История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Деструктивные политические силы РФ, пользуясь недовольством народа, стали третировать курс демократической перестройки, утверждая, что он якобы ведет к развалу России. Особенно доставалось демократическому процессу суверенизации автономных республик и его инициатору -- Татарстану. В ходе указанного съезда народных депутатов РФ председателю Совета Национальностей Верховного Совета Рамазану Абдулатипову корреспонденты задали вопрос: "Как Вы относитесь к вероятности выхода Татарстана из Российской Федерации?" Выразив уверенность в том, что Татарстан подпишет подготовляемый Федеративный договор, он сказал, что у Татарстана нет таких намерений и далее добавил: "Нам надо стремиться зарабатывать себе на жизнь самостоятельно -- не жить за счет друг друга, а трудиться вместе". Предложение о подготовке общего для всех республик Федеративного договора было принято на этом же съезде 5 апреля. Предполагалось, что он заменит предлагаемый Татарстаном двусторонний Договор.

После съезда усилился нажим на Татарстан с требованием согласиться с предлагаемым Москвой урезанным вариантом суверенитета. 13 февраля 1992 г. Конституционный суд РФ вынес вердикт, что ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарстана не соответствует Конституции РФ, следовательно, не имеет силы. 19 марта с предложением согласиться с Федеративным договором обратился к Татарстану Б.Н. Ельцин, Участились заявления недружелюбных к Татарстану московских политиков о якобы существовании у пришедшей в Татарстане к власти национальной элиты корыстных целей -- оторвать республику от России. ТОЦ, молодежную организацию "Азатлык", возглавляемую Фаузией Байрамовой партию "Иттифак" за их защиту суверенитета республики стали безосновательно обвинять в национализме, сепаратизме и даже во враждебности к русскому населению.

Татарстан выстоял. 31 марта 1992 г. в Москве состоялась церемония подписания национальными республиками и Российской Федерацией , Федеративного договора о разграничении полномочий между центром и субъектами Федерации. Договор этот Татарстан не подписал. Остался верен своей Декларации о государственном суверенитете, настаивал на двустороннем договоре по принципу делегирования полномочий субъектом федерации центру, т.е. построения федерации снизу, а не сверху. Необходимость двустороннего договора руководители республики объясняли тем, что Татарстан, как и любая другая республика, индивидуален и нуждается в договоре, учитывающем его национальную специфику, уровень экономического потенциала, степень социального развития и способность брать на себя провозглашаемый объем ответственности.

Параллельно в республике готовился референдум, призванный подтвердить общенародную поддержку Декларации о государственном суверенитете Татарстана в неУрезанном виде. Постановление парламента республики об этом было принято 21 февраля 1992 г. Референдум состоялся 21 марта при участии наблюдателей из государств-членов ООН. Как и ожидалось, многонациональное татарстанское общество в большинстве своем (61,4 % учавствовавших в референдуме) высказалось за статус Республики Татарстан, определяемый формулой "Татарстан -- суверенная республика, ассоциированная с Российской Федерацией на основе двустороннего межгосударственного договора, субъект международного права".

Подтвердив Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, референдум определил, основные параметры будущего Россий-ско-Татарстанского политического договора. Договор должен был исходить из общенародно подтвержденного факта государственного суверенитета Татарстана и зафиксировать добровольное вхождение Татарстана в Российскую Федерацию на равноправной-основе, с индивидуальным статусом, а также с правом на самбстоятельный выход к зарубежным странам в экономической, научно-технической и культурной областях. Итоги референдума открыли полосу признания Республики Татарстан и заключения межгосударственных соглашений. Первым из них в истории суверенного Татарстана стал Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан, подписанный 16 августа 1991 г. в городе Уфе.

Актом подтверждения государственного суверенитета Татарстана были выборы Президента РТ 12 июня 1991 г. Учитывая вклад Минтиме-ра Шаймиева в провозглашение и отстаивание государственного суверенитета Татарстана, в налаживание отношений Татарстана с Россией в новых условиях, татарстанцы избрали его своим первым президентом. Мин-тимер Шаймиев получил мандат на ведение переговоров и заключение Татарстанско-Российского Договора на условиях волеизъявления многонационального татарстанского общества. Проходившие с 30 марта по 2 апреля 1992 г. консультации делегаций РТ и РФ дали первый итоговый протокол, в котором говорилось "о необходимости установить особые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией".

Татары и татарстанцы. С появлением на политической карте суверенной Республики Татарстан проблема возрождения национальной жизни татарского народа стала решаться в двух направлениях: в государственном и социокультурном. В самой Республике Татарстан, как суверенном многонациональном государстве, началось формирование многонационального татарстанского общества с гражданским понятием "татарстанцы". На более обширной исторической территории татарского народа (Республика Татарстан и земли компактного проживания татар в республиках и областях России) успешно стал протекать процесс социокультурного возрождения в целом татарской нации с национальной характеристикой личности -- "татары". Оба эти процесса, будучи взаимодополняющими, судьбоносны для татарского народа.

В мае 1992 г. в Казани собрались представители общественно-политических и национально-культурных организаций татар, русских, чуваш, мари, мордвы, удмуртов, евреев, немцев и других национальностей, чтобы обсудить общереспубликанские и частные национально-культурные проблемы, наметить пути их решения. Съезд определил направления укрепления межнационального доверия и гражданского согласия в РТ, одобрил политику укрепления государственного суверенитета республики, высказался за развитие равноправных связей с Россией и входящими в нее республиками и областями, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Было принято решение образовать Ассоциацию национально-культурных обществ (АНКО) РТ. Учитывалось и то, что республика является многоконфессиональной страной. Представители конфессий, прежде всего мусульманского и православного духовенства, высказались за развитие веротерпимости и укрепление гражданского согласия.

Национально-культурные общества и конфессиональные учреждения получили материальную базу для своей деятельности. Конфессиям были возвращены их молельные дома. Национальным обществам было выделено эфирное время на телевидении и радио. В августе 1993 г. началось издание еженедельной газеты "Сувар" на чувашском языке.

В начале февраля 1992 г. в Казани проходил Всетатарский съезд представителей семимиллионной татарской нации. В его работе участвовали более 800 делегатов из Татарстана и областей компактного проживания татарского населения России и других стран СНГ. Основная дискуссия шла по вопросам о статусе РТ, возрождении татарского национального языка, татарском национальном просвещении и культуре. Единодушно был поддержан государственный суверенитет Татарстана. Было высказано мнение о необходимости специального национального органа для координации процессов возрождения социокультурной жизни татарского населения, проживающего за пределами РТ.

Двуаспектность татарского национального движения (содействие становлению татарской национальной государственности и обеспечение социокультурного возрождения татарской нации в целом) довольно четко была выражена на Всемирном конгрессе татар, проходившем в июне 1992 г. в Казани. Открыл заседание конгресса 19 июня премьер-министр Татарстана Мухаммад Сабиров. Приехали на конгресс представители татарского народа из Башкортостана, Узбекистана, Казахстана, Тюменской области, с Урала, Поволжья, из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, из дальнего зарубежья -- США, Турции, Финляндии, Германии, Польши, Японии, Австралии, Китая, Швеции, Норвегии, Румынии. Конгресс создал Исполнительный Комитет с местопребыванием в городе Казани. Председателем Исполкома был избран профессор И.Р. Тагиров. Исполкому, признанному международной организацией, предстояло работать, взаимодействуя с органами власти Татарстана, не подменяя их. Главными среди функций Исполкома были объявлены "всестороннее содействие социально-экономическому, национально-культурному и политическому развитию Республики Татарстан", "посредническая деятельность по разрешению татарских этно-ре-гиональных проблем на основе соблюдения общедемократических норм, по удовлетворению духовных потребностей татар, проживающих за пределами Татарстана".

Конгресс обратился к народам и государствам мира, Организации Объединенных Наций с просьбой признать Республику Татарстан суверенным государством. В обращении ко всем представителям татарского народа в мире содержался призыв "объединить свои усилия вокруг гуманных идей культурно-национального возрождения нации, демократического становления и развития государственности Республики Татарстан".

Принятие Конституции Республики Татарстан. К разработке Конституции Татарстана были привлечены авторитетные специалисты казанской школы права, облеченные доверием народа татар-станс-кие политики, деятели науки и культуры, а также международные эксперты из дальнего зарубежья. Конституция должна была исходить из исторического опыта национального государства поволжских тюрко-татар (булгаро-татар) IX--XVI вв. и Татарской автономной республики, отображать политические и социально-экономические реалии, сложившиеся в Татарстане в 90-х годах в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете, учитывать тенденцию трансформации российского унитарного государства в договорно-конституцион-ную федерацию.

В ходе подготовки проекта Конституции татарстанцы продолжали поддерживать основные принципы государственного становления Татарстана: суверенитет и собственный статус в составе Российской Федерации. Попытка федерального центра оказать давление на Татарстан вызвала ответную реакцию. Татарстанцы не стали участвовать в выборах президента Российской Федерации. Б.Н. Ельцину не удалось взять в Татарстане 25-процентный барьер явки избирателей на выборы. Твердая решимость Татарстана войти в семью цивилизованных стран, имея правовое государство и современное гражданское общество, была широко поддержана татарами, проживавшими за пределами республики. Принципиальная политика Татарстана, нацеленная на то, чтобы правовым путем отстаивать свою независимость и в то же время сохранять партнерско-дружеские отношения с Россией, с русским народом, обретала поддержку также среди демократической общественности России. К демократическому опыту Татарстана приглядывались другие республики Российской Федерации. Начался процесс узнавания и поддержки Татарстана в зарубежном мире.

Опубликованный в печати проект Конституции с интересом обсуждался в республике и за ее пределами. В центре дискуссии оказались, как и предполагалось, вопросы о суверенитете республики, отношении республики с федеральным центром, собственности и рыночного хозяйства, о правах и свободах личности, межнациональных и межконфессиональных отношениях, гражданстве, языках и т.д. Общая идея национального освобождения и конкретные проблемы национального возрождения, обсуждавшиеся ранее в среде демократического общественного движения в качестве целей, превратились в конкретные меры практической реализации. Суверенитет, например, воспринимался как состояние, когда люди сами должны создавать себе достойные условия жизни и отстаивать свое право пользоваться результатами своего труда при честном участии в государственных расходах республиканского и федерального уровней.

Успешно прошел проект Конституции международную правовую экспертизу, подтвердившую его соответствие международным демократическим стандартам. Уважая результаты народного голосования об основных параметрах государственного суверенитета Республики Татарстан (референдум 21 марта), Верховный Совет Республики 6 ноября 1992 г. единогласно принял Конституцию Татарстана. Татарстан в прошлом имел опыт Конституции автономной республики. Теперь речь шла о Конституции суверенной Республики Татарстан, выразившей желание добровольно войти в состав Российской Федерации со своим новым статусом, в качестве ее самостоятельного равноправного субъекта.

Статья 1 Конституции гласит: "Республика Татарстан -- суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики...

Суверенитет и полномочия государства исходят от народа. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан".

Определяя Республику Татарстан как правовое государство, Конституция установила разделение законодательной (в лице Государственного Совета), исполнительной (в лице Кабинета Министров) и судебной (в лице Верховного Суда) властей. В Конституции оговариваются верховенство законов РТ на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам (ст.59), и приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами РТ (ст. 62).

Сущность и форма взаимоотношений РТ с РФ определены в ст. 61: "Республика Татарстан -- суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией -- Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения". Конституция объявила, что РТ имеет свое гражданство. Отношения гражданина и государства основываются на приоритете прав человека -- высшей социальной ценности. В своих отношениях гражданин и государство взаимно ответственны. За гражданами республики закрепляется вся полнота личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, включая и национальные права и свободы. Оговаривается также обязанность граждан РТ соблюдать Конституцию и законы РТ.

Согласно Конституции, экономическая система республики должна обеспечивать ее хозяйственную самостоятельность. Общенародным достоянием Татарстана объявлены земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир, средства государственного бюджета, активы государственных банков, а также культурные и исторические ценности и другое имущество на территории республики. Предусматривается развитие в республике экономических отношений, строящихся на социальном партнерстве между гражданами и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Экономические реформы должны привести к становлению в республике социального рыночного хозяйства с разнообразием форм собственности (частной, государственной и коммунальной, собственности местного самоуправления, собственности общественных организаций) и равными условиями их правовой защиты. За государством закрепляется функция регулирования хозяйственной деятельности в интересах общества.

Глава 11 Конституции дает толкование института президентства, который занимает особое место в системе государственной власти. Президент республики -- глава государства, высшее должностное лицо, гарант прав и свобод личности, государственного суверенитета, соблюдения Конституции и законов республики, а также международных договоров Республики Татарстан. Столицей РТ объявлен город Казань. Утвержден Государственный флаг, о котором поэт Ринат Харис писал:

Яшелле -- аклы -- кзыллы

Туган идем элэме

Кул изэгэндэй жилфердэп

Ул доньяны сэлэмли1.

Зелено-бело-красный моей родины флаг шлет, развеваясь на ветру, миру свой привет.

Государственный герб РТ представляет собой изображение крылатого белого барса с круглым щитом на боку. Щит -- символ защиты. Символа нападения в гербе нет.

Конституция является актом высшей юридической силы республики. С принятием Конституции завершается внутриреспубликан-ский процесс провозглашения суверенитета РТ и его законодательное закрепление. Предстояло решить проблему признания суверенитета РТ прежде всего со стороны Российской Федерации.

Татарстан в Конституционном собрании РФ. Принятие демократической Конституции значительно укрепило социально-политическую стабильность в Татарстане. Были подтверждены полномочия Президента республики, Верховного Совета и правительства заключить с Российской Федерацией межгосударственный договор на взаимоприемлемых условиях: Россия признает суверенитет Татарстана, Татарстан добровольно делегирует федеральному центру часть предметов и полномочий государственного ведения. Органы власти республики заявили, что Татарстан идет на переговоры с Россией с добрыми намерениями -- признает и уважает интересы России, отстаивает суверенные права своего народа, заботится о становлении новой федерации, основанной на добровольном и равноправном сотрудничестве входящих в нее республик. Выступая на съезде народных депутатов России, председатель Верховного Созета Татарстана Фарид Мухаметшин за-. явил: "Нами движет не сепаратизм, а поиск качественно новых, отвечающих велению времени форм взаимодействия и взаимоотношений, не намерение отделиться, а стремление защитить законные права и интересы народов Татарстана".

Для России 1993 г. оказался менее благоприятным для переговоров с Татарстаном. Финансово-экономический обвал 1992 г. и усилившееся с осени противостояние между законодательной и исполнительной властью РФ ртвлекли внимание президента Ельцина. В целях укрепления своих позиций он взялся за подготовку новой Конституции РФ и формирование на этой основе парламента. В Москве было созвано Конституционное собрание. Участвуя в работе Конституционного собрания, делегация Татарстана во главе с Минтимером Шай-миевым поддержала предложение демократического крыла собрания о конституционном признании суверенитета республик. Для самого Татарстана наиболее важными были два вопроса: закрепление в Конституции РФ положения о суверенитете Татарстана и отражение в ней особого статуса Татарстана в Российской Федерации согласно татар-станской Конституции и Российско-Татарстанскому договору.

Соответствующие предложения, изложенные в выступлениях Минтимера Шаймиева и вице-президента Татарстана Василия Лихачева, были поддержаны представителями республик. Большинство же членов собрания настояло на тезисе "единая страна Россия, единое российское государство". Конституционное собрание вообще отказалось от формулы "суверенная республика", зафиксированной в "Федеративном договоре". В знак протеста делегация Татарстана покинула Конституционное собрание и сняла с себя ответственность за принимаемые на нем решения. Протест этот был одобрен татарстанцами и татарским населением, проживающим за пределами республики. В интервью корреспонденту "Интерфакс" Василий Лихачев отметил ряд положений, принятых Конституционным собранием, которые ущемляли интересы республик. "Кроме того, -- сказал он, -- право народов на самоопределение не обозначено как принцип построения федерации, что вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение".

Федеральному центру не удалось изолировать Татарстан. Возник феномен "Татарстанская инициатива", завоевавший симпатии в России и за рубежом. 6--8 сентября 1993 г. в Казани прошла международная конференция на тему "Федерализм: глобальные и российские измерения" с участием ученых и политиков-практиков Татарстана, национальных республик, Москвы, правоведов из США, Испании, Индии. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса: "Как строить федерацию?" Официальные лица из федерального центра отстаивали тезис: "Строить федерацию следует "сверху", привлекая к этому делу представителей регионов". Иначе это называется разграничением полномочий и предметов ведения между федеральным центром и республиками. Большинство же участников конференции высказалось за строительство федерации "снизу" по формуле: "Федеральный центр должен иметь столько прав и полномочий, сколько ему делегируют субъекты федерации". Иначе это называется делегированием предметов ведения и полномочий республикой федеральному центру. В заключительном документе конференции дискуссия была подытожена так: "В соответствии с принципами субсидарности именно народам, самоопределяющимся в форме государств-республик, -- и определять характер федерации".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать