История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">В результате уточнения границ по линии, указанной Федерацией, к 1 мая 1921 г. определилась территория республики. Административная комиссия при правительстве внимательно рассматривала заявления татарских и других селений с выражением желания и согласия перейти в состав Татарской республики, согласовывала этот вопрос с администрацией губерний, в состав которых ранее они входили. Одновременно формировалась местная администрация республики. Всего было создано 13 кантонов (административных районов): Арский, Бу-гульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский, Чистопольский, Елабужский, Чел-нинский и Агрызский. В статусе городов были: Казань, Чистополь, Мензелинск, Бугульма, Буинск, Тетюши, Мамадыш, Лаишев, Спасск, Свияжск. Из 2892 тыс. человек населения 2639 тыс. проживало в сельской местности.

В декабре 1920 г. на сессии ЦИК республики было принято Положение о власти. Съезд Советов Татарстана, избираемый из расчета один делегат на 10 тыс. жителей, объявлялся высшей властью ТАССР. Съезд избрал ЦИК в составе 50 членов, представляющий орган власти республики между съездами Советов. ЦИК объявлялся законодательным, распорядительным и контрольным органом ТАССР, ответственным перед съездом Советов Татарстана и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Параллельно сложился непредусмотренный законом порядок, когда любое решение республиканских органов предварительно получало "добро" местного областного комитета РКП(б). Несогласованное с обкомом партии решение обычно опротестовывалось перед ЦК РКП(б) и там, как правило, отвергалось.

Был создан механизм взаимодействия республики с Федеральными органами власти. Для этого взаимодействия было учреждено Представительство Татарстана при Наркомнаце РФ. Возглавил Представительство назначенный на этот пост Президиумом ЦИК ТАССР М. Султангалиев.

Республиканские органы власти (ЦИК, СНК) ориентировались на большее удовлетворение национальных интересов -- более интенсивное возрождение национальной государственности, национальной экономики, национальной культуры. Претендующий на роль единственного верховного представителя Федеральной власти в республике местный областной комитет РКП(б), напротив, под видом верховенства интернациональных интересов над национальными- на первый план ставил интересы центра. Принимаемые в этих условиях решения давались трудно. Часто эти решения, принимаемые при непосредственном вмешательстве Центра, оказывались не в пользу национальных интересов республики.

За спасение от голода. Первый год автономии Татарстану не принес облегчения. Продолжалась Гражданская война. Хозяйство было разорено. В 1920 году в Казанской губернии было собрано всего одна пятая урожая 1909 г. Бедственным было и положение в районах, вошедших в состав республики из других губерний. Республика получила предписание Центра сдать государству 10120 тыс. пудов хлеба. Задание было выполнено благодаря крайним мерам Татпродсовещания (председатель В.В. Кураев), Комиссариата по продовольствию республики (нарком А. С. Изюмов). Кроме того, к концу декабря было заготовлено мяса -- свыше 380 тыс. пудов, картофеля -- 1652 тыс. пудов, яиц -- свыше 17 млн штук, масла -- около 11 тыс. пудов, меда -- 8 880 пудов. В течение 1920 г. было сдано государству кож -- 227 344 штук, шерсти -- 13 276 пудов, льна -- 4 838 пудов, пеньки- -- 4 639 пудов. Швейные и обувные предприятия поставляли армии обувь и обмундирование. В октябре был произведен гбор теплых вещей для фронтовиков.

Окончания Гражданской войны Татарстан ждал с большими надеждами. Но республику поразила новая беда -- небывалая засуха. В 1921 г. средний сбор Зерна с десятины составил 6,3 пуда -- в два раза ниже, чем в засуху 1891 г. Поголовье скота за год сократилось на 40%. Наступил голод. Стали свирепствовать холера и тиф. Смертность населения от эпидемий достигла 7--12%. Проходивший в июне 1921 г. II съезд Советов Татарстана объявил чрезвычайные меры по преодолению последствий засухи. Однако широкие масштабы засухи, охватившей все Поволжье, делали отчаянные усилия правительства республики малоэффективными. Татарстан выжил тогда благодаря солидарности россиян -- рабочих, перечислявших в фонд помощи голодающим часть своих скудных пайков; крестьян, жертвовавших из последних запасов. Продовольственную помощь Татарстану оказали Федеральные власти, отдельные губернии России, национальные республики. Существенной оказалась заграничная продовольственная помощь из США, Англии, Германии, Норвегии, Ирана, Финляндия, Швеции, Эстонии. Поступающее в республику зерно приходилось засыпать в качестве семенного материала для посевной кампании 1922 г. По данным MA. Сайдашевой, такого зерна поступило из России -- 4414 тыс. пудов, из заграницы -- 160 тыс. пудов.

Правительство республики получило в наследство разоренную промышленность. Председатель президиума Татарского совнархоза М.Г. Рошаль в декабре 1920 года отмечал, что почти вс<е установки на промышленных предприятиях "не менялись в течение 10 лет, машины покрыты заплатами и изношены". С окончанием Гражданской войны и прекращением военных заказов встали и те предприятия, которые работали на войну. Тогда же была завершена в Татарстане национализация промышленности. В январе -- феврале 1921 г. были национализированы 35 промышленных предприятий в Казани, 14 -- в Чистополе.

Смена правительства. Правительство С. Саидгалиева, образованное на I Учредительном съезде Советов Татарстана, проработало в очень сложных условиях почти год. На II съезде Советов Татарстана, проходившем 25--28 июня 1921 г., С. Саидгалиева на посту председателя Совнаркома республики заменил Кашаф Гильфанович Мухтаров (1896-- 1937). Он был одним из видных представителей татарского национального движения, пришедший в него через татарскую национальную коммунистическую организацию. В правительстве С. Саидгалиева он занимал пост наркома здравоохранения. С. Саидгалиев был отозван в Москву. Был отозван в Москву также председатель ЦИК республики Бурхан Мансуров. Председателем ЦИК Татарстана был избран Рауф Ахметович Сабиров. Произошли замены и в составе наркомов.

Отъезд С. Саидгалиева из Татарстана был следствием возникших разногласий между татарскими работниками ЦИК и СНК республики, ориентировавшимися на укрепление национальной автономии, с одной стороны, и Татарским обкомом РКП(б), проводящим централистскую политику Москвы, с другой, а не результатом междоусобной борьбы среди самих татарских работников (борьбы "правых" и "левых"), кйк объясняют некоторые историки. Предварительно этот вопрос решался на III областной партконференции, проходившей 23--24 июня 1921 года (перед II съездом Советов). На вопрос о причине замены С. Саидгалиева К. Мухтаровым, 1-й секретарь обкома Н.И. Барышев ответил, что кандидатура С. Саидгалиева "неприемлема".

В этот период в России существовал дух нэповской либерализации. Главной своей задачей новое правительство республики считало реализацию курса на становление татарской национальной государственности на избранном Россией социалистическом пути, хотя истинная сущность этого социализма пока никому не была известна, никто и нигде эту систему не видел, не описал. Единственное, в чем татарское правительство было убеждено, это то, что оно хотело видеть Татарстан имеющим свое комплексное национальное лицо. Иначе говоря, правительство добивалось, чтобы Республика Татарстан сформировалась не только как классовое государственное образование, а прежде всего стала национальным государственным образованием, пользующимся доверием татарской нации и проявляющим заботу обо всем населении республики независимо от национальности.

25 июня 1921 г. ЦИК и СНК республики обнародовали Декрет о реализации татарского языка. Отныне татарский язык объявлялся официальным языком "во всех государственных учреждениях". Учитывая высокий процент русского населения в республике, Декрет устанавливал, что "наравне с татарским на правах государственного существует и русский язык". Одновременно началась работа по "коренизации" государственного аппарата. На работу в государственных учреждениях выдвигались работники из татар, делопроизводство в государственных учреждениях переводилось на татарский язык. Оставшиеся в государственных учреждениях русские служащие и служащие других национальностей уже знали татарский язык, если они достаточно долго жили в Татарстане, а вновь прибывшие должны были изучить его. Это крупное мероприятие процесса становления татарской национальной государственности было проведено постепенно, с соблюдением интересов русского населения и других национальностей, являвшихся коренными жителями Татарстана. Готовились кадры из татар в соответствующих учебных заведениях. Было поставлено дело по обучению татарскому языку чиновников из числа представителей других национальностей. Перевод делопроизводства на татарский язык начался с сельсоветов, затем были охвачены кантоны. В таких кантонах как Спасский, Свияж-ский, в сельсоветах, где преобладало русское население, сохранялось делопроизводство на русском языке. Увеличивалось число депутатов-татар в Советах всех уровней. В 1925 г. из всех 23 050 членов сельсоветов татар было около И 285, русских 9 071; из всех 1 911 членов городских Советов татар было 505, русских 1 268.

Определенная либерализация наметилась в деятельности национально-исламских учреждений. Возобновил свою деятельность муф-тият. С 1922 г., после смерти Галимджана Баруди, официальную должность Муфтия мусульман Центральной России и Сибири занял видный исламский деятель Ризаэддин Фахреддинов. В республике оживилась религиозно-духовная и национально-культурологическая деятельность мечетей. Имамы в своих хутбе (проповедях) выражали солидарность с новой властью.

Новая экономическая политика в Татарстане. Трехлетний опыт хозяйствования в годы Гражданской войны показал, что коммунальный путь без частной собственности и частного предпринимательства -- тупиковый, Ленин был вынужден признать, что попытка властей ввести в стране прямой централизованный товарообмен между городом и деревней народом отвергнута. Он предложил новую экономическую политику (нэп), которая в принципе не была альтернативной. Коммунальная сущность организации полностью национализированного (сосредоточенного в распоряжении государства) хозяйства страны сохранялась. На период эосстановления разрушенного хозяйства предлагалось ввести некоторые послабления для трудовых крестьян. Продразверстка (бесплатная сдача крестьянами всех излишков продовольствия государству) заменялась устанавливаемым государством налогом. Крестьянам разрешалось производить продукцию по своему усмотрению, излишки ее, остающиеся после выплаты налога, продавать на свободном рынке. Были разрешены мелкое и среднее предпринимательство, частная розничная торговля, кустарное производство при условии получения у государства патента и выплаты налога.

Эти послабления были далеки от экономической программы татарского национального движения, предусматривавшей сохранение вообще частной собственности и частного предпринимательства. Тем не менее в той конкретной обстановке нэп была положительно воспринята в Татарстане. Были также оценки нэп как возможного начала радикального изменения советской хозяйственной политики. Трудно, но все же началось оживление экономики республики.

По подсчетам Р.В. Шайдуллина и Р.К. Валеева, в ходе аграрных преобразований, проведенных после Октября, в районах, вошедших в ТАССР, было национализировано 714 тыс. десятин помещичьих, удельных, церковных и других земель, иэ которых 26,2 % было распределено среди татарских крестьян, (по 0,12 десятины на душу), 64,3 % (по 0, 38 десятины на душу) -- среди русских крестьян. Средний размер земельного надела татарских крестьян составлял теперь 1,52 десятины на душу, русских крестьян -- 1,89 десятины на душу. К малоземелью в республике добавились другие трудности. За военные годы крестьянские хозяйства лишились значительного поголовья лошадей -- основной тягловой силы. В голодные годы поголовье лошадей, как и всего скота, продолжало катастрофически уменьшаться и составило в 1923 г. 47, 7 % от уровня 1920 г. В республике не хватало семян. Все необходимое крестьянам приходилось приобретать в кредит под большие проценты. Кредиты крестьяне могли брать в Казанском отделении Российского сельхозбанка, открытом в сентябре 1923 г. За счет кредитов в 1923 г. в республику было завезено около 3, 5 тыс. лошадей. За счет кредитов же крестьяне получили семенное зерно. В 1923 г. правительство республики решило перейти от натуральной к денежной системе изымания налогов на селе, что стимулировало интенсификацию земледелия.

По данным республиканских органов, до одной трети сельского населения тогда не имело постоянной работы. Разрушенная промышленность не могла поглотить их. Чтобы разрядить обстановку, правительство республики приняло меры по развитию кустарных промыслов в деревне. В качестве экстраординарной меры правительство республики было вынуждено в августе 1921 г. обратиться в Москву с просьбой разрешить выезд в губернии России 100 тыс. крестьян на заработки.

Все крупные (цензовые) предприятия, расположенные на территории республики, независимо от того, кому они до революции принадлежали (государству, русским или татарским частным предпринимателям), перешли в федеральную собственность и находились в подчинении Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РФ. Ведал этим имуществом Совнархоз республики, являвшийся местным органом ВСНХ, согласовывая свои действия с правительством республики. Эти предприятия были объединены в государственные (федерального подчинения) тресты по отраслям (Татшвейтрест, Татлестрест и др.).

В Казани в качестве федеральных предприятий были восстановлены и начали работать завод им. Мулланура Вахитова (бывший завод Крестовниковых), льнопрядильная фабрика (бывшая фабрика Ала-фузовых), бывший государственный Пороховой завод. В городе был восстановлен водопровод, в 1922 г. стали ходить трамваи. В 1925 г. вступила в строй действующих Казанская городская электростанция. Постепенно в строй действующих вступали и другие предприятия: Волжский стекольный завод, Печищинский известковый завод, Паратский комбинат. Сфера частной инициативы с частной собственностью, согласно нэпу, ограничивалась, в основном, розничной торговлей, мелкими и средними предприятиями, кустарной промышленностью. В 1926 г. в республике было 614 кустарно-промысловых артелей, объединявших 30 тыс. хозяйств. Положительную роль в налаживании хозяйства республики сыграла проведенная в СССР в 1924 г. денежная реформа и появление устойчивой валюты -- червонца.

Национальная культура в новых условиях. Переживавшая в начале XX в. расцвет татарская национальная культура подверглась серьезным испытаниям в годы столыпинского разгула государственного шовинизма по отношению к нерусским народам. Затем ее состояние ухудшилось в годы всеобщего народного обнищания -- в период первой мировой войны. После Октября над ней нависла новая опасность. Большевику объявили всю развивавшуюся до этого времени национальную культуру противоречащей идеалам социализма и целям Советской власти.

Такая политика не устраивала деятелей татарской национальной культуры. Среди них произошел раскол. Часть их, как Гаяз Исхаки, тогда же предпочла эмиграцию. Другая часть в надежде, что и в Советских условиях смогут найти себе место в татарской национальной культуре, остались дома. В их числе были писатели Г. Ибрагимов, Г. Ка-мал, М. Гафури, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ш. Усманов, историки X. Атласи, Г. Губайдуллин, М. Сагидуллин и др. Они сыграли большую роль в возрождении татарской национальной культуры в 20-х годах, внесли свой вклад в становление Татарской автономной республики.

Г. Ибрагимов еще в 1.911 г. в статье "Без татармыз" ("Мы -- татары") заявил, что оформившаяся в начале XX в. татарская культура -- это национальная культура. Таковой она оставалась, по его мнению, и в 20-х годах. В дореволюционном татарском национальном движении он стоял на позициях образования татарской национальной демократической республики. Татарскую национальную советскую республику он поддержал, будучи убежденным, что под ее крышей успешнее будет развиваться татарская национальная культура. Свои новые художественные произведения и литературоведческие труды он поставил на службу этой цели. Становлению республики он помогал также своей общественной работой, возглавив в 1925 г. Академический центр республики и являясь членом коллегии Наркомпроса.

Остался верным национальному духу татарской культуры известный артист и драматург, художественный руководитель, режиссер Татарского государственного академического театра Карим Тинчурин, создавший в годы становления республики свои замечательные пьесы "Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Первые цветы" и др. Искренне выражал свои добрые пожелания молодой республике Татарстан Фатых Амирхан в своей статье "Татарская национальная республика и татарская демократическая литература". Со становлением Татарской республики связал свое творчество видный драматург и публицист Фатхи Бурнаш, работавший в 1914--1921 гг. редактором газеты "Кызыл Татарстан", журнала "Чаян". Значительное место в развитии национальной культуры занимает творчество Шамиля Усманова, названного в свое время "певцом революции". Его пьесы "В кровавые дни" (1919 г.) о татарских национальных воинских частях, участвовавших в российской Гражданской войне, "Первые шаги", (1927 г.) о жизни татарских рабочих накануне Февральской революции, фантастическая повесть "Радио с Памира" (1925 г.) о справедливом государственном управлении были глубоко национальными, отражали проявления татарского национального характера, татарского национального идеала в революции.

Татарские писатели в единстве со своим народом выражали удовлетворенность в связи с образованием и развитием Татарской АССР, своим творчеством они открыли новую страницу в истории татарской национальной культуры, названной советской. Преданность национальной идее привела их к конфликту с коммунистической властью, отвергавшей национальную идею нерусских народов. Они не были татарскими шовинистами - не призывали к угнетению других народов. Они не были и эгоистическими татарскими националистами, унижавшими другие народы. Если они и были националистами, то нациелюбящими националистами. Сотрудничая с Советской властью, они даже коммунистическое общество хотели видеть справедливым не только в классовом плане, но и в национальном отношении, когда процветала бы и татарская нация. Трагедия заключалась в том, что именно за свою любовь и заботу о татарской нации позже они были объявлены коммунистической властью националистами - врагами народа.

В ряду особых забот татарского национального движения в 20-х годах оставалось послевоенное восстановление и развитие народного образования как в Татарской АССР, так и в районах проживания татарского населения за пределами республики. В республике этим делом занимался непосредственно Наркомпрос. В районах проживания татарского населения за пределами республики основную заботу на себя взяли татаро-башкортские секции, действовавшие тогда при местных губернских комитетах РКП(б) и губернские отделы народного образования. Был осуществлен переход от джадидских (но-вометодных) татарских школ к советским татарским школам при сохранении национальной системы образования. На основе Декрета об отделении школы от церкви (и мечети) все татарские школы стали государственными, светскими. Преподавание исламских дисциплин в них было прекращено, так же как преподавание православных дисциплин - в русских школах. Система народного образования строилась на основе правительственного "Положения о единой трудовой школе" и правительственного решения о профессионально-техническом образовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать