История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Мусульманское духовное собрание и муфтият играли двоякую роль: способствовали возрождению татарской исламской духовной жизни и направляли деятельность исламских учреждений на путь лояльного отношения к власти. Исламские учреждения, входя в состав муфтията, получали право на легальную деятельность. Упоминая имя здравствующего императора при чтении хутбы (проповеди) в мечети, имам выражал лояльность жителей его махаллы по отношению к власти.

Национальное образование и культура. Национальное возрождение очень наглядно выражалось в становлении светской системы национального образования и национальной литературы. Как и .татарская национальная экономика, национальная образовательная система и национальная культура становились общими для всех российских татар независимо от административного разделения их общей территории. В центре этого процесса была Казанская губерния, город Казань.

Развивались и держались татарская национальная система образования и национальная культура на общественной инициативе, на меценатской материальной базе, без фактической государственной поддержки. Главную свою заботу Министерство духовных дел и народного просвещения видело не в ^остановке национальной системы образования, а в том, чтобы закон, запрещающий браки православных с нехристианами строго соблюдался, чтобы представители нерусских народов-нехристиан и их дети не принимали ислам. В 1820 г. министр князь А. Голицын сообщал: "Я по магометанскому духовному начальству дал предписание, дабы магометане впредь не осмеливались венчать единоверцев своих с христианами". В 1854 г. был принят указ "Об ограждении идолопоклонников от совращения в магометанство". В нем речь шла о запрещении перехода от одной нехристианской веры в другую нехристианскую веру и браков между православными и нехристианами, о незаконности приписывания детей, появившихся в таких семьях, в неправославных. В 1888 г. министр внутренних дел дополнительно разъяснял, что считается "брак магометан с язычниками неправильным".

Новую национальную систему образования составили обновляющиеся мектебы и модернизированные медресе. В мектебах обучение велось по звуковому методу. Учебные планы предусматривали преподавание светских знаний -- чтение, письмо, счет. Среднее и высшее образование давали перестраиваемые медресе, в которых, наряду с исламской теологией, стали преподавать современные науки. Одним из первых такое направление приняло Казанское медресе "Мухаммадия; руководимое Г. Баруди. В этом же духе начали свою работу в Казани еще три медресе; в 1771 г. -- Ахувдовское и Апанаевское, в 1780 г. -- при доме Амирханова. Среди наиболее авторитетных высших учебных заведений в других городах были медресе "Хусайния" в Оренбурге, Талия" -- в Уфе. Преподавание в них вели известные татарские ученые Ш. Мард-жани, Ризаэддин Фахреддинов, Ф. Халиди, 3. Бигиев, Г. Ильяси и др. В числе авторитетных средних учебных заведений было медресе братьев Губайдуллы и Габдуллы Бобинских и их сестры Мухлисы в деревне Иж Буби (Вятская губерния). Желающие углубленно изучать исламс кую теологию и избравшие для себя служение в качестве имамов мечетей учились далее в теологическом медресе в Бухаре, других городах Boстока. Те же, кто хотел продолжить светское образование, переходили в университеты и институты России, Турции, других стран.

С конца XIX в. параллельно с мектебами при мечетях появились светские мектебы со специальными школьными учителями. Новое поколение школьных учителей возглавили И. Терегулов, 3. Хади, Ш. Та-гири, Г. Рафиков и др. Были образованы русско-татарские школы. Небольшая часть детей татар училась в русских гимназиях и других специальных школах. В 1876 г. в Казани открывается Татарский учительский институт (предшественник Казанского педагогического университета). В Оренбурге на средства мецената Гани Хусаинова была создана учительская семинария, в которой учились историк Хади Ат-ласи, писатель Гаяз Исхаки и другие. Часть кадров новой татарской интеллигенции вырастил Императорский Казанский университет.

В татарской национальной системе образования свое место занимали и церковно-приходские школы, созданные православной церковью для детей крещенных татар. Они были очагами татарского православного образования. Вначале в этих школах обучали детей в основном православным молитвам. Затем добавились светские предметы -- чтение, письмо, счет. Обучение велось на татарском языке, по букварю, составленному на базе кириллицы. Окончившие эти школы свое дальнейшее образование могли продолжать в Центральной крещено-татарской школе, открытой в Казани в 1863 г. Учительские кадры Готовились на крещено-татарском отделении Инородческой учительской семинарии, созданной в 1872 г.

Обрела новое дыхание татарская национальная литература. Постепенно она выходит из специфической исламско-татарской орбиты с определенным влиянием суфизма и накшбанди периода национального выживания на светскую дорогу. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдрахман Утыз Имэни (1754--1834), Габделджаббар Кандалый (1797-1860), Гали Чокрый (1826-1889), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Яков Емельянов (1848-1893).

Утыз Имэни в своей поэме "Баяннар" (Изложения) выразил насущные проблемы татарского общества в эпоху национального возрождения. Он рассуждает о том, что значит быть человеком (екет улмак), кто такой ученый, в чем суть взаимного согласия людей и их дружбы, что значит быть злым, как надо уважать родной язык, каково должно быть поведение богатого человека. В духе размышлений о перспективах развития татарской нации написаны им поэмы "Тэнзих эл эфхэр" (Очищение мыслей), "МоЬиммэтез заман" (Важности времени). Широкообразованный человек своего времени Утыз Имэни писал свои труды на татарском, арабском, персидском языках, пользовался большим авторитетом не только у себя в стране, но и за границей. Светский образ жизни татарского общества отражен в лирико-эпических поэмах Кандалый "Сахибжамал", "Мулла и абыстай".

В татарской литературе появился новый жанр -- современная драматургия. В литературную жизнь вошли своими произведениями Ф. Халиди (1851-1923), 3. Бигиев (1870-1902), Г. Ильяси (1856-- 1895). Литература становится доступной относительно широким кругам читателей, усиливается ее роль в развитии национального самосознания и укреплении народного духа, ориентированного на национальное возрождение.

Успехи возрождения проявлялись в становлении современной науки. Появились труды по истории, философии, естествознанию, " языкозйанию, литературоведению. Наиболее ценными по истории Татарстана являются труды Шихабуддина Марджани, заложившего "краеугольный камень национальной истории" (Г. Сагди). Его двухтомный большой труд "Мустафад ал ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (Источники по истории Казани и Булгара) был опубликован в 1885 и 1900 гг

В области философии своими трудами известен Габделнаср Курса-ви (1775--1812). Родился он в Казанском уезде, окончил медресе в Мал-мыже, изучал восточную философию по трудам ал Фараби, Ибн Сина. Он оставил более 10 философских трудов, среди которых выделяется "Ал Аршад лил Гыйбад" (Наставления на путь истины). Отстаивал он рациональное толкование Корана, проповедовал свободу личности в выборе своего жизненного пути на земле в рамках религиозных и рациональных нравственных норм. Наибольшее развитие получает татарское языкознание и татарское литературоведение в трудах К. Насыри, И. Хал-фина и других ученых. Ш. Марджани пишет о заслугах в области математики и астрономии Хамзы ибн Мухаммада ал Казани ал Баразави, прозванном Хамза -- звездочет (ум. в 1826 г.). Он изготовил свои астро- лябию и глобус, составил звездные каталоги и календари.

Одновременно вырос интерес к татарскому языкознанию и истории Татарстана со стороны русских востоковедов. А.К. Казем-бек (1802--1870), более 20 лет преподававший в Казанском университете, написал свой из-вестный труд "Грамматика турецко-татарского языка". И.Н. Березин (1818--1896 ) опубликовал работы "Татарский летописец", "Булгар на Волге". Итоги своих многолетних исследований К.Ф. Фукс (1776--1846) издал в 1844 г. в виде книги "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях". Перу известного востоковеда В.В. Вельяминова-Зернова принадлежат "Исследования по истории Касимовских царевичей". В 1884 г. вышла книга В.В. Радлова "О языке кумапов".

В начале XIX в. при императоре Павле I было получено разрешение на книжное издательство на татарском языке. Первая татарская типография была поставлена в Казани отставным прапорщиком Габ-дулгазизом Бурашевым. Первая книга в его типографии появилась в 1801 г. Вначале разрешалось издание только религиозных книг. Со времени Казанского татарского государства имел распространение ал Коран (от арабского -- чтение вслух, наизусть) в официальной редакции, составленный по поручению третьего халифа Арабского халифата Османа (Гусман) в VII в. и признанный затем каноническим. Хранился этот "Священный Коран Османа" в государственной библиотеке в Санкт-Петербурге. Переводы и разъяснения Корана на татарском языке имели хождение лишь в рукописной форме. Известен, например, Тафсир Корана (изложение на татарском языке), составленный в Казани в 1513 г. (И. Рамеев). В XIX в. появились собственно татарские издания Корана, Тафсира, исламских молитвенников на татарском и арабском языках.

Вскоре началось издание светских книг. В 1842 г. была издана "Татарская хрестоматия" -- собрание татарских народных песен, поговорок, загадок. В 1859 г. появились "Татарские народные сказки" С. Кук-ляшева. Мектебы и медресе начали обеспечиваться печатными книгами. Появились печатная татарская Азбука, печатные книги для чтения. В 1839 г. первым изданием вышла поэма "Кыйсаи Йосыф" Кул Гали. Затем появились памятники татарского фольклора "Кыйсаи Та-гир -- ЗоЬрэ", переводы из "1001 ночи", "Калили и Димни", из фольклора других тюркских пародов (Кыйсаи Кёр-оглы), произведений Ибн Сипа, Фараби, Джами, Низами, Газали, Пушкина, Лермонтова, Крылова и др. По подсчетам А.Г. Каримуллина (1975) в XIX в. только в Казани было напечатано более 3500 наименований татарских книг.

В эти же годы были предприняты попытки создать татарскую периодическую печать. Власти оказались неумолимыми. Не смог получить разрешение на издание своей газеты "Тан юлдызы" (Утренняя звезда) К. Насыри. Отказано было крещеному татарину М.Г. Никольскому в просьбе издавать газету "Бахр ул ахбар" (Море вестей). Первая татарская газета появилась лишь в 1905 г. А пока К. Насыри издавал с 1871

по 1897 г. свои ежегодные календари, которые несли массам знания из различных областей науки и жизни. Свою положительную роль играла газета "Тарджиман", издаваемая И. Гаспринским в Крыму.

Национальное возрождение олицетворяет зарождение и развитие всех компонентов современной национальной культуры, включая монументально-декоративное и изобразительное искусство, дациональкую музыку. Из орнаментального изобразительного искусства выросло искусство красочного оформления книг пейзажем, портретами. Стала искусством каллиграфия, выросшая из арабеска. В области музыки выделялся Г. Сафиуллин, переложивший на ноты татарские народные песни и ставший замечательным мастером татарских народных музыкальных инструментов. Зародилась профессиональная татарская музыка В целом же татарская культура в условиях отсутствия национальной госу- дарственной крыши была менее монументальна, более рациональна, глу- боко выражала чувства народа, не балованнрго судьбой

Татарское просвещение. Татарское просвещение открыло новую по-лосу в развитии татарского общественного сознания и общественного дви-жения. Его становление шло в XIX в. на базе успехов татарского нацио-нального возрождения в экономической, социальной, культурной и духовной областях. Под лучами его идей Татарстан вступил в XX в -- век изменений в судьбе татарского народа Сами идеи татарского просвет щения были ориентированы на завершение национального возрождения, включая национальное освобождение. Р.И. Нафигов заметил, что требования просветителей "объективно направлялись против абсолютизма". Татарское просвещение имело свои особенности. Во Франции, на-пример, формирование идей просвещения и их реализация произош-ли за сравнительно короткий срок -- за один XVIII в. В других странах Западной Европы реализация идей просвещения относится к XIX в., в России -- приходится на XX в. Глобальная модернизация Татарста-на зависела от практической реализации идей просвещения в России прежде всего от замены самодержавной монархии демократическим государственным строем, открывавшим путь к национальному освобождению нерусских народов.

К представителям татарского просвещения Галимджан Ибрагимов 1 относил Габделкаюма Насыри (Каюма Насыри), Хусаина Файзханова, Шихабудцина Марджани, которые, по его словам, выступили во второй половине XIX в. в "едином реформаторском фронте". В дальнейшем в ряды этого "реформаторского фронта" влились многие другие, привнося в него свои мировоззрения, формировались в нем различные направления, отражавшие интересы отдельных классов и слоев общества Общее направление на глобальную модернизацию Татарстана, завершение дела нозрождения татарской национальной жизни при этом сохранялось.

Для обозначения этого феномена в татарской литературе употребляются два понятия: "татарский джадидизм" и "татарское просвещение". Первое понятие употреблялось, в основном, до революции 1917 г. и в первые годы после нее, в том числе Г. Ибрагимовым в 1926 г. Второму понятию отдавал предпочтение М.Х. Гайнуллин. Он отмечал: мысли о европеизации татарской жизни, просвещении i раждан и введении нового (джадидского) светского образования, о приобщении их к русской культуре и любовь к отчизне -- вот кредо 1атарских просветителей.

Зачинатели татарского просвещения были хорошо осведомлены о просветительских идеях Западной Европы как непосредственно (особенно через французские источники), так и через русских просветителей, просветителей Египта, Турции, Крыма. Зачинатель крымско-та-гарского просвещения Исмагил Гаспринский часто упоминается татарскими историками в одном ряду с татарскими просветителями. В непосредственном контакте были татарские просветители со своими коллегами из Средней Азии и Казахстана.

Они были учеными-энциклопедистами. К.Ф. Фасеев отмечает, что выпускник Казанского медресе К. Насыри (1825--1902) характеризовался современниками как "сеятель знаний и новых мыслей". Он знакомил татарского читателя с открытиями Колумба и книгопечатником Гутенбергом, написал "Краткую историю России" и "Повесть об Ибн Сина" на татарском языке, в течение 20 лет издавал свои народные календари. Особенно велик его вклад в постановку изучения татарского языка, татарской истории и культуры, естественных наук в татарских школах. Им были составлены и изданы учебники по географии, арифметике, геометрии, грамматике татарского языка.

Глубокий след в татарском просвещении оставил Ш. Марджани -- крупный историк, философ, теолог (1818--1889). Свои мысли по проблемам национального просвещения народа, углубления его национального самосознания, о путях и необходимости европейско-светского и исламского образования наиболее обстоятельно он изложил в своей книге "Назурат ал хак ..." (Обозрение истины ...), опубликованной в 1870 г. в Казани и ставшей известной далеко за пределами страны. Проповедовал Марджани идеи свободы и гуманизма, отстаивал солидарность и взаимную помощь между людьми, столь необходимые для единства нации. В междоусобных распрях, в общем упадке нравов он видел одну из важных причин поражения народа в войне против русских войск в XVI в. Глобальное возрождение Татарстана, включающее национальное освобождение, он связывал с победой просвещения, европейского демократизма в России. Этим он объяснял необходимость исламской лояльности по отношению к существующей власти в те годы. Не случайно позже Фатых Амирхан кратко, но емко отметил: "Безнен хыяллярда Марджани кулягэсе" (В наших мечтах -- отблеск Марджани).

В своей неопубликованной книге "Введение к книге "Некрологи предшественникам, заветы потомкам" (Мукаддимэ китаб варииател аслаф ва тахийател ал ахлэф), написанной в 1883 г., Марджапи, как отмечает исследователь М.Х. Юсупов, на исторических примерах ряда стран доказывает, что благополучие государства, повышение культуры и благосостояния народа зиждется на расцвете просвещения и науки и, напротив, спад просвещения и науки ведет к застою, регрессу. Понимал Марджани и особое положение Татарстана, как страны, впитывающей культуру Востока и Запада и вносящей в то же время свой оригинальный вклад в мировую культуру.

По-своему видел проблемы и сформулировал задачи национального возрождения выпускник школы Марджани Хусаин Файзханов (1821--1866). Известный востоковед, хорошо владевший арабским, персидским, русским языками, он был приглашен в Санкт-Петербургский университет в качестве преподавателя восточного факультета. Та-тарское национальное возрождение он связывал прежде всего с хоро-шо поставленным народным образованием, которое, по его мнению, должно было стать государственным делом. Файзханов разработал и представил проект создания государственной татарской гимназии, в которой предусматривалось преподавание на трех языках: татарском, русском и одном из европейских. Он также написал и в 1862 г. опубликовал "Краткую учебную грамматику татарского языка".

Как и его коллеги -- просветители, он исследовал историю татарского народа, считая, что знание своей истории, наряду с языковой грамотой, -- важное условие национального возрождения. Он открыл и расшифровал многие татарские эпиграфические памятники в районе Тетюш и в Касимовском ханстве. Ему принадлежат переводы мно-щх восточных, в том числе турецких источников. Известны его исследования по истории Крымского ханства.

Татарские просветители не замыкались в рамках внутритатарских национальных проблем. Понимая, что судьба татарского национального возрождения тесно связана с социально-политическим обновлением в России, они были едины в своих высказываниях по поводу процветания русского народа, всех нерусских народов государства. Они считали, например, что в укреплении взаимопонимания и складывании добрых отношений между татарским и русским народами большую роль играет знание татарами русского языка, русскими -- татарского языка. К. На-мыри написал и издал "Правила чтения русского языка" (1889), "Грамматику русского языка" (1891), "Русско-татарский словарь" (1892) -- татарских школ. В свою очередь, Ибрагим Халфин (1778--1828) и Мухаммадгали Махмудов (1824--1891), преподававшие татарский язык в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете, Салихд-кан Кукляшев, обучавший татарскому языку курсантов в Неплюевском кадетском корпусе в Оренбурге, составили учебники, учебные пособия, словари по татарскому языку для русских учебных заведений ("Азбуку и грамматику татарского языка", "Татарскую хрестоматию", "Словарь к татарской хрестоматии" и др.)

Просвещение, как бы мы его высоко ни ценили, не было панацеей

от всех бед. Оно не стало идеей, реализующей абсолютную справедливость. Оно не заняло место существовавших религий, не превратилось в мировую религию. Просвещение -- это сама живая жизнь народа, его призвание -- поднять способность народа, его социальных структур, находить наиболее оптимальные пути развития общества. Просвещение, его идеи учат тому, как надо учиться у живой жизни своего времени и вырабатывать соответствующие новые идеи как руководство для данной ситуации. В этом смысле просвещение непреходяще.

Проявления национального и социального протеста. На ниве возрождения в первое время наиболее активно действовали новые слои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать