Сталин. Начался демонтаж верхнего этажа коммунистической пирамиды -- режима личной диктатуры. Сама коммунистическая система с ее запретом Частной собственности и частного предпринимательства, с абсолютным подчинением человека государству сохранялась. Пришедшая к власти коммунистическая элита (номенклатура) из числа соратников Сталина (Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев) поспешила объявить, что она отказывается от культа личности. Это было пределом политической реформы, возможной в условиях сохранявшегося коммунистического режима. Суть реформы состояла в замене системы личной диктатуры Сталина авторитарной диктатурой "партийной номенклатуры". ч

В стране началась полоса, названная "политической оттепелью". В 1956 г. было принято решение о ликвидации ГУЛАГа в его существующей форме. Видимость либерализации создается и в отношениях между союзным центром и республиками. В 1957 г. началось возвращение репрессированных народов на свою родину, за исключением российских немцев и крымских татар. Были торжественные заявления о желании союзной власти "расширять права союзных республик", "поднять статус автономных республик". На деле новые лидеры дальше деклараций не пошли. Система унитаризма в строительстве Союза сохранилась, централизованное управление республиками укрепилось. Решено было придать этой системе форму "совещательной демократии". В состав Политбюро ЦК КПСС стали вводиться поочередно лидеры союзных республик -- Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана.

Татарстан к этому процессу не был привлечен. Вопреки заявлениям о поднятии статуса автономных республик, союзное правительство закрепляло здесь систему урезанной автономии. В1957 г. союзный центр вместо Зиината Муратова в Татарстан -- маправкд Семена Игнатьева, прошедшего в Узбекистане, Бурят-Монгольской республике, Башкортостане школу подчинения национальной республики интересам центра. Четырехлетнее его пребывание в Татарстане на посту первого секретаря обкома КПСС ознаменовалось установлением взаимопонимания между властными структурами союзного центра и республики на базе абсолютного подчинения последних первым. В 1961 г. Игнатьев рекомендовал Москве в качестве своего преемника тридцатидвухлетнего Фикрата Табеева, окончившего Казанский университет, защитившего кандидатскую диссертацию, а затем перешедшего в партийный аппарат.

С приходом к власти Фикрата Табеева наступила своеобразная стабилизация государственного аппарата автономной республики на уровне административно-территориального органа центра. Государственные структуры республики, укомплектованные ортодоксальными партийными кадрами, преимущественно из числа русских, работали прежде всего в режиме исполнителей воли центра. Оправдывая доверие центра, они добивались точного выполнения в республике всех предписаний относительно работы союзных и российских промышленных предприятий, а также по строительству таких же новых предприятий. Усердно руководили они колхозным и совхозным производством, добиваясь выполнения плана сдачи государству сельхозпродукции. Сам Фикрат Табеев пользовался исключительным доверием в союзной и российской структурах власти.

Второй, не менее важной частью своей деятельности, государственная структура республики считала служение народу республики. Служба эта состояла из двух частей. Во-первых, она осуществляла контроль над распределением среди рабочих, колхозников и служащих тех товаров первой необходимости, жилья, социальных и культурных благ, которые отпускались республике союзным распределительным центром. Во-вторых, государственная структура республики, хотя и была низведена центром до уровня территориальной администрации, старалась выглядеть как орган татарской национальной государственности, проявлять заботу о татарской национальной культуре, защищать и поощрять ее деятелей. Не стало громких разоблачений с обвинениями в национализме. Смягчилась цензура в вопросах возвращения народу его дореволюционного культурного наследия. В 1955--1960 гг. появилось двухтомное изложение истории татарского народа с древнейших времен под общим названием "История Татарской АССР". Стало возможным официальное употребление понятия "Татарстан" (Татария) в отношении дореволюционной истории татарского народа.

Власти строго следили за тем, чтобы в числе возвращаемого культурного наследия не было того, что официально запрещено в решениях центра, например, народного эпоса "Идегей", пересмотра оценок Золотой Орды, реабилитации исламских деятелей и деятелей татарского национального движения, оказавшихся в годы гражданской войны на стороне Белой гвардии. Особую заботу властей составляло соблюдение официально обязательного во всем Советском Союзе обращения к русскому народу как к "старшему брату", а к коммунистической партии -- как к "руководящей и направляющей" силе общества.

Государственные деятели Татарстана в эти годы (команда Фикра-та Табеева, в том числе председатель Совета Министров А. Абдуразя-ков, председатель Президиума Верховного Совета С. Батыев), вероятно, считали, что служат татарской нации в пределах возможного. Во всяком случае, они не отказались официально от классовой идеи коммунистов, не стали носителями идей подлинного национального возрождения.

Носители идей национального возрождения. Идеи национального возрождения, постоянно присутствовавшие в той или иной форме в татарском народе, в послевоенные годы стали для масс особенно привлекательными, Причин для этого было достаточно. Все больше теряла смысл идея классовой солидарности, расколовшая общество, духовно обеднившая его, отняв львиную долю исторического наследия. К тому же классовая идея не привела к материальному достатку. Немалым было значение примера национально-государственной консолидации народов, ранее лишенных своей государственности в ряде регионов мира.

Идеи национального возрождения были достойно оценены демократически настроенной частью татарского общества, прежде всего татарской национальной интеллигенцией. Научная интеллигенция, писательские круги начинают постепенно, в рамках закона, превращать желание национального возрождения в практические дела. В частности, они явочным порядком возвращали народу имена тех национальных деятелей, которые оставались в запретном списке. В одном случае власти республики соглашались с этим, как это было с реабилитацией Галимджана Ибрагимова в капитальном труде академика М.Х. Хасанова (1969). В другом случае, когда, например, И.З. Нурул-лин выступил с инициативой вернуть народу имя Гаяза Исхаки, власти пытались воспрепятствовать этому. В 80-х годах были изданы национальный эпос "Идегей", поэма Кул Гали (Мухаммада Гали) "Кыйссаи Йосыф". Так, при одобрении властей или без него обогащалась образовательная база национального самосознания.

Инициатива и деятельность татарской национальной интеллигенции, прежде всего писателей, тогда же вышли за образовательные рамки. Они были хорошо знакомы с Всеобщей декларацией прав человека, с интересом следили за крушением колониальной системы и образованием новых независимых государств. Старались понять суть утверждения в международной практике таких юридических норм, как "суверенное право, уважение прав, присущих суверенитету", "равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой", "добросовестное выполнение обязательств по международному праву", "национальные меньшинства или региональные культуры" (Хельсинкская декларация 1975). Одновременно пристально наблюдали они за ростом социального значения национального фактора в республиках Советского Союза.

Так, вне властных структур республики и независимо от них стали конкретизироваться проблемы татарского национального возрождения, соответствовавшие современным условиям.

Проблемы национального возрождения. Проблемы татарского национального возрождения не были абсолютно новыми. В современном варианте они были сформулированы в татарском национальном движении в начале XX века. Пути решения этих проблем в виде национальных требований татарского народа нашли свое отражение в программах и программных заявлениях организаций татарского национального движения в 1906-1920 гг. - партии "Иттифак", Мусульманского комитета, партии татарских эсеров. Мусульманского социалистического комитета, на страницах газеты татарских социал-демократов "Урал", в решениях Всероссийских мусульманских съездов, Милли Меджлиса, партии мусульманских социалистов-коммунистов, Российской мусульманской коммунистической партии. За это время организациям татарского национального движения удалось частично решить их, в том числе добиться провозглашения в 1920 г. Татарской АССР и создания в российских областях компактного проживания татарского населения татарских (татаро-башкортских) организаций по реализации национально-культурной автономии.

С установлением в Советском Союзе коммунистического абсолютизма решение проблем татарского национального возрождения было приостановлено, многие завоевания татарского национального движений аннулированы, само национальное движение -- запрещено. Его исторический опыт, аккумулировавшийся в татарском общественном сознании, сохранялся. Во многом этот опыт послужил отправным моментом в постановке проблем татарского национального возрождения в послевоенные годы.

Наиболее важной среди них была проблема вывода татарской национальной автономии из кризиса. Предстояло решить триединую задачу: освободить ТАССР от навязанной союзным правительством "урезанной" формы автономии; добиться экономической самостоятельности республики путем фактического возвращения ее природных богатств и создания национальной (общественной и частной) собственности; поднять роль татарской национальной культуры и татарского национального языка, придать татарскому языку статус государственного языка.

Не меньшее значение для судеб татарской нации имела проблема возрождения национальной жизни той части татарского общества, которая оказалась вне территории своей национальной республики. Преимущественно (около 4 миллионов человек) они жили на своей исторической территории" но оказались в составе различных областей России. Часть их не исключала возможности в перспективе воссоединиться со своей национальной республикой. Другая часть, как и около миллиона человек татарской диаспоры, могла бы восстановить реализованное в 20-х годах, а затем отмененное союзным правительством право на различные (территориальные и экстерриториальные) формы социокультурной и национально-культурной автономии в соответствии с Хельсинкской декларацией.

Наряду с этими двумя основными внутренними проблемами, татарское национальное возрождение имело еще и внешний аспект. Татарский народ, сложившийся в нацию в рамках бывшей Российской империи, в своем большинстве/не ставил вопрос о выходе из состава Союза. Наиболее оптимальным для него было восстановление своего суверенитета и вхождение в Союз прямо, по двустороннему договору. Союз тогда держался на политической и военной мощи России. Было почти невозможно мыслить национальное возрождение любой республики помимо воли России, вопреки ее воле. Татарскому национальному движению следовало подталкивать Россию в направлении превращения Союза из унитарного в действительно федеративное демократическое государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать