История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Съезд принял специальные постановления, определявшие социально-экономическую и культурно-образовательную программу правительства республики (по земельному и продовольственному вопросам, народному здравоохранению), а также по вопросам, связанным с обязательствами республики в связи с продолжавшейся гражданской войной (о всеобщей трудовой и гужевой повинности, о дополнительной мобилизации в татарские национальные воинские части).

7. Татарстан в составе Советского Союза

Изменения в положении татарского общества

Геополитическая обстановка в мире. Становление автономии Татарстана протекало на фоне значительных исторических изменений в мире. В 1919--1920 гг. были заключены мирные договоры, подводившие итоги первой мировой войны. В мире возникла новая геополитическая обстановка. Индустриальная цивилизация потеряла в этой войне весомую часть своего материального, духовного и людского потенциала. Появилось много физически и духовно искалеченных людей, которых называли "потерянным поколением".

Война не помогла преодолеть накопившиеся противоречия между ведущими державами. Отныне эти противоречия, подучив иную мотивацию* другое идеологическое обоснование, стали развиваться в иной плоскости. Европейские страны-победительницы вместе и при поддержке США пошли по пути традиционного капитализма, навязывая его остальному миру. Наиболее пострадавшие в войне страны западного мира с более обнищавшим населением стали полигоном политиков-экспериментаторов. Раньше всех на этот путь стала Россия, провозгласив построение марксистского интернационального социализма. Италия избрала путь объединенного выхода обездоленных итальянцев из нищеты во главе с организациями "Фашино" (Связка). Несколько позже в Германии господствующей стала идея национал-социализма.

Мир вновь стал объектом претензий. С радикальной претензией на мировое первенство выступила Россия, заявив о желании заменить капитализм социализмом. Еще более опасной для мирового сообщества оказалась претензия Германии, объявившей о своем стремлении к установлению нового мирового порядка. Достаточно категоричными были заявления США и их союзников о своей решимости защитить основы ими установленных послевоенных порядков свободного предпринимательства от любых посягательств. США в течение 16 лет, до 1934 г., не признавали Россию и созданный ею Советский Союз" Мировое сообщество не смогло создать более или менее эффективный инструмент для соблюдения условий заключенных мирных договоров построить общепризнанную систему безопасности. В расколе мира, в указанных претензиях уже тогда были заложены причины нагрянувшей всего через 20 лет второй мировой войны. Наступившая благодаря огромным усилиям народов послевоенная экономическая и культурная стабилизация, завоеванные научно-технические достижения вновь были сожжены в топке очередной мировой войны.

Период между двумя мировыми войнами не был только историей великих держав. Мировое сообщество пополнилось новыми государствами и государственными образованиями. Хотя они и не могли изменить ход мировых событий, но стали оказывать позитивное влияние на европейские и мировые исторические процессы. Революция 1918 г. в Австро-Венгрии вывела на путь самостоятельного республик канского развития Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, усилила демократические тенденции в Европе. Падение самодержавной империи в России открыло многим нерусским народам здесь перспективу государственной консолидации. В их числе оказался и Татарстан.

В реализации своей перспективы республиканского становления Татарстан мог не только опираться на свой прошлый государственный опыт, но и использовать опыт своих соседей - Чехии, Словакии, Украины, Азербайджана. По-новому Татарстан стал смотреть на на-1 циональное возрождение Турции, происходившее после прихода к власти Мустафы Кемаля в апреле 1920 г. Тогда он стал Председателем только что избранного Меджлиса - Великого Национального Собрания Турции. Осенью 1923 г. территория Турции была освобождена от оккупантов. В ходе широких политических, социально-экономических и культурных реформ в 1923 г. Турция объявляется республикой, в 1924 г. принимается Конституция, согласно которой Мустафа Кемаль Ататюрк избирается президентом.

Образование СССР. В дни Октябрьского государственного переворота "Российская Демократическая Республика" была заменена "Российской Советской Республикой". Большевики тогда оставались еще на позициях унитарного государственного строя. Ленин полагал, что Финляндия, Польша, а может быть, еще какая более зрелая национальная территория, согласно праву на самоопределение, получат независимость. На остальной территории России, полагал он, национальный вопрос будет решен путем пересмотра административно-территориального деления страны с учетом требований "современной хозяйственной жизни" и согласования "по возможности с национальным составом населения". Он оставался верен большевистской национальной программе, сформулированной в 1913 г., в которой говорилось: "Все области государства, отличающиеся бытовыми особенностями или национальным составом населения, должны пользоваться широким самоуправлением и автономией...".

Объявление России Федерацией в январе 1918 г. произошло в критические для большевиков дни разгона Учредительного собрания и была необходимой тогда уступкой требованиям национальных движений нерусских народов. Содержание формулы "Российская Федерация", механизм ее реализации тогда не были раскрыты. По мере укрепления в России Советской власти в ходе гражданской войны Ленин искал ответ на вопрос, как сохранить единство страны в условиях образования суверенных национальных республик нерусских народов и как укрепить русское национальное государство, не выделяя при этом русскую национальную республику.

Вскоре решение было найдено. Национальные советские республики, как суверенные государства, заключили с Российской Федерацией двусторонние договоры. Появился союз этих республик с Российской Федерацией, напоминающий конфедерацию.

В 1922 г. этот конфедеративный союз преобразовался в Советский Союз (СССР). Существовавшие ранее двусторонние межгосударственные договоры были заменены общим Союзным договором. Общий для всех суверенных советских социалистических республик Союзный договор позволил далее перейти к так называемой особой форме федерализма, названной социалистическим федерализмом, где федеративная форма уживалась с унитаристским содержанием. В Конституции СССР такое государство получило название "единое союзное государство".

Декларация об образовании СССР была принята 30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов. В этот же день состоялось подписание Союзного договора. Союзным правительством фактически стал Совнарком РФ. Ленин был избран председателем СНК СССР и сохранил за собой пост председателя СНК РФ. Такое совмещение должностей председателя СНК СССР и председателя СНК РФ продолжал и преемник Ленина А.И. Рыков до 1929 г.

Статус советской автономии. Татарское национальное движение если не первым, то одним из первых поставило вопрос о федеративном устройстве России и образовании в этой Федерации татарской автономной государственности, добивалось этого ео времени русской революции 1905 г. На этом пути оно встретило наиболее жесткое сопротивление со стороны российских правительств -- царского, Временного, Советского. В 1920 г. Комиссия Совнаркома РФ (И. Сталин -- наркомнац, М. Владимирский -- наркомвнудел, С. Саидгалиев >- тат-нацдвижение) выработала такой проект Декрета об образовании Татарской автономной республики, который ставил новую республику рангом ниже по сравнению с другими советскими республиками. Такие национальные* республики, как Украина, Белоруссия, Азербайд-жан, Армения, Грузия, а также бывшие российские протектораты Бухара и Хорезм имели статус договорных советских республик. Они устраивали свои отношения с РФ на основе двусторонних договоров, заключенных с ней в 1920--1921 гг. В дальнейшем эти республики получили конституционный статус суверенных республик с правом выхода из состава Союза.

Татарстану было отказано в статусе договорной республики. Продолжая поиски путей усиления унитаристского содержания российской государственности при сохранении федеративной его формы, большевистские лидеры выдвинули еще один постулат -- о двух формах советской федерации: федерации договорных республик и федерации автономных республик. Татарстан вместе с Башкортостаном оказался в ряду особой группы республик, определяемых как "автономная советская социалистическая республика". Конституция РФ приравняла эти национальные республики к обычным русским админи-стративно-территориальным единицам (областям), наделив их дополнительным правом "учитывать особенности автономной республики". Конституция РФ не признавала их как национальные государства. Они не пользовались суверенитетом, не имели права выхода из состава РФ. Определять "особенности автономной республики" и вырабатывать для каждой автономии соответствующую политику должен был действующий там областной комитет РКП(б) исходя из общих указаний центра. Среди самих руководителей областных комитетов партии преобладало мнение, что автономные республики были временной уступкой национальным движениям.

В июле 1921 г. С. Саидгалиев обратился к Ленину с вопросом: "1. Необходимо ли существование мелких автономных республик Российской Советской Федерации вообще я в частности существование Татарии?

2. Если да, то на сколько времени, или, иначе говоря, до выполнения каких задач и до достижения каких целей?..." Ответ Ленина был лаконичным: "На первый вопрос -- да. 2. Еще надолго". На XII съезде РКП(б) эти слова Ленина были интерпретированы С. Саидгалиевым в пользу сохранения ТАССР. Теперь стало ясно, -- заявил он, -- что неправы были "те, которые никогда и ни при каких условиях не различали одной национальности от другой, говорили, что, дескать, не может быть никаких автономных республик". Позже, в 1925 г., в своем выступлении на сессии ЦИК Татарстана секретарь Татарского обкома ВКП(б) И. Т. Морозов, в свою очередь, старался быть самокритичным, заявив: "Сейчас уже все понимают, почему существование национальных республик необходимо еще надолго".

Союзный договор и Татарстан. С окончанием Гражданской войны в России федеральное советское правительство объявило о либерализации экономической политики. Предстояло заменить экономическую политику тотальной национализации (политику военного коммунизма) новой экономической политикой (нэп), допускавшей к участию в хозяйственной жизни мелкого и среднего частного предпринимателя и позволявшей развитие рыночных отношений под контролем государства. Появились советские капиталисты (так называли тогда частных предпринимателей нового поколения), которые помогли оживить торговлю, восстановить разрушенную войной и революцией промышленность. Началось формирование нового среднего класса. Стабилизировалась денежная система на базе червонца. Наметилось определенное смягчение по отношению к непримиримой оппозиции, представленной в лице экспроприированных и разоренных капиталистов, оставленной без средств к существованию интеллигенции и даже части эмиграции. Начинается международное признание России.

Одновременно большевистские лидеры заговорили о либерализации межнациональных отношений в России. Перспектива либерализации экономической жизни в сочетания с либерализацией межнациональных отношений была воспринята в Татарстане как спасение от разрушающей нацию классовой борьбы, как шанс для Татарстана выйти на уровень суверенных республик, непосредственно участвующих в Союзе. В ряде своих выступлений в 1921 г., в том числе и на X съезде РКП(б), М. Султангалиев как представитель Татарстана в Федеральном центре предложил расширить права и повысить статус Татарстана, с тем чтобы Татарстан мог участвовать в образовании СССР на уровне республик-учредителей. В развитие этого предложения сформировалось далее мнение о том, чтобы в новый Союз вошли на равных правах договорные суверенные республики и автономные республики.

Предложение это было разумным и, казалось, будет поддержано договорными республиками, появится единый фронт национальных республик. Однако ЦК РКП(б) в лице его Комиссии, созданной во главе с В.В. Куйбышевым специально для изучения и оценки поступающих предложений, категорически отверг его, назвав "национал-уклонистским", т.е. противоречащим стратегической линии партии. Со своей стороны, Комиссия предложила не создавать новое Союзное государство, а превратить саму Российскую Федерацию в Союзное государство, включающее в свой состав договорные республики, придав им статус автономных республик этой федерации. Такое "равноправие" республик теперь не устраивало лидеров договорных республик.

Против подрыва суверенитета Украины резко выступил председатель украинского правительства Х.Г. Раковский. За сохранение суверенитета своих республик в категорической форме высказались представители Белоруссии, Грузии, Чтобы спасти образуемый Союз, больной Ленин был вынужден объявить о создании Союза с сохранением суверенитета договорных республик. Защищать требование Татарстана он не стал. ЦК РКП(б) мог торжествовать, приструнцв договорные республики своим предложением отнять у них суверенитет. Возможный единый фронт национальных республик был сорван. Представителям Татарстана было предоставлено право лишь подписать Союзный Договор. В работе I Всесоюзного съезда Советов приняли участие М.Х. Султангалиев -- председатель Центральной Татаро-Башкирской Комиссии при Наркомнаце РФ, К.Ф. Мух-таров -- председатель правительства Автономной Республики Татарстан, Р.А. Сабиров -- председатель ЦИК Автономной Республики Татарстан и др.

Два поля деятельности татарского национального движения. Потеряв свою национальную государственность в XVI в., татарское общество сохранило в России свое социально-экономическое и культурное единство. Провозглашение в 1920 г. Татарской АССР на ограниченной Декретом российской власти исторической территории Татарстана разделило татарское общество между двумя государственными структурами: татарской автономной госструктурой и госструктурой ряда российских губерний. В Татарской АССР татарская нация вместе с представителями других национальностей, проживающих здесь, начала осуществлять автономное государственное управление. Официально входя в состав Российской Федерации, татарская нация выступала одной из наций, образующих Советских Союз.

Центральный Мусульманский Комиссариат как орган подготовки образования татарской автономии по государственной линии, выполнив эту задачу, уступил место органам власти в Татарской АССР.

В границах соседних русских губерний осталась другая часть исторической территории Татарстана и татарского общества. Появилась новая проблема: как организовать национальную жизнь этой части татарского населения и как обеспечить сохранение и укрепление единства татарской нации. Так образовалось кроме ТАССР еще одно поле деятельности татарского национального движения со своими особенностями и социально-культурными задачами. Оставшиеся здесь силы общетатарского национального движения, в свою очередь, сорганизовались. Во главе их стал М. Султангалиев. Они не сомневались, что со временем будет решен вопрос о территориальном и государственном единстве Татарстана. А пока социально-культурная жизнь татарского населения, остающегося за пределами ТАССР, строилась согласно программе национально-культурной автономии.

Были сохранены все действовавшие по месту жительства татарского населения, оказавшегося за пределами ТАССР, татарские национальные коммунистические организации. 1 января 1921 г. по инициативе М. Султангалиева в Москве было созвано Всероссийское совещание коммунистических организаций народов Востока. В связи с образованием национальных республик мусульманских народов, включая Татарскую и Башкортскую республики, деятельность ранее созданного Центрального Бюро коммунистических организаций народов Востока прекращается. На совещании было создано новое Центральное Бюро для руководства и координации деятельности коммунистических организаций (секций) тюркского населения (в основном татар и башкортов), оставшихся за пределами своих национальных республик. В мае этого же года оно было переименовано в Центральное Бюро татарских и башкортских коммунистических секций. Центральное Бюро было избрано в составе М. Султангалиева, Ш Ибрагимова, М. Тагирова, Г. Девлетшина, Ш. Измайлова. В Москве продолжалось издание органов ЦБ газет "Эшче" и "Игенчелэр", журнала "Кызыл Шэрык". Свои газеты и журналы выпускали секции в губерниях. Сохранение единого национального движения, имевшего два поля деятельности с двумя формами организаций, обеспечило сохранение и укрепление единства татарской нации. Социально-культурную работу среди татарского населения, оказавшегося за пределами республики, курировала Татаро-Башкирская комиссия при Наркомнаце РФ.

В период Гражданской войны в России, особенно на ее завершающем этапе, значительная часть татарского населения оказалась в эмиграции. Это были в основном татарские офицеры -- участники российского белогвардейского движения, татарские политические деятели -- члены российского Учредительного собрания, не согласные с актом его роспуска, татарская интеллигенция, не примирившаяся с коммунистической идеологией, татарские предприниматели, насильственно изгнанные из хозяйственной сферы. Эмиграция оказалась выражение ем протеста против навязанного России и Татарстану социалистического эксперимента. Многие из эмигрантов были уверены, что большевистская власть в России скоро рухнет и продолжали в эмиграции свою деятельность, создавая альтернативные национальные организации, предлагая альтернативный путь татарского национального развития. Так сформировались за границей (на Востоке -- в Маньчжурии, на Западе -- в Турции, Германии, Франции) отделения татарского национального движения, которые были связаны с мировым демократическим движением, в том числе с русской эмиграцией. В 1922 г. С. Мак-суди, Ф. Туктаров участвовали в Парижском совещании членов российского Учредительного собрания, оказавшихся в эмиграции. Во временности коммунистической власти, продолжавшей имперскую политику в новом издании, был уверен Гаяз Исхаки, оказавшийся в Маньчжурии. Переехав в Западную Европу, он вместе с Фуатом Тук-таровым создал Комитет "Идел-Урал". В 1933 г. в Берлине он опубликовал свою книгу "Идел-Урал", в которой писал, что революционные преобразования в России еще не закончены, что они закончатся только тогда, когда принесут "освобождение народам Зостока Европы". С 1935 по 1945 г. в Мукдене выходила созданная Гаязом Исхаки газета "Милли байрак" (Национальное знамя). Вокруг газеты объединились местные татарские писатели, сохранялась арабская графика татарской письменности, когда в Татарстане была уже кириллица. С именем Гаяза Исхаки связано образование в 1955 г. в Турции "Общества культуры и взаимопомощи тюрков И дел-Урала".

В поисках национального лица автономии

Трудное начало. В начале XX в. татарская нация располагала необходимыми экономическими, культурными и кадровыми возможностями для установления и развития своей национальной государственности, могла внести свою положительную лепту в дело демократического преобразования России. Российская революция 1917 г. и Гражданская война осложнили положение татарского национального движения.

Само национальное движение было обескровлено. Невероятно пострадала национальная культура. Национальное хозяйство, разоренное почти семилетней войной, было окончательно разрушено национализацией. На базе такого печального наследия начало свою работу правительство С. Саидгалиева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать