История Татарстана с древнейших времен до наших дней
p align="left">Часть научной интеллигенции -- выходцев из Волжской Булгарии продолжала работать, как свидетельствует Ш. Марджани, за пределами страны. Многие же после учебы и путешествий возвращались и работали дома. Ал Гарнати в своей книге "Дары разума" пишет, что он, будучи в Булгаре (XII в.), познакомился с Якубом бин Нугманом, автором книги "Тарихи Булгария" (История Булгара). Якуб Нугман получил образование в Нишапуре, вернувшись в Булгар, занимал пост казыя. О другом историке и юристе, большом знатоке шариата Хами-де бин Идрис ал Булгари Ш. Марджани сообщает, что он в 1106 г. был еще жив. Ш. Марджани указывает также, что Сулайман бин Дауд ас Саксини в своей книге "Зухратер рияз ва нузхэтул-колуб ал мираз" (Сад роз, исцеляющий сердца больных) много раз упоминает его имя и приводит его высказывания. В 1996 г. Национальная библиотека Ирана передала Национальной библиотеке Татарстана копию медицинского трактата булгарского ученого XIII в. Тадж эд Дина, который ученым еще предстоит изучить.

Волжская Булгария с далеких времен славилась богатым устным и письменным художественным творчеством. Древнее предание о начале земли Булгарской, воспроизведенное иранским историком Мир-хондом (1433--1498) в книге "Раузат ас Сафа" (изд. в Бомбее), могло быть создано только здесь. В нем повествуется, что один из двух сыновей Яфеса бин Нуха, от которых пошли тюркские племена, был Гумари. Он любил наслаждаться и имел особую страсть к охоте на дичь. Однажды во время очередной охоты он очутился в пределах края с умеренным климатом, отличавшимся от знойных пустынь. Здесь были цветущие луга, на которые еще не ступала нога человека. Местность Гумари пришлась по душе, и он решил там поселиться. Аллах подарил ему двух сыновей. Одного из них он назвал Булгар, другого -- Буртас. Достигнув зрелости, сыновья в этом,же крае выбрали себе места для самостоятельной жизни и обустроились. Народ, который живет в этом крае, берет начало от их рода. Как видно, это древнее предание отличается от эпических произведений некоторых других тюркских народов ("Огуз намэ" и др.), в которых начало рода связывается с волком.

До нас дошли образцы устного народного творчества в виде байтов об Алтынчеч, о булгарских богатырях и др. Ш. Марджани считает образцами литературы булгарского периода такие произведения, как "Ике былбыл кыйсасы", "Науруз бэетэ". Науруз -- новый год тогда праздновался по мусульманскому лунному календарю (хэмэл хисабы) и отставал от астрономического начала года с каждым лунным годом на 11 дней. Так науруз байрам обходил все времена года приблизительно за 33 года".

Выдающимся образцом художественной литературы является поэма известного в мире Кул Гали (около 1183--1236) "Кыйсаи Йосыф" (Сказание о Йосыфе). Кул Гали -- писатель, историк, философ родился в городе Булгаре, учился здесь же в медресе. Много путешествовал, был в Хорезме, Герате, Сирии, Иерусалиме, Мекке. После возвращения на родину преподавал в медресе, занимался поэтическим творчеством, писал трактаты. Дошедшая до нас его поэма является крупным произведением. Написана она в 1223 г. на древне-татарском языке с арабской графикой. Язык этот -- древний тюрки -- был принят в Волжской Булгарии и в кыпчакском мире, а также в государстве карахаиидов (Туркестан) до формирования чагатайского (староузбекского) языка

Для своей поэмы Кул Гали избрал благочестивую кораническую тему, на которую в начале XI в. Фирдоуси написал поэму "Йосыф -- Зулайха" на языке фарси. Ш. Марджани назвал "Кыйсаи Йосыф" первой тюркской поэмой. Основную сюжетную линию поэмы составляет любовь Зулайхи к Йосыфу. На религиозном материале автор излагает свои социально-исторические, философские и этико-эстетические взгляды. В центре внимания Кул Гали -- проблемы гуманизма, справедливости, взаимопонимания. Он старается доказать, что даже в самые трудные времена (например, когда в стране семь лет подряд свирепствовала засуха) при помощи науки, знаний, расчетливых экономических мер и справедливого государственного правления можно избежать катастроф, защитить и сохранить жизнь людей.

В конце поэмы дается описание города, заложенного Йосыфом на другом берегу Нила, где создано изобилие, а люди живут только по справедливости. Эти социальные мотивы, возможно, были продиктованы благополучным развитием Волжской Булгарии в прошедшие годы и возникшей уже тревогой за будущее страны в связи с нараставшей опасностью монгольского завоевания. Кул Гали не был единственном поэтом своей эпохи, но он поднялся над горизонтом так высоко, что навсегда остался звездою первой величины.

В Волжской Булгарии было создано и развито оригинальное декоративно-прикладное искусство. В музеях собрано значительное количество изделий булгарских ювелиров (золотых и серебряных), мастеров художественной чеканки по металлу (железу, меди, бронзе), художественной керамики, художественной обработки кости. На всех этих изделиях можно увидеть самобытный булгарский орнамент, разработанный местными мастерами.

Обще-булгарская культура XI--XIII вв. имела гуманистическое направление. В ней мы видим отражение политико-правовых и духовно-психологических ценностей народа.

Волжская Булгария и Золотая Орда

Международное положение Волжской Булгарии. В начале XIII в. Волжская Булгария была международно-признанным государством с широкими торгово-экономическими и культурными связями. Значительно укрепились ее позиции на востоке: в Хорезмии, Бухаре, Восточном Туркестане, Иране, Сирии и других странах. По-новому складывались отношения Волжской Булгарии и с Западом -- с Северной и Южной Русью. Торгово-экономические и культурные связи Волжской Булгарии доминировали не только во взаимодействии с Востоком. Это было характерно и для булгаро-русских отношений.

Во многих исторических источниках X--XIII вв. булгаро-русское взаимодействие преподносится в виде бесконечных взаимных нападений друг на друга. Безусловно, булгаро-русское соперничество этого периода было фактом. Тем не менее следует видеть главную линию булгаро-русских отношений в торгово-экономических связях; иначе не было бы расцвета Волжской Булгарии в XI--XIII вв.

Негативное отношение потрудились закрепить некоторые историки и к кыпчакам (половцам), которые часто рисуются как "кочевники-степняки", насильственно занявшие южные земли и устраивавшие оттуда грабительские набеги на русские земли. Конечно, между княжествами было всякое: от добрых торговых отношений до войны. И все же приоритет оставался за мирными торгово-экономическими и культурными отношениями. В результате развитие Волжской Булгарии в X--XIII вв. шло в направлении экономического и культурного сближения с кыпчакскими землями. Во взаимодействии с финно-угорскими народами на первый план также выступали экономические и культурные интересы. Волжская Булгария объективно становится притягательной для этих народов.

Трудно сказать, как бы стала развиваться история Татарстана* не вклинься в этот естественный процесс новое историческое событие, потрясшее тогда мир, -- монгольская экспансия. Она коснулась значительной части стран: Китая, Индии, Ирана, стран Средней Азии и Восточной Европы. Среди них оказалась Волжская Булгария.

Монгольское вторжение в Волжскую Булгарию. Монгольская империя провозглашена в городе Каракоруме в 1206 г. во главе с императором Тимучином, получившим титул Чингисхана. Монголы -- один из древнейших народов мира, стояли близко по языку к тюркским народам и издревле сотрудничали с ними. Жили они крупными аилами, способными выставлять по 10--100 воинов каждый. Примерно по такому же принципу монголы собрали войска среди своих союзников -- тюркских народов: уйгуров, орхоно-енисейских татарских племенных объединений, имевших свои первичные государственные образования; татарских всадников, служивших в северном Китае на охране границ. Общее название войск было не монголы, а монголо-татары, иначе -- просто татары, воевавшие под командой монгольских военачальников.

Духовно объединявшей силой монголов являлась религия северного буддизма, зародившаяся в I в. н.э. в северо-восточной Индии и получившая распространение в виде Махаяны (Большой Колесницы) в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. В Махаяне есть "Путешествие в царство тенгриев", с чем, возможно, каким-то образом связано татарское "Тангри". Монголы имели свою письменность, восходящую через уйгурское письмо к одному из видов арамейского. Знаки писались сверху вниз, справа налево. Решающей политической силой империи стала хорошо вооруженная и умело организованная армия. В Восточной Европе первой жертвой монгольского нападения стала территория кыпчаков. Монгольские войска проникли на Дон через Кавказ. Войска сына Кончак хана Юрия Кончаковича не смогли оказать им должного сопротивления. Потерпел поражение и Котян хан в 1223 г., хотя ему была оказана некоторая помощь со стороны южнорусских князей.

Следующей страной на пути монгольского завоевания в Восточной Европе оказалась Волжская Булгария. В том же 1223 г. передовые части монгольских войск подошли к южным границам Волжской Булгарии и завязали бой в двух направлениях: через переправу на реке Жаяк на юго-востоке и в районе города-крепости Саксин на южной Волге. Волжская Булгария впервые оказалась перед столь организованной грозной военной силой. К тому же она была тогда без сильных военных союзников. Договоры Волжской Булгарии с северорусскими княжествами касались ненападения друг на друга, однако пока не предусматривали общую борьбу с внешней опасностью. Русские княжества общую опасность видели на Западе в лице католицизма (в Ливонии, Литве). Монгольское же нашествие в их представлении не должно было выйти за пределы кыпчакских и булгарских земель.

Тем не менее хорошо вооруженная по тем временам булгарская армия оказалась вполне способной оказать сопротивление. Показал свой полководческий талант и правитель Волжской Булгарии Салим хан, организовав оборону на дальних подступах. Ко всему этому монгольские войска оказались значительно потрепанными в предыдущих боях за кыпчакские земли Сыгнака и в Ургенче. Монгольское наступление на Волжскую Булгарию в 1223 г. захлебнулось. Монголам пришлось заняться перегруппировкой войск, подтягиванием резервов и пополнением запасов.

Тем временем в центре империи Каракоруме обстановка несколько изменилась. В 1227 г. умер Чингисхан. Преемником Чингисхана был объявлен его сын Угедей. Возглавить поход на Волжскую Булгарию было поручено внуку Чингисхана, молодому энергичному полководцу Бату. Поход он возобновил в 1236 г., имея несравнимую тогда по численности и мощи армию в 150 тыс. воинов, включая элитную конницу, инженерные войска, вспомогательные воинские службы, поддержку двигавшегося с ним населения -- семей воинов. У него были обеспечены тыл (улус Джагатая в Средней Азии) и фланги, (монгольские части в Иране, Азербайджане, Северном Кавказе и на Дону, в Азове).

Разыгравшиеся на территории Волжской Булгарии сражения были ожесточенными. Однако Волжская Булгария, имея потенциальную возможность мобилизовать 30 тыс. войск, оказалась с самого начала в невыгодном положении и сражение проиграла.

Потеря политической независимости. Потеря политической независимости вызвала серьезные осложнения в жизни Волжской Булгарии. Первые годы монгольского владычества А.Х. Халиков называет периодом "тотальной войны монголов с Булгарией". Вооруженные силы, народ страны оказали завоевателям ожесточенное сопротивление. Монгольским войскам покорение страны досталось ценой больших потерь со своей стороны и сопровождалось разрушением местных городов и сел. Когда же народное сопротивление отошло вглубь страны, карательные отряды принесли разрушения и разорения и туда. К этому добавились массовые грабежи продовольствия и фуража.

Монгольские полководцы на завоеванных территориях становились организаторами новой власти. Так, завоевание Средней Азии и устройство там власти было поручено сыну Чингисхана Джагатаю, и там образовалась страна Джагатая (Улус Джагатая). Дешти Кыпчак, Волжская Булгария и русские земли были отданы во владение другому сыну Чингисхана, Джучи. Русские земли были завоеваны монголами после Волжской Булгарии. Рязанское, Владимирское и другие северные русские земли, за исключением Новгорода, признали себя вассалами Монгольской империи в 1237--1238 гг., Галицко-Волынская земля (Львов) -- в 1241--1242 гг. Дальше начиналась территория стран, объединенных католицизмом. Монгольские войска хотя и предприняли отдельные походы в эти страны, но закрепиться там не смогли. Так возникла в составе Монгольской империи страна Джута (Улус Джучи), в нее была включена Волжская Булгария.

Волжская Булгария и Улус Джучи. В первое время завоеванные монголами территории непосредственно включались в состав Монгольской империи и управлялись из Каракорума. Главнокомандующий Бату был назначен военным правителем новой монгольской провин- " ции с титулом Бату хан (Батый хан).

В первое время Батый хан избрал в качестве своей резиденции город Булгар. Он не разогнал существовавшую местную систему государственного управления, а подчинил ее себе. Илхам, сын Селим хана, возможно, был первым правителем Волжской Булгарии, получившим ярлык с титулом эмира (князя), а не хана. Батый хан видел выгоду для себя и в существующей городской системе торговли и ремеслу. На смену произволу завоевателей приходит относительный оккупационный порядок. Вскоре столицей Улуса Джучи стал вновь построенный город Сарай Бату в низовьях Волги. Правительство и войска Батый хана покинули город Булгар. Биляр, в свою очередь, сохраняет значение одно го из экономических и культурных центров страны. Историки отмечают, что правителем княжества Биляр был старший сын эмира Илхама Алимбек. После его смерти, в 60-70-х гг. правил Биляром, возможно, Булемшах ибн Алимбек. В Булгаре на могильном камне сохранилась эпитафия с надписью: Буляртай-эмир ибн Булемшах, умер в 1323 г.

Прямые грабежи в стране прекратились, но администрацией Батый хана были установлены налоги, непосильные для народа. Для сбора налогов (дани) по всем округам были назначены баскаки -- сборщики налогов, а в помощь им в городах размещались воинские части. В таком же податно-подчиненном статусе управлял Батый хан и Русью.

Собственно страна Джучи, управляемая Батый ханом, включала I восточный и Западный Кыпчакстан, Хорезмию, Огузо-тюркскую территорию северного Казахстана, Ногайскую степь нижнего Поволжья. Будучи выдающимся государственным деятелем, Батый хан заложил правовые основы будущего государства Золотая Орда. Политическое кредо Батый хана оформилось в рамках монгольской идеи об универсальном государстве, где на первом месте стоит правовое начало -- правовое подчинение. Придерживаясь монгольского варианта буддизма, он имел глубокое религиозное чувство, но государственные дела решал независимо. Монгольский буддизм он никому не стал навязывать, был исключительно веротерпим. Эту монгольскую черту' отмечают и многие русские историки.

Становление государства Золотая Орда. С начала 60-х годов XIII в. Монгольская империя начала распадаться. От нее отделились Улусы и превратились в независимые государства. Страна Джучи как самостоятельное государство Золотая Орда оформилась при сыне Батый хана Берке хане. Появилась новая столица государства -- Сарай Берке, недалеко от Сарая Бату (около 1260). Такими же крупными были города Сарайчик, У век (Саратов), Хаджи Тархан (Астрахань), Гюлистан, Маджар (на Северном Кавказе), Азак (Азов) и др.

В отличие от расхожего мнения, европейская половецкая степь не была лишь землей скотоводов-кочевников. Она представляла собой цивилизованную страну с высокой городской и земледельческой культурой, развитым ремеслом и торговлей. Известный специалист по кыпчаковедению (куманологии) П.В. Голубовский назвал кыпчаков народом древнейшей культуры. Вряд ли Карамзин имел веские основания назвать половцев "неутомимыми злодеями". С образованием государства Золотая Орда страна кыпчаков получает новую систему государственного устройства. Происходит централизация управления под властью Сарая. Большинство историков сходятся в том" что Берке хан в государственном устройстве продолжал линию Батый хана, основываясь на монгольском государственном праве. Причем это государственное право реализуется с учетом духовного и психологического настроя местного населения.

После Берке хана свой позитивный след в истории Золотой Орды оставил Тохта хан (1291--1313). В русских источниках он характеризуется как "властный и сильный" и в то же время "правосудимый и добро-расположенный к людям всякого вероисповедания". Среди представителей монгольской династии, продолжавших государственную политику правового управления, а также традиции социально-экономического и культурного развития страны кыпчаков, можно назвать Узбек хана (1313--1341 гг.). Сам он родился в тюркской (кыпчакской) семье. При нем ислам стал официальной государственной религией Орды. Историки отмечают, что с этого времени существенно усиливается поворот кыпчаков и оставшихся здесь монголов к исламу. Узбек * хан отличался также своим покровительством православию. Известен его Уккз, согласно которому русские православной веры, живущие в Орде, были подсудны только православному митрополиту. Указ предусматривал уголовное преследование за надругательство над православной церковью. Сын Узбек хана Джанибек хан в 1342--1357 гг. правил страной примерно в этом же духе. В это время Дешти Кыпчак достигла наивысшего развития.

Арабский путешественник Ибн Баттута (1304--1377) оставил подробное описание Дешти Кыпчак в середине XIV в. Дворец хана в Сарае он называет Алтын Таш. По его словам, это величественное каменное здание, с огромным куполом, завершенным золотым полумесяцем, и с башнями по сторонам. В Большом зале приемов был трон, позади которого висел государственный флаг. Упоминает Ибн Баттута большое число городов -- торговых и ремесленных центров: Гулистан, Укэк, Бэлжамин, Хаджитархан, Мажар, Азак, Су Дат, Кара Феодосия, Крым Солхат, Аккирмэн и др. Имелась своя развитая денежная система -- медные, серебряные, а иногда и золотые монеты. Действовала своя таможенная система (тамгачи). Сам город Сарай, по мнению Ибн Баттута, напоминал Хазарский Итиль -- был многолюдным, с многочисленным населением, много-конфессиональным. Здесь жили кыпчаки, булгары, монголы, черкесы, русские -- люди, проповедовавшие ислам, буддизм, христианство. Прекрасные соборные мечети соседствовали с церквями и буддистскими храмами. В торговом центре были купцы, приехавшие из разных стран -- Египта, Ирана, Ирака, Сирии, России и других стран.

Общественная жизнь Волжской Булгарии в XIII-XIV вв.

Политическая структура. Общественная жизнь Волжской Бул-гарии по-прежнему регламентировалась правовыми нормами шариата. Сохранялся шариатский суд, находившийся под надзором главного казыя. По-прежнему продолжалась деятельность исламских духовных учреждений и улемов. Главным толкователем законов, принимаемых в стране на основе исламского права, оставался муфтий. Стабильными были международное положение Волжской Булгарии, ее связи с исламскими государствами и Русью.

Однако в структуре власти и в формах реализации власти происходят изменения в направлении приближения к нормам монгольского государственного права. Верховная власть в Волжской Булгарии переходит в руки ордынского хана, который свою волю, как выразитель верховной власти, фиксирует в ярлыке (грамоте). Правитель Волжской Булгарии, наряду с общепризнанным божественным правовым документом -- Кораном получает еще и высочайший светский правовой документ. Теперь они чином пониже. Чаще его именуют эмиром-повелителем, имеющим кроме Аллаха еще и светского главу объединенного государства в лице ордынского хана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать