История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Конференция поддержала избранную Татарстаном форму взаимоотношений с Россией. В заключительном документе конференции говорилось: "...Положения статьи 61 Конституции Республики Татарстан об определении Татарстана как суверенного государства, являющегося субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией -- Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, не противоречат Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, принципам и нормам международного права".

Федеральный центр продолжал упорствовать, на заключение предлагаемого Татарстаном договора не шел. Российско-Татарстанские отношения продолжали обостряться. На 12 декабря Федеральный центр назначил общероссийское голосование по поводу принятия Конституции Российской Федерации, в которой игнорировалось принципиальное мнение Татарстана. В ответ татарстанцы на голосование не явились. В начале 1994 г. в Татарстане были объявлены не состоявшимися из-за неявки избирателей выборы в новый парламент РФ - Совет Федерации и Государственную думу. Татарстан оказался не представленным в новом парламенте РФ. Фактически получалось, что федеральный центр, отказываясь считаться с волеизъявлением татарстанцев -- татар, русских и других национальностей, оставлял республику вне федерации.

Татарстанско-Российский Договор. Неопределенность российс-ко-татарстанских отношений тревожила обе стороны. После принятия в России новой Конституции, узаконившей президентскую республику, Б.Н. Ельцин смягчил свою позицию по отношению к Татарстану, стал дистанцироваться от тех сил, которые настраивали его быть непримиримым. Вяло протекавший татарстанско-российский переговорный процесс с согласия сторон получил новый импульс. Повторные выборы в парламент Российской Федерации от Татарстана состоялись 13 марта. Все 9 депутатов (2 -- в Совет Федерации, 7 -- в Думу) были избраны.

Подготовка Российско-Татарстанского Договора к подписанию проходила в духе компромиссов. Делегация Татарстана не стала настаивать на формуле, что Договор этот есть соглашение двух суверенных государств, субъектов международного права. Вместо формулы "Российская Федерация и Республика Татарстан объединены (ассоциированы) на основе настоящего Договора" была принята формула, гласящая, что Республика Татарстан как государство объединяется с Российской Федерацией, что объединение это происходит на базе не только Конституции РФ, но и Конституции Татарстана, а также данного Договора. Компромисс был заметен и в самом названии Договора. Стороны отошли от формулы Федеративного Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий" и от формулы первоначального татарстанс-кого варианта Договора "О взаимном делегировании предметов ведения и полномочий". Окончательный вариант звучал так: Договор Российской Федерации И Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". По объему предметов ведения и полномочий, предоставляемых Татарстану, Договор оказался более демократичным по сравнению с Федеративным договором и Конституцией РФ. В Договоре подтверждено исключительное право РТ самой распоряжаться достоянием и собственностью народа Татарстана, устанавливать систему государственных органов РТ, порядок их организации и деятельности; предусмотрено разграничение федеральных и республиканских (РТ) налогов, которые соответственно устанавливаются и взимаются федеральными и республиканскими (РТ) орга-. нами; признано гражданство РТ; зафиксировано право РТ иметь национальный банк, осуществлять помилование лиц, осужденных судами РТ; заключать соглашения с другими субъектами Федерации. Договор предоставляет Татарстану полномочия в области заключения внешнеэкономических и культурных соглашений, участия в деятельности неправительственных международных организаций. Все эти и подобные полномочия в демократических федерациях мира уже реализованы и не являются необычными для международной практики. Для Российской Федерации все это было новым.

В Договоре намечен курс на создание механизма его реализации. Установлен порядок заключения Татарстаном отдельных соглашений с российской стороной по вопросам совместного ведения на определенные сроки. Возникающие споры должны разрешаться между сторонами "в согласованном между ними порядке". В случае принятия сторонами законов, нарушающих Договор, стороны вправе их опротестовать.

По духу и букве Договор был приближен к международным стандартам. Договор составлен на русском и татарском языках, и зафиксировано, что оба текста имеют одинаковую силу. Срок действия Договора не ограничен. На данном этапе он выступает основным документом, регулирующим взаимодействие органов государственной власти Татарстана с органами государственной власти России.

Российско-Татарстанский Договор был подписан 15 февраля 1994 г. в Москве. "Во благо всех -- России, Татарстана и международного сотрудничества", -- такова была совместная оценка Договора двумя президентами, подписавшими его -- Б.Н. Ельциным и М.Ш. Шаймиевым. Татарстан получил через этот Договор признание Россией своего "особого статуса" в составе Российской Федерации и согласие органов власти России на "особые отношения" (договорные отношения) с Россией. Юрист Азал Каримов назвал Договор важной вехой в развитии нашей республики как суверенного государства.

Значение Российско-Татарстанского Договора не ограничивалось рамками локальных двусторонних отношений. Одновременно он был оценен как обнадеживающее начало фактической модернизации Российской Федерации. При строительстве федерации среди разных факторов особое значение признавалось за национальными особенностями и историческими традициями. Канадский ученый Алан Блейкли в связи с этим Договором заявил: "Россия пытается построить ... не новую нацию, а именно новую федерацию". Заместитель председателя Совета Федерации российского парламента Василий Лихачев в свою очередь отметил: "В рамках правовой системы России формируется новая отрасль -- федеральное право".

Период с 1994 по 1998 год показал, что многие положения договора плохо работают. Особенно трудно реализовывались совместные полномочия. Давало о себе знать отсутствие механизма реализации таких полномочий. По сути дела все полномочия оставались в распоряжении Российской Федерации. Практически суверенность Татарстана проявлялась в том, что над правительственными учреждениями развевался только флаг республики, на торжественных мероприятиях звучал только гимн Татарстана. Не случайно известная часть политических кругов в Москве выражала недовольство и требовала, чтобы над Татарстаном реял только флаг России. На страницах московской печати, по радио и телевидению не прекращалась критика самостоятельности Татарстана. Выдвигались требования: уравнять Татарстан с другими субъектами Российской Федерации и аннулировать договор между Казанью и Москвой. Таким образом, несмотря на подписанный Договор, противостояние между Россией и Татарстаном продолжалось. Основной точкой противостояния являлось несоответствие множества республиканских законов аналогичным федеральным актам. По мнению Президента В.В. Путина, к 2000 г. Россия приобрела ряд признаков, присущих "не федеральному, а децентрализованному государству". Было проведено несколько заседаний согласительной комиссии по унификации татарстанского и федерального законодательства. Ряд законов Татарстана, противоречащих федеральным, например, Земельный кодекс, являлись, по мнению ряда экспертов (в т.ч. тогдашнего полпреда С. Кириенко), более прогрессивными, социально оправданными. Некоторые республиканские законы требовали просто формальных поправок, и татарстанская сторона легко соглашалась изменить их. Так, в марте 2001 г. были исправлены несоответствия в законах "О благотворительной деятельности" и "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", в апреле -- в законе "О свободе совести и религиозных объединениях", в мае -- "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан" и т.д.

Наиболее острым вопросом являлось противоречие некоторых статей Конституции Республики Татарстан, введенной в действие Законом от 30 ноября 1992 г. за № 1665-ХИ. Ранее вносились изменения в статьи Конституции, в частности, изменения были внесены 29 ноября 1994 г., 30 марта и 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 мая и 21 июля 1999 г., 30 марта и 31 мая 2000 г. Требования центра о приведении Конституций республик в соответствие с Федеральным основным Законом не прекращались. Президент РФ В.В. Путин после совещания с руководителями регионов Приволжского округа1 в Самарской области в конце лета 2000 г. крайне негативно отозвался об отсутствии в Конституциях республик упоминания о том, что они являются субъектами Российской Федерации. В ответ М.Ш. Шаймиев заявил в сентябре 2000 г., что любые поправки в Конституцию республики будут вноситься только через согласительные процедуры, поэтапно и не торопясь. Предварительно необходимо четко разграничить полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, чтобы в дальнейшем никаких недоразумений не возникало. К весне 2001 г. три четверти расходящихся с Конституцией региональных законов и указов были приведены в соответствие с ее нормами. После долгих дискуссий, согласительных процедур в июне 2001 г. Государственным Советом РТ принимается Конституция Республики Татарстан в новой редакции. Статус Татарстана определяется в следующей редакции: "Республика Татарстан -- демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан". Работа по совершенствованию Конституции РТ и приведению ее статей в соответствие с Конституцией РФ продолжалась и позже. Законы Республики Татарстан об изменении и дополнении принимались 28 июня 2001 г., 19 апреля 2002 г., 15 сентября 2003 г., 12 марта 2004 г., 14 марта 2005 г. Все это было мирным решением противоречий, возникающих между центром и субъектом федерации. Для решения очень сложных и спорных вопросов впервые были использованы принципиально новые конституционные элементы: двухсторонний договор о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами, который предотвратил опасность раскола Федерации. В условиях противостояния с Центром в России Татарстан, в отличие от чеченского (силового) варианта, избрал демократический, правовой путь развития. В послании Президента Республики Татарстан Государственному совету в 2007 г. М.Ш. Шаймиев подчеркнул, что "первый Договор выполнил свою историческую миссию. Многие его положения вошли в законодательные акты и стали частью нашей жизни. Он не только определил статус республики, но и внес существенный вклад в развитие федеративных отношений на новом историческом этапе формирования государственности Российской Федерации". В связи с изменением в 2003 г. процедуры принятия двустороннего договора был подготовлен новый Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ", который в июле 2007 г. был ратифицирован Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации. Договор обозначил новый этап в политической жизни Татарстана. Он закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики. В Договоре предусмотрено дополнительное (квалификационное) знание двух государственных языков республики для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана. В нем подтверждаются уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками, закреплены особенности паспорта Татарстана, что до этого времени существовало лишь на базе решения Министерства внутренних дел Российской Федерации, определен статус полномочного представительства Татарстана. Новый Договор открыл серьезные предпосылки для динамичного развития Татарстана.

Татарстан уверенно вышел на орбиту федерального и международного сотрудничества как республика, которая способна инициировать и реализовывать самые серьезные амбициозные проекты. Этому во многом способствовало формирование конструктивных, доверительных отношений между республикой и федеральным центром, между регионами страны. По рейтинговой оценке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе, использующей более чем 70 показателей социально-экономического развития, Республика Татарстан заняла первое место в округе. По оценке федеральных органов в общем рейтинге экономического развития республика занимает второе место (после Москвы) и третье место в рейтинге социального развития (после Москвы и Санкт-Петербурга). В отчете Всемирного экономического форума за 2007 г. Татарстан позитивно отмечен по ключевым составляющим конкурентоспособности (бизнес-климат, бизнес-портфель, эффективность и стратегический курс администрации) и прочно удерживает второе место по Российской Федерации. Одним из критериев успеха республики является повышение качества жизни. Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Татарстан является одним из благополучных регионов страны. Стабильные показатели и достаточно высокие темпы экономического роста республика смогла обеспечить в немалой степени благодаря решительной модернизации своей политико-правовой базы.

Татарстан - субъект Российской Федерации

Экономика. Наибольшим завоеванием для Татарстана была экономическая самостоятельность, закрепление за республикой ее собственности. По достоинству это можно оценить, памятуя, что при СССР только два процента собственности принадлежало республике. По экономическому соглашению с федеральным центром начала 1992 г. Татарстан получил свою долю в нефтедобывающей и нефтехимической промышленности республики, включая небольшую квоту сырой нефти для продажи на мировом рынке, а также на КамАЗе, некоторых других предприятиях, за исключением предприятий военно-промышленного комплекса. Последние целиком оставались собственностью России. В ходе приватизации появилось много частных предприятий татарстанцев в отраслях торговли, общественного питания, обслуживания населения. Акции более крупных предприятий частями перешли в распоряжение Республики Татарстан, федерального центра, в частные руки работников самих предприятий, а также других граждан Татарстана, вложивших туда свои ваучеры. Возникли национальный банк Татарстана, акционерные банки, рынок ценных бумаг, появились республиканские транспортные предприятия -- Татавто-транс, Татфлот, Татаэрофлот, Международный аэропорт. Становление национальной экономики республики сопровождалось созданием эффективной, приспособленной к рыночному хозяйству системы управления. Стали функционировать производственные объединения, акционерные общества, холдинговые компании, торговые дома, биржи. Была выработана концепция государственного (РТ) регулирования национальной экономики республики.

Промышленный профиль Республики Татарстан -- химическая и нефтехимическая отрасли промышленности, машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность. На территории республики особо выделяются три промышленных района: северо-западный, основой которого служит Казанско-Зеленодольская городская агломерация. Ведущими отраслями промышленности района являются машиностроение, химическая и легкая промышленность; индустриальный северовосточный с ядром в Набережно-Челнинско-Нижнекамской городской агломерации со специализацией на автомобилестроении, химической промышленности и электроэнергетике и юго-восточный нефтедобывающий с развивающимся машиностроением.

Повысился удельный вес предприятий добывающей промышленности и сектора первичной переработки сырья (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти). В республике добывается около 32 млн. тонн нефти в год. Появился новый важный раздел по "тяжелой нефти". Если прежде это направление осмысливалось больше в теоретической плоскости, то с 2006 г. в республике начала функционировать экспериментальная скважина и появилось более конкретное видение развития добычи и переработки "тяжелой нефти". Несмотря на то, что республика была нефтедобывающей последние 60 лет, она неимела собственных производств переработки на топливо. Ранее углеводородное сырье добывали в одном месте, а перерабатывали в другом, наращивая непроизводительные затраты на перевозку сырой нефти. Теперь во главу угла ставилась экономическая, рыночная эффективность кооперационных процессов. Поэтому становление топливной промышленности в республике одновременно являлось и стратегической задачей. Условия для этогобыли. В частности, имелась уже готовая площадка -- один из крупнейших нефтехимических центров России -- г. Нижнекамск. В этот центр входили ОАО "Нижнекамск-нефтехим", перерабатывающее около 7 млн. тонн нефти в год, и ОАО "Нижнекамскшина", выпускающее порядка 9 млн. шин в год. Мощности в Нижнекамске рассчитаны на строительство ряда предприятий по выпуску видов топлива мирового качества.

Активизировалась работа крупных машиностроительных предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефте-, газоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму легковых автомобилей), а также развилось электро- и радиоприборостроение. Доля грузовиков КамАЗ на российском рынке новых автомобилей тяжелого класса достигала 52% (или 17,5% от общего числа грузовых автомобилей). Республиканскими предприятиями нефтехимической промышленности выпускается около трети российского производства полиэтилена, синтетического каучука.

В промышленности по итогам только 2007 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами достиг 743,2 млрд. руб. Индекс промышленного производства составил 108,8% к уровню 2006 г. Причем 48% общего прироста промышленной продукции обеспечено нефтедобывающими и нефтехимическими производствами, 44% -- за счет производства транспортных средств и 7% -- за счет добычи нефти. 2007 год стал наиболее успешным для экономики Республики Татарстан за все перестроечные годы.

Резко усилились темпы роста сельскохозяйственного производства. Республика Татарстан, имея 2,1% сельхозугодий России, производит 4,7% общего объема ее сельскохозяйственной продукции. Татарстан является крупнейшим производителем зерна, мяса, молока, яиц. Агропромышленный комплекс в Татарстане считается приоритетной отраслью и пользуется государственной поддержкой.

Значимым для республики шагом стало принятие экономически перспективных долгосрочных программ. Такой программный подход стал рассматриваться в республике как новая модель экономического роста. Программные целевые подходы использовались и раньше, но тогда была труднопрогнозируемая ситуация в экономике, еще не устоялись рыночные институты, поэтому программы носили более расплывчатый характер. Хотя концептуально некоторые из них имели существенное значение -- по крайней мере, в понимании того, как создавать конкурентоспособную рыночную экономику. Например, пятилетняя программа, принятая в республике в 1999 г., опередила российские подходы на год-полтора. Были приняты программы социально-экономического развития Татарстана, программа развития топливно-энергетического комплекса, программа энергосбережения, реформа ЖКХ, программа развития малого бизнеса, программа развития транспортного комплекса и другие. Так, Программа развития транспортного комплекса Татарстана, рассчитанная до 2020 г., предполагает совершенствование инфраструктуры республики. В этой программе рассматривается транспортный комплекс в целом, с перспективой оптимизации его структуры. Если раньше преобладали железнодорожные перевозки, то теперь по динамике автомобильный транспорт опережает все другие виды перевозки. Проблема дорожного строительства становится одной из ключевых. Главным в новой модели экономического роста Республики Татарстан остается формирование демократического государственного устройства с высокими стандартами качества жизни, опирающееся на гражданское общество и динамично развивающуюся многоотраслевую экономику, органично интегрированную в общероссийскую и мировую экономические системы. В своей новой экономической политике Татарстан опирается на такие конкурентные преимущества республики, как высокотехнологичные химические и нефтехимические комплексы, авиа- и автомобилестроение, компрессоро- и приборостроение, развитые транспортные коммуникации, высокоинтеллектуальный кадровый потенциал, мощную образовательную систему, эффективную систему управления и даже удачное географическое расположение. Были определены три ключевых фактора развития. Первый -- формирование современной инфраструктуры -- информационной, транспортной, складской и производственной логистики. Второй -- поддержка талантов и увеличение инвестиций в сферу новых знаний и технологий для формирования основ инновационной экономики. Третий -- обеспечение экологического и социального комфорта, укрепление духовного и физического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать