История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Формирование национально-либерального движения. Инициаторами формирования этого движения выступили наиболее активные в социально-политическом плане представители татарских предпринимателей, национальной интеллигенции к либеральные силы, выде-лиэщиеся из среды исламских деятелей. Среди них были авторитетные ученые -- теологи, авторы трудов по истории ислама, теории исламский этики и исламского правд -- Ризаеддип Фахреддинов (1859-1936), Муса Бигиев (1873-1949), настоятель крупнейшей в Казани медресе "Мухаммадия" Галимджан Баруди (1857--1922), настоятель медресе Иж Буби Габдулла Буби (1871--1922), исламский теолог, социолог и журщцшст Рашид Ибрагимов (1852--1944). Как ученыегтеолощ и педагоги медресе они уже в конце XIX в. выступили с идеями обновление татарского ислама, освобождения его от устаревших догматов. Большим авторитетом пользовались "Теория мусульманского права" "Основы шариата" М. Бигиева. Широкое распространение имела научно-библиографическая энциклопедия "Асар" (Огеды) Ризаеддина Фахретдинова. Обновил учебный процесс в своем Медресе Галимджан Баруди (здесь в начале XX в. обучались более 500 человек). Обучение здесь велось не только по исламской теологии, но и по светским наукам на уровне своего времени. В этом медресе получили образование Ф. Амирхан, М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал и другие деятели национальной культуры и общественного движения. Составлялись учебники не только для медресе, но и для школ. Г. Бару-ди составил татарско-арабско-иранский словарь и учебник для школ "Савадхан" (Книга для Чтения).

В числе зачинателей либерального движения выделялись предприниматель А. Хусаинов, историк, журналист Йосыф Акчура (1876-- 1935), юрист, политик Садри Максуди (1879--1957), ученый, философ Хади Максуди, адвокат, журналист С.Г. Алкин. Они обратили свои взоры на растущее в русском обществе либеральное социально-политическое движение освобожденцев (П. Струве), выступивших под лозунгом введения в России государственного строя конституционно-парламентской монархии, и решили по-своему поддержать русских либералов, считая, что в условиях конституционной монархии условия для национального освобождения будут более благоприятными.

Первая татарская политическая партия. Еще до объявления Манифеста 17 октября, в январе 1905 г. в Казани на конспиративном совещании было принято решение о подготовке татарской политической партии либерально-конституционного направления. Платформу партии должно было составить требование ликвидации национальных и религиозных ограничений, обретение гражданских свобод. В августе 1905 г. в Нижнем Новгороде конспиративно (на прогулочном пароходе) собрался съезд деятелей татарского национального движения, принявших платформу "полного уравнения мусульман с населением русского государства во всех правах политических, гражданских и религиозных".

После объявления Манифеста 17 октября, в январе 1906 г., в Санкт-Петербурге собрался второй съезд татарских национал-либералов. Съезд определил организационную структуру партии. Было решено принять название "Иттифак ал муслимин" (Союз мусульман) и стать партией мусульман-татар всей России. В съезде участвовали также представители Крыма и Кавказа: Исмагил Гаспринский (1852--1914) -- редактор известной тогда в тюркском мире газеты "Тарджиман" (Переводчик), А. Топчибашев -- азербайджанский юрист, редактор газет "Каспий" и "Геят" (Жизнь) и некоторые другие. Предполагалось, что в партию, кроме татар, могут войти и представители других народов -- мусульман. Согласно уставу, принятому на съезде, партия состояла из 16 районных организаций (Санкт-Петербургской, Казанской, Астраханской, Уфимской, Оренбургской, Уральской, Минской, Иркутской, Омской, Семипалатинской, Ташкентской, Ашхабадской, Верненской (Алматы), Бакинской, Симферополь-ской), призванных охватить не только татарское население в Татар-стане, но и татарскую диаспору за его пределами.

В августе 1906 г. на третьем съезде партии были определены идеологические установки партии и ее политическая платформа, выраженные в виде программы. Поддержав политическую линию русских либералов на установление в России государственного строя конституционной монархии, съезд сформулировал следующие требования татарского национального движения. По аграрному вопросу "Иттифак" добивался увеличения земельных наделов татарских крестьян за счет помещичьих, монастырских и иных земель и закрепления этих наде-/юв в качестве их частной собственности. По рабочему вопросу основными требованиями были: свобода деятельности профсоюзов, восьмичасовой рабочий день, обязательное страхование. Среди других требований значились: свобода на проведение собраний, организацию союзов, обществ, учреждений; сохранение государственного языка в центральных учреждениях государства, армии и флоте и установление свободного применения языка преобладающего населения на местах; переход к местному самоуправлению; равноправие конфессий.

Особо рассматривался на съезде вопрос о национальной школе. Было признано целесообразным иметь единую систему образования, предлагалось передать все мектебы в руки общества и содержать все школы за счет государства и местных самоуправлений. Было решено ввести всеобщее начальное образование, включить в программу средней школы в качестве обязательной дисциплины изучение русского

языка.

Вопросы, непосредственно касающиеся исламских организаций, на съезде не рассматривались. В самих мусульманских организациях по этому поводу выявились два мнения. Сторонники Гатауллы Баязи-това, ахуна Санкт-Петербурга, отстаивали единый для всей России муфтият, который работал под контролем правительства. В дальнейшем он занял пост муфтия. Г. Баруди предлагал демократизировать этот орган, создав по России 5 муфтиятов (Оренбургский, Таврический, Туркестанский и два на Кавказе), приблизив их деятельность к местным национальным условиям.

Национально-либеральная программа партии "Иттифак ал мус-лимин" составила основу национального движения на его либеральном этапе. Она широко обсуждалась на страницах татарской периодической печати. Основные ее положения о достижении татарской нацией гражданских свобод и культурно-национальной автономии в условиях конституционно-парламентской монархии проповедовали газета "Йолдыз" (Звезда) Хади Максуди, журнал "Миръат" (Зеркало) Р. Ибрагимова, журнал "Ад Дин вэ ал эдэп" (Религия и этика) Г. Баруди, "Казан мохбире" (Казанский вестник) С.Г. Алкина и др.

Татарская оппозиция в Российской Государственной Думе. Во время выборов в Государственную Думу 1-го созыва в 1906 г. идеи конституционной монархии в российском обществе имели еще сильные позиции. Кадеты, получив в Думе 179 мандатов, вышли на первое место. Одновременно сильные позиции в Думе имели крестьянские депутаты (трудовики), получившие 107 мандатов. Требуя уравнительного распределения земли по трудовой норме, они оказались в большей оппозиции к правительству, чем кадеты. В обеспечении победы кадет-ско-крестьянской оппозиции в Думе свою роль сыграло и татарское национальное движение со своей программой. Правда, сами татарские депутаты, оставаясь в составе общей мусульманской фракции, не успели организоваться в отдельную группу.

Распустив 1-ю Думу в июле 1906 г., царское правительство сумело нанести партии кадетов сильный удар. В Думе 2-го созыва кадеты, получив со своими союзниками 99 мандатов, уступили первенство трудовикам, получившим 104 мандата. Это свидетельствовало, что идея конституционной монархии стала "линять". Зато шло дальнейшее "ле-вение" крестьянства. Потеря авторитета кадетов и общее крестьяне кое левение не могли не отразиться на тактике татарского национального движения. В Думу оказались избранными видные деятели татарского национального движейия Йосыф Акчура, Садри Максуди, Хади Атласи и др. Татарская оппозиция начинает менять курс, переходить от ориентации на кадетов к ориентации на трудовую крестьянскую фракцию. Группа татарских депутатов во главе с Калимуллой Хасаповым под названием "мосульмап хезмэт таифэсе" (мусульманская трудовая группа) примкнули к трудовикам, поддержали "проект 104" по земельному вопросу.

Поворот России к реакции. 2 июня 1907 г. Николай II обнародовал свой новый Манифест, сводящий в основном на нет те уступки, которые у него были вырваны революцией 1905 г. Согласно Манифесту Государственная Дума 2-го созыва распускалась. Этот акт вошел в историю России как третьеиюньский государственный переворот. Мотивировал царь свой шаг тем, что "был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти". Назначая новые выборы на 1 ноября 1907 г. он предупредил, что Основной закон России (имелся в виду закон, изданный 23 апреля 1906 г.) должен выполняться беспрекословно. Речь шла прежде всего о сущеетйе верховной самодержавной власти. В ст. 4 Закона говорилось, что императору Российскому принадлежит верховная самодержавная власть, что он утверждает законы, ему при-надлежит в предела всего государства власть управления во всем ее объеме, что законы, принятые Думой и одобренные Государственным Советом, обретают силу только после утверждения императором. Одновременно Николай II напомнил, что нерусские народы остаются "гражданами второго разряда". В Манифесте говорилось: "Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русской по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских".

На тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены. Не случайно председателем Совета Министров стал один из сторонников шовинистического лозунга 4 Россия для русских" Столыпин.

Правительство получило послушную Думу 3-го созыва. Представители крестьян -- трудовики получили в ней всего 13 мест. В 1910 г. Дума примяла закон, согласно которому помещичье землевладение в Россини сохранялось. Мусульманская фракция имела в этой Думе 10 мандатов: 2 -- из Казанской (С Максуди, Гайса Еникеев), 4 -- из Уфимской, 1 -- из Оренбургской губернии, 1 -- из Крыма, 2-е Кавказа. Одним из руководителей фракции был С. Максуди. Ухудшилась политическая обстановка для деятельности сил национального движения. Г. Баруди был сослан, Й. Акчура, Р. Ибрагимов были вынуждены

эмигрировать.

Русские социалисты. Разочарованное "новым изданием контрреформ" -- "столыпинской реакцией" русское общества обратило свои взоры на русских социалистов, которые предлагали альтернативный для страны путь: замену царской монархии республикой. Особенно активно с такой программой выступали провозглашенная в 1898 г. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и возникшая в 1902 г. Российская партия социалистов-революционеров (РПСР). Правда, программы русских социалистов содержали очень большую опасность: они несли стране, нациям раскол, чреватый непредсказуемыми последствиями вплоть до гражданской войны. Русские социалисты ориентировались на западноевропейских социалистов-марксистов, провозгласивших, что на смену национальной организации общества (национального государства, национальной партии, национальной культуры и т.д.) идет классовая организация общества (классовое государство, классовая партия, классовая культура и т.д.). Успокаивая общественное мнение против этих опасений, русские социалисты вынуждены были заявить, что на первых порах, пока национальные различия не исчезнут в процессе межнациональной интеграции, эти особенности будут учитываться. А главное, русские социалисты убеждали крестьян в том, что в отличие от монархии республика непременно передаст им помещичьи земли, нерусские народы--в том, что они получат национальную свободу. Их призыв свергнуть существующий в стране режим нашел поддержку и у Советов рабочих депутатов.

Имея общую социалистическую линию, эти две партии (В.И. Ульянова-Ленина и В.М. Чернова) находились в жестком соперничестве за первенство. РСДРП, особенно с 1912 г., когда в ней взяло верх большевистское (ленинское) крыло, стала партией крайне левой оппози- ции, заняла враждебную позицию по отношению к РПСР, трудно шла на блоки, отвергала компромиссы. Она ставила своей целью установление в стране жестко классовой Советской республики с сохранением в ней централизации власти, отстаивала единолично регулируемую большевиками демократию, национализацию промышленности, торговли, земли. Иначе говоря, она отстаивала модель "государственного социализма".

Заняв непримиримую позицию по отношению к РСДРП, социалисты-революционеры высказались против "государственного социа- лизма", управляемого "правящей бюрократией". Программа партии эсеров провозгласила: "установление демократической республики с широкой автономией области и общин", "возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение".

Татарские социалисты. Пренебрежительное отношение царя Николая II к Думе, столыпинская реакция ослабили в татарском национальном движении веру в возможность перехода России на путь конституционной монархии. В татарском национальном движении постепенно начинают брать верх радикальные силы. В создавшихся условиях они были склонны связывать перспективу национального освобождения с провозглашением в России республики.

Среди татарской революционной молодежи, возлагавшей надеж-ды на программу РСДРП, был Хусаин Ямашев (1882--1912). Учился он в Казани, в медресе "Мухаммадия", затем окончил татарский учительский институт. В годы революции 1905 г. он стал на путь профессионального революционера, сблизился с русскими социал-демократами. Вместе с ним на этот же путь стали З.Ш. Садыков (1883--1912). Г.З. Сайфутдинов (1882--1918) и некоторые другие молодые представители татарского национального движения. При поддержке русских социал-демократов Ямашев в 1907 г. в Оренбурге начал издавать газе-гу "Урал" на татарском языке. Сотрудничали с газетой Сайфутдинов, известный писатель Г. Кулахметов. Газета разъясняла, что программа "Иттифак", ориентированная на национальное освобождение в рамках конституционной монархии, не может привести к цели. Газета считала, что татарское национальное движение должно принять социалистическую программу, содействовать социал-демократам в установлении в России республики и в составе этой республики добиться национального освобождения. Газета убеждала, что татарские крестьяне получат землю только в результате конфискации помещичьих земель, на чем настаивают социал-демократы.

РСДРП, построенная на принципе демократического централизма и признающая будущую Российскую республику только как унитарную, не допускала создания в России социал-демократических организаций по национальному признаку, тем более их автономию. Татарские социал-демократы, ставшие членами РСДРП, могли составлять лишь национальную группу (секцию) при местном комитете. Такой статус не позволял им выступать как самостоятельная сила национального движения. Все вопросы решал социал-демократический комитет. Татарская группа могла лишь проводить его линию в национальном движении, вести социал-демократическую пропаганду на татарском языке.

Более свободно могли вести себя те татарские социалисты, которые сблизились с РПСР. Последняя не запрещала самостоятельного (на автономных началах) функционирования национальных организаций под флагом "социалист-революционер". В начале 1906 г. в Казани было официально объявлено о создании партии татарских социалистов-революционеров. В мае начала выходить ее легальная газета "Тан йолдызы" (Утренняя звезда). Секретарем издания был профессиональный юрист, выпускник Императорского Казанского университета Фуад Туктаров. Это была первая социалистическая газета на татарском языке. Местные комитеты партии, признающие Казанскую организацию своим центром, возникли в Уфе, Оренбурге, Симбирске. Партия татарских эсеров в определенном смысле выросла из недр "Иттифак ал-муслимин". Ее лидер Садри Максуди был членом ЦК партии "Иттифак". В составе партии татарских эсеров были писатель Гаяз Исхаки, профессиональный юрист С.Г. Алкин, в свое время входившие в инициативную группу по созданию партии "Иттифак". Позже, в 1913 г. в Петербурге под редакцией Гаяза Исхаки начала выходить газета "Иль" (Страна), переведенная в 1914 г. в Москву. Во вторую Думу С. Максуди был избран от Казанской губернии и представлял свою партию. Самостоятельность партия сохранила также в составе Думы третьего, а затем и четвертого созывов. Казанское губернское жандармское управление в одном из документов отметило, что эта партия "почти полностью" приняла программу РПСР, ноу пей "национализм сильно выглядывал... Было желание даже именовать представителей этой организации не социалистами-революционерами, а национал-революционерами".

Одновременно в татарское национальное движение пришли молодые силы, которые не были связаны с партией "Иттифак", фактически прекратившей свою деятельность с вступлением России в мировую войну, и не входили формально ни в оД1ну из действующих татарских социалистических организаций. Среди них были незаурядный публицист, яркий организатор Мулланур Вахитов (1885-1918), талантливый писатель, публицист Галимджан Ибрагимов (1887-1938). Они страстно желали, чтобы царская монархия в России рухнула как можно скорее, и старались помочь гражданскому dозмужанию татарского народа. Галимджан Ибрагимов в 1914 г. создал свой роман "Безнен коннэр" (Наши дни), посвященный революции 1905 г. Книгу подготовило к печати издательство "Гасыр" (Эпоха), но она была конфискована властями.

6. Татарстан в российской революции 1917 г.

Демократическая республика Россия и Татарстан

Свержение царской монархии. Роковым для царской монархии оказался возврат после подавления революции 1905 г. к предреволюционным временам "контрреформ", обновленное издание в 1906 г. закона 1892 г., в котором говорилось, что "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный". После Манифеста 17 октября люди ждали и надеялись, что страна пойдет по пути реформ. Царю же показалось, что спасение России не в реформах, а в "укреплении русского самобытства". В годы реакции, последовавшие за первой русской революцией, а затем в годы первой мировой войны самодержавный строй окончательно дискредитировал себя. Русское общество и нерусские народы убедились, что строй этот неизлечим, реформам не поддается. Войска терпели поражение на русско-германском фронте, хозяйство расстроилось. В стране царила разруха. Народ обнищал.

Поддерживавшие правительство военные и политические силы заволновались. Еще перед смертью, в 1911 г. Столыпин писал: "Война будет фатальной для России и правящей династии". Бывший министр внутренних дел П. Дурново в начале 1914 г. в своей записке, поданной царю, так предсказал последствия войны: "...сначала черный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имущества". В годы войны тревога в правящих кругах усилилась. Лидер Земского союза князь Г. Львов, обращаясь к царю, говорил: "Ваше Императорское величество! Обновите власть. ...Откройте стране этот единственный путь к победе, загроможденный ложью старого порядка управления". Не менее решительными были обращения к царю "слева", со стороны буржуазной оппозиции с требованиями обновлений. Николай II понимал, что теряет поддержку во властной структуре, но не предполагал, что в критический момент эта властная структура, чтобы спасти себя, пойдет на требование отречения царя от власти. И сдаваться он не собирался. В 1915 г. он взял на себя Верховное Главнокомандование, распустил Думу. Попытался выправить положение, усилив личную власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать