История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">По официальной статистике, из 2118 начальных и средних школ, действовавших в республике в 1925 г., татарских было 1048 с числом учащихся 76 200. Сформировалась система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. В 1925 г. в 58ишколах ФЗУ республики обучалось 4764 ученика, в том числе детей татар -- 1537. Для подготовки кадров среднего звена были созданы техникумы и специальные профессиональные училища. Подготовку учителей со средним специальным образованием в 1921--1922 гг. уже вели 8 педагогических техникумов, которые пришли на смену краткосрочным курсам по подготовке учителей. Подготовку кадров высшей квалификации вели Казанский университет, в составе которого открывается татарское отделение, а также открытый в 1919 г. Казанский политехнический институт и открытый в 1922 г. Институт сельского хозяйства и лесоводства. Учителя для средней школы готовились в Казанском педагогическом институте. Частично молодежь подготавливалась к поступлению в вузы в системе рабочих факультетов (рабфаков) при самих вузах. Для обучения грамоте взрослого населения была создана система школ ликвидации безграмотности (ликбезы).

Переходя к советской системе народного образования, удалось сохранить национальные традиции татарской национальной школы, имевшей более чем тысячелетнюю историю. В частности, была снята поднимавшаяся до революции не раз проблема перевода татарской письменности на базу кириллицы. Сохраненная татарская письменность на основе арабской графики была усовершенствована. Работа по ее усовершенствованию была проведена довольно интенсивно еще в начале XX в. учеными новых медресе, число которых в 1908 г., по данным газеты "Ал Ислах", в Казани превысило 30 (в том числе высшего типа --12, неполного высшего и среднего -- 24). В 20-х гг. по инициативе Г. Ибрагимова и татарских языковедов эта работа флла продолжена. Расширилось книгопечатание, появились пишущие машинки на основе этой письменности. В течение долгого времени приспособленная к особенностям татарского языка, имея красивые формы, обеспечивая скоропись, она до сего времени сохраняет свою привлекательность и используется в научных и историко-культурных исследованиях.

В середине 20-х гг. появилась инициатива по переводу татарской национальной письменности на основу латиницы. Возникло общество "Яналиф". Сначала к подобным предложениям общественность отнеслась настороженно. Многие высказывались против. Не хотелось терять культурное богатство, зафиксированное арабской письменностью.

Тем не менее такой переход состоялся. Он ознаменовал дальнейшее углубление татарского национального самосознания, пробуждение сознания общетюркского единства. Многие деятели татарского национального движения, в частности Гаяз Исхаки, еще раньше призывали, наряду с пониманием важности татаро-русского объединения, не забывать значения опыта других тюркских народов в возрождении татарской нации, ее культуры. Наиболее преуспевающей в тюркском мире страной тогда была Турция, принявшая латиницу. За ней следовал Азербайджан. В Татарстане делопроизводство в государственных, кооперативных учреждениях и общественных организациях на латинский алфавит переводится с февраля 1929 г. На новый алфавит перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения. Правда, в тех сложных условиях коммунистического наступления на дореволюционное культурное наследие нерусских народов переход к латинице сопровождался большими культурными потерями. Татарское население оказалось в значительной степени изолированным от своего исторического культурного наследия, поскольку на латинице оно не переиздавалось.

Пятилетие Татарской АССР. В 1925 г. было отмечено пятилетие со дня образования Татарской АССР. Наиболее существенным итогом стало то, что единая татарская национальная жизнь отныне стала протекать на двух территориально-государственных полях. Национальная жизнь меньшей части татарского населения шла в рамках завоеванной татарским национальным движением национально-территориальной автономии (ТАССР). Национальная жизнь большей части татарского населения формировалась в рамках смежных с ТАССР русских губерний и национально-территориальных автономий других нерусских народов.

Тем не менее на всей территории своего проживания в Советском Союзе татарская нация сохраняет свое единство -- единство национального языка, национальной культуры, национальной духовной жизни, традиций национальной истории. Свою роль в духовном объединении нации продолжало играть татарское мусульманское духовенство. В 1922 г. муфтият (Ризаэддин Фахреддинов) получил разрешение завершить строительство в Казани Закабанной мечети. В 1926 г. состоялось ее торжественное открытие. Татарская национальная государственность в лице Татарской АССР воспринимается как государственность всего татарского народа. Однако у официальной союзной власти формируется несколько иной взгляд. Понятие Татарстан официально закрепляется только за территорией ТАССР. Изучение послереволюционной государственной истории татарского народа, татарской нации ограничивается историей Татарской АССР, хотя татарские культурологи изучение национального языка, национальной культуры продолжают вести в общенациональных рамках.

По официальным данным, за первое пятилетие своего существования ТАССР прошла значительный путь восстановления народного хозяйства, состоявшего тогда из национальной экономики (экономики единичных крестьянских хозяйств и татарского нэпмановского предпринимательства) и экономики, сосредоточенной в распоряжении Союзной власти. В 1925/26 хозяйственном году посевные площади составили более 98% от уровня 1913 г., собранный урожай зерновых -- 71,1%. Поголовье мелкого скота почти достигло довоенного уровня, поголовье лошадей и коров составило около двух третей от уровня 1913 г. Основную причину медленного восстановления сельского хозяйства следует видеть в федеральной политике преимущественного развития государственной промышленности за счет индивидуального сельскохозяйственного производителя. Крупная (цензовая) промышленность республики, перешедшая полностью в распоряжение Федеральной власти (текстильная, швейная, кожевенно-меховая, обувная, жиро-мыловаренная, пищевая, строительная, деревообрабатывающая, полиграфическая, энергетическая), в 1925 г. давала 70% довоенной продукции. В промышленности республики было занято около 14 тыс. рабочих, из которых одну пятую составляли рабочие-татары. Несколько сократилась доля татарского населения республики. По переписи 1926 г. все население ресцублики составляло 2 915 277 человек. Татар было 1 266 818 человек (48,9%), русских -- 1 116 005 человек (43,1%). Процент татар уменьшился в основном за счет выехавших из республики в поисках работы, процент русских увеличился за счет прибывших в республику на работу на союзных промышленных предприятиях, в советских и партийных учреждениях. Среди городского населения татары составляли 23,6%, русские -- 72, 9%. Большинство татар занималось сельским хозяйством. Среди сельского населения они составляли 54,2%.

Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

Предпосылки коммунистического абсолютизма. Согласно основному постулату марксистского материализма, "бытие определяет сознание". Тем не менее социализм вошел в сознание россиян не через материальную жизнь, а как идеальное представление о будущей справедливой и материально обеспеченной жизни. Коммунисты разъясняли, что только Советская власть способна спасти Россию от позора поражения в мировой войне, превратить ее из аграрного придатка капиталистического мира в процветающую индустриальную державу, что только с разрушением существующего уклада жизни, с его делением на бедных и богатых, с введением в стране социализма россияне смогут выйти из создавшегося состояния безысходности.

Разъяснения большевиков были очень простыми, доступными для многострадальных низов и подкупающими. Получалось, что справедливое общество (социализм) -- антипод существующему (капитализму). Чтобы социализм восторжествовал, все должно быть заменено своей противоположностью: национальная идея -- классовой, традиционная национальная идеология -- марксизмом, русское национальное государство -- российским, частное предпринимательство -- коллективной работой на государственных предприятиях, личная свобода -- личной преданностью социализму. При этом казалось, что сами люди ничем особенно себя не будут утруждать. Им говорили: доверьтесь большевикам, поддержите их, помогите им; все необходимое вам они сделают сами кто не соглашается -- тот не желает народу социалистического счастья; кто не сдастся -- тот уничтожается.

Из такого разъяснения народные низы, в свою очередь, сделали простые выводы: жестко стелят, но ради будущего -- можно согласиться, можно пока подтянуть пояса. Лес рубят -- щепки летят. Самое главное -- в конце тоннеля показался свет. Доверчивое отношение к большевикам пришло и к татарским низам, так долго жившим вместе с русскими и так много терпевшим вместе с ними и врозь. Они также двинулась по пути к социалистическому миражу. БессознателЬно-до-верчивое отношение народных низов, составляющих большинство российского общества, стало политической базой становления в России тоталитарного режима, а насилие это^о режима -- повивальной бабкой российского социализма.

На путь насилия Ленин толкал Россию еще до Октября. Власть, основанную на законе, выборную власть он называл буржуазной властью. Диктатуру пролетариата, заменяющую эту власть, он определил как власть, опирающуюся "не на закон, не на выборы, а непосредственно на вооруженную силу", как особую организацию "насилия против буржуазии". В годы гражданской войны Советская власть разрушила не только старую государственную машину, но и основы государственного права Те круги российского общества, которые раньше участвовали в формировании государственной власти и политики, были лишены избирательных прав. Они уже не могли влиять на становление новой политики. Фактически не участвовала в формировании власти и политики также трудящаяся часть населения. Конструирование новой власти, определение политики происходило в тесном кругу российских политических лидеров, фанатически поддерживаемых немногочисленными, но хорошо организованными, дисциплинированными, истинно желавшими осчастливить свой народ коммунистами в низах. Зараженные идеей мессианства, эти коммунисты уверовали в то, что народные массы непосредственно не могут выразить свои интересы. Эту задачу они решили взять на себя. Так возникла опосредованная через коммунистическую партию власть народа, в которой народу отводилась роль не творца, а лишь "одобряющего".

Пятилетнее советское правление во главе с Лениным йе принесло материального облегчения ни русскому народу, ни нерусским народам. Теперь все они были поставлены в положение равно зависимых от решения Союзного центра.

Трудно сказать, как повел бы себя Владимир Ульянов (Ленин), останься он жив. Жизнь он закончил славой "спасителя России". Его имя склонялось на международной арене как имя русского национального лидера в ряду с именами других национальных лидеров -- Ллойда Джорджа, Вильсона, Клемансо. Ленин тогда еще не был "основателем ленинизма, Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического движения..." Таким его сделали позже. Культ Ленина был создан для практического перехода к тоталитаризму, для его оправдания.

Возвышение власти Сталина. В декабре 1922 г. Ленин снова заболел и через год с небольшим, 21 января 1924 г., умер. Привычно было ожидать в таких условиях соперничества его сторонников за главенство. Это действительно произошло и заняло довольно долгое время -- до конца 1927 г. Наиболее острым это соперничество оказалось между Л.Д. Троцким, который был общепризнанным "вторым человеком" при жизни Ленина, и Сталиным, который решил во что бы то ни стало отвоевать у Троцкого этот титул. В этом соперничестве "универсально-западного" и "традиционно-местного" победу одержало последнее.

Сталин не стал занимать место Ленина в правительстве и добился того, чтобы его не занял Троцкий. Они оставались на бвоих постах: Сталин -- партийный лидер, Троцкий -- военный лидер. Гражданская война закончилась. Естественно, власть военных отходила на второй план, а следовательно, и Троцкий. Власть партии усилиями Сталина и его сторонников поднималась, подминая под себя законодательную (ЦИК) и исполнительную (правительство) власти. Партия превратилась в институт власти, а генеральный секретарь ее Центрального Комитета фактически стал высшим должностным лицом государства. Выдвиженцы Сталина заняли главные государственные посты. Сталин лично подбирал кадры Государственного политического управления (ГПУ, после образования СССР - ОГПУ), заменившего в 1922 г. ВЧК.

Но оппозиция не сдавалась. В середине 20-х годов Россия оказалась втянутой в новую дискуссию по вопросу о выборе пути. В общей оппозиции группе Сталина оказались так называемая троцкистская оппозиция, либеральная русская эмиграция, национальные движения нерусских народов. В целом они не отвергали избранный Россией социалистический путь, но считали необходимым допустить параллельное существование родившегося за годы послевоенного восстановления "советского капиталистического уклада". "Теперь необходим новый маневр, новый импульс, выражаясь фигурально, нео-нэп" -- писал в 1926 г. известный русский публицист Н.В. Устрялов. По его мнению, нэп, допускающая экономический плюрализм, при дальнейшем углублении могла бы стимулировать плюрализм политический. За сохранение уже возникшей нэповской 'многоукладное™ выступало и левое крыло в Советском правительстве, в частности, председатель Совнаркома СССР и РФ А.И. Рыков. Его взгляды разделял известный публицист-коммунист Н.И. Бухарин. Такой поворот мог бы приблизить русский социализм к западноевропейскому.

Сталинское ядро правительства, опираясь на широкую сеть устной и печатной пропаганды ВКП(б), имея полную поддержку ОГПУ, более искусно провело свою дискуссионную кампанию. Предложения, ориентирующие на сближение социально-экономической и государственной системы России с системой других цивилизованных стран, были объявлены "капитулянтскими", ведущими к закреплению отсталости России, усилению ее зависимости от иностранного капитала. Привлекательным для русского народа оказалось обещание за короткий срок в 10--15 лет вывести Россию из "отсталой" в "передовую" мировую державу путем реализации трех программ: индустриализации (реализуется путем сосредоточения всех материальных ресурсов страны, включая и нэпмановские, в руках государства); коллективизации (объединенные в колхозы крестьянские хозяйства, получая от государства машины, современную агротехнику, школы, больницы, сами выйдут из бедности и страну завалят продуктами); ликвидации раскола общества на бедных и богатых (Россия станет страной свободных и равнообязанных граждан).

Команда Сталина нашла поддержку в лице народных низов России, в большинстве своем неквалифицированных городских и сельскохозяйственных рабочих, крестьянской бедноты и батраков деревни, а также служащих государственного и партийного аппарата. Они были ориентированы жить за счет заработка, получаемого на предприятии или учреждении, независимо от того, частные они или государственные. Индустриализация обеспечивала им рабочие места, хотя и с низким заработком. Колхозы освобождали бедноту и батраков от забот о земле, живой тягловой силе и технике, семенных материалах, хозяйственных постройках, взяв все это на себя. В стране не стало официальной безработицы, закрылись биржи труда, исчезло понятие "эксплуатация" в старом значении этого слова -- все работали на государство. Оппозиция 20-х годов была подавлена. В 1929 г. Троцкий был выслан из СССР по обвинению в антисоветской деятельности, в 1940 г. убит в Мексике. В 1930 г. на посту председателя Совнаркома СССР А.И. Рыков был заменен В.М. Молотовым, работавшим ранее одним из секретарей ЦК ВКП(б). Были расстреляны Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.

В 30-х годах команда Сталина столкнулась с не менее широкой оппозицией, которая состояла из сторонников социализма и его противников. Часть коммунистов, поддерживая социалистический курс, выступила против Сталина, добиваясь его замены на посту лидера партии. Антисоциалистическая оппозиция была против раскулачивания в деревне и ликвидации частного предпринимательства в промышленности и торговле, протестовала против политического и уголовного преследования духовенства и старой интеллигенции. Террор 30-х годов унес жизни многих действительных и мнимых лидеров старой и новой оппозиции, изолировал в лагерях ее действительных и потенциальных активистов. До ожидавшейся обеспеченной социалистической жизни было еще далеко. Абсолютная же власть коммунистов в СССР стала фактом с конца 20-х годов.

Одним из методов управления страной стало постоянное "классовое очищение" общества. Начиная очередную кампанию "классового очищения", Сталин в начале 30-х годов объявил, что в ближайшее время необходимо ликвидировать "частных промышленников и их челядь, частных торговцев и их приспешников, бывших дворян, попов, кулаков и подкулачников, бывших белых офицеров и урядников, бывших полицейских и жандармов; всякого рода буржуазных интеллигентов, всех прочих антисоветских элементов". Речь шла о крестьянстве, успевшем восстановить свое частное хозяйство и дорожившем им; о нэпманах, которые, получив официальное разрешение и уплачивая налоги, поставили свои предприятия, торговлю; об инженерно-технических работниках старой школы, имевших иные представления об организации экономической жизни; о той части интеллигенции, которая предпочитала заниматься частной юридической, медицинской, образовательной, художественной и иной практикой; о духовенстве, занятом специфическим обслуживанием духовной жизни людей. В принципе такая цель ложна и нереализуема, идет вразрез с общественными потребностями. Тем не менее большевики начали бороться за нее.

Реализуя эту антинациональную программу, ОГПУ в 1928 г. провело аресты инженерно-технических работников старой школы на Донбассе. В 1930 г. были арестованы активисты "Промпартии", "Трудовой Крестьянской Партии", "Союзного Бюро меньшевиков". В целом за 30-е годы были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря миллионы людей со стандартным ярлыком "враг народа". Многие из них были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий жизни. Для управления частью населения, остающейся лояльной к Советской власти, сложилась особая система, названная советскими историками "командно-административной системой управления".

Татарстан в защите своей автономии. С образованием СССР национальный вопрос обретает новый характер. Отныне в его центре оказываются проблемы взаимодействия Союзного центра с национальными республиками. Союзный центр, добиваясь унитаризации государства, стремится все больше ограничить суверенитет и автономию республик. Республики же отвечают на это мобилизацией своих сил в защиту суверенитета и автономии. В таком единоборстве с центром участвовала и ТА С СР.

Кроме того, татарскому национальному движению приходилось отстаивать социокультурные интересы татарского населения, остающегося за пределами ТАССР. За период с 1918 г. по 1923 г. Москва провела 4 совещания с работниками национальных республик, настаивая на принятии последними линии центра по национальному вопросу: в ноябре 1918 г. -- I съезд мусульман-коммунистов, ноябре-декабре 1919 г. -- II съезд коммунистических организаций народов Востока, январе 1921 г. -- совещание коммунистических организаций тюркских народов Российской Федерации, июне 1923 г. -- IV совещание с ответственными работниками республик и областей. В ноябре 1918 г. одним из главных был вопрос о судьбе Российской Мусульманской Коммунистической партии, возникшей в ходе сотрудничества социалистических сил татарского национального движения с Советской властью. ЦК РКП(б) настаивал на упразднении ее ЦК и полном слиянии ее местных организаций с местными комитетами РКП(б). Лидер татарских коммунистов М. Султангалиев считал, что национальное движение, лишившись своей партийной организации, потеряет самостоятельность и перспективу, окажется в полном подчинении Российской коммунистической партии. Отстаивая самостоятельность РМКП, он заявил: "...Я против того^ чтобы слиться с общим Центральным Комитетом РКП(б)". Противостояние по этому вопросу тогда кончилось компромиссом. В 1918 г..ЦК РМКП был распущен, но местные организации коммунистов-мусульман (татар) были сохранены и объединены в Центральное Бюро, работавшее как отдел РКП(б). Полное слияние с местными комитетами РКП(б) не удалось навязать татарским коммунистам ив 1919 г., хотя на этом лично настаивал сам Ленин. В 1921 г. удалось сохранить татарские национальные коммунистические организации (секции) как органы татарского национального движения в тех русских губерниях и национальных республиках, где компактно проживало

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать