История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Предпосылки принятия ислама. Образование древне-татарского государства Булгар происходило на базе правовых и духовно-идеологических традиций ранних государственных образований -- родоплеменного общинного права и нравственных норм северо-тюркских языческих религий. Для укрепления же централизованного государства нужны были новые правовые и нравственные нормы государственной религии. Задача эта была решена принятием ислама при Алмас хане.

Принятие ислама в Булгаре было обусловлено рядом обстоятельств. Ислам, как молодая религия, был более приспособлен к новым условиям. Его привлекательность определялась более тщательной разработкой всех сторон личной, общественной и государственной жизни человека. Ж.Ж. Руссо в своем "Общественном договоре" отметил: "У Мухаммада были весьма здравые взгляды: он хорошо связал воедино всю свою политическую систему". Действительно, государственная система, отстаиваемая исламом, была разумна и нравственна, обеспечивала единство государственно-правового, религиозно-идеологического и духовно-нравственного начал (принципов), не допуская единоличного верховенства ни державных, ни религиозно-идеологических догматов.

Ислам оказался тесно связанным с наукой, образованием, культурой. Говоря о достоинствах ислама, Тойнби отмечал, что ислам, в отличие от иудаизма, не был антииодом эллинизму. Не случайно арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс, 1126--1198) стал видным философом восстановленного аристотелизма. Признавая религию как источник знаний, он в то же время высоко ценил рациональный (научный) источник знаний.

Ученые отмечают также житейские, битовые ценности, проповедываемые исламом. Гердер, например/с восхищением отмечал предписания ислама о гигиене человека, о чистоте. Он пишет: "Кроме того, красоте (этих народов. -- Авт.) способствовали заповеди Корана, потому что Коран предписывал умываться, содержать тело в чистоте, соблюдать умеренность, и в то же время дозволял любовные утехи и сладострастный покой". В научной литературе отмечается и такое немаловажное качество ислама, как проповедь терпимости, имеющей большое значение в личной, социальной и политической жизни человека.

Определенные предпосылки для принятия ислама были и в самой Волжской Булгарии. Ко времени официального принятия ислама в стране уже была система мечетей с мектебами, здравоохранения с табибами.

Посольство Багдада в Булгаре. Церемония официального принятия ислама в древне-татарском государстве состоялась в ходе посещения Булгара Багдадской дипломатической миссией. Историю этой миссии подробно описал секретарь посольства Ибн Фадлан (Фазлан), хорошо знавший язык тюрки, имевший богатый дипломатический опыт, посетивший многие страны. Книга его воспоминаний о путешествии на реку Итиль и принятии в Булгаре ислама дошла до наших дней.

Будучи правоверным мусульманином и проповедником ислама, Ибн Фадлан, как и следовало ожидать, восторженно говорит об исламском образе жизни и подчеркнуто выражает свое негативное отношение ко многим традициям в образе жизни северо-тюркских племен, идущим от язычества. Тем не менее эта книга для нас важный исторический источник.

Миссия прибыла обычным караванным путем через Иран, Бухару, Хорезмию весной 922 г. Алмас хан в своем дворце, в присутствии своей жены и многочисленных придворных устроил в честь высокого посольства большой прием. Было зачитано послание Багдадского халифа ал Муктадира, одобряющее желание булгарского общества принять ислам и присоединиться к миру исламских стран.

Алмас хан, в свою очередь, торжественно объявил о присоединении своего государства к исламскому миру и принятии ислама в качестве официальной государственной религии. Он выразил благодарность халифу за обещанную помощь. Затем с выходом к народу и официальными выездами на места была устроена официальная торжественная церемония принятия ислама. Она состоялась 16 мая 922 г. (310 г. хиджры). Эти официальные торжества еще не означали поголовного перехода населения от язычества к исламу. Особенно это относилось к княжествам, расположенным на периферии, в частности к чувашскими и особенно финно-угорским, где принявших ислам оказалось меньше.

Тем не менее исторический акт совершился. В Волжской Булгарии был принят ислам суннитского направления, признающий правомерность присяги на верность Мухаммаду, данной Абу Бекром, в отличие от сторонников партии ши'а, оспаривавших присягу Абу Бекра и провозгласивших хазрата Али (зятя Мухаммада) преемником пророка Мухаммада. С этого времени население Булгара стали называть "ахл ас сунна ва-л-джамаа" (люди сунны и согласия общины).

Общественная жизнь Волжской Булгарии. С принятием ислама общественная жизнь Булгара, выросшая на нормах обычного права, традициях местной этноплеменной жизни, начинает постепенно ориентироваться на исламский комплекс социальных норм -- шариат. Шариат (аш Шари'а -- закон, обязательное предписание) -- комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения правоверных, формируют их нравственные ценности и религиозную совесть. В шариате мусульмане видят источник норм, регулирующих их поведение. Иначе говоря, общественная жизнь Булгара начинает ориентироваться на исламский образ жизни.

Вместе с тем древние правовые представления населения страны, правовые нормы и традиции страны, идущие от прежнего этноплеменного образа жизни, не исчезают, а обретают форму адата, существующего параллельно с шариатом. Адат отражает реалии местной правовой жизни, т.е. представляет собой комплекс древних правовых и нравственных норм, которые практически соблюдаются и после принятия ислама. В результате ислам здесь формируется, как бы отражая реалии булгарского общества.

Государственный строй. Становление древне-татарского государства в X в. проходило, ориентируясь на исламское государственное право -- ал-фикх. Ал-фикх (право, юриспруденция), будучи как бы продолжением шариата, определяющего общественные отношения вообще, выступает в основном в качестве государственного права. В ходе становления халифата исламская правовая система вообще и втом числе арабское государственное право восприняли отдельные элементы римского, сасанидского, толмудического и канонического (византийского) права. Эта система высоко оценивается учеными. Той-нби считает, например, что в исламе оформилась примечательная правовая школа, идущая путем закона и возрождения (шариат, и адат). Согласно исламскому праву, государство -- необходимость для общества: "Даже несправедливая власть предпочтительнее анархии". Власть правителя не абсолютна. Верховная власть, суверенитет принадлежат исключительно Аллаху. Правитель в своих действиях связан с указаниями (конституцией) Корана и развитой пророком Сунны. Управление государством становится как бы консультативным через такой орган, как Шура (Совет). Правитель избирается общиной и ответствен перед ней, обязан советоваться с ней по важнейшим государственным вопросам. Такой правитель считается праведным, в отличи^ от правителей, нарушающих эти предписания.

Ибн Фадлан отмечает, что Алмас хан (Джафар бин Абдаллах), приняв ислам, уже тогда начал внедрять в жизнь нормы шариата и ал-фикха. Вероятнее всего, с укреплением централизованного государства стало употребляться слово "хан", измененное от хазарского "ха-кан". Ш. Марджани перечисляет имена и других правителей Булгара в X в. - период становления государства: Ахмад-хана Талиб хана, My'мин хана. В годы их царствования в X в. Волжская Булгария укрепляется как суверенное государство, имеющее развитую систему управления внутри страны и признанное многими иностранными государствами. Сохранились монеты чеканки в Булгаре с именами Талиб хана (338 г. хиджры, т.е. 949 г.), Му'мин хана (366 г. хиджры, т.е. 977 г.). При Му'мин хане в 985-986 гг. между Волжской Булга-рией и Киевской Русью был заключен межгосударственный договор о сохранении мира "до тех пор, покуда камень не начнет в воде плавать, а хмель - тонуть". Мир этот был закреплен браком великого князя Владимира Святого с булгарской принцессой.

Хан был главою государства. Руководствовался он положениями Корана, служившими конституционным началом. Должность хана была наследственной. По мере укрепления ислама в государстве в качестве влиятельного сановника выдвигается главный казый, назначаемый ханом -- носителем высшего правового авторитета. Казый надзирает за деятельностью местных казыев - чиновников-судей. Как знаток шариата и фикха он мог быть и советником хана. Роль консультативного органа выполнял джиен - съезд военно-административной знати, духовенства, остальных подданных, ведущих самостоятельное хозяйство (торговцы, ремесленники, крестьяне). Созываемый ханом джиен решал наиболее важные государственные вопросы (войны и мира, выбора новой династии и др.).

Правительство (Двор) возглавлял везир (высший сановник). Его помощниками по областям правительственной системы были наибы (начальники департаментов). Армия состояла из постоянной ханской гвардии (хуана) и собираемого по необходимости для обороны страны или заграничных походов военного ополчения (сарья).

Низовое звено государственного управления составляли избираемые населением старейшины селений и махалла в городах. Так родоплеменная демократия выросла в государственную форму управления обществом, сочетающую централизованное ханское управление с демократией джиена и низовой демократией. Столицей государства стал наиболее выгодный в стратегическом и торгово-экономическом отношениях город Булгар. В известном в истории виде он появился в VIII--IX вв. на месте древнейшего поселения, может быть, даже носившего название "Булгару".

Территория. Территория, на которую распространялась власть хана, в первое время не была так обширна, да и степень подчиненности объединяющихся княжеств была разной. Ибн Фадлан писал о четырех княжествах, правители которых приняли участие в приеме багдадского посольства. Возможно, здесь речь идет о центральной зоне государства: Булгаре, Биляре, Суваре, Буртасе. Причем эти государственные образования, объявив об объединении в общее государство, долгое время сохраняли еще свою самостоятельность во внутренних делах. В 70-80-х гг., например, в Суваре довольно автономно правил Му'мин, сын Хасана, брата Ахмад-хана. Известно, что Сувар до конца 70-х годов X в. чеканил свои монеты. Княжества правобережья Камы и Волги, а также мордовское, чувашское, удмуртское, марийское, западно-башкортское, Каринское княжества имели еще большую автономию. С учетом этого обстоятельства контуры границы древне-татар-ского государства можно определить так: река Самара (Самарская Лука) и река Жаяк (Урал) -- на юге, реки Ик и отчасти Белая -- на востоке, река Чепца -- на севере, река Сура -- на западе.

Восточные авторы отмечают наличие уже в X в. крепостей-керменов. В частности, ал Казвини в своей книге "Руины старины и новости о народах", ссылаясь на "Историю Булгарии" Якуба бин Нугмана, упоминает две такие крепости: Шушит и Ватер-Бурун. Пока трудно привязать их к местности. Возможно, они стали осуществлением желания Алмас хана построить оборонительные крепости, высказанного им Ибн Фадлану.

Население. Образование государства включает в себя формирование государственной власти, становление территории этого государства в определенных границах и объединение существующих на этой территории первичных государственных образований (протогосударств) вокруг формировавшейся власти, признание ими этой власти. Население, объединенное в государство, обычно принято называть "народ", в отличие от "племени" и ".союза племен". Владимир Даль, например, так объясняет русское слово "народ": народ -- от "народившиеся на данной территории", "на территории данного государства". У данного народа появляется свое название (этноним), у его государства -- политоним. Территория государства обычно воспринимается как относительно постоянная местность -- страна. В нашем случае в употребление входят понятия: страна -- Волжская Булгария (Болгаостан), государство -- Булгар (по названию города -- столицы). Население составляют два этноса: северные тюрки и волго-уральские финно-угры. Северотюркский этнос в Волжской Булгарии осознает себя как "булгары".

В условиях государства несколько иначе формируется социальное деление общества. Ибн Фадлан увидел деление населения Булгара на три группы: раисы -- знать; простой свободный народ; несвободные люди (рабы), обычно из числа "военной добычи". Самую многочисленную часть населения составлял "простой свободный народ" -- крестьяне-земледельцы и скотоводы, жившие общинами, ремесленники, торговцы. Зависимые (несвободные) люди, называемые часто гуламы (рабы), работали в частных хозяйствах высших государственных сановников. Выполняли они различную работу, иногда даже важные государственные поручения. Отчасти рабы вывозились на внешний рынок. В стихах иранского поэта Носира Хисроу (1004--1072) "Турчанки из Булгара" есть такие строки:

Турчанок-рабынь

Привезли из Булгара,

Замлела толпа

От подобного дара.

Соблазну подвластны

Издревле все люди:

Как тонок их стан,

И как пышны их груди,

Рубины губов и зубов изумруды,

Узревшие в кровь искусали все губы!

Формировалась интеллигенция в лице исламского духовенства и учительства, табибов -- врачей, людей науки и искусства. В числе знати (раисов) были государственные служащие -- выходцы из родоплеменной верхушки, пополняемые государственными чиновниками ранга наибов, дипломатов, а также местной княжеской администрации, военная каста, состоявшая из ханской гвардии и военных дружинников местных князей.

Сложным был состав населения в этническом плане. Центральную и западную части государства преимущественно населяли тюрки -- предки чувашей, татар, башкортов. На периферии жили угро-финны -- предки мордвы, мари и удмуртов. Русского населения в стране пока еще было мало. Оно было представлено в основном купцами и их прислугой, а также бывшими пленными, находящимися в положении, либо прислуги в частных хозяйствах, либо свободных ремесленников, в основном, кузнецов.

Хозяйство. Главным богатством страны была земля, включая пахотные земли, пастбища и выгоны, леса, луга, реки с их изобилием. Согласно шариату земля -- дар Аллаха людям, т.е. общественное достояние. Распоряжался землей хан, одаривая духовенство, высших государственных сановников -- мурз и угланов -- ханских гвардейцев за их заслуги перед государством, а также свободных крестьян-общинников, которые владели выделенной им землей наследственно. Значительная часть земли принадлежала ханскому Двору, местным князьям.

Основной отраслью сельского хозяйства было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась довольно глубоко при помощи сабана (плуга) с железным сошником и сохи. Основными культурами полеводства были пшеница, рожь, ячмень, просо. Страна себя обеспечивала хлебом. Хлеб шел и на экспорт. Самостоятельной отраслью хозяйства было скотоводство, обеспеченное богатыми лугами и добротными животноводческими помещениями. Наибольшее распространение имели лошади, коровы, бараны, козы, птица. Лошади разводились для верховой езды, в том числе для армии, в качестве тягловой силы, и частично -- для питания.

Вспомогательными отраслями хозяйства были охота, бортничество, рыболовство, лесное дело. Государство стимулировало дальнейшее развитие ремесленного производства, которое сосредоточивалось в городах. Крупные для того времени города развивались как административные центры княжеств, центры торговли, ремесла и культуры. Ибн Фадлан отметил, что город Булгар в начале X в. имел население в 10 тыс. человек. Средние и мелкие города были центрами местного ремесла и торговли. Среди них были Шонгут -- в верховьях Свияги, Янтык -- в ее низовьях, Кандурга -- на р. Кандурча (севернее Самары), Чердаклы и др. Горожане были ориентированы в основном на обслуживание торговли и ремесла. Среди них были строители караван-сараев, жилья, вспомогательных помещений, торговых залов, кузнецы и столяры, прислуга. Власти покровительствовали городам -- центрам торговли и ремесла, приносящим им значительные доходы.

Из кустарных промыслов наиболее весомо была представлена металлургия -- выплавка железа из местной и привозной уральской руды, и металлообработка. Существовали различные по назначению и уровню сложности обработки металла кузницы: по производству сельскохозяйственного инвентаря, оружия, бытовых предметов (замки, цепи, ножницы и т.д.)- Была развита металлургия бронзы: производили медные котлы и кумганы, литые медные зеркала, предметы украшения. Более высоким стало мастерство обработки кожи, изготовления керамических изделий, бытовых изделий и детских игрушек из дерева, ткацкое дело.

Торговля. Развитая внутренняя и внешняя торговля, широкая сеть городов являются показателями процветания любой древней цивилизации. Древний Татарстан не был исключением и здесь. Образование государства расширило торгово-экономические связи между отдельными районами страны. Расширение производства промышленных товаров и оживление внутреннего рынка стимулировали внешнюю торговлю. Недалеко от города Булгар был построен крупный торговый центр Ага базар с караван-сараем и портовыми сооружениями, непосредственно выходившими на Волгу. Сюда стекались товары для внутреннего потребления и предназначенные на экспорт. Иностранные гости (торговцы) съезжались сюда преимущественно по Волге: с севера -- русские, из Вису (Весь), Мурома, Вятского края, Перми; с юга - хорезмийцы, бухарцы, иранцы, из Северного Кавказа и т.д. Наряду с транзитным северным и южным товаром (ценнейшие меха, шелк, оружие и др.) через Ага базар на экспорт шло много товара собственного производства: кожа и кожаные изделия, оружие (мечи, стрелы) и военное обмундирование, хлеб, скот, дерево, а также украшения. Ибн Фадлан очень высоко отзывался о "куньих мехах", идущих на экспорт: "звонкую монету заменяют им куньи меха", -- писал он. В широком ассортименте пушного экспорта ценились шкуры соболя, горностая, бобра, выдры, белки, лисицы, зайца. Славились на внешних рынках мед и воск, лесоматериалы, медовый напиток. В "Словаре тюркских наречий" известного ученого-филолога XI в. Махмуда Кашгари в качестве суварской приводится поговорка: "Держа мед, к тебе черт навстречу шагал; одевая в шелка -- в дураках оставлял".

Развитию торгово-экономических связей с внешним миром и внутри страны во многом способствовала развитая денежная система страны. В коллекциях нумизматики сейчас имеются монеты, отчеканенные в Волжской Булгарии в 908 -- 910 гг., монеты чеканки 949 г. с именем булгарского правителя Талиб хана, чеканки 977 г. с именем My'мин хана. О торговых связях древнего Булгара с зарубежными странами свидетельствуют и монеты этих стран, найденные в Булгаре в археологических слоях X в. Среди них чешская монета, отчеканенная до начала Х\ в., арабский дирхем, отчеканенный примерно в первой четверти X в.

Стабильной для страны в целом становится налоговая система. Основными налогами были: "десятина" (десятая часть дохода) и "зя-кэт" (одна сороковая часть дохода, отдаваемая в пользу бедных и духовенства). Местные налоги назывались "салым" -- земельный, ямской, дорожный и др.

Духовная жизнь. В ходе становления древне-татарского государства и утверждения ислама в стране в течение X в. определились основные направления развития духовной жизни общества. Традиционный пласт духовной жизни общества в виде ценностей, унаследованных от доисламских верований и идеалов северо-тюркских племен, в основном сохранился. Новый, исламский пласт проникает в духовную жизнь общества постепенно, можно сказать, в два приема. Первоначальное проникновение исламских ценностей относится к периоду до официального принятия ислама. Ибн Русте еще до 913 г., ал Балхи -- до 921 -- 922 т., описывая Булгар и Сувар, отмечали, что здесь имеются мечети и исламское духовенство, поставлено дело лечения людей, т.е. имеются табибы. Это же подтвердил Ибн Фадлан. Причем ислам шел сюда главным образом тогда через соседей -- тюркские государства (Хаза-рию, Хорезмию, Бухару), принявшие ислам раньше и уже имевшие опыт "тюркизировать" некоторые из его обрядов. Это выражалось, например, в читаемых на тюрки проповедях после молитвы на языке Корана. Основные молитвы в мектебах также объяснялись на тюрки. В практической жизни, особенно в семейной, исламские обряды не вступали в особую конфронтацию с традиционными. Официальное принятие ислама и официальное выполнение предписаний ислама происходило на этой уже подготовленной почве. Таким образом, складывающийся в древнем Татарстане исламский образ жизни не стал повторением багдадского или иного исламского образа жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать