История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Милли Меджлис остался верен и другому требованию национального движения -- федеративному переустройству России. Меджлис в своих решениях записал: "Волжско-Уральский штат, представляя по форме своего правления демократическую республику, вместе с другими штатами составит Российскую Федеративную Республику". Тогда еще не было ясно, за какую форму государственного устройства России выскажется предстоящее в январе Российское Учредительное собрание и какую форму государственного устройства России примет Советская власть. Меджлис высказался за Российскую Демократическую Федерацию и за национальные демократические республики, входящие в эту Федерацию. Пункт 4 постановления гласил: "Избранный на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и пропорционального права, парламент Волжско- Уральского штата должен быть единственным высшим законодательным органом во всех вопросах, касающихся штата и его внутренней жизни, за исключением тех вопросов, которые нижеследующими 5-м -- 7-м пунктами изъяты из его ведения". Пункты 5 и 6 излагали вопросы, делегируемые Федеральному парламенту, пункт 7 гласил, что республиканский парламент не вмешивается в национальные дела других народов штата, предоставляя последние исключительно ведению всероссийских национальных органов каждой нации.

Первая сессия Меджлиса завершила свою работу 11 января 1918 г. создав Милли Идэрэ (Национальное управление) и Коллегию по подготовке провозглашения республики. В состав Милли Идэрэ были избраны Садри Максуди (Председатель), Галимджан Барудй (глава духовного управления -- муфтий), Ильяс Алкин (назарат финансов), Н. Курбангалеев (назарат просвещения) и др. В состав Коллегии вошли Галимджан Шараф (председатель), Фатых Сайфи, Садах Атнагулов, Газиз Губайдуллин, Наджиб Халфин. Они представляли различные организации татарско-башкортского национального движения, включая большевиков.

Из решений Междлиса вытекало, что образуемая республика, будучи светской, должна была сохранить связи с исламскими общественными традициями. Газета "Курултай" писала: "Единение ислама с татарской нацией -- залог успешного процветания вновь нарождающихся тюрко-татарских мусульманских штатов". Решения Меджлиса широко обсуждались в татарской периодической печати, на собраниях и митингах. Высказывались мнения за и против. Материалы Меджлиса и деятельность Коллегии по подготовке провозглашения республики освещали газета "Курултай", журнал "Мохтариат" (Автономия).

В начале 1918 г. Коллегия переехала из Уфы в Казань. Казань тогда оказалась разделенной на две части: русскую, где размещался большевистский Казанский Совет, и Новотатарскую, где находилась резиденция Коллегии по подготовке национальной республики. В Казани возникло своеобразное двоевластие. Здесь работа по провозглашению национальной республики расширилась. С 8 января по 3 марта проходил II съезд представителей татарских и башкортских солдат и офицеров (военный съезд), созванный Харби Шура. В числе гостей съезда были делегация Украинской Рады, представитель польских частей. Наряду с военными вопросами съезд обсудил меры практической реализации национальной республики.

Учитывая решение III Всероссийского съезда Советов об объявлении России Федерацией, представитель либерального крыла военного съезда Юсуф Музафаров предложил назвать республику "Волж-ско-Уральская Советская Республика", защищающая социальные интересы "солдат, рабочих и крестьян". Выступивший в качестве оппонента Сахибгарай Саидгалиев высказался за "национальную республику рабочих, крестьян и солдат". В целом же платформа создания в Волжско-Уральском регионе национально-территориальной республики получила поддержку. Съезд согласился с предложением о создании национальных воинских частей с поправкой Сахибгарая Саидгалиева, гласившей, что эти части должны служить интересам "Великой революции, власти рабочих и крестьян".

В целом компромисс между либералами и радикалами был достигнут по вопросам образования национальной республики и создания национальных воинских частей, подчиненных Харби Шура. Однако Решения эти не устраивали Казанский Совет. Председатель Казанского Совета Шейнкман еще в день открытия военного съезда предложил альтернативный вариант, согласно которому Казанская губерния совместно с сЬседними предоставляет татарам и другим народам Волго-Урала культурно-национальную автономию. Не получив одобрения, представители Казанского Совета 17 февраля покинули съезд. В своей декларации они объявили съезд "контрреволюционным" и, желая не допустить образования национальной республики на базе Казанской губернии, открыли параллельную кампанию за реализацию национальной автономии по своему рецепту. Казанский Совет обратился к Советам 10 губерний региона (Нижегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской, Оренбургской, Уфимской, Пермской, Вятской, Пензенской) с предложением совместно обсудить вопрос о создании "областной федерации Поволжья и Приуралья" и решить вопрос о национальных меньшинствах в этой федерации путем образования для них "Генерального комиссариата по делам отдельных народностей". Историк М.К. Мухарямов по этому поводу заметил: "Такая автономия означала как бы федерацию в федерации" Вернее, предложение Казанского Совета было разновидностью обсуждавшейся тогда программы превращения России в административно-территориальную федерацию с предоставлением нерусским народам культурной автономии. Обсуждался этот вопрос на съезде Советов указанных губерний в Казани 21--22 февраля. Были приглашены и представители татарского национального движения. Мнения на съезде разделились. Представители национального движения (Ильяс Алкин" Галимджан Шараф, Енбаев и др.) выступили в защиту Волжско-Уральского штата. Представители Советов в большинстве заняли позицию казанских авторов проекта (Шейнкмана, Гинсбурга, Грасиса). Опережая создание "Федерации Поволжья и Приуралья", Казанский Совет 26 февраля 1918 г. провозгласил Казанскую республику, образовал Совнарком республики, избрал его председателем Я. С. Шейнкмана.

Комиссариат по делам мусульман. Чувствуя, что национальные движения татар и башкортов за создание своей республики обрели широкий размах, правительство Ленина решило перехватить инициативу. 17 января, вскоре после объявления России Федеративной Республикой, был обнародован Декрет Совнаркома об учреждении при Наркомнаце Комиссариата по делам мусульман. Комиссаром назначался член бывшего Учредительного собрания от Казанской губернии Мулланур Вахитов, его заместителями -- член бывшего Учредительного собрания от Уфимской губернии Галимджан Ибрагимов и от Оренбургской губернии Шариф Манатов. Наркомнац, в свою очередь, 27 января принял решение о создании при губернских и уездных Советах отделений Центрального мусульманского комиссариата с отделами труда, крестьянского, военного, культурно-просветительского. Предписывалось, чтобы в работу привлекались только представители левого" социалистического крыла татарского и башкортского движений.

Мулланур Вахитов и его коллеги приняли предложение Ленина во время личной продолжительной беседы 7 января в Смольном. До этого, в декабре 1917 г., Сталин вел переговоры с председателем Всероссийского Милли Шура (Национального Совета) Ахмедом Цаликовым, предлагая сотрудничать с Советской властью. Сталин полагал, что Ахмед Цаликов, стоявший на позициях унитаризма и культурно-пфосветительской автономии, лучше подходит для сотрудничества. Для татарского национального движения эта позиция была неприемлема. Председатель Милли Меджлиса Садри Максуди отсоветовал Цали-кову принимать предложение Сталина. Тогда Ленин обратился к пред-(тавителю федералистского крыла мусульманского движения Мулла-иуру Вахитову, которого Галимджан Ибрагимов назвал "великим революционером Востока". В ходе беседы Мулланур Вахитов получил от Ленина мандат на подготовку Положения о создании в Волжско-Уральском регионе национальной республики татар и башкортов. Это было компромиссное соглашение между национальным движением и Советской властью. Советская власть давала согласие татарско-башкортскому национальному движению создать на этой территории национальную республику, а представители национального движения принимали выдвинутое Советской властью условие образовать "рабоче-крестьянскую Советскую республику".

Формирование аппарата Комиссариата прошло довольно быстро. Началось издание органа Комиссариата -- газеты "Чулпан" (Утренняя звезда). Отделы Комиссариата, называемые в обычной жизни тоже комиссариатами, возникли во всех городах и губерниях, включая Москву, Петроград, Тамбов, Пермь, Саратов, Тюмень, Ташкент, Алматы, Самару, Нижний Новгород. Вскоре Комиссариат подготовил и представил Советскому правительству проект Положения о создании в Волжско-Уральском регионе Татаро-Башкирской Республики (ТБР). По-новому решается и вопрос о национальных воинских частях. Комиссариат по военным делам РФ и Комиссариат по делам мусульман в конце марта издали совместный приказ "О созданри мусульманской рабоче-крестьянской армии". Для реализации этого приказа была образована Центральная мусульманская военная коллегия (ЦМВК) во главе с Муллануром Вахитовым.

Мусульманский комиссариат при Казанском Совете сформировался 21 февраля 1918 г. в более широком составе, чем это предписывалось в телеграмме Наркомиаца. В его состав вошли Мирсаид Сул-тангалиев (комиссар), Сахибгарай Саидгалиев (отдел труда), Шагид Ахмадиев (отдел просвещения), Галиулла Касимов и Камиль Якубов (военный отдел), Гиззениса Тазетдинова (женотдел), Вали Шафигул-лин (издательский отдел). 12 марта началось издание органа Комиссариата -- газеты "Эш" (Труд) -- родоначальницы современной газеты "Ватаным Татарстан". В редколлегию входили Вали Щафигуллин, X. Урманов, К. Каспранский. Были созданы уездные отделы Комиссариата в Чистополе, Тетюшах, Мамадыше, Лаишеве. Независимо от линии Казанского Совета Комиссариат выступал за создание национальной республики в Волжско-Уральском регионе.

Роспуск Волжско-Уральской Республики. Предполагалось, что провозглашение Волжско-Уральской Республики состоится в центре Казани, на театральной площади в торжественной обстановке 28 февраля. Правительство Ленина, опираясь на Казанский и другие Советы региона, нанесло в этот день неожиданный и очень болезненный удар по татарскому национальному движению. После того как 17 февраля представители Казанского Совета покинули II Всероссийский мусульманский военный съезд, началась подготовка мер, направленных на| срыв провозглашения Волжско-Уральской Республики. Был создан Революционный штаб (Я.С. Шейнкман, А.Г. Гинсбург). Драматические события развернулись 28 февраля. Город Казань и Казанская республика были объявлены на военном положении, арестованы руководители Харби Шура -- организаторы мусульманского военного съезда Ильяс Алкин, Юсуф Музафаров, Усман Токумбетов. Благодаря энергичному заступничеству Мусульманского комиссариата и Казанского МСК, арестованные были освобождены. Съезд свою работу продолжил. Однако акт торжественного провозглашения национальной pecпублики был сорван. Началась травля татарского национального движения как националистического, контрреволюционного. Волжско-Уральская Республика пренебрежительно называлась "Забулач-ная республика", или просто "Забулачка". О Харби Шура говорилось, что оно создало "железные дружины", при помощи которых хочет свергнуть Советскую власть в Казани. В этот же день 28 февраля при неизвестных обстоятельствах в Казани был убит сардар (глава) "божьих воинов" общества Волжско-булгарских мусульман Гайнан Вайсов.

Общество это возникло в XIX в. как оппозиция официальному муфтияту Организатором общества был имам Багаутдин Вайсов, получивший исламское образование в Бухаре, а затем в Ширазе (Иран). В 1883 г члены общества были репрессированы царским правительством, сосланы в Сибирь. Сам он был арестован, умер в больнице, его молельный дом в Казани был разрушен. Его сын Гайнан Вайсов с 1905 г. возглавил последователей отца, называвших себя "людьми истины". Одни считали, что к убийству Гайнана Вайсова причастны органы Казанского Совета, другие возлагали ответственность на "исламских националистов".

Казанский Совет направил в Москву телеграмму, информируя центральное Советское правительство о якобы возникшей опасности для Советской власти, с просьбой послать войска. В ответ был направлен отряд матросов Балтийского флота, который прибыл в Казань 28 марта. В этот же день Татарская слобода Казани, где находилось Милли Идэ-рэ, была окружена войсками. По сведениям, представленным Москве Казанским Советом, Харби Шура имело тогда в своем распоряжении до 10 тыс. солдат. Татарское национальное движение не пошло на военное противостояние. Татарские части не участвовали в организованной Казанским Советом политической расправе с участием войск и отряда матросов. Милли Идэрэ (Национальное управление) было распущено декретом Советской власти. Долгая подготовительная работа национального движения по возрождению государственности была уничтожена, но мечта и решимость остались. Духовный отдел Милли Идэрэ, тогда еще уцелевший (Г. Баруди, Р. Фахреддинов, С. Урманов), выступил с протестом против военного подавления властями мирного татарского национального движения. То, чего не делало Временное правительство, сделало Советское правительство.

Советская власть не ограничилась разгоном республики.- В центре и на местах были приняты репрессивные меры против организаций, органов печати и деятелей национального движения. В марте -- апреле были закрыты органы Харби Шура -- газеты "Известия Всероссийского мусульманского Шура" и "Безнен тауыш" (Наш голос), орган партии татарских эсеров газета "Иль" (Страна). Было запрещено издание газет "Курултай", "Йолдыз", "Кояш" (в Казани), "Вакыт" (в Оренбурге), "Тормыш" (в Уфе), журналов "Анг" (в Казани), "Шура" (в Оренбурге) и др. Был демобилизован 95-й мусульманский полк в Казани, расформированы мусульманские полки в Уфе и Оренбурге, распущен мусульманский сводно-гвардейский полк в Петрограде, запрещена деятельность Харби Шура в Казани и его отделов в других городах.

Проект Татаро-Башкирской Республики. Мартовско-апрельские репрессии нанесли большой урон татарскому национальному движению. Оказалась перечеркнутой большая работа по образованию Волжско-Уральской Республики, проделанная со времени русской революции 1905 г. Предстояло приложить новые усилия на пути национального освобождения. Как бы ни был труден путь компромисса с Советской властью, национальное движение решило идти по этому пути, согласиться с предложением Советского правительства создать национальную республику по рецептам большевиков. Условия "советской национально-территориальной автономии" были жесткими. Они требовали большевистского классового раскола единой нации и лишения права учавствовать в политической жизни республики всех "не трудящихся", ликвидации частной собственности, запрещения в создаваемой республики деятельности всех несоветских партий и организаций, принятия идеологии большевистского непримиримого атеизма, признания РКП единственной руководящей партией, принятия и проведения политику диктатуры центральной Советской власти. Эти условия ослабляли татарское национальное движение, если не сказать больше, насильствен" но отстраняли от участия в нем Общество мусульманского духовенства (Г. Баруди), Мусульманский комитет с его газетой "Курултай" (Ф. Tyктаров), партию татарских эсеров (С. Максуди), Харби Шура (И. Алкин)

Тем не менее М. Вахитов, Г. Ибрагимов и Ш. Монатов дали согласие. Трудно поверить в то, что они принципиально расходились со своими соратниками по национальному движению и пошли на этот шаг

из желания избавиться от своих политических конкурентов. История национального движения свидетельствует, что они всегда были едины в главных вопросах национального освобождения -- сохранения единства нации, создании национальной республики на историческом территории Волго-Урала с многопартийной демократической государственной системой, уважении к исламским духовным ценностям нации, поддержке союза с Россией. Татарскому национальному движению надо было реализовать то возможное, на что давало согласий Советское правительство.

Подготовленный Комиссариатом по делам мусульман проект образования национальной республики 22 марта был одобрен Наркомнац и 24 марта опубликован в печати как "Декрет Народного Комиссариату по делам национальностей о Татаро-Башкирской Советской Республике". Декрет предусматривал создание Татаро-Башкирской Республики Российской Федерации на территории Южного Урала и Средней Волга. Республика должна была включать всю Уфимскую губернию, башкортскую часть Оренбургской губернии. Казанскую губернию за исключением чувашско-марийской части, прилегающие мусульманские части Пермской, Вятской, Симбирской, Самарской губерний. Право окончательного установления границ республики принадлежало Учредительному съезду Советов самой республики. Председатель Советского правительства Ленин, согласившись с Положением о ТБР, 22 апреля подписал телеграмму Советам Казани, Уфы, Оренбурга, Симбирска, Перми, Вятки, Екатеринбурга с предписанием направить в Москву своих представителей и представителей Мусульманских комиссариатов для рассмотрения вопроса о Татаро-Башкирской Республике.

Совещание по вопросу об образовании ТБР проходило в Москве 10--16 мая. Представители татарского и башкортского национальных движений в своих выступлениях на совещании, татарские и башкортские национальные организации на местах в своих телеграммах, посланных в адрес совещания, поддержали предложение о создании ТБР, Не возражали против образования ТБР и предетавители татарского национального движения, не приглашенные на совещание по классовым соображениям, хотя считали это полумерой. Среди представителей местных Советов -- участников совещания такого единодушия не было. Карл Грасис (Казанский Совет), И.Я. Тунтул и Ф.Ф. Сыромолотов (Екатеринбургский Совет), Г. Шамигулов (Оренбургский Совет), X. Рамиев (Симбирский Сонет) заявили, что реализация данного Положения "несет с собой расстройство, гибель народного хозяйства, а вместе с тем и пролетариа-га",поскольку национальное правительство, если будет создана ТБР, наберет себе все леса, недра, золотые прииски, продовольствие и т.д. Вернувшись в Казань, К. Грасис выступил на страницах газеты Сонета "Знамя революции" со статьями, в которых назвал ТБР "затеей ослепленных панисламизмом Вахитовых и Ибрагимовых".

Несмотря на эти протесты, совещание приняло решение созвать Учредительный съезд ТБР. Финансирование должен был осуществлять Наркомнац. Напряженность между татарским национальным движением и Советским правительством, возникшая в результате разгона Волжско-Уральской Республики, была смягчена обещанием создания ТБР; Теперь правительство Ленина могло не спешить. Заместитель наркома по делам национальностей С.С. Пестковский так и заявил: "Сталин ... сказал, чтобы с этим делом не торопиться".

Партия мусульманских социалистов-коммунистов. Комиссариат по делам мусульман, переименовавшей себя в связи с принятием Положения об образовании ТБР в Центральный татаро-башкирский комиссариат, вернулся к названию "Центральный мусульманский комиссариат" (ЦМК). Мулланур Вахитов задался целью создать национальную политическую партию, которая стала бы надежной опорой татарского национального движения вообще, Центрального мусульманского комиссариата в создании ТБР, в частности. До этого времени Центральный мусульманский комиссариат опирался на Мусульманские социалистические комитеты (МСК), в рамках которых сотрудничали на местах татарские социалисты, коммунисты, социалисты-революционеры. Сеть этих общественно-политических организаций татарского национального движения после Октября значительно расширилась. После запрещения Советской властью деятельности всех партий, кроме коммунистической, МСК стал единственной легально работающей татарской организацией. К лету 1918 г. кроме Казани МСК действовали в Оренбурге (Уральский МСК), в Архангельске и Вологде, где оказалось много солдат татар и башкортов, Москве, Петрограде, Перми, Самаре, Симбирске, Саратове, Астрахани, Томске, Тюмени, Ташкенте. МСК фактически были организаторами здесь местных мусульманских комиссариатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать