История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">татарское население.

Ликвидация самостоятельно работающих татарских национальных коммунистических организаций в самой Татарской АССР вскоре показала правоту М. Султангалиева. Татарский обком РКИ(б), поглотив: их, политически обезоружил здесь татарское национальное движение. Отозванный в Москву не без участия Татарского обкома РКП(б), С. Саид-галиев в июле 1921 г. передал Ленину, наряду с другими, и такой вопрос: "Прав ли я, если придерживаюсь такого мнения, что при правильном понимании резолюции X съезда партии по национальному войросу в процессе реализации ее коммунисты бывшей раньше господствующей нации, как вышестоящие своим уровнем во всех отношениях, должны играть роль педагогов и нянек по отношению к коммунистам и всем трудящимся бывших в угнетении национальндстей, именем которых называется данная автономная республика..." Отвечая, Ленин не опроверг сущность его изложения позиции X съезда РКП(б), только поправил, написав: "Не педагогов и нянек, а помощников".

М. Султангалиев оказался оппонентом ЦК РКП(б) и Федерального правительства также по другим вопросам национального строительства в Российской Федерации. В целях укрепления национального суверенитета он предлагал создать в национальных республиках свои национальные части Красной Армии, учредить специальный орган для координации деятельности национальных коммунистических организаций этих республик, разрешить национальным республикам самостоятельный выход на международную арену и т.д.

В отличие от трех предыдущих совещаний, IV совещание было созвано не для решения вопросов национального строительства в открытой дискуссии, а с целью публично наказать татарское национальное движение. Еще до совещания, 4 мая 1923 г. Центральная Контрольная Комиссия РКП(б) исключила М. Султангалиева из партии, квалифицируя его как "антипартийный и антисоветский элемент". Он был арестован и осужден, в работе совещания участия не принимал. Письмо-протест, подписанное многими татарскими общественными деятелями, в том числе Ш. Усм^новым, было отвергнуто. Татарское национальное движение, национальное движение других нерусских народов России в лице М. Султангалиева потеряли выдающегося защитника своих интересов. Одновременно совещание стало трибуной огульного обвинения в национализме всей татарской части руководства Татарстана во главе с председателем правительства республики Кашафом Мухтаровым.

Совещание было вынуждено констатировать, что "уклон к национализму" (т.е. непримиримость в защите национальных интересов) явился "реакцией против великорусского шовинизма, который нашел свое выражение в целом ряде ошибок русских товарищей на местах". Но эти "товарищи", т.е. руководство Татарстанского обкома РКП(б) не только не были наказаны, но и получили полномочия наказывать вплоть до снятия с работы тех, кто, по их мнению, оставался на позициях татарского национального движения и защиты татарских национальных интересов. Назначенный на съезде Советов председатель правительства Кашаф Мухтаров, члены его команды Г. Мансуров А. Енбаев и другие, председатель ЦИК Советов Татарстана Рауф Сабиров были сняты со своих постов партийным решением!.

Государственные должности татарские работники могли занимать только по рекомендации обкома партии. 14 марта 1926 г. обком рекомендовал на должность председателя Совнаркома республики Хаджи Габидуллина, наркома земледелия -- М.А. Ахметшина, наркома труда -- Ш.С. Измайлова, наркома здравоохранения -- Ф.Г. Мухамадья-рова и т.д. ЦИК республики назначал их на должности только после утверждения их в Москве.

Обвинения в султангалиевщине и преследования коснулись и тех татарских коммунистов, которые работали среди татарского населения в русских губерниях и других национальных республиках. Здесь началось свертывание деятельности организаций (секций) коммунистов татар и башкортов. Стали закрываться издаваемые ими газеты.

Эти репрессивные меры Советской власти подрывали позиции татарского национального движения в Татарстане, затрудняли национально-культурную деятельность татарских коммунистов среди татарского населения за пределами Татарстана, но искоренить само татарское национальное движение не смогли. Татарское национальное движение продолжало существовать легально. Вторая половина 20-х годов стала периодом новых открытых дискуссий между органами союзной власти и деятелями татарского национального движения. В ТАССР и за ее пределами расширилось издание литературы на татарском языке по истории татарской государственности, проблемам татарской национальной экономики, культуры, науки. Обвиненные в национализме деятели татарского национального движения продолжали служить своей нации. Причем свои суждения они излагали легально. Очевидно, отсюда пошло мнение, что Султангалиев, Мухтаров, Сабиров создали в Москве свой "антисоветский центр". Деятели татарского национального движения выступили против слепого копирования западного марксизма, были уверены в необходимости сохранить в татарском обществе традиции ислама, ставшие национальными. Не устраивала их политика обязательной классовой дифференциации татарской нации, ратовали они за широкую социальную базу власти, включающую рабочих, работающих крестьян, мелких и средних предпринимателей с использованием, как они говорили, передовой части крупной (промышленной) национальной буржуазии и национальной

интеллигенции.

Да и судьба России для них не была безразличной. М. Султангалиев утверждал, что в нынешнем виде СССР не имеет перспективы. Вероятнее всего, писал он, Россия разделится на свои национальные части, создаст несколько новых, самостоятельно существующих государственных организмов. Может случиться так, что образуется коллективная власть национальных республик. Это будет означать, по его мнению, признание самостоятельно существующих национальных государств.

Абсолютная власть центра в Татарстане. Новый поход большевистского центра против татарского национального движения был начат в 1929 г. В марте Сталин выступил с разъяснением своего понимания национального вопроса в СССР. Особо ополчился он против тех, кто предлагал добавить к его определению нации пятый признак -- наличие своего национального государства. Действительно, в СССР многие нерусские нации имели теперь свои республики, и у них шел процесс становления национальных государств, что относилось и к татарской нации. Сталин ответил, что так было в период разложения феодализма и развития капитализма, что тогда формировались "современные нации" со своими национальными государствами: французская, английская, итальянская, североамериканская и др. Их лучше называть буржуазными нациями. Буржуазия и ее националистические партии стояли тогда во главе национальных движений и проводили идею классового мира внутри нации ради ее единства. Но у нас в СССР,; разъяснял далее Сталин, -- уже нет буржуазных наций, вместо них возникли новые советские (социалистические) нации, у нас пет национального гнета, "давно уже ликвидированы национальные государственные перегородки", исчезла социальная база для существования национальных движений.

Эти высказывания стали теоретическим оправданием для одностороннего отказа от соглашения 1920 года с татарским национальным] движением (М. Вахитов, М. Султангалиев, Г. Ибрагимов, С. Саидга-лиев и др.) и достигнутого при этом компромисса. Ограниченная сверху автономия ТАССР становится урезанной. Татарское население, проживающее за пределами национальной республики, лишается национальных организаций, реализующих национально-культурную автономию. Татарское национальное движение объявляется вне закона.

В 1929 г. союзная власть при широком участии органов ОГПУ начала беспрецедентную травлю татарского национального движения; объявив его буржуазно-националистическим, антисоветским движением. Последовал повторный арест М. Султангалиева. Были репрео сированы бывшие руководители Татарской республики Кашаф Мухтаров, Рауф Сабиров, обвиненные в продолжении националистической деятельности. Политические репрессии охватили и деятелей татарского национального движения, работавших среди татарского населения за пределами Татарстана -- в Москве, Ленинграде, на Урале, в Сибири, на Донбассе, Казказе, в Средней Азии. В 1930 г. ЦК ВКП(б) принял решение упразднить все татарские коммунистические организации (секции), работавшие при местных партийных комитетах русских областей и других республик. Сами эти организации были объявлены буржуазно-националистическими, а их лидеры репрессированы, Наиболее тяжелый удар по татарскому национальному движению был нанесен в 30-х годах. Были объявлены "врагами народа" и репрессированы тысячи неугодных властям представителей татарского народа -- государственных, общественных, хозяйственных, религиозных деятелей, представителей национальной культуры. Обвинение было стандартным -- государственная измена. Трафаретными были и формулировки обвинительных заключений за исключением лично сти обвиняемого, названия региона, национальности и сферы деятельности. В обвинительном заключении репрессированных в Татарстане татар, например, значилось: "обвиняется в контрреволюционной пра-вотроцкистской националистической деятельности в Татарстане. Является активным участником Казанского контрреволюционного троц-кистско-правопантюркистского центра, совершившего убийство СМ. Кирова и подготовлявшего террористические акты по физическому устранению тов. Сталина и других руководителей партии и правительства, вел организованную борьбу за вооруженное свержение Советской власти и реставрацию капитализма. Проводил вербовку в антисоветскую организацию новых членов и сам лично осуществлял вредительство в области ..." (указывалась область деятельности обвиняемого). Объявленное в СССР вне закона татарское национальное движение продолжало действовать легально за грающей, в самом Союзе перешло в подполье.

Запрещейие татарского национального движения тяжело отразилось на судьбе татарского общества в Союзе. На несколько десятилетий татарская нация лишилась легального национального общественно-политического центра -- генератора национальной идеи и организатора деятельности масс на реализацию этой идеи. Юридически татарская автономия сохранилась, фактически в Татарстане установилась абсолютная власть центра. Поскольку, по словам Сталина, "национальные государственные перегородки" давно ликвидированы, большевистские лидеры перестали рассматривать территорию Татарской республики как национальную территорию. Юридически сохранялись органы автономной власти -- Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров республики. Фактически в жесткой структуре властной вертикали центра решающей фигурой становится партийный функционер, направляемый в Татарстан из Москвы в качестве первого секретаря местного обкома ВКП(б), Эту должность в Татарстане в 1928-1937 гг. занимали М.П. Разумов, затем А.К. Лепа, которые, в свою очередь, были под контролем ОГПУ. Любые оппозиционные политические поступки в Союзе подпадали под статьи Уголовного Кодекса.

При первом секретаре обкома ВКП(б) работало политическое Бюро, которое фактически оказалось во главе административной власти в республике. По его представлению в 1930 г. сессия ЦИК республики избрала на должность председателя ЦИК Хариса Мратхузина, утвердила на должность председателя Правительства (Совнаркома) -- К.А. Абрамова. Они, как и другие члены ЦИК и правительства, понимали свой долг перед своим народом, чувствовали ответственность за автономию. Связанные, однако, партийной дисциплиной, беспрекословно выполняли указания центра, идущие вразрез с линией татарского национального движения. В универсальных представителей центральных учреждений Союза и Российской Федерации превратились наркоматы, судебные и другие республиканские органы. Были упразднены татарские национальные районы, татарские национальные сельсоветы в русских областях России и других республиках.

Экономические преобразования. Национализация промышленности и земли, проведенная после Октября, разрушила основы татарской национальной экономики. Татарские промышленные предприятия и торговые заведения были экспроприированы в пользу Российского государства. Татарское крестьянское хозяйство было обескровлено комбедовской антикулацкой политикой. В 20-х годах национальное крестьянское хозяйство в Татарстане и татарских национальных районах русских губерний и других республик было в основном восстановлено. Тогда же татарские нэпманы начали восстанавливать национальные промышленные и торговые заведения.

С распространением принятых Союзной властью методов индустриализации и коллективизации завершились экономические преобразования, начатые в России после Октябрьской революции. Татарский народ лишился своей национальной экономики. Она перешла в распоряжение Союзного государства и его органов в Российской Федерации. В распоряжении Союзного государства оказались и природные богатства татарского народа. Автономия оказалась без автономной экономики.

Необычным оказалось экономическое развитие Татарстана в 30-е годы. В годы трех предвоенных пятилеток было построено много крупных современных объектов -- ТЭЦы, авиационный и моторный заводы, завод синтетического каучука, обувная фабрика, многое другое. Были реконструированы и по новому заработали пороховой завод, льнокомбинат, комбинат имени Вахитова, Менделеевский химзавод и т.д. По официальной статистике, общий объем продукции крупной промышленности республики в 1940 г. вырос по сравнению с 1913 г. в 12 раз, машиностроения и металлообработки -- в 71 раз, промышленности строительных материалов, по сравнению с 1928 г., -- в 7 раз. Все это строилось и реконструировалось руками рабочих республики за счет централизованного союзного финансирования и целиком принадлежало союзному центру. Одновременно годы довоенных пятилеток стали периодом огромных разрушений производственных сил республики. В ходе ликвидации частной собственности республика лишилась мелких и средних производителей, которые в основном обеспечивали население товарами широкого потребления и услугами. Союзная власть, сосредоточив в своих руках всю легкую и пищевую промышленность, мало заботилась об их развитии. Наибольшие экономические разрушения были вызваны массовой коллективизацией на селе, проведенной в республике в 1929--1935 гг. В ходе раскулачивания были конфискованы и разбазарены производственный потенциал и имущество всех крепких и многих средних крестьянских хозяйств. Вынужденные всю свою продукцию сдавать государству колхозы даже к 1941 г. далеко не восстановили уровень военного 1916 г. по поголовью коров, свцней, овец и коз. По официальной статистике, на территории республики в 1916 г. было 609,0 тыс. голов крупного рогатого скота, в 1941 г. -- 524,0 тыс. голов. Очень скромным оказался рост в зерновом хозяйстве. Посевные площади под зерновые культуры выросли с 2 516,0 тыс. га в 1928 г. до 2 633,7 тыс. га в 1940 г. (рост на 4,6%). Валовой сбор зерновых культур в 1940 г. составил 1849,3 тыс. тонн против 1709,8 тыс. тонн в 1928 г. (рост

на 8,1%).

Централизованная планово-распределительная система, принятая Союзным центром для экономического взаимодействия с областями и автономиями, фактически лишала республику своего бюджета. Оказался упраздненным еще одни атрибут автономии. Все доходы республики шли в Союзную и Российскую республиканскую казну. Центральная власть ежегодно при утверждении государственного бюджета определяла размеры бюджета Татарстана. Съезд Советов Татарстана, в свою очередь, принимал его без особых изменений. Бюджет этот не отражал фактические финансовые возможности республики. Центр обращался с республикой как с одним из доноров Союзного государства, что сильно сдерживало ее социально-культурное развитие, служило причиной сравнительно низкого уровня материального обеспечения

населения.

Принятие Конституции ТАССР. 25 июня 1937 г. XI Чрезвычайный Съезд Советов Татарстана утвердил Конституцию ТАССР, составленную на базе Конституций Советского Союза и Российской Федерации, которые, в свою очередь, были приняты в 1936 и 1937 гг. К этому времени завершился второй этап развития Татарской автономной республики. Итоги первого этапа были подведены в дни пятилетия республики в 1925 г. Это был этап становления Татарской АССР на основе компромисса, достигнутого между татарским национальным движением и властями Союза. На втором этапе, особенно с 1929 г., произошла деформация татарской национальной автономии. После запрещения татарского национального движения Татарстан оказался беззащитным перед коммунистическим абсолютизмом.

По переписи населения 1939 г. население Татарстана составило 2915,3 тыс. человек. Мужчины составляли 46, 6%, женщины 53, 4%. В городах проживал 21% населения. На 1 января 1940 г. в республике было: районов -- 63, городов и рабочих поселков - 21, сельсоветов -- 1683, сельских населенных пунктов -- 4502. Доля татарского населения уменьшилась по сравнению с 1920 г. на 2,2% и составляла 48,8%.

Татарстан стал важной промышленной базой Советского Союза. По официальным данным, в Татарстане в 1938 г. действовало 14 932 промышленных предприятия. Среднегодовое число рабочих в них составило (без работающих на дому) 110 618 человек. В крупной промышленности республики работало 32 тыс. рабочих-татар, составляя 37,4 % всех рабочих этой отрасли. Было произведено продукции на 948 426 тыс. руб. в ценах 1926/27 гг. Кустари (кооперированные и не кооперированные) составляли 2,2% населения. Татарстан являлся устойчивым поставщиком сельскохозяйственной продукции в Союзный фонд. В 1939 г. эта продукция производилась в государственных (53 совхоза) и государственно-кооперативных (3 893 колхоза) хозяйствах. Единолично вели свое хозяйство 5,4% крестьянских дворов.

Сама Конституция, принятая в 1937 г., скорее, была идеологическим документом; чем Основным Законом. В ней пространно были описаны изменения, произошедшие в Татарстане в результате построения социалистического общества. Констатировалось, что в экономике республики ликвидирована частная собственность, ее место занял социалистический (государственный) сектор; что общество в Татарстане состоит из двух дружественных классов - рабочих и крестьян; что отныне в республике вводится новая избирательная система, обеспечивающая всеобщее избирательное право и тайное голосование. В Конституции торжественно провозглашались права и свободы граждан -- право на труд, на отдых, образование, свобода слова, печати.

В качестве законодательного органа республики Конституция утвердила Верховный Совет во главе с Президиумом. В июне 1938 г. на I сессии Верховного Совета председателем Президиума Верховного Совета Республики избирается Г.А. Динмухамедов. Органами государственной власти в районах, городах, поселках, селах, деревнях провозглашаются Советы депутатов трудящихся. Одновременно Конституция закрепляет фактически установившееся положение о подчиненности органов государственной власти соответствующим комитетам ВКП(б) -- обкому, горкому, райкому. Специальная статья Конституции гласила, что Коммунистическая партия представляет собой "руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". В качестве герба Республики принимается герб Российской Федерации, где под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера помещалась надпись "Татарстан АССР". Государственным флагом Татарстана был утвержден флаг РСФСР с дополнительной надцисью "ТАССР".

Установившееся в СССР расхождение слова и дела сохранилось и после принятия новых конституций, в том числе и Конституции Татарстана. Несмотря на торжественное провозглашение прав и свобод граждан, в том числе и права на объединение в общественные организации, право на национальные общественные организации восстановлено не было. Татары могли участвовать в "интернациональных" общественных и иных организациях трудящихся. Под запретом оставалось и татарское национальное движение. Татары могли участвовать только в "интернациональном" коммунистическом движении. Сохранилась практика "классового очищения" татарского общества. Принятие Конституции не остановило беззакония властей. Последовавшие репрессии оказались не менее жестокими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать