История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Как всякое новое, ислам пробивал себе дорогу в древнем Татарстане, как и в других странах, включая саму Аравию, не без противоречий и потрясений. Сопротивление в среде народа рождалось главным образом „тогда, когда применялись насильственные методы внедрения ислама. Объективно же в новых условиях становления государства общество нуждалось в новой религии. Ислам представлял собой одновременно и ал Иман ("верую" -- вера в божественную справедливость) и ал Ихсан ("нравственная добродетель"), выстраивавшие понятную людям, убедительную систему нравственных ценностей, основанных на гуманизме и справедливости. Запреты ислама находили отклик во внутренне присущем человеку качестве самоограничения и воспринимались как должное.

Культура. Принятие ислама расширило возможности культурного общения со странами исламского мира -- с их арабо-язычной, ирано-язычной и тюрко-язычной культурами. Тюрки, фарси и араби стали языками, параллельно употребляемыми в среде интеллигенции и высших государственных чиновников. Форсированно строились мечети, а при них возникали мектебы. Древнебулгарский язык, ставший государственным языком, получил письменность на основе арабской графики.

Появилась образовательная база для распространения в Волжской Булгарии, получившей тогда высокое развитие. Сама эта культура выросла, опираясь на достижения мировой цивилизации. От Индии и Китая она получила зачатки точных наук, математики, от Греции -- философию, от Ирана -- идеи централизованного управления государством. В ее распоряжении оказались образцы художественной лотературы многих цивилизованных народов. Среди создателей богатств исламской культуры* наряду с арабами -- философом и историком Ибн Ку-тайба (828--ок. 889), философом Абу Нарсом ал Фараби (870--950), астрономом Али ибн Абд Рахманом ибн Юнус (950--1009), философом Ибн Рушдом (1126--1198) и иранцами -- философом Мухаммедом ал Газали и другими, участвовали и ученые тюркского мира -- родоначальник алгебры (ал джабр) Мухаммед ал Хорезми (787 -- ок. 850), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни (973 -- ок. 1050), врач и философ Абу Али ибн Сина (ок. 980--1037), поэт и мыслитель Абу Мухаммед Низами Гянджеви (ок. 1141 -- ок. 1209).

В.К. Чалоян (1979) называет эту культуру культурой "ирано-арабского Востока". На деле же она была создана объединенными усилиями представителей арабских, иранских и тюркских стран и в таком объединенном виде обогатила европейскую культуру. В XII в., например, в латинском переводе появились "Алгебра и уравнения" Мухаммеда ал Хорезми, книги Ибн Сина "Канон медицины" и "Даниш наме" в трех разделах: логика, математика, физика. По имеющимся сведениям, свой вклад в развитие исламской культуры тогда внесли и булгар-цы -- историк Якуб бин Нугман, правовед Хамид бин Идрис (XII в.), врач Тадж эд Дин (XIII в.).

3. Волжская Булгария в XI-XV веках

Укрепление общественного и государственного строя

Государственное объединение. К началу XI в. в Волжской Булгарии возникла новая политическая обстановка. До конца X в. государственное объединение здесь базировалось на договорных отношениях между вошедшими в состав государства княжествами, которые фактически оставались самостоятельными, иногда чеканя даже свои монеты. В начале XI в. при Хайдар хане обстановка меняется. Начинается процесс централизации государства.

Центральную часть государства по-прежнему продолжали составлять княжества Биляр, Булгар, Сувар -- на левом берегу Камы, Ошель -- на правом берегу Волги, княжество буртасов располагалось западнее Самарской Луки на Волге -- на границе с европейскими печенегами. Между Окой и Волгой располагались княжества мишарей -- это частично территория современных Рязанской, Тамбовской, Нижегородской, Ульяновской областей. Мишари (миша -- лес, ир -- человек) -- "одно из самых древних тюркоязычных племена (М.З. Закиев, 1993) Восточной Европы. Их потомки, заселявшие в XI--XII вв. среднее течение Оки, оказались частично в составе Владимирского княжества (в 1152 г. великий князь Юрий Долгорукий заложил там город, названный Городец Мещерский, с 1471 г. -- город Касимов), частично -- в составе Волжской Булгарии. Позже, в составе Золотой Орды объединенное Темниково-Наровчатское княжество получило относительную автономию, объединило мишарей, сохранивших свой татарский язык. Они составили второй наиболее крупный компонент татарской нации.

Возникли новые княжества, расширившие центральную часть государства. В связи с увеличением населения и ростом торгово-экономической активности оформилась структура Джукатауского (Джуко-тинского) княжества. Центром княжества становится город Джукатау, возникший еще в X в. в устье реки Кили, на горе. Восточные границы государства простирались далее к бассейнам рек Каргалы, Шешмы, Челны, Мензели, Зая, Ика.

Централизация государства охватывает также земли на север от Камы. Здесь не позднее X в. возник город Кашан, а позже утвердилось одноименное княжество. В коллекции археологов имеется браслет с надписью "Шэхре Кашан".

В X--XI вв. более активно включились в общегосударственную жизнь земли бассейна реки Казансу -- Казанское и Арское княжества. Город Казань был заложен на северо-западе страны, у слияния Казан-су с Волгой на рубеже 1004--1005 гг. В стратегическом плане городу предстояло стать центром обеспечения взаимодействия Волжской Булгарии с поднимающимися в непосредственной близости Новгородским и Владимирским княжествами. В качестве крепости Казань должна была прикрывать государство с северо-запада. Растущая торговля Волжской Булгарии с русскими княжествами, а также со Скандинавией превратила Казань в торговый центр страны, определила ее роль как защитника торговых путей. Город поднимался также как второй культурный центр страны. Казанское княжество сыграло самостоятельную роль в социально-экономическом подъеме северных земель Волжской Булгарии, в том числе территории татар бассейна реки Чепца. Экстерриториально их делят на верхнечепецкие (кыстымско-глазовские), среднечепецкие (юконинско-палагайские) и нижне-чепецкие (каринско-хуритские). Каринское княжество на реке Чепца всегда тяготело к Казанскому княжеству.

Казань способствовала оживлению экономической жизни и образованию городов в низовьях реки Свияга, где археологами отмечены Альменевское, Городищенское, Луковско-Япанчинское городища этого периода. Возможно, тогда предки татар участвовали в более интенсивном освоении бассейна реки Илеть и ее притоков -- Паранги и Ировки на северо-западе (современные Парангинский, Моркинский и Мари-Турекский районы Мари Эл). Правый берег Камы был освоен и в северо-восточном направлении. В низовьях реки Вятки, бассейнах рек Тойма, Иж возникли торговые и ремесленные центры вроде "Чертова городища" близ Елабуги.

Получают новые очертания и границы Волжской Булгарии, являвшейся объединенным государством. Арабские источники (ал-Истархи и др.) свидетельствуют, что на юге Волжская Булгария выходила на реку Жаяк (Урал) и граничила с тюрко-огузами. В распоряжении археологов имеются материалы раскопок Красно-сюндюковского городища X--ХП вв. в Ульяновской области, ряда поселений домонгольского периода у Самарской луки, в том числе городища под названием "Муромский городок", относящихся к культуре Волжской Булгарии. В низовьях Волги к Волжской Булгарии отнесен город Саксин.

В качестве отдаленных от центра княжеств, пользовавшихся большой самостоятельностью в политической, экономической и культур-. ной жизни, в состав объединенного государства входили западнобаш-кортские земли, чувашские земли. Примерно в таком положении, с большей самостоятельностью, входили в состав объединенного государства княжество мордвы, расположенное в бассейнах рек Мокша, Сура, Алатыр; княжество мари, составлявшее северную часть объединенного государства. Южные удмуртские земли и их княжество составляли северо-восточную область объединенного государства.

Общественная жизнь и государственный строй. Время расцвета Волжской Булгарии приходится на XI -- начало XIII вв. -- на период царствования продолжателей булгарской династии -- Хайдар хана, Мухаммад хана, Сайд хана, Барадж хана, Ибрагим хана, Салим хана и Ильгам хана. К началу XI в. здесь установилась древне-татарская общественная и государственная система. В этническом плане общество оставалось неоднородным. Центральную часть объединенного государства населяли в основном представители местных северо-тюркских племен и переселившихся сюда позже тюркских племен булгар. Им принадлежала инициатива создания объединенного государства. Они и теперь играли главную государство-образующую роль. Представители финно-угорского населения в большей части жили на окраине, в меньшей степени -- в центральной части. Ф.Ш. Хузин пишет: "Доминирующее положение тюрко-язычного населения сохраняется и позже, в домонгольское время, что не позволяет нам согласиться с тенденцией некоторых исследователей рассматривать этнокультурный состав Волжской Булгарии как преимущественно финно-угорский" (1995).

Образ жизни общества отражал местные традиции тюркского и финно-угорского населения, одинаково заинтересованного в объединенном государстве и активно втянутого в общую социально-экономическую зону с ее интенсивным производством, торговлей и обменом, Несколько иначе обстояло дело с духовной ориентацией. Финно-угорское население, а также большая часть чувашского населения продолжали исповедовать свою языческую веру. Ислам адаптировался, главным образом, в центральной части страны, преимущественно среди тюркского населения и определял государственную политику и идеологию. Причем страна была исламизирована, но не арабизирована ни по языку, ни по культуре. По многим аспектам религиозных обрядов Волжская Булгария осталась ближе к Бухаре, чем к Багдаду.

Волжская Булгария и далее продолжала развивать межгосударственные отношения с Багдадским халифатом. Известно, что еще при . жизни халифа ал Муктадира (до 932 г.) Багдад посетило посольство булгарского правителя Ахмад-хана во главе с его сыном. Подарки, привезенные тогда халифу, вряд ли правомерно оценивать как официальную дань, показывающую зависимость Булгара от Багдада. Волжская Булгария уже тогда была достаточно богата. По словам Ибн Фадлана, еще Алмас хан в беседе сказал ему, что он и сам справился бы со строительством крепости, но он, обращаясь за помощью к халифу, исходил из того, что это будет крепость, построенная на священные деньги, а следовательно, недоступная врагам. Действительно, города-крепости в стране строились при нем и после него. Упоминается, например, крепость, построенная в конце IX в. близ Биляра.

Забота о военной защите своих городов, строительство крепостей, вооружение и снаряжение ханской гвардии, а при необходимости и ополчения были весьма кстати для молодого государства в целях защиты торговых путей и ремесленно-торговых центров. М.Ф. Закиев, обстоятельно исследовавший торгово-экономические и культурные связи Биляра (Биарым) со скандинавским странами еще в VII--VIII вв., отмечает, что эти связи были продолжены и в XI--XII вв. Более ранние пути связи проходили через бассейн реки Чепца -- территорию Карийского татарского княжества. Позже торговый путь перемещается на Волгу. Ибн Фадлан описал купцов-русов (норманнов), прибывших в Волжскую Булгарию со своими товарами. Вместе с тем были тогда и разбойничьи отряды норманнов, занимавшихся захватом территорий и грабежами. В русской историографии подробно описаны случаи, как подобные отряды, пользуясь развитым торговым путем по Днепру, спускались в южные районы, покоряли местные восточнославянские княжества, облагая их тяжелой данью. Не была исключением и Волжская Булгария. Пользуясь Волжским торговым путем, они часто грабили города Волжской Булгарии по Волге и Каме, выходили на Каспий. Ал Масуди оставил обстоятельный рассказ о том, как в 913 г., за 8 лет до посещения Булгара Багдадским посольством, русы-норманны явились чуть ли не на 500 ладьях в количестве 50 тыс. человек на южное побережье Каспийского моря и напали на Гилян, Табар-стан, Дейлим, затем остановились на острове близ Баку. Другой арабский писатель Ибн Хаукал свидетельствует, что в 968--969 гг. русы-норманны разорили город Булгар на Волге.

Волжская Булгария имела широкие торговые связи, главным образом, тоже по Волге, еще с одной северной страной -- Новгородской республикой, существовавшей самостоятельно в 1136--1448 гг.

Новгородские купцы привозили свои товары на речных судах с веслами, называемых ушкуями. На таких же судах промышляли вооруженные группы грабителей, названных ушкуйниками. Часто они разоряли города по Волге и Каме. Необходимость защиты богатой страны с развитым земледелием и городской культурой стимулировала процесс государственного объединения Волжской Булгарии. XI век оказался решающим в укреплении общественного и государственного строя Волжской Булгарии.

Изменения во внешнеполитической ориентации. Багдад выпал из приоритетов внешнеполитической ориентации Волжской Булгарии в середине X в., т.к. в 945 г. был покорен шиитским Ираном (династией Бундов) и лишился самостоятельности. Во второй половине X в. распался Хазарский каганат. В Восточной Европе возникла новая обстановка. Наряду с Волжской Булгарией быстро набирает политическую силу государство восточных славян, названное по имени своей столицы Киевским государством (Киевской Русью). Пройдя объединительный этап, начиная от первого летописного князя Рюрика (862--879) до прославленного в русской истории своими военными походами князя Святослава (957--972), Киевская Русь в 988 г. при князе Владимире Великом (Святом) официально приняла православное (каноническое) христианство из Византии. Так, в Восточной Европе место сменявших друг друга тюркских государств (Гуннского каганата, Причерноморской Булгарии, Хазарского каганата) заняли два государства двух этнополитических культур: тюрко-исламская Волжская Булгария и восточнославянская православно-христианская Киевская Русь.

Занимали они соответственно Восточную и Западную части Восточной Европы. Северная часть Восточной Европы оставалась населенной финно-угорскими народами, которые тогда еще не имели своих самостоятельных государств. Финляндия в середине XII в. оказалась под шведской католической короной. Новгородская Республика распространяла свое влияние на ненцев и коми. Волго-Уральский финно-угорский север оказался в составе Волжской Булгарии. Южная часть Восточной Европы в границах от Крыма на юге, Днепра -- на западе, Киевской Руси и Волжской Булгарии -- на севере J продолжала оставаться и после распада Хазарского каганата преимущественно тюркской по составу населения территорией. Она была историками включена в обширную евразийскую зону от Днепра до Иртыша, получившую в XI в. название Дешти кыпчак -- страна кып-чаков (Кыпчакстаи). Взаимоотношения со странами обновленной Восточной Европы стали отныне главными в международной политике Волжской Булгарии.

Булгаро-русские отношения. В X веке, в период своего становления, Волжская Булгария и Киевская Русь ориентировались на разные, стоящие друг против друга страны: Волжская Булгария -- на Багдадский халифат, Киевская Русь -- на Византию. Уже тогда эти две страны оказались в противоречивом взаимодействии. С одной стороны, Киевская Русь и Волжская Булгария чувствовали общую для себя потенциальную опасность со стороны стран католической Западной Европы, где также шло становление новых государств. В 962 г. на развалинах древнего Рима возникла "Священная римская империя германцев", претендовавшая и на славянские земли. Шведы, участвовавшие в походах викингов, в XI в. создали единое Шведское королевство, претендовавшее на финно-угорские и славянские земли Севера Восточной Европы. Киеву и Булгару приходилось отражать набеги русов-норманнов.

В то же время Киев и Булгар, придерживаясь разных мировых религий и будучи потенциально на подъеме, оказались в состоянии противоборства за первенство в восточноевропейском наследии. В русских источниках особо выделяются походы киевских князей на булгарские земли начиная со второй половины X в., со времени князя Святослава, который, как говорит летописец, "ходил на неприятеля с быстротой барса". В целом же межгосударственные отношения соперничавших Волжской Булгарии и Киевской Руси можно считать для того времени нормальными. Эти отношения включали взаимные военные набеги и мирное торгово-экономическое взаимодействие. В 1006 г. был заключен торговый договор между Булгаром и Киевом.

В летописи отмечается, что князь Владимир дал булгарским купцам "во все города печати, дабы они везде и всем вольно торговали". Подобное же обязательство взяла на себя Волжская Булгария в отношении русских купцов. Торговый путь между Киевом и Булгаром протяженностью в 1500 км караваны проходили за 60 дней" На каждой из сторон (Булгарской и Киевской) существовало по 10 остановочных пунктов для отдыха.

Новая обстановка в межгосударственных отношениях Булгара с Русью возникла во второй половине XII в., когда на первый план выдвигается Северная Русь. Выделившееся из состава Киевского государства и объявившее свою независимость при князе Юрии Долгоруком (1154--1157) Суздальское княжество к концу XII в. укрепилось. Столица Северной Руси была перенесена во Владимир. Русские источники в целом положительно оценивают роль Волжской Булгарии, имевшей широкие торговые связи с восточными и южными страна-, ми, в торгово-экономическом развитии Северной Руси. На Верхней Волге археологи нашли много восточных и западноевропейских монет Х-ХИ вв.

С укреплением своих политических и экономических позиций у Владимирского княжества появляется новая политическая ориентация: стать центром всего древнерусского государства с подчинением не только всех северорусских, но и южнорусских княжеств, включая Киев. Волжская Булгария сохраняет торгово-экономические и другие отношения с Киевской (южной) Русью, превращавшейся в историческую базу будущего украинского государства. Главным партнером Булгара в межгосударственных отношениях в Восточной Европе отныне становится Владимирское княжество -- ядро будущей России. Одновременно Волжская Булгария продолжает защищать политический выбор тех финно-угорских княжеств, которые вошли в ее состав.

Возвышение Владимирского княжества сопровождается осложнениями в булгаро-русских отношениях. Ш. Марджани отмечает, что в 1163 г. при Ибрагим хане поход против Волжской Булгарии предпринял Андрей Боголюбский (1157--1174), сжег город Брахимов (по имени правителя Булгара Ибрагим-хана, построившего крепость "Ибрагим кал'а". Иначе этот город называли "внешний Булгар"). Сам Ибрагим-хан в 1164 г. был еще жив. В 1171 г. во время очередной схватки победу одержал Булгар. Русские источники отмечают походы Владимирского князя Всеволода III Юрьевича (1176--1212) "на камских булгар" как одну из его больших заслуг. Вероятно, речь идет о Булгаро-Владимирских взаимных нападениях в 1185 г. Тогда все закончилось заключением мира. В этих источниках говорится также, что его сын Юрий II Всеволодович (1219--1238), в свою очередь, вел "удачную войну с мордвой и Камскими булгарами и для защиты северо-восточных границ построил крепость Нижний Новгород". Очевидно, здесь речь идет о большом походе русских войск в 1218--1220 гг. на Среднее Поволжье, когда была присоединена к Владимирскому княжеству часть мордовских земель и там возник русский город-крепость Нижний Новгород. Во время этого же похода были подвергнуты разорению правобережные города Волжской Булгарии, в том числе был разрушен город Ошель (Ашлы) на реке Оша.

Такое обострение Булгаро-Владимирских отношений тогда, в начале XIII в., не привело к разрыву этих отношений, к широкомасштабной войне. На международную арену выступила монгольская империя. Вторжение в пределы Восточной Европы войск Чингисхана заставило Булгар и Владимир скорректировать развитие своих отношений. В 1223 г. при Ибрагим хане, сыне Салим хана, между Волжской Булгарией и Владимирским княжеством был заключен договор об освобождении всех пленных, о добрососедстве и взаимной поддержке на 6 лет. Это было накануне монгольского нападения на Волжскую Булгарию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать