История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Новый этап национального движения. В 60-х годах проблемы татарского национального возрождения начали переходить из области идейного формирования целей в сферу практических действий национального движения по реализации этих целей. Чем больше углублялось размежевание между союзной властью и ее местными представителями, с одной стороны, и народом, с другой, тем шире становилась база для национального движения. Подводя итоги своего правления, Н.С. Хрущев заявил в 1960 г.: "...Мы; в Президиуме ЦК, очень довольны положением, которое сложилось в партии и стране. Очень хорошее положение!" Его оптимизм разделяло та-тарстанское руководство. Народ же был недоволен складывавшимся в Союзе и республике положением. В стране, запустившей искусственный спутник Земли, накапливающей атомное оружие, тактические и стратегические ракеты, содержащей военно-политическую организацию "Варшавский договор", все еще господствовал тяжелый ручной труд. Им были заняты до 40% рабочих промышленности и до 70% работавших в сельском хозяйстве. Не хватало товаров первой необходимости, даже хлеба. Протесты рабочих стали жестоко подавляться.

В 1962 г. союзное правительство предприняло новое покушение на автономию республики. Согласно объявленной Хрущевым реформе, Верховный Совет и Совет Министров республики сохранялись, но главной их функцией должно было стать не осуществление в республике государственной власти, а управление союзными и российскими предприятиями, размещенными в Татарстане. В составе правительства были созданы два управления: одно -- для обеспечения промышленного, другое -- сельскохозяйственного производства. В сельской местности органы местной власти -- районные и городские Советы были упразднены, вместо них созданы 17 сельскохозяйственных производственных управлений. Параллельно были оформлены промышленные зрны со своими управлениями, отвечающими за работу промышленных предприятий зоны.

Встреченная народом крайне негативно, эта реформа вскоре была отменена Народ еще более отошел от власти. В татарском общественном сознании укрепилось понимание той истины, что Татарстан, оставаясь в положении автономной республики, может надолго потерять перспективу национального возрождения. Можно сказать, что 60-е годы стали предвестниками начала нового этапа в татарском национальном движении.

Взвешенные, реалистические цели татарского национального возрождения нашли позитивный отклик в демократической части российского общества, в других республиках Союза. В 1963 г. на Всесоюзной научной конференции, созванной Академией наук СССР в столице Кыргызстана Бишкеке, один из основных докладчиков М.Д. Каммари высказал мысль, что развитие национальных отношений в СССР скорее "пойдет по пути превращения некоторых наиболее крупных автономных республик, таких, например, как Татарская, в союзные, чем обратно", что "окраинное положение республики само по себе, очевидно, не имеет такого значения, которое ему придавал Сталин".

Начало нового этапа татарского национального движения пришлось на период активизации политической оппозиции во всех республиках Союза, в том числе в русском обществе. В декабре 1965 г. в Москве прошла первая демонстрация с требованием соблюдения в стране прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации ООН 1948 г. В дальнейшем из нее выросло русское национальное оппозиционное движение под названием движения диссидентов (инакомыслящих). Одним из духовных наставников этого движения стал известный русский писатель А.И. Солженицын. Категорически отвергая коммунистический режим как величайшее бедствие, навалившееся на русский народ, он стал призывать русское общество найти в себе силы, чтобы избавиться от него. В роли другого духовного наставника русского диссидентства выступил ученый-атомщик А.Д. Сахаров. Будучи таким же страстным противником коммунизма, он призвал русское общество стать на путь общесоюзной модернизации и идти совместно с другими народами Союза по пути сближения и даже конвергенции (совмещения) своей социалистической системы с западным капитализмом.

Украина, Армения, Грузия, Литва, Эстония, другие республики, в свою очередь, были охвачены движением правозащитников, требовавших соблюдения прав и свобод не только человека, но и нации. В дальнейшем эти выступления переросли в национально-демократические движения.

Союзные власти взялись за искоренение "крамолы" путем дискредитации и уголовного преследования. A.И. Солженицын был выдворен из страны, А.Д, Сахаров сослан в Нижний Новгород. Тысячи активистов оппозиции были арестованы, сосланы. Пострадали многие диссиденты в национальных республиках. Понесли наказание руководители ряда республик. В начале 1971 г. был снят с занимаемой должности партийный руководитель Грузии В.П. Мжаванадзе, обвинен в национализме и перемещен на другую работу украинский партийный лидер П. Е. Шелест. Наказываемые местные лидеры не находили ощутимой поддержки ни в народе своих республик, ни у коллег в других республиках. Народ стал все больше дистанцироваться от власти. Правительство Л.И. Брежнева и его наместники в республиках теряли социальную почву.

Татарстан в системе российской стагнации. Начало 70-х годов принесло союзному правительству еще одно огорчение -- провал экономических планов. Народное хозяйство, ориентированное на обеспечение военного превосходства государства над западными державами, все хуже справлялось с производством продовольствия и промтоваров для населения. Особенно тревожило низкое качество товаров. Лидеры СССР оказались перед скандальным провалом их популистского обещания 1962 г. о том, что "в итоге второго десятилетия (1970-- 1980 гг.) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения".

Застойное правительство Л.И< Брежнева, поддержанное близорукими лидерами национальных республик, оказалось неспособным предотвратить надвигающуюся политическую и экономическую катастрофу. Было принято роковое решение о "постоянстве кадров", закрывшее приток в ряды старой номенклатуры молодых реформаторских сил. Чтобы создать видимость решения экономических проблем, было объявлено о возведении предприятий-гигантов, названных стройками коммунизма. Союзные власти отказались от своих же предложений о расширении прав союзных республик и повышении статуса автономных республик. В юридической литературе стала в качестве новации обсуждаться и рекламироваться идея о том, что националное государство отомрет раньше, чем отомрет государство вообще.

Была переписана Конституция СССР. В статье 13 Конститущщ 1937 г. говорилось: "Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольною объединения равноправных советских социалистических республик, В Конституции 1977 г. название "союз" было сохранено, но само союзное государство определялось как "единое союзное многонациональное государство" (статья 70). Иначе говоря, договбрный союз республик превращался в единое союзное государство разных национальностей. Политика унитарного государей а (единое союзное многонациональное государство) оправдывалась тем, что якобы преодолеваются республиканские границы, превращаясь в простую формальность, возникает "единение" живущих в Советском Союзе национальностей во всех областях их жизни. Еще в 1971 г. власти Союз провозгласили: в СССР "возникла новая историческая общность людей -- советский народ". В 1976 г. было объявлено, что в пределах всей страны сложился "единый хозяйственный организм". В 1981 г. с трибуны XXVI съезда партии Л.И. Брежнев заявил: "Происходит ...формирование культуры единого советского народа". Эти заявления делались в то время, когда, по признанию самого же Брежнева на этом съезде, в социалистических странах выступали "с энергичной защитой права за национальную специфику путей и форм борьбы за социализм и социалистического строительства".

В 1975 г. СССР подписал Хельсинкскую декларацию. Однако власти не соблюдали ее положений не только во внутренней политике. В 1979 г., когда чуть забрезжила кажущаяся возможность присоединить к социалистическому лагерю соседний Афганистан, склонная к авантюрам команда Брежнева отдала распоряжение ввести войска в эту страну. Западные партнеры по Хельсинки оценили этот акт как вероломство. Акция провалилась. Внешняя политика Союзного правительства не смогла уже оправиться. Стали отмежеваться от СССР даже его союзники.

СССР оказался в международной изоляции. Углубилась социально-экономическая и политическая стагнация внутри страны. В этой среде оказался и Татарстан. Лидеры республики (команда Фикрата Табеева, а затем и Рашида Мусина и Гумера Усманова), хотя и сочувствовали идее и проблемам татарского национального возрождения, на практике оставались уполномоченными Москвы, выполняли волю центра. Еще четче обозначилось в республике разделение функций. Структуры государственной власти республики сосредоточились на выполнении экономического плана центра. Проблемы возрождения национальной жизни легли на плечи возрождающегося национального движения.

Государственная промышленность в Татарстане. В Конституции СССР 1936 г. еще сохранялась декларация о том, что автономная республика есть государство. В ней говорилось: "Высшим органом государственной власти Автономной республики4 является Верховный Совет АССР" (статья 89), "Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР" (статья 91). При перечислении автономных республик в составе Российской Федерации Татарская республика была поставлена первой, т.е не по алфавиту, а, очевидно, по значимости. Об экономике автономной республики Конституция умалчивала. Ясность в этот вопрос внесла Конституция Татарстана 1937 г.

В ней говорилось: "Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян" (статья 1), она "осуществляет государственную власть на автономных началах" (статья 13). Статья 6 этой Конституции, подтверждая, что республика уже лишена своей собственности, перечеркивала экономическую автономию. В ней говорилось: "Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием".

Конституция СССР 1977 г. внесла ясность по вопросу о компетенции автонбмной республики в отношении экономики, ставшей "всенародным достоянием". К функциям властей Татарстана, согласно статье 83, были отнесены координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций союзного и российского подчинения, находящихся на территории Татарстана.

В 70--80-х годах Татарстан оставался крупным союзным и российским промышленным центром. На первом плане находились союзные предприятия, входившие b военно-промышленный комплекс. Наиболее крупными среди них были Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) им. Ленина, Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. С. П. Горбунова, Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), Казанский вертолетньш завод (КВЗ), заводы "Электроприбор", "Точ-маш", "Терминал", завод им. Серго, завод им. Горького, производственное объединение "Свияга", Опытно-конструкторское бюро "Сокол". Они работали на военный заказ и давали почти половину продукции промышленности, размещенной в республике. Вся их технология была засекречена. Республика оставалась закрытой для иностранцев и оказалась "белым пятном" для остального мира.

Далее шли нефтяные и нефтехимические предприятия, также полностью находившиеся в союзном подчинении. Их продукция составляла более 20% валовой промышленной продукции республики. К 1970 г. ежегодная добыча нефти по союзному объединению "Татнефть" превысила 100 миллионов тонн. К концу 80-х годов союзные ведомства извлекли из недр Татарстана более 2 миллиардов 300 миллионов тонн нефти. За 70--80-е годы союзные ведомства разместили в республике новые крупные предприятия нефтехимии -- "Нижнекам-скнефтехим", "Нижнекамскшина", казанский завод "Оргсинтез". Здесь производилось 75% всего союзного бутилкаучука, 25% полиэтилена, 15% автомобильных шин. Полностью покрывались потребности страны в синтетическом каучуке. В середине 70-х годов вступил в строй завод грузовых автомобилей (КамАЗ). Электростанции, размещенные в республике, вырабатывали более 40 миллиардов кВт/час электроэнергии в год.

Все это богатство создавалось руками и умом татарстанцев с использованием щедрых природных богатств республики - нефти, леса, земли и т.д. В 1974-1984 гг. цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Тем не менее Татарстан не стал процветающей страной. Миллиарды нефтедолларов, полученные за татарстанскую нефть, были израсходованы союзными властями везде, только не в Татарстане. Союзные предприятия в Татарстане в техническом и технологическом оснащении отставали от подобных предприятий Запада, не имели доступа к западным ноу-хау. Да и на улучшение жизни народа они повлиять не могли. Татарстан отставал по производству товаров народного потребления. Они составляли лишь пятую часть всех товаров, производимых промышленностью республики. Объем производимых в Татарстане товаров народного потребления в пересчете на душу населения составлял 45% от уровня, производимого в Латвии, 53% - от уровня, производимого в Белоруссии. На отпускаемые союзным центром средства можно было строить только скромные жилые дома типа "хрущевок" и дворцы культуры "без излишеств". Мечети, церкви, историко-культурные памятники оставались в руинах. Столица республики Казань превратилась в город ветхого жилья и заброшенных исторических памятников. Зарплата работников оставалась самой низкой по сравнению со всеми странами, в том числе колониальными, где производилась аналогичная продукция. Нельзя сказать, что за счет Татарстана обогащался русский народ, процветали края России. Основную массу богатства страны амбициозная союзная власть сжигала в топке бессмысленного военно-политического соревнования между социализмом и капитализмом.

Государственное сельское хозяйство в Татарстане. Согласно Конституции Татарской АССР 1937 г., сельскохозяйственное производство в Татарстане стало государственно-колхозно-личным. К чисто государственному производству относились совхозы. Колхозное производство базировалось на государственной и кооперативной собственности. Земля (пахотная и сенокосно-луговая), машинно-тракторные станции, обслуживавшие колхозы, принадлежали союзному государству. Общественной собственностью колхозов были объявлены общественные предприятия в колхозах с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами продукция, общественные постройки колхозов. Личное подсобное хозяйство колхозника состояло из находящегося в его личном пользовании небольшого приусадебного участка земли и жилого дома, продуктивного скота, птицы и мелкого сельскохозяйственного инвентаря (статья 6 и 7).

Личное подсобное хозяйство колхозника и сформировавшееся на этих же условиях личное подсобное хозяйство рабочих совхозов вместе с небольшими предприятиями местной промышленности представляли собой оставшиеся островки национальной экономики республики. На этой основе заработал республиканский колхозный рынок, удовлетворявший более половины спроса населения в продовольствии (за исключением хлеба).

С начала 60-х годов союзное правительство развернуло по всей стране борьбу против так называемого "личного обогащения". Ее стержнем в деревне стало наступление на личные подсобные хозяйства. Коммунизация, проводившаяся под лозунгом "общественное хозяйство колхозов лучше обеспечит личные потребности колхозников"" охватила и татарстанскую деревню. Новые налоги сделали эти хозяйства убыточными для колхозников и разорили их. Резко уменьшилось поголовье скота в личном подсобном хозяйстве. Личные тепличные хозяйства по выращиванию овощей разрушались. Началась кампания переселения колхозников из мелких деревень, где были условия более благоприятны для ведения личного хозяйства, в центральные колхозные усадьбы, приближенные по застройке к рабочим поселкам. Доля этого сектора в производстве мяса в республике в 1960 г. составила 42%. В 1958 г. в этом секторе производились 31% молока, 66% яиц. В 1977 г. в докладе о новой Конституции СССР Брежнев заявил, что в подсобных хозяйствах все еще имеются "случаи злоупотребления ими в целях извлечения спекулятивных доходов". Личные подсобные хозяйства были окончательно разорены. Колхозники, рабочие совхозов и другие жители села лишились солидного источника доходов, а горожане -- продукции личных подсобных хозяйств.

Продуктивность общественного хозяйства колхозов, как и совхозов, оставалась низкой. По официальным данным, валовая продукция сельского хозяйства республики выросла в денежном выражении (в ценах 1971 г.) с 1285,3 миллиона рублей в 1969 г. до 1559,1 миллиона рублей в 1979 г., т.е. за 10 лет на 21%. Среднегодовая урожайность зерновых за 20 лет выросла с 9,4 центнера с гектара (1961-- 1965 гг.) до 14,0 центнеров с гектара (1976--1980 гг.), т.е. на 50%. Среднегодовое производство мяса (в убойном весе) увеличилось за эти же 20 лет со 140,7 тысяч тонн (1961--1965 гг.) до 217,2 тысяч тонн (1976-1980 гг.), т.е. на 54%.

Низкие темпы роста производства резко уменьшили доходы колхозников и рабочих совхозов, осложнили социальную обстановку на селе. Особенно усилилось недовольство в колхозах. Лишенные большей части доходов от личного подсобного хозяйства, они получали только символическую оплату за работу в общественном хозяйстве. По официальным данным, в 1965 г. на один отработанный в колхозе человеко-день колхозник получил продукцию на 2,01 -- рубля, в 1978 г. - на 3,69 рубля. Правительству Союза пришлось признать, что положение с продовольствием в стране стало критическим. Была принята специальная Продовольственная программа. Сама политика огосударствления сельскохозяйственного производства продолжалась. Многие так называемые убыточные колхозы превращались в совхозы. Число колхозов в республике сократилось с 2 443 в 1950 г. до 550 в 1978 г., число совхозов за это время увеличилось с 43 до 248. Выполнение Продовольственной программы шло туго.

8. Реформы 90-х годов в Татарстане

Демократическое движение в Татарстане

Перестройка в СССР. К середине 1980-х годов кризис власти в Союзе достиг критической точки. Отходивший от власти народ как в областях России, так и в национальных республиках все больше склонялся к оппозиции, требуя реформ. В ответ власти Союза решили взять инициативу в свои руки и выдвинули на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, молодого преуспевающего политика, занимавшего ранее должность первого секретаря Ставропольского крайкома партии, а с 1978 г. -- секретаря ЦК КПСС. В апреле 1985 г. Горбачев объявил свою программу вывода страны из кризиса, назвав ее перестройкой. Тогда он полагал, что главная причина недовольства народа лежит в области экономики. Причину недовольства интеллигенции видел в преследовании инакомыслия. Соответственно сформулировал главные лозунги перестройки: радикальная экономическая реформа, гласность, демократизация общественной жизни, допущение плюрализма мнений.

Восприняв перестройку положительно, советское общество, однако, не удовлетворилось модернизацией коммунизма. Вскоре сформировалась альтернативная горбачевской перестройке программа вывода страны из общегосударственного кризиса. В 1988 г., пользуясь объявленной демократизацией общественной жизни, вернулся в Москву вышедший на свободу А.Д. Сахаров. Заявив на приеме у Горбачева: "Я обрел свободу и ответственность", -- он включился в активную политическую деятельность как духовный лидер оппозиции. Легальная оппозиция стала быстро набирать силу во всех республиках, в том числе в России и Татарстане. По словам Б.Н. Ельцина, именно тогда он принял "духовное лидерство" Сахарова и главным для себя сделал работу по формированию официальной оппозиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать