История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Продукция эта частично шла на продажу за пределы деревни. Первое время ее закупали на месте русские купцы-посредники. В XVIII в. формируется новый слой татарских купцов, вывозивших товар на местные рынки. В Казанской губернии центрами местных рынков становятся Атня, Ашит, Алаш, Саба, Матак и др. Местные центры татарской торговли выделились в Нижегородской, Пермской, Самарской, Симбирской, Уфимской губерниях. Постепенно эти рынки обретают татарско-русский характер.

Формирование национального торгового капитала. В 1754 г. правительство отменило внутренние пошлины. Российская экономическая система, российской рынок заработали более интенсивно. В 1763 г. Сенат издал Указ "О нечинений казанским служилым татарам препятствий в отпуске их в разные города для торговых промыслов". По регламенту 1776 г. татарам разрешалась торговля не только в восточных районах, но и во всей России. Национальная экономика Татарстана была включена в общероссийскую экономическую систему, в общероссийский рынок. Это обстоятельство в значительной степени нейтрализовало разъединительный эффект административной) разделения Татарстана между русскими губерниями. города, слободы и деревни, оказавшиеся в составе разных губфнйй, были втянуты в общее экономическое поле взаимодействия. Татарские предприниматели получили возможность приобщиться к обширной российской торговле и выйти на зарубежные рынки. В XVIII--XIX вв. берут начало династии многих татарских предпринимателей -- миллионеров и филантропов: Юнусовых, Апанаевых, Бурнаевых, Замановых, Аитовых, Аппаковых, Арсаевых (Ахмеровых), Усмановых, Сайдашёвых.

Вхождение Татарстана в общероссийскую экономическую систему, в общероссийский рынок имело для Татарстана двоякое значение. В результате возрождающаяся татарская национальная экономика оказалась подчиненной русской национальной экономике, превращающейся во всероссийскую. В то же время сохранялось единство татарской национальной экономической жизни и она возрождалась.

Большую роль в формировании национального торгового капитала сыграли служилые татары, лишенные привилегий на владение землей. Первыми они получили разрешение властей заниматься торговлей и вошли в систему торговли в городах, на крупных ярмарках, , заграничной торговли. Многие купцы Вышли из числа преуспевающих крестьян, Начавших торговлю на местных сельских базарах. В значительной степени они участвовали в хлебной торговле. К XIX в. заметным центром хлебной торговли стал Мамадыш, расположенный на елиянии водных путей, проходящих по Bяf ке и Каме. До данным 1859 г., в городе было зарегистрировано всего 145, в уезде -- 198 купцов, из которых большинство составляли татары. Такими же центрами торговли были Елабуга, Спасск, Чистополь, окруженные плодородными пахотными землями.

Развитыми Центрами торговли стали Свияжск -- на Свияге, Тетюши и Камское устье -- на Волге. В городах проводились ежегодные ярмарки. Объединяющим торговым центром выступала Казань со своими Гостиным двором, Сенным базаром, номерами гостиницы "Булгар". Татарские купцы более высокого уровня торговали в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Вятке, Рыбинске, Оренбурге, Ирбите, Ростове-на-Дону. Особенно славились Макарьевская ярмарка в Нижнем Новгороде, куда из Казани ее перенес Василий III в 1523 г.; Ирбитская ярмарка в Екатеринбургской губернии, которая с 1647 г. стала ежегодной и служила центром торгового обмена европейской России с Сибирью; Оренбургская ярмарка, игравшая главную роль в торговле со Средней Азией и Казахстаном. В Оренбургской губернии был, основан татарский торговый центр в Сеитовской слободе, купцы которой участвовали вместе с русскими купцами в торговом освоении Средней Азии и Казахстана. В числе этих купцов были и казанцы Гали Ищмуратов, братья Даутовы, Маматов и др.

В 1753 г. сеитовские купцы Надыр Сафаров и Якуб Ягафаров совершили четвертое (после Афанасия Никитина, Леонтия Юдина, Семена Маленького) торговое путешествие из Оренбурга в Индию. Татарский купец, известный под фамилией Китаев, участвовал в торговле с Китаем. По данным 1796г., в Казанской губернии было зарегистрировано 595 купцов-татaр, включая крупных. Согласно Жалованной грамоте в Казани в 1799 г., 32 татарские семьи имели звание гильдейских купцов, в том числе второй гильдии -- 8, третьей гильдии -- 24.

В XIX в. татарский торговый капитал превращается в значительную финансовую силу в российской экономике. Возникли влиятельные торговые дома на паевых началах, открывая эпоху акционерных обществ. В 1892 г. было зарегистрировано 10 татарских торговых домов.

Мануфактурное предпринимательство. Мануфактурное производство, стартовавшее в Западной Европе в середине XVI в., в Татар-стане в свои права вступило в конце XVII -- начале XVIII вв. В отличие от России, где преобладали тогда казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры, татарские предприниматели создавали мануфактуры в основном на базе наемного труда. Их основателями были служилые татары, перешедшие в свое время в торговлю. Позже выросли и собственно татарские промышленники.

Первенцами мануфактурного производства стали медеплавильные заводы, ставить которые разрешалось только служилым крещеным татарам. В 1643 г. свою медеплавильную печь на Каме, в Казанской губернии поставил Тумашев. Позже, с 1743 г. в Кукморе (Мамадышский уезд), начал работать медеплавильный завод Асадуллы Иноземцева и его компаньона Абсалямова с общим числом мастеров и рабочих более 450 чел. (Таишевский завод). Завод имел 5 печей и 77 рудников, ежегодно поставлял на рынок более 1500 пудов чистой меди. В 1751 г. в Мензелин-ском уезде появился Иштиряковский медеплавильный завод, принадлежавший семье Иноземцевых. В 1763 г. заработал Пыжманский медеплавильный завод Кобелева в Вятских Полянах. Открыл свой медеплавильный завод Тевкелев. Татарские предприниматели внесли свой вклад в поташное производство. В 1895 г. в Царевококшайске заработал поташный завод Мухаммадкарима Каримова.

Предприниматели-татары сосредоточили свою мануфактурную деятельность в основном там, где не было им запрета -- в хлопчатобумажном ткачестве, в льноткацкой, кожевенной, суконной, мыловаренной областях, и создавали свои предприятия в Казанской, Вятской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и других губерниях, в составе которых оказались значительные территории с татарским населением. С 1718 г. в Казани начали работать кожевенные заводы купцов Апанаева, Абсалямова. Позже появились кожевенные заводы Исхака Галеева, Абдрашита Галанского и др. В середине XVIII в. число кожевенных заводов татарских предпринимателей в Казани достигло 17. Много кожевенных заводов поставили татарские предприниматели в Вятской губернии. В Карийской волости три кожевенных завода принадлежали Сагиту Мустафину, Саме-ту Девлетьярову,' Муслюму Абдулову. Свои кожевенные заводы имели: в. городе Слободской -- Мустафа Абдрахимов, в Малмыжском уезде -- Мухаммадрахим и Абдулла Утямышевы, в Глазове -- Усман Касимов и Усман Каримов. Необработанную кожу частично покупали на Оренбургской ярмарке, готовая продукция шла в города России и страны Востока.

В Казани из 18 мыловаренных мануфактур 11 принадлежали предпринимателям-татарам. Активность проявляли предприниматели-татары в ткацкой и суконной промышленности. В Казанском уезде работали кумачные (кумач -- хлопчатобумажная ткань, окрашенная ярко-красным цветом) мануфактуры Исмагила Бурнаева, Валитова, Губая Мусина, в Арском уезде -- Худайкулова, в Мамадышском уезде -- Назира Баязитова и Баязита Усманова, Царевококшайском уезде -- Мукмина Тагирова, Исхака Мусина, Назира Туктамышева, Сулей-мана Назирова, в Уржумском и Малмыжском уездах (Вятская губерния) -- Монасыпа и Махмуда Маматовых, Махмуда и Абдуллы Утямышевых. Хлопчатобумажную пряжу они получали из Средней Азии, готовую продукцию реализовывали на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, в Москве, Ростове-на-Дону, частично за границей.

По данным Х.Х. Хасанова, к концу XVIII в. было зарегистрировано до 100 мануфактур, принадлежавших предпринимателям-татарам. В начале XIX в. появились мануфактуры предпринимателей-татар в новых отраслях. В 1815 г. Мукмин Хузясеитов открыл в Казанской губернии фабрику писчей бумаги. Две фабрики писчей бумаги (Саг-дибану Маматовой и Дамина Маматова) начали работать в Вятской губернии. Сагит Измайлов и Абсалям Утяганов в Казани поставили салотопенный завод.

Машинная промышленность. Предприниматели-татары начали перестраивать свои мануфактуры в фабрики с машинной техникой в середине ,Х1Х в. На использование наемного труда они перешли раньше. Теперь речь шла о радикальном изменении энергетической базы своих предприятий. Отрасли промышленности, в которых предпринима-тели-татары могли иметь свои предприятия, остались те же: кожевенная, текстильная, мыловаренная, пищевая, писчей бумаги. Из той же легкой промышленности добавились меховая и обувная. Они определяли лицо татарской национальной промышленности. Тяжелая и военная промышленность, машиностроение, также развивавшиеся в Татарстане, в том числе производство машин и орудий для сельского хозяйства, химические предприятия оставались в руках русских предпринимателей. Машины для своих предприятий предприниматели-татары выписывали из европейских стран и российских городов.

Значительные суконные предприятия предпринимателей-татар были сосредоточены в Симбирской губернии. Свои предприятия имели здесь Ахмет Алеев (в 1848 г.), Сулейман Акчурин (в 1849 г.), поставлявшие особенно большие партии армейского сукна в годы Крымской войны. Армейское сукно производили фабрики Хамида Алеева в Самарской губернии, Ишмухаммеда Дебердеева и Мустафы Дебер-деева в Саратовской губернии"

В Казанской губернии фабрики по производству хлопчатобумажных тканей с красильнями имели М.Т. Хузясеитов, У.С. Хузясеитов (Царевококшайский уезд), К.М. Бурнаев (Мамадышский уезд). В самой Казани Заманов, Апанаев, Юнусов, Якубов, Усманов, Арсаев имели мыловаренные и кожевенные заводы с машинным оборудованием. Часть ткацких фабрик, в силу конкуренции с ситцевыми фабриками центральной России, изменили профиль и начали выпускать так называемую "китайку" (ткань, похожую на ввозимую из Китая шелковую). Китаечные фабрики имели Аппаков, Азимов, У разов, Абдул-лин, Бикмухаметов. Абдуллин и Файзуллин построили две фабрики по производству татарской национальной кожаной обуви.

В годы промышленной либерализации после отмены в России крепостного права предприниматели-татары начали, правда, с большим трудом, входить в новые отрасли промышленности. Шакир и Закир Рамеевы в 1868 г. открыли в Оренбургской губернии два золотых прииска, в которых работало около 1000 рабочих. Ахметзян Сайдашев в Казанской губернии имел крупный стекольный завод. Появились центры меховой промышленности: в Казанской губернии -- Мамадышской уезд, в Рязанской губернии -- Касимовский уезд. В городе Касимове в 1879 г. меховую фабрику построил X. Мусаев. Две другие меховые фабрики принадлежали здесь А. Бостанову и Давлеткильдеевьмс Ши-ринскими. Шло промышленное оживление и в других татарских районах Мещеры -- бассейнах рек Оки, Мокши, Цны, Пьяны - у темниковских, алатырских, курмышских, кадомских, инсарских татар.

Предприниматели-татары наладили спичечное и крахмалопаточ-ное производство в Казанской губернии, салотопильное производство в Оренбургской губернии. По данным Х.Х. Хасанова, только в европейской России предприниматели-татары имели в 1890 г. 76 промышленных предприятий. Кроме того, они имели предприятия еще в Сибири, а также в Средней Азии и Казахстане. Среди них выделялись крупные фабриканты и заводчики, связанные с российским банковским капиталом -- Акчурины, Дебердеевы, Рамеевы, Яушевы, Хусаи-новы, Алеевы, Сайдашевы, Арслановы, Утямышевы. В 1907 г. возникло одно из первых обществ татарских промышленников -- Союз суконных фабрик Симбирской губернии, включавший 16 фирм.

Приоритеты духовной жизни. Вступление Татарстана на путь индустриального развития сопровождалось сменой приоритетов национально-культурного и духовного развития татарского народа. Национальному выживанию было характерно развитие национальной культуры, национального образования в рамках и под крышей исламских организаций и исламских ценностей. С XVIII в. постепенно преодолевается эта слитность. Национальная культура, национальное образование" не порывая духовные связи с исламскими ценностями, обретают свои самостоятельные организации и ориентируются на идеи европейского и национального просвещения. Формируется современная рационалистическая татарская национальная культура и национальное образование.

Татарское национально-культурное возрождение имело перед собой два наиболее близких примера: развитие русской национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении русской православной самобытности; развитие турецкой национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении турецкой исламской самобытности. Было понятно, что татарская национальная культура, лишенная государственной поддержки, не могла рассчитывать на подобные успехи. Тем не менее их опыт был привлекателен и ценен для татарского общества.

В XVIII в. Петр I приложил много усилий для создания русской национальной интеллигенции. Была введена новая гражданская азбука, прошла реорганизация церковно-приходских школ. В Санкт-Петербурге с 1714 г. начинает свою работу русская национальная библиотека (Кунсткамера), в 1724 г. открывается Академия наук, получило развитие книгопечатание. В последующие годы русская культура сделала новые шаги. В 1755 г. по инициативе выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова открывается Московский университет, в 1756 г. возник профессиональный русский театр, в 1757 году была основана Академия художеств, начинает выходить первая русская газета. В XIX в. открылись университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Санкт-Петербургский технологический институт. Развиваются изобразительное искусство, музыка, художественная литература. Мировую известность получили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, И.Е. Репин и многие другие. Русская национальная культура была тогда для татарской культуры одним из мостов выхода в Европу. Русские учебные заведения принимали на учебу студентов-татар. При восточном факультете Казанского университета появились специалисты, ведущие исследования по татароведению (К. Фукс, И. Халфин и др.)

В XVIII в. идеи европейского просвещения и модернизации сформировались и в Турции. Практические шаги по их реализации были сделаны при султане Селиме III. В конце XVIII -- начале XIX вв. здесь были провозглашены реформы, получившие название "Низами джадид" (новая система). Инициатором следующего, более широкого этапа реформ* проведенных в 40-70-х гг. XIX в и названных "Танзимат", стал известный политический деятель и дипломат Ра-шид паша (1799--1858). В 60-х гг. XIX в. со своими предложениями об установлении в Турции конституционного строя европейского типа и своим проектом Конституции страны выступил известный государственный деятель Мидхат паша (1822--1883). Конституция эта была провозглашена в 1876 г.

Социальные реформы стимулировали развитие национальной культуры и образования. Исламская культура, расцвет которой относится к периоду становления Османского государства в XIV--XV вв., стала уступать первенство рационалистической национальной культуре. В образовательной системе к Стамбульскому университету, основанному в 1453 г., добавились технический университет (1773), высшая школа коммерческих и экономических наук (1883), Роберт-колледж (1886). Сохранилась турецкая исламская архитектура: мечеть Худа-вендигяр (XIV в.), Зеленая мечеть (XV в.), мечеть Сулаймание (XVI в) в то же время с XVIII в. появились европейские мотивы в зодчестве. В годы танзимата новое развитие получило изобразительное искусство. В 1882 г. открывается художественная школа, в 1859 г. -- профессиональный театр. Расширилось книгопечатание, появившееся в 1727 г. В 1882 г. была основана национальная библиотека имени Баязида. Складывается новая литература Турции. Продолжая традиции своего золотого века (XVI), она теперь обращается лицом к западноевропейской литературе. Литературные круги Турции высоко ценили также русскую литературу.

Общественная мысль в Татарстане, в свою очередь, начинает ориентироваться на индустриальную цивилизацию. На новый уровень поднимается культурное взаимодействие Татарстана с Россией, Турцией и другими странами. В опыте культурного развития Турции, кроме того, были примечательны модернизация исламских учреждений, отказавшихся от претензий единолично представлять духовную жизнь турецкой нации, и, особенно, выход турецкой национальной культуры на самостоятельный путь развития. Перестраивающиеся на началах идей просвещения высшие школы привлекали татарскую молодежь. Издаваемые в Турции книги стали распространяться и в Татарстане. Среди них были изданные в Стамбуле "Лугат" -- трехтомный словарь Ван Кули, книга Челяби "ЖиЬаннамэ" (энциклопедия мира, 1889), французская историко-географическая энциклопедия в переводе на турецкий язык (Каму с ул Галэм, т. 1, 1889). В Турции издавались неразрешенные цензурой в России книги татарских просветителей. Здесь увидела свет книга Г. Баруди, на турецком языке была издана книга Мусы Акъегита "Взгляд на основы европейской культуры" (1899).

Мусульманское духовное управление. Национальное возрождение вызвало к жизни в татарском обществе новые социальные слои -- торговых, промышленных, сельскохозяйственных предпринимателей и гуманистическую светскую интеллигенцию, которые не удовлетворялись старыми исламскими духовными ценностями. В татарском исламе, как в исламе эпохи Просвещения вообще, выдвинулись новые силы, обращенные лицом к новым потребностям людей. Вместо кади-мистской проповеди догматов Корана они пытались учитывать земные потребности людей. Между торгово-промышленными кругами, выступавшими в качестве меценатов, и новым направлением в татарском исламе устанавливается взаимопонимание. Расширились возможности строительства капитальных зданий мечетей. В Казани (Татарской слободе) появилась мечеть, известная ныне как мечеть Марджани.

В XIX в. число таких монументальных мечетей увеличилось. Одна из них была построена в 1849 г. на деньги купца первой гильдии Г.М. Юнусова, имамом в ней был исламский деятель нового направления Габ-дулла Апанаев (1861--1919). Новое направление в татарском исламе нашло свое место в татарском национальном возрождении. Обновленческую исламскую школу представляли Г. Баруди (1857--1922), Р. Фахреддинов (1854-1936), Г. Буби (1871-1922). Крупный ученый по истории ислама Р. Фахреддинов знакомил своих читателей с жизнью и идеями Ибн Рушда.

Появлению реформаторского направления в татарском исламе способствовало еще одно обстоятельство. В 1773 г. был издан указ "О веротерпимости". Смягчилась конфронтация между государственной властью и татарским исламом. Между ними начался диалог. Власти объявили, что соглашаются на легализацию мечетей и представляют исламским священнослужителям свободу в проповеди положений Корана взамен подчинению их деятельности контролю органов власти. Условие было принято.

По правительственному указу 1788 г. в Уфе учреждается Мусульманское духовное управление во главе с муфтием. Власти стали своим указом назначать имамов наиболее крупных мечетей. Их называли указными имамами. Одним из указный имамов в 1850 г. стал Ш. Мар-джани. Мусульманское духовное собрание стало, после татарского торгово-промышленного объединения, второй общественной организацией, работавшей под контролем властей. В его компетенцию входило объединение исламских учреждений и исламских священнослужителей Центральной России и Сибири, направление их религиозно-духовной и культурологической деятельности в лояльное к императорской власти русло. В муфтият были избраны заранее согласованные с властями, влиятельные и преданные режиму имамы. Таковой была процедура выбора и самого муфтия, который затем назначался указом властей. Первым муфтием стал ахун (старшее духовное лицо) Мухам-маджан Хусаин, получивший от императора генеральский чин с высоким государственным окладом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать