История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Государственная власть. Русское большинство в губерниях, в со-< гав которых вошли татары, служило основной опорой русского управления во всех областях жизни -- политической, экономической, культурной, духовной. На страже русской государственной власти по-прежнему стояли дислоцированные там русские войска. В 1719 г. и Казанской губернии было размещено четыре полка. В дальнейшем присутствие русских войск в губернии расширилось. Казань стала центром большого военного округа.

Государственное управление в Татарстане было русским не только на уровне губерний, но и на уровне уездов, волостей и даже татарских деревень. Уездные центры и волостные управы размещались н русских населенных пунктах. Уездом стал управлять капитан-исправник совместно с заседателями, выбиравшимися из местных русских дворян.

Император Николай I, присоединивший к России новые территории (Эриванское и Нахичеванское ханства), беспощадно подавивший польское освободительное восстание 1830--1831 гг., присоединивший униатов на Украине к православной церкви, проводил политику национального угнетения и в Татарстане. В 1834 г. было издано распоряжение повсеместно избирать на должности сельских й волостных начальников только лиц православного вероисповедания. В татарских деревнях эти должности можно было доверять крещенным татарам, особо подобранным властями. Фактически даже в татарской деревне не стало самоуправления. Национально-русскими были все судебные лубилось противостояние между исполнявшим властные функции русским чиновничеством (капитан-исправник, частный и становой пристав, урядник, собиратель налогов -- откупщик, сельский с одной стороны, и татарским населением, с другой. Противостояние сложилось также между татарским населением и русскими чййовниками судебных органов, чиновниками министерства государственного имущества, созданного согласно реформе министра П.Д. Киселева в середине XIX в. Во многом недовольство и протесты населения вызывались взяточничеством чиновников.

Экономические трудности возрождения. Параллельно с укреплением вертикали царской власти правительство продолжало в Татарстане политику его экономического поглощения. В начале XVIII в. правительство царя Петра I приняло ряд указов, ограничивающих татарское крупное землевладение. Крестьяне, работавшие в их хозяин ствах, были переведены в разряд государственных, т.е. платящих налог государству. Постепенно отпала надобность в несении военной службы служилыми татарами. Они были лишены своих дворянских привилегий. В 1713 г. был издан указ, согласно которому еще не крещенные татарские дворяне в течение полугода должны были принять Я православие. В противном случае указ повелевал "их поместья и вотчины с людьми и со крестьяне у них взять и отписать". Но многие из Я

них на крещение не пошли. Хозяйства их мельчали, а сами они превращались, как говорили в народе, в "лапотных мурз". В Татарстане остались в основном лишь русские помещики. Дискриминационные меры коснулись и татарских купцов. Водные торговые пути и пристани полностью были в руках русских предпринимателей. Когда татарские купцы начали завоевывать позиций в сухопутной торговле, особенно со странами Востока, правительство ввело для них ограничения и здесь. Предпринимателям-татарам был закрыт путь для участия в государственной промышленности, затруднено получение кредитов, запрещено иметь металлообрабатывающие предприятия.

Дополнительные трудности испытывали в ведении своего хозяйства простые татарские крестьяне. Многие из них были приписаны организованному в Казани адмиралтейству, строящему для государства суда, и на месяцы отвлекались на заготовку леса для адмиралтейства. Они получили наименование "лашманов". В таком же положении находились татарские крестьяне, приписанные к уральским металлургическим заводам. Татарские крестьяне были обязаны выделять да своих рядов значительное число работников и отправлять их на строительные работы в Санкт-Петербург, Кронштадт, на возведеие Ладожского канала, строительство портов в Риге, Азове.

Противостояние духовному и культурному притеснению. В первной половинеXVIII в. царское правительство решило предпринять дополнительнее меры по этнической ассимиляции татар. В 1720 г. был издан указ предусматривающий льготы в податях и повинностях для гатар-мусульман, принимающих православие. Началась новая волна крещения. По церковным данным к 1724 г. число крещенных татар и Казанской губернии увеличилось на 2184 чел., в 1724--1731 гг. -- еще на 811 чел. Христиании эддоя татар-мусульман продолжалась и в других губерниях.

В 1730-х гг. эта петровская политика была продолжена императрицей Анной Ивановной, В 1731 г. была создана "Комиссия для крещения Казанских и Нижегородских мусульман и других инородцев". И 1740 г. ее переименовали в "Контору новокрещеных дел". Комиссия имела при себе особые армейские части, призванные военной силой поддерживать деятельность православных миссионеров. Источники сообщают, что особо усердствовал в этом деле в 1740-х п\ казанский архиепископ Лука Канашевич, названный "жестоким миссионером". 11асто миссионеры крали детей татар-мусульман, помещали их в монастыри для воспитания в православном духе. В архивах сохранились жалобы сотника Кутлика, ясачного татарина А. Асадова, служилого мурзы Б. Исламова, Мг Дусаева и других, в которых они описывают жестокие истязания, применявдшеся к ним во время принудительного крещения. Принудительное крещение сопровождалось гонениями на мечети и исламских" священнослужителей.

Политика этнической ассимиляции открыто продолжалась и при императрице Елизавете Петровне. По ее указу в 1744 г. из 536 мечетей, построенных в Казанской губернии после присоединения Татарстана к России, было разрушено 418. Кампания разрушения мечетей, ииозь построенных после присоединения Татарстана к России, прошла и Симбирской, Астраханской и других губерниях. Правда, теперь эта 11 олитика встречала более решительное сопротивление со стороны татарского населения. По указу 1744 г. предписывалось разрушить в Казанской губернии еще 118 мечетей, но народ отстоял их. Резкое неприятие татарами насильственной христианизации нашло отражение и устном народном творчестве. К. Насыри записал народную легенду "Аксак Каратун" (Хромой черноризец), в которой угадываются жестокие насилия, творимые Канашевичем.

Противостояние политике этнической ассимиляции дало свои результаты. Усиливается отход насильственно крещенных татар от православия. В одном из источников сообщается, что в 1851 г. одновременно вернулись в ислам жители 12 татарских деревень Муетшдошской волости Чистопольского уезда. Встревоженные этим положением вла-1 сти и православная церковь начали принимать экстренные меры. Частично этих татар насильно отправили в монастыри для увещевания. Против других применяли экономические меры, разорявшие их хозяйства. Были случаи арестов и ссылок в Сибирь.

К концу XIX в. в этом вопросе наступила определенная стабилизация. Правительство продолжало политику православной ассимиляции татар-мусульман. Но на практике уже не имели места ни массовая христианизация татар, ни массовое возвращение крещеных татар в ислам. В 1867 г. возникло "Братство святого Гурия", преследовавшее цель закрепить православие среди крещеных татар. Фактически татары шли по пути формирования современной татарской нации, разделенные духовно на две части. Опираясь на исследование В.Н. Никольского, Р.У. Амирханов указывает, что в начале XX в. насчитывалось 122 300 кряшенов (православных татар), составлявших 5,5 % всего тарского населения. Появление общины православных татар не нарушило татарского национального единства.

Основные направления национального возрождения

Новые национальные ориентиры. В XVIII в., когда национальное выживание стало фактом, формируется новая национальная идея, ориентированная на национальное возрождение. Основными ее положениями становятся: противостояние имперской политике национальных притеснений; интенсивное возрождение татарской национальной жизни на всей исторической территории расселения татар; единство татар, оказавшихся в разных губерниях и придерживающихся разной веры (ислама и православия) на базе общего национальногоязыка и культуры; восстановление в перспективе татарской национальной государственности.

Реализация национальной идеи становится стратегической установкой национального движения, которое шло на сотрудничество и взаимодействие с широким русским демократическим просветительским движением, сфррмировавшимся в XVIII в. параллельно с узкодворянским просвещением. Русское демократическое просвещение привлекало татарских просветителей тем, что выступало не за модернизацию самодержавия, а за замену его демократическим государственным строем, где восторжествовали бы свобода и равенство для самого русского народа и для нерусских народов.

Задачи национального движения. Понятие "национальное дви-жги ие" имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле националь-мог движение возникает, когда данный народ и страна завоеваны могущественным государством, и имеет целью освободить свою с грану от зависимости. В этом случае оно чаще именуется национально-освободительным движением. В широком смысле национальное движение -- это форма социально-политической, экономической и культурной деятельности, обеспечивающая национальное развитие иообще. Иначе говоря, каково основное содержание национальной идеи и гот или иной период национального развития, таково главное направление национального движения.

В указанном широком смысле татарское национальное движение, Сращенное лицом вовнутрь, обеспечивало становление в XV--XVI вв. Казанского национального татарского государства. С XVII в. оно име-к) иную направленность, а именно отстаивание национальных интересов татарского народа, оказавшегося в составе Российской империи. Главным в его содержании в XVIII в. стал переход от политики национального выживания к политике национального возрождения.

Концептуально национальное возрождение на данном этапе не включало задачу и требование немедленного национального освобождения. признавалось лояльное отношение к существующей государственной цласти, гражданское повиновение и активное участие в мероприятиях нласти по охране законности и порядка внутри страны и ее обороне от шедших наладений. Большинство татарского населения было на стороне всех российских патриотов, защищавших страну от военного вторжения Наполеона, считало Отечественную войну 1812 г. также и своей.

Тактика национального движения включала в себя: отстаивание перед властями достигнутого уровня относительной самостоятельности национальной духовной жизни в рамках исламских организаций; возрождение и развитие национального языка, национальной культуры и национального образования; сохранение и расширение относительной самостоятельности культурных и образовательных учреждений; защиту права татарских предпринимателей, татарского населения участвовать на равноправной основе в хозяйственной деятельности в рамках общероссийского экономического поля и общероссийского рынка; возрождение исторической роли Казани как татарского национального центра.

Для реализации национальных целей татарское общество пользовалось любыми официальными возможностями. В 1766--1769 в работе "Комиссии по составлению новых законов учавствовали

24 представителя татар, в том числе Аюп Еникёев. Среди выдвинутых ими, были: реализация судопройзводйтва на Татарскомязыке; прекращение насильственной христианизации и т.д.

Специальных организаций национальное Движение не имело, так как деятельность их была запрещена. Реализацию национальной идеи, заботу о национальном возрождении взяли на себя самодеятельные

национально-духовные, национально-культурные, национально-экономические общества. Становление в стране индустриальной цивилизации, отражавшее суть татарской национальой идеи, было активно Я

поддержано национальным движением.

Татарские города и слободы. В XVIII в. исторические города Татарстана, вошедшие в Казанскую губернию и отошедшие к другим губерниям, включая Казань, продолжай оставаться преимущественно русскими по составу населения. Русское население имело широкую сеть православных учреждений -- кафедральный собор, патриархию, церкви, монастыри, духовные учебные заведения. В 1726 г. в Казани был построен Петропавловский собор. Казань посещали императоры (Петр I, Екатерина II, Николай I). Казань превращается в самый крупный для Волго-Урала центр русской национальной культуры и образования. В XVIII--XIX вв. здесь возникли известные в России гимназии, Императорский университет.

Преимущественно русской (государственной и частной) была экономика городов Татарстана. В 1718 г. в Казани открывается государственное судостроительное предприятие'-- Казанское адмиралтейство, строившее бомбардирские корабли, фрегаты, бриги, транспорты, легкие гребные суда, главным образом, для военно-морского флота. За 10 лет здесь было построено более 400 различных судов. В 1722 г. Петр I, посетив Казань, лично осмотрел верфь. В 1714 г. была открыта государственная суконная мануфактура, в 1719 г. -- государственная кожевенная мануфактура. На территории Булгарского городища начал работать казенный селитряной завод. В 1786 г. был основан казенный пороховой завод. С середины XVIII в. в Казани возникают принадлежащие русским предпринимателям частные кожевенные, суконные и текстильные мануфактуры. Создают они свои мануфактуры и заводы также в уездах. Таковыми были медеплавильные мануфактуры, выдерживавшие конкуренцию с уральскими предприятиями, винокуренные и поташные заводы. Основную Maсcy рабочих составляли русские приписные крестьяне Наемных рабочих еще было мало. Небольшую часть наемных рабочих составляли рабочие-татары.

С началом лррмышленного переворота в России в начале XIX в. "десь вознирклирусскиечастные и государственные мащинные предприятия. В1851 г. в Казанц начал работать чугунолитейный завод Свешниковых, оборудованный паровыми котлами, Затем заработал и мыловаренный завод братьев Крестовниковых, кожевенный завод Алафузовых, которые затем, в 1865 г., открыли льнопрядильно-ткацкую фабрику. И Спасском загоне появились судоремонтные мастерские. По Волге и Каме начал и плавать пароходы казанских предпринимателей. Речную торговлю обслуживали до 50 пристаней. К территории Татарстана все дальше приближались железные дороги. В 1862 г. вступила в строй железная дорога Москва г- Нижний Новгород. В 1871 г. открылось движение по железнодорожной линии Оренбург -- Самара, в 90-х гг. -- Екатеринбург -- Челябинск, а затем и Москва -- Казань. Оживленными торговыми артериями были Оренбургский тракт (Казань -- Лаишево -- Чистополь - Оренбург), Сибирский тракт (Казань -- Дрек -- Вятская губерния), Московский тракт (Казань-- Свияжск -- Чебоксары -- Ва-( ильсурск -- Москва), Спасско-Симбирский тракт.

Параллельно началось возрождение татарской городской жизни. Татарские города и слободы вырастали из крупных деревень по мере превращения их в центры торговли и возникновения там промышленных заведений мануфактурного, а затем и машинного типа. Таковыми на территории Казанской губернии были Кукмор, ОДамадыш, Мензеля, Атня и др. Во многих случаях татарская городская жизнь возрождалась в виде слобод, организуемых при старых татарских городах. Разрешение татарам вернуться в свои города и, не разрушая сформировавшуюся русскую целостность центра, селиться отдельными слободами в пригороде бцло дано в XVIII в. В Казани, например, сложились две татарские слободы: "Ощрзя татарская слобода -- за Булаком, "Новая татарская слобода -- несколько дальше. В дальнейшем они превратились в центр экономического предпринимательства, в базу возрождения татарской национальной культуры, татарской исламской духовной жизни. Отсюда начинается возрождение Казани как татарского города, как центра возрождения татарской нации, Татарстана.

В 1782 г. царским указом была учреждена Казанская татарская рагу ша -- орган общественного самоуправления делами двух татарских слобод -- Старой и Новой. Существовала она параллельно с Казанской городской ратушей, которая была русской. Во время первых выборов в татарскую ратушу 4 ноября 1784 г. были избраны 132 депутата от Старотатарской слободы, 106 -- от Новотатарской. В руководящий состав ратуши вошли авторитетные татарские купцы и промышленники М. Юнусов, Ю. Юнусов, Н. Юнусов, М. Гайсин, М.*Салишев, И. Апанаев и др. Они избрали городского голову и двух бургомистров. Следующие выборы прошли через девять лет -- 22 декабря 1793 г. Городским головой стал Мухаммадрахим Юнусов. Бургомистрами были избраны Юсуф Абдулов и Адельша Гумеров, ратманами (членами ратуши) -- А. Исхаков, М. Якубов, Г. Рахматуллин, Г. Якубов, старостой -- Галиахмет Рахимов, словесными судьями (для устного разбирательства дел) -- Г. Исхаков, А. Беляев.

В компетенцию ратуши входило в основном решение вопросов, связанных с торгово-промышленными делами купцов и предпринимателей-татар (разграничение их в качестве купцов разных гильдий и мещан, выдача им паспортов для поездок по торгово-промышленным делам, взыскание долгов по опротестованным векселям, сбор податей с жителей двух татарских слобод, выполнение разнарядок по отправке людей на заготовку леса и другие государственные дела и т.д.). Ратуша была подчинена органам государственной власти. В ее состав избирались исключительно люди, присягнувшие в верности царской власти и по согласованию с органами власти. Было разработано специальное "клятвенное обещание", которое давали избиратели, идя на выборы. В нем говорилось: "Я обещаю и клянусь перед Аллахом и ал Кораном в том, что на предстоящих выборах в ратушу буду выбирать из моих слободских собратьев такого, который окажет себя верным рабом Его Императорского величества...".

Возрождение татарских деревень. Сельская территория Татарстана, в свою очередь, оказалась разделенной на две этнические зоны. Наряду с татарским укладом жизни и укладом жизни чувашей, мари, сформировался русский сельский уклад жизни. Русские деревни были представлены, главным образом, помещичьими хозяйствами, основанными на крепостном труде. Крупными владельцами земли и крепостных крестьян являлись также казанский архиерейский дом, церкви и монастыри. В Татарстане имели свои земли некоторые помещики России, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь, некоторые другие монастыри. Они владели большими участками на лучших черноземных пахотных землях, лугами, частично лесом, расположенными ближе к городам, крупным рекам, магистральным дорогам. Свободных ясачных русских крестьянских хозяйств в Татарстане было сравнительно мало.

В татарских деревнях крупных татарских помещиков, можно сказать, уже не оставалось. После конфискации их земель в ходе войны 1552 ггг 1580 гг. им не разрешалось восстанавливать свое хозяйство. В результате экономических ограничений, введенных властями, перестали существовать и крупные имения служилых татар Дебердеевых, Таишевых, Усмановых, Рахматовых, Тевкелевых, Алкиных. На татарских крестьян не распространялось крепостное право. Лицо татарской деревни определяли свободные ясачные крестьяне с благоустроенными домами и дворами. Основным их занятием было хлебопашество. Урожайность для своего времени была сносной -- на пуд посевного материала получали пять-шесть пудов зерна (сам-четвёрт, сам-пят). Это было выше, чем в хозяйствах, основанных на крепостном труде. Часть хлеба выделялась на продажу. Было восстановлено продуктивное животноводство.

Благоустраивались и укрупнялись сами деревни. Духовным центром деревни вновь становится восстановленная мечеть. Открываемые при них мектебы возрождают национальную систему образования. Формируется деревенская интеллигенция. В крупных деревнях оседали изгнанные в XVI--XVII вв. из городов ремесленники. Каждая деревня имела своих сапожников, портных, кузнецов, плотников, красильщиков и других специалистов. Наиболее распространенным делом были обработка шкур, кожи, изготовление обуви, полушубков, шапок, рукавиц. Распространено было изготовление суконной и полотняной одежды. Женщины пряли шерсть, лен собственного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать