История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Демократическая программа перестройки, предложенная оппозицией, была последовательно антикоммунистической. Ее лозунгами стали: отмена статьи 6 Конституции СССР о политической монополии КПСС в обществе; признание фактической независимости союзных республик путем упразднения существующего союзного центра; создание нового союза республик в форме конфедерации; устранение в новом союзе существующего деления республик на союзные и автономные, уравнение их статуса; радикальная экономическая реформа на основе соблюдения равенства общественной и частной собственности при признании рыночного хозяйства; реализация прав человека на уровне международных стандартов. Судьба указанных двух программ, предложенных коммунистической властью и демократической оппо-зицией, должна была решиться на выборах народных депутатов в парламент в марте 1989 г.

Перестройка в Татарстане. Горбачевская программа перестройки в Татарстане была воспринята двояко. Команда Гумера Усманова (председатель Президиума Верховного Совета Ш.А. Мустаев, председатель Совета Министров М.Щ. Шаймиев) как кадры, утвержденные на своих постах Москвой, основной своей задачей считали реализацию в условиях республики предписаний этой программы. Верховный Совет республики принял пятилетний план экономического и социального развития Татарской АССР на 1986--1990 гг. исходя из контрольных цифр, установленных для республики государственными планами Союза и России на XII пятилетку. Структура и основные направления развития хозяйства и социальной сферы не менялись. Предполагалось, что предприятия оборонного комплекса, производившие 45% валовой промышленной продукции, увеличат ее в 1,4 раза. Объединению "Татнефть" предстояло за пятилетие добыть 193 млн тонн нефти из недр республики, предприятиям нефтехимии -- увеличить производство на 28,5%. Планировалось строительство тракторного завода и атомной электростанции.

В плане оговаривалось усиление социальной ориентированности экономики: повышение зарплаты, увеличение производства продуктов питания и промышленных товаров широкого потребления, услуг, строительства жилья. Однако социальная область оставалась без достаточного финансирования и ее программа заранее была обречена на невыполнение. В области сельского хозяйства предполагалось, что с 1987 г. будут установлены твердые задания по сдаче в общесоюзный и российский фонды мяса, молока, яиц, картофеля, плодоовощной продукции. Для удовлетворения местных республиканских нужд планировалось направить все остатки, дополняя их за счет продукции подсобных хозяйств предприятий, личных хозяйств населения, коллективного садоводства и огородничества.

Иначе отнеслась к объявленной командой Горбачева перестройке демократически ориентированная часть общества, особенно из числа ученых, писателей, поэтов, деятелей искусства. Они приветствовали перестройку как процесс в ходе которого можно будет выйти за ныне установленные ее рамки и идти по пути решения в целом уже ясных проблем национального возрождения. Вскоре после заявления Горбачева в июне 1988 г. о том, что "выдвигается задача коренной реформы политической системы", группа интеллигенции, вынашивавшая идею национального возрождения, выступила с инициативой создания своей организации под названием Татарский общественный центр (ТОЦ). Сам процесс перехода от формирования идей татарского национального возрождения к их легальному разъяснению в массах произошел гораздо раньше -- со времени объявления гласности и плюрализма мнений. К 1988 г. в республике уже успели вырасти легальные проповедники идей национального возрождения, такие как поэтесса Фаузия Байрамова и другие. В октябре 1988 г. в печати появилась статья одного из инициаторов создания ТОЦ доцента Казанского университета Марата Мулюкова под названием "С уважением к себе и другим". Назвав ТОЦ "демократическим движением" многонационального Татарстана, Мулюков поведал общественности его цели: завоевание Татарстаном статуса союзной республики; расширение связей с зарубежными странами; придание татарскому языку в Татарстане статуса государственного языка; достижение экономической самостоятельности.

Часть татарстанцев, воспитанных в духе "интернациональной еди-нодержавности", вначале была, в определенном смысле, шокирована появлением на политической арене непривычной для советского времени национальной организации. Некоторые общественные силы, поддерживая определение Горбачева "национализм в любой форме слеп", на страницах газеты "Вечерняя Казань" пытались обвинить ТОЦ в том, что он якобы добивается отделения Татарстана от России. Вскоре большинство татарстанцев (татар, русских, других национальностей) стало относиться к ТОЦ и его программе с пониманием. Прежде всего это относилось к молодежи. В принципе объявленная ТОЦ программа не вызвала противодействия со стороны руководства республики. Оно понимало, что получение статуса союзной республики в составе Союза оставалось желанием демократической татарской общественности все предшествовавшие годы. Не скрывал этого и М.Ш. Шаймиев, работавший председателем Совета Министров, а затем выдвинутый на пост первого секретаря обкома партии. Было нелогично оценивать переход от отношений "господства и подчинения" к партнерским отношениям как разрыв отношений.

В феврале 1989 г. в Казани состоялся Учредительный съезд ТОЦ. В его работе приняли участие 586 делегатов, представлявших города и районы Татарстана и территорий компактного проживания татар ряда автономных республик и областей России, посланники татарской диаспоры союзных республик, Москвы, Санкт-Петербурга. В своих резолюциях съезд подтвердил объявленные программные цели и добавил к ним требования о возрождении национальной жизни в регионах компактного проживания татар за пределами Татарстана. Был дан новый импульс работе возникших там самодеятельных татарских социокультурных организаций, Были приняты программа и устав ТОЦ.

С деятельностью ТОЦ связано начало диалога в Татарстане между оппозицией и структурами государственной власти. В работе съезда ТОЦ участвовал в качестве представителя обкома партии руководитель его идеологического отдела Олег Морозов, заявивший, что областной комитет КПСС готов сотрудничать с ТОЦ. Таким Татарстан шел на выборы народных депутатов в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в марте.

Демократическая оппозиция в Союзном и Российском парламентах. Выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в марте 1989 г., пока еще принесли победу команде Горбачева. Сыграли свою роль его обещания обновить Союз, а также поддержка программы перестройки со стороны западной демократии. Вместе с тем стало сенсацией избрание в состав Верховного Совета большой группы альтернативных депутатов, в том числе А.Д. Сахарова. Впервые в истории СССР в его парламенте появилась довольно внушительная официальная оппозиция коммунистическому курсу. Около 100 депутатов во главе с А.Д. Сахаровым, в том числе депутаты Татарстана, сформировали свою Межрегиональную группу депутатов. А.Д. Сахаров определил задачи и направления деятельности группы как конструктивной оппозиции к существующей власти. Позже, в своем выступлении 14 декабря на собрании группы в Кремле он призвал своих соратников сделать следующий решительный шаг -- добиться отмены статьи 6 Конституции и других статей Конституции, которые к ней примыкали.

Началась интенсивная парламентская работа оппозиции. А.Д. Сахаров был избран в состав конституционной комиссии парламента. Он первым представил в комиссию свой конституционный проект нового Союза. В проекте речь шла не о реформировании существующего Союза, на чем настаивала команда Горбачева, а о конструировании нового Союза на базе новых принципов без "руководящей роли КПСС" и без определения Союза как "социалистический". Первоначально структурными частями этого Союза должны были стать существовавшие союзные республики и получившие суверенитет автономные республики. Предполагалось предварительно реформировать РСФСР, создав на ее базе Республику Россия и ряд других национальных республик, а также разделив Республику Россия на четыре экономических района: Европейскую Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Все изъявившие желание сотрудничать бывшие союзные и автономные республики, включая новую Республику Россия, должны были добровольно объединиться в конфедерацию, называемую Союзом Суверенных Советских Республик Европы и Азии.

Оппозиция предлагала вести перестройку, не только избрав новый политический курс, но и ориентируясь на коренное обновление социально-экономического строя. Перестройка должна была привести к созданию экономической структуры, плюралистически сочетающей общественную и частную собственность и основанной на рыночном хозяйстве. Земля, ее недра и другие ресурсы должны были стать собственностью самих республик.

14 декабря 1989 г. умер А.Д. Сахаров. Демократическая оппозиция в союзном парламенте ослабла, но усилилась она в союзных и автономных республиках. На выборах народных депутатов в республиканские парламенты, прошедших в феврале 1990 г., демократическая оппозиция получила большинство голосов почти повсеместно. Пример показала Российская Федерация. На первом съезде народных депутатов РФ, созванном в начале июня, председателем Верховного Совета был избран лидер оппозиции Борис Ельцин. 12 июня съезд принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, что фактически означало выход РФ из состава Союза. Было ясно, что без РФ Союз существовать не сможет. Союзные структуры власти, КПСС и ее лидер Михаил Горбачев оказывались фактически

без власти.

Желая выправить положение, команда Горбачева 2 июля 1990 г. обратилась к народам Союза с программным заявлением "К гуманному, демократическому социализму", в котором обещала обеспечить переход "от авторитарно-бюрократического строя к обществу демократического социализма". Декларировались решительный отказ от политики и идеологии монополизма; введение многообразия собственности и хозяйствования; Создание современной и мощной индустрии производства товаров народного потребления; преобразование СССР из унитарного государства в подлинное содружество народов; повышение конституционного статуса, расширение прав автономных республик; осуждение любых форм насилия в решении национальны проблем; свободное развитие и равноправное использование языков народов СССР; демократизация внешней политики, переход от конфронтации к сотрудничеству; вывод войск из Афганистана и др.

Несмотря на обилие красивых обещаний, вернуть демократические парламенты республик снова в лоно социализма Горбачеву не удалось. Отказались не только республики Прибалтики, но и Россия, Украина, Белоруссия.

Усиление демократического движения в Татарстане. Наиболее активно проявило себя демократическое движение в Татарстане в период подготовки и проведения выборов народных депутатов в республиканский парламент в конце 1989 -- начале 1990 гг. Сторонникам демократического движения был открыт доступ к республиканской и местной печати, радио. Появились у них собственные органы печати. Начала выходить газета "Республика" под лозунгом: "Невозможно гарантировать права человека вне гарантий црав народов". Одновременно во властной структуре республики сформировалась ориентированная на провозглашение государственного суверенитета Татарстана команда в составе М.Ш. Шаймиева (первый секретарь обкома партии), М.Г. Сабирова (председатель Совета Министров), В.Н. Лихачева (зав. государственно-правовым отделом обкома) и др. 4 ноября 1989 г. Верховный Совет республики принял Закон об изменениях в Конституции Татарской АССР. Более демократической стала избирательная система. В ней предусматривались альтернативность выборов и многомандатность избирательных округов.

Главным лозунгом, сблизившим позиции демократического движения и демократического крыла в структурах государственной власти, стало популярное в народе требование самостоятельности Татарстана в составе России и Союза. В сущности, самостоятельность, не отягощенная национализмом, удовлетворяла многонациональное население республики и поддерживалась им. Требование самостоятельности, свободное от примеси сепаратизма, не было разрушительным, позитивно воспринималось и поддерживалось истинной демократией России и Союза. Несовместима была самостоятельность с унитаризмом, который отстаивали тогда ортодоксальные коммунисты. Не случайно главный лозунг объединенных демократических сил республики "За государственный суверенитет Татарстана в составе СССР и России" на выборах одержал победу над лозунгом "За единый социалистический Союз", "За единую социалистическую Россию".

Большим подспорьем для татарстанского демократического движения стала демократическая программа А.Д. Сахарова, в которой предусматривалось предоставление автономным республикам статуса суверенных республик. В ходе обсуждения проекта Декларации о государственном суверенитете РФ в российском парламенте депутаты от Татарстана активно поддержали идею самостоятельности РФ перед лицом диктата со стороны союзного центра. Особенно это относилось к пункту 5 проекта, где говорилось о верховенстве Конституции РФ и законов РФ на всей территории РФ, об исключительном праве народа на владение, использование и распоряжение национальным богатством страны, об объединении РФ с другими республиками в союз на основе Договора. В этом духе оказались и Декларации, принятые другими республиками. В Декларации, принятой на Украине 16 июля, в частности, говорилось: "Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределением.

К сожалению, российская Декларация не смогла подняться до уровня предвыборных обещаний российского демократического движения о предоставлении автономным республикам статуса суверенных республик. Вопреки настоятельным предложениям Межавтономной депутатской группы в российском парламенте о признании суверенитета автономных республик, пункт 6 проекта Декларации ограничился старой, ничего не означавшей формулой "существенное расширение прав автономных республик". Демократическое движение Татарстана выступило против принятия проекта Декларации с таким пунктом. 14 июня на организованном ТОЦ массовом митинге в Казани его участники приняли обращение к М.С. Горбачеву и Б.Н. Ельцину, в котором было заявлено, что у Российской Федерации, как и у СССР, нет оснований для ограничения суверенитета Татарстана. Тогда же обращение это было зачитано на съезде народных депутатов РФ. Требование восстановления в Декларации формулы суверенитета автономных республик было вновь поддержано Межавтономной депутатской группой съезда, которую возглавлял депутат от Татарстана М.Г. Сабиров. Голос Татарстана не был услышан. В этом плане Декларация оказалась ущербной.

Становление суверенной республики Татарстан

Провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан. Внутренне Татарстан был готов к провозглашению своего государственного суверенитета. Союзный центр и Российская Федерация, в свою очередь, не могли не считаться с этим фактом Готовя новый союзный договор, Горбачев как будто склонялся к тому, чтобы Татарстан подписал его самостоятельно, наряду с РФ. Однако не было уверенности в том/что подписавшие этот договор республики фактически будут самостоятельными. Подготовленный к подписанию новый договор предусматривал создание не "союза государств", а "союзного государства". Россия хотела оставить Татарстан в своей зоне и отказалась включить в свою Декларацию о государственном суверенитете согласие на предоставление суверенитета автономным республикам. В начале августа Б.Н. Ельцин в качестве председателя Верховного Совета РФ посетил Татарстан. Журналисты задали ему прямой вопрос: "Готовы ли Вы предоставить татарам отдельную квартиру?" (в смысле "суверенитет Татарстану"). Ельцин ответил: "Готов. Но какой суверенитет, какое название будет у Татарии, я еще раз говорю, это вы решите сами на сессии Верховного Совета Татарии... Да, конечно, мне тоже хотелось бы, чтобы Россия единой участвовала в демократических преобразованиях, потому что Россия пойдет к ним более радикально".

Для татарстанского демократического движения главным был вопрос о государственном суверенитете Татарстана, но уже не вопрос о том будет он суверенным субъектом России или Союза. Первым шагом нового парламента Татарстана стало избрание председателя Верховного Совета. Им стал единый кандидат демократического движения М.Ш. Шаймиев. 30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. По поручению комиссии проект Декларации огласил депутат Ф.Ш. Сафиуллин. Согласно регламенту, количество желающих выступить в обсуждении проекта не ограничивалось. В результате согласования мнений депутатов появился окончательный вариант, гласивший, что Верховный Совет:

"1.Провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику -Татарстан.

2.Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа.

3.Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей...

4.Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками..."

Одновременно был принят Закон об основах народовластия в Татарстане, гарантирующий необратимость освобождения структур государственной власти от какого бы то ни было давления со стороны партий.

Принятием Декларации о государственном суверенитете завершился национально-освободительный цикл в истории Татарстана, активно начавшийся в 1917 г. созывом Милли Меджлиса в целях провозглашения Волжско-Уральской суверенной республики. Был открыт путь для реального становления в Татарстане суверенного государства Республика Татарстан. Заявление Декларации о том, что "Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР" было направлено на обеспечение дальнейшего сплочения многонациЬнального татарстанского общества.

Суверенная Республика Татарстан рассматривалась как фактор, способствующий дальнейшей социокультурной консолидации семи-миллионной татарской нации. Республика обретала дополнительные возможности для того, чтобы выступать в качестве культурного и духовного центра татарского населения, проживающего вне территории своей национальной государственности. Своим социально-экономическим потенциалом и устремленностью к равноправному Сотрудничеству суверенный Татарстан мог играть позитивную роль в формировании новой федерации суверенных республик в рамках России и Союза. Высоко оценили провозглашение государственного суверенитета Татарстана народы и государственные власти республик России и Союза. Смелый шаг Татарстана стал примером для остальных автономных республик РФ, провозгласивших вскоре свой государственный суверенитет.

Отстаивание суверенитета. Объявившую свой суверенитет республику впереди ожидали большие испытания. В декабре 1991 г. бывшие союзные республики РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан и другие объявили о своем официальном выходе из состава СССР. Советский Союз юридически распался. Татарстану предстояло отстоять свой суверенитет перед Россией -- преемницей Советского Союза. Россия тогда переживала трудное становление. Не удавалось организовать нормальную работу демократического парламента. Съезд народных депутатов, созванный в апреле 1991 г., проходил во взаимных обвинениях демократов и коммунистов России. Один из депутатов назвал съезд изжившим себя, ненужным надпарламентским органом, не способным принимать законы. Не было пока компетентного правительства согласия, способного предложить необходимую экономическую программу. В эти же дни произошло обвальное понижение курса рубля. Шоковое обнищание народа распространилось и на Татарстан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать